По количеству ежегодно совершаемых пластических операций Бразилия уступает лишь США. А по такому экзотическому показателю, как число хирургов‑пластиков на душу населения, даже превосходит Штаты: один специалист на 44 тысячи бразильцев против одного – на 50 тысяч американцев. И дело даже не в том, что относительная дешевизна услуг эстетической хирургии привлекает в Бразилию тысячи медтуристов из ближнего и дальнего зарубежья. Рост рынка, полагают эксперты, скорее связан с тем, что традиционный для Латинской Америки культ красивого тела получил поддержку бурно развивающейся экономики.
США и Бразилия с большим отрывом лидируют среди стран, известных своими центрами пластической хирургии. По данным Международного общества пластической хирургии (ISAPS), в 2011 году в США было проведено 1,094 млн операций, в Бразилии – 905 тысяч, в то время как ближайший конкурент, Китай, мог похвастаться лишь 415 тысячами манипуляций. Более свежей официальной статистики нет, однако сами бразильцы утверждают, что в 2012 году провели уже 1,592 млн операций.
В Бразилии в 250 клиниках работают более 6 тысяч узкоотраслевых специалистов. Самый известный в мире пластический хирург и, пожалуй, самый знаменитый после Пеле бразилец – 87-летний Иво Питанги, стоявший у истоков отрасли, – в своей именной клинике в Рио-де-Жанейро, согласно информации, просочившейся в СМИ, поправил внешность десяткам звезд мировой величины.
Бразильская компания Silimed, производящая грудные имплантаты, находится на третьем месте в мире по объемам продаж после американских Allergan и Mentor. Продукция Silimed, занимающая 80% бразильского рынка имплантатов, распространяется в 70 странах мира.
Официальной информации о финансовых показателях рынка не существует, но даже самый приблизительный подсчет показывает, что годовой объем сегмента только пластических операций (без учета нехирургических манипуляций и дополнительных услуг) превышает в Бразилии $2 млрд.
Бытует устойчивое мнение, что популярность пластической хирургии в бывшей португальской колонии вызвана желанием женщин с африканскими корнями уменьшить размер груди и за счет этого акцентировать внимание на ягодицах. Значимость этого параметра женской красоты отмечает специалист по Бразилии туристического агентства «Калипсо М-Тур» Андрей Красников: «По моим наблюдениям, у бразильских женщин нет особых проблем с размером груди, гораздо больше они озабочены формой ягодиц». Впрочем, американская мода на большой бюст также повлияла на запросы и предпочтения бразильянок. «В Бразилии пластическая хирургия становится нормой, общепринятым способом заботы о своем теле», – утверждает антрополог, автор книги «Красота, секс и пластическая хирургия в Бразилии» Александр Эдмондс. Одна из главных тем глянцевых бразильских журналов – новости о пластических операциях, которые делают звезды шоу-бизнеса, а изменение внешности актеров популярных сериалов стало одной из основных интриг бразильских мыльных опер. Рост экономики позволил рядовым гражданам страны приблизиться к своим кумирам. Даже среднего достатка бразильянки благодаря скидкам и рассрочкам платежей, предлагаемым местными клиниками, имеют доступ к услугам пластической хирургии.
Самые популярные в Бразилии виды пластических операций – липосакция, изменение размера и формы молочных желез и ягодиц, лифтинг лица и корректировка формы ушей. Борющиеся за клиентов на конкурентном рынке клиники добавляют к вышеперечисленным услугам абдоминопластику, ринопластику, блефаропластику, другие типы вмешательств и комплексы реабилитационных процедур. Такой набор, как правило, свидетельствует об ориентации клиники на зарубежных пациентов. Например, находящаяся в курортном городе Форталеза на северо-востоке страны Estetica Brasil в основном обслуживает медтуристов: в пакет услуг входят встреча в аэропорту, размещение в комфортабельном, располагающем SPA-программами, отеле, постоперационнные курсы. Об уровне клиники, как правило, можно судить по скорости обслуживания: в высококлассных, достойно оборудованных и укомплектованных персоналом учреждениях операцию проводят уже на следующий день после первой консультации.
Только из близлежащих стран Латинской Америки ежегодно в Бразилию приезжают 50 тысяч медицинских туристов, каждый десятый пациент клиник пластической хирургии – иностранец.
Поток клиентов из Северной Америки увеличивается пропорционально количественному, а главное – качественному развитию сегмента. Цены на операции эстетической хирургии в Бразилии в два-три раза ниже, чем в США и Европе. Например, лифтинг лица может обойтись здесь в $2,2 тысячи (в США стоимость таких операций начинается от $8 тысяч), увеличение груди с применением имплантатов – в $3 тысячи ($4-5 тысяч), липосакция – в $2 тысячи ($3-4 тысячи). Относительная дешевизна услуг, которые при этом осуществляются на высоком профессиональном и техническом уровне, – безусловное конкурентное преимущество Бразилии. Бонусом выступает традиционно привлекательная для туристов карнавальная экзотика. Большинство клиник эстетической хирургии сосредоточено в крупнейших городах страны – Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (только в последнем работают 899 пластических хирургов), однако у мегаполисов есть свои минусы – загрязненность воздуха, пробки, уличная преступность. Поэтому операторы медтуризма все чаще советуют клиники северных курортов страны – Натала или Форталезы, где цены пока ниже, чем в Рио или Сан-Паулу, а качество базовых и сопутствующих услуг, возможно, даже выше.
Основная беда бурного роста – засилье посредников на рынке со слабой системой контроля качества и сертификации услуг. «У всех бразильских клиник есть красочные сайты, на которых рассказывается о потрясающем сервисе, – объясняет Андрей Красников. – Однако на месте вас может ждать офис размером два на три метра, перепродающий услуги настоящих медицинских центров». Проблема – в отсутствии унифицированной системы сертификации пластических клиник госорганами. Ни контролирующий отрасль в целом Федеральный совет медицины, ни Ассоциация врачей Бразилии не занимаются лицензированием деятельности пластических хирургов. А саморегулируемые организации пока влияют на процесс недостаточно эффективно. Президент Ассоциации пластической хирургии Бразилии (SBCP) – самого крупного в стране отраслевого сообщества – Хосе Орасио Абудиб неоднократно заявлял, что каждый профессиональный хирург или клиника должны иметь лицензию SBPC. Но это абсолютно нелегитимная заявка: у SBPC нет государственного статуса, а кроме нее в стране действуют еще несколько профобъединений – Общество медицины и пластической хирургии Бразилии (SBMCPE), Бразильское общество эстетической хирургии (SBCE) и другие.
Но заявлять о полном попустительстве власти в отношении уровня профподготовки отраслевых специалистов тоже нельзя. Пластический хирург в Бразилии, помимо шестилетнего обучения в медицинском вузе, проходит двухгодичный специалитет: его организацию берут на себя государственные госпитали или ассоциации пластических хирургов. Например, двухгодичные курсы повышения квалификации SBMCPE предусматривают 1 000 часов занятий по соответствующей нормам Министерства образования программе, выпускные экзамены и получение диплома. Многие бразильские специалисты пластической хирургии получили докторскую степень в медицине.
За успехами бразильских клиник пластической хирургии ревниво следят ближайшие соседи – пользующиеся определенным авторитетом в научно-медицинском сообществе Латинской Америки специалисты из Аргентины и Мексики. Вполне качественными и чуть ли не самыми дешевыми в мире считаются услуги пластических хирургов в клиниках Боливии, куда отправляются за красивыми телами даже из самой Бразилии.