
«Поводом стал домашний арест Владимира Евтушенкова по обвинению в незаконной приватизации «Башнефти». В тот момент Сергеева написала обращение в Генпрокуратуру о незаконном отчуждении активов ГУП «ММЦ»», – пояснил знакомый с ситуацией источник VADEMECUM.
Обвинение предпринимателю Евтушенкову было предъявлено в сентябре 2014 года «по факту хищения акций предприятий, входящих в топливно‑энергетический комплекс Республики Башкортостан, и их легализации». В Следственном комитете добились заключения Евтушенкова под домашний арест. 30 октября 2014 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ и решил изъять у АФК «Система» 71% акций компании «Башнефть» и передать их государству.
В пресс‑службе «Медси» сообщили, что 28 ноября прошлого года компания получила запрос от Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ на предоставление данных для проверки законности передачи клиник ГУП «ММЦ». «Мы предоставили всю запрашиваемую информацию, однако об итогах проверок нам пока ничего не известно», – ответили в компании.
Факт проверки VADEMECUM подтвердили в Генпрокуратуре РФ, уточнив, что проводила ее городская прокуратура, но никаких нарушений не нашла. То, что проверка проходила по заявлению Сергеевой в прокуратуре Москвы, VADEMECUM к моменту подписания номера в печать подтвердить или опровергнуть не успели. Сама Сергеева комментировать историю с прокурорской проверкой отказалась.
И ДАТЬ, И ВЗЯТЬ
Слияние группы компаний «Медси» и ММЦ было анонсировано в апреле 2012 года, когда сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба. Тот год вообще выдался урожайным на инвестиции в частную медицину: финансовая корпорация IFC купила 6% в ОАО «Медицина», оценив всю компанию в $540 млн, инвестфонд Baring Vostok Capital Partners приобрел 27% Европейского медицинского центра, назначив цену исходя из оценки капитализации в $370 млн, а сеть частных роддомов «Мать и дитя» вышла на IPO с капитализацией $900 млн.
План Владимира Евтушенкова был самым амбициозным из всех. Он решил объединить «Медси», крупнейшую сеть частных клиник страны с выручкой в 2011 году $199 млн, с клиниками и санаториями ГУП «ММЦ», чья выручка составила в 2011 году около $150 млн. Далее планировалось продать чуть менее 25% объединенной компании за $200 млн инвестиционным фондам – Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) и крупному британскому инвестфонду Apax Partners, на вырученные средства провести модернизацию и расширение «Медси», всего за год‑два нарастив ее выручку до $1 млрд, и, наконец, в 2014 году выйти на IPO с ожидаемой капитализацией $1,2–1,6 млрд.
Поначалу все шло по плану. ГУП «ММЦ» передало «Медси» три больницы, четыре поликлиники и три санатория, оцененные аудиторами в сумму свыше 6 млрд рублей ($205 млн) в обмен на 25,02% объединенной компании.
Была ли эта сделка справедливой? Как пояснил аналитик по телекоммуникациям, медиа и IT «Газпромбанка» Сергей Васин, эксперты оценивают капитализацию «Медси» (в структуре малых активов АФК «Система») по упрощенной схеме: стоимость компании равна выручке, прогнозируемой на следующий год. Исходя из этой формулы, можно предположить, что уже объединенная «Медси» на момент сделки с ММЦ могла быть приблизительно оценена в $294 млн – именно столько составила выручка компании по итогам 2013 года. Таким образом, ММЦ за свой вклад $205 млн теоретически могла претендовать на гораздо большую долю в объединенной компании, чем блокпакет.
Впрочем, у столичного правительства, которое и раньше не раз сотрудничало с Евтушенковым, похоже, были иные резоны – власти хотели сократить издержки на содержание громоздкого имущественного комплекса.
«Самая большая проблема – содержание имущества ММЦ, на что у мэрии уходили миллиарды рублей в год. Мэрия отдала свои клиники, получила 25% стоимости объединенной компании, то есть обменяла расходы на капитализацию, что неплохо», – рассуждает источник, близкий к «Медси».
ПОПРАВКА НА УПРАВЛЕНИЕ
Для облегчения процесса слияния двух компаний президентом «Медси» еще в январе 2012 года была назначена Татьяна Сергеева, до того работавшая гендиректором ГУП «ММЦ», – личность в столичном правительстве весьма известная и влиятельная, говорят источники VADEMECUM в мэрии, ведь фактически именно она много лет лечила чиновников и членов их семей.
Сергеева была полна энтузиазма. «Медси» и ММЦ друг дружке подошли, как ключ к замку, причем замком я считаю ММЦ. Это сеть закрытая, которая не продвигала себя: кто знал, тот знал. А ключ – это «Медси», которая позволяет нам ворваться на рынок», – сказала она в интервью журналу Forbes в 2012 году.
Операционные показатели группы значительно улучшились за счет присоединения активов ММЦ. По итогам 2012 года выручка выросла на 12,5% – до $223,9 млн. Количество посещений увеличилось на 20,9%, а средний чек составил 1,4 тысячи рублей. Благодаря ММЦ «Медси» получила договоры на оказание медуслуг чиновникам городского правительства и членам их семей, а также других прикрепленных пациентов ММЦ.
В ноябре 2012 года Евтушенков начал подготовку к реализации следующего этапа плана – председателем совета директоров «Медси» был назначен Хавар Манн, до того девять лет проработавший в Лондоне соруководителем направления «Здравоохранение» в Apax Partners.
Однако потом все пошло наперекосяк. В коллективе «Медси», как и во всякой компании, находящейся в стадии перестройки, возникли противоречия, о которых косвенно свидетельствуют сообщения бывших сотрудников на форумах. «С приходом в январе Сергеевой Татьяны Евгеньевны на должность президента компании из нее стали уходить грамотные специалисты и приходить «специалисты» из ГУП «Медицинский центр», – жаловался в июле 2012 года анонимный посетитель ресурса AntiJob.net. – Сейчас в компании идет прессинг сотрудников, которые работают, и в почете те, кто ничего не делает, но способен доносить Сергеевой на других сотрудников... Основные процессы заторможены, премию за 2011 год не дали до сих пор».
Не только взаимоотношения с коллективом, но и сама интеграция тоже забуксовала, свидетельствует источник VADEMECUM, близкий к «Медси». По его словам, задачей нового президента было объединить активы, распределить пациентские потоки и структурировать управление, однако Татьяна Сергеева, привыкшая работать в государственном учреждении, не вписалась в корпоративный формат.
В мае 2013 года Хавар Манн сменил Сергееву на посту президента «Медси», то есть взял в свои руки всю полноту оперативного управления, а она осталась в не очень понятной должности «советника по медицинским вопросам АФК «Система».
ГУП НА ШЕЕ
Манн, видимо, не совладал с российской спецификой бизнеса – уже через неполных четыре месяца его вернули на пост председателя совета директоров, а президентом стал Алексей Чупин, до того возглавлявший фармпроизводителя «Биннофарм» (эта компания тоже входит в АФК «Система»).
В интервью VADEMECUM в июле 2013 года Чупин оценил успехи предшественников невысоко, но в детали вдаваться не стал: «Я боюсь назвать какую-то одну конкретную причину. Лидера не было в компании – это самая главная причина». Группу компаний он сравнивал с мельницей, «которая работает, но ни убытков не приносит, ни муки»: «При том потенциале, при том объеме бизнеса, которыми владеет компания, она должна давать в тысячу раз больше».
К концу 2013 года Манн и вовсе исчез из списков аффилированных лиц «Медси», а вместе с ним, видимо, и надежда на финансирование от Apax, а также и от РФПИ (который, по уставу, инвестирует только совместно с иностранцами).
«Фонд не удовлетворили показатели рентабельности, и он отказался. А «Медси» осталась с камнем на шее – активами, требующими ремонта и модернизации», – объясняет источник.
Летом 2014 года ушла из «Медси» и Сергеева. По данным СПАРК‑Интерфакс, она вернулась на прежнее место работы – вновь возглавила то, что осталось от ГУП «ММЦ».
Татьяна Сергеева подтвердила VADEMECUM, что не работает в АФК «Система» уже больше года, но отказалась комментировать события вокруг «Медси».
Согласно данным, опубликованным на сайте «Медси», ГУП «ММЦ» по‑прежнему остается акционером компании. «Пакет «25% + одна акция и более» называется блокирующим. Акционер с таким пакетом акций может блокировать любое решение на собрании акционеров, касающееся вопросов изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, заключения крупных сделок, – объясняет юрист, партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. – То есть владелец 25,02% акций может влиять на все важные вопросы, касающиеся общества и изменений в нем, включая решение о продаже активов общества, если продается значительная их часть».
В «Медси» утверждают, что ГУП «ММЦ» контролирует деятельность компании через совет директоров, куда входят его представители – заместитель гендиректора по лечебной работе ММЦ Сергей Поляков и главный врач санатория «Переделкино» ГУП «Медицинский центр» Антон Зайцев.
ВСТАЛИ‑УЖАЛИСЬ
Официально в «Медси» рапортуют об успехах. «Последние два года мы интегрировали активы ГУП в состав холдинга и работали над коммерциализацией наших клиник. Сейчас вся «домашняя работа» сделана, операционная готовность компании составляет 90–100%, и теперь мы будем работать над усилением своей конкурентоспособности на рынке», – говорит операционный директор «Медси» Алексей Курач.
В этом году в «Медси» планируют продолжить укрупнять подразделения, в результате чего в холдинге будут образованы семь бизнес‑единиц. В одну структуру будут выделены 11 поликлиник первичного приема, а также поликлиники в Благовещенском переулке и на Солянке. Двумя отдельными единицами станут клинические больницы в Боткинском проезде и в Отрадном, клинико‑диагностический центр на Белорусской и Международная клиника «Медси», санатории и wellness‑центры, детские клиники.
На момент сдачи номера «Медси» еще не успела опубликовать годовой отчет. Алексей Курач утверждает, что по итогам 2014 года выручка всех подразделений компании, помимо учреждений, ранее входивших в состав ММЦ, продемонстрировала рост в 25%. За девять месяцев 2014 года, согласно данным АФК «Система», выручка «Медси» составила $206 млн. Для сравнения, за девять месяцев 2013 года этот показатель равнялся $216 млн.
В пресс‑службе «Медси» уточнили, что контракт на обслуживание сотрудников государственных и муниципальных учреждений Москвы действовал и в 2014 году, несмотря на то что клиники стали частными. Но теперь схема изменилась.
«С начала 2015 года правительство Москвы отменило бесплатное обслуживание чиновников в ведомственных поликлиниках, заменив его выплатой денежных компенсаций. Тем не менее более 7 тысяч госслужащих и членов их семей с начала этого года заключили договоры на программы прямого медицинского прикрепления в наших клиниках», – утверждают в «Медси».
Между тем в компании продолжилась управленческая чехарда: в ноябре 2014‑го третий раз за последние три года в группе сменился президент – эту должность заняла бывший вице‑президент по корпоративным коммуникациям и взаимодействию с органами власти «Башнефти» Елена Брусилова.
«Перед Брусиловой поставлена задача максимально сократить издержки, поэтому с ее приходом компания вошла в режим жесткой экономии и сокращения всех непрофильных расходов», – говорит близкий к «Медси» источник. На форумах вновь начали появляться гневные (и не всегда цензурные) отзывы обиженных сотрудников.
А что насчет IPO? В АФК «Система» VADEMECUM сообщили, что «Медси» продолжает оставаться стратегическим активом, а планы публичного размещения растянулись на ближайшие три года.