27 Июля 2024 Суббота

≪Я всех довозил живыми≫
Кирилл Седов Мединдустрия
16 сентября 2014, 16:28
6472

Как врач «скорой» стал главным по медподготовке силовиков

От травм, полученных в результате несчастных случаев, ежегодно погибают около миллиона россиян, причем несовместимые с жизнью повреждения получают только 15–20% пострадавших. «Остальные могли бы выжить, если бы кто‑то не прошел мимо», – делает вывод бывший врач скорой помощи Валерий Бубнов. Он уже более 20 лет руководит собственной школой, где учит спасать людей, а для наглядности процесса наладил производство специальных роботов‑тренажеров. Среди его клиентов – силовые ведомства, крупные производственные компании и сотни частных лиц.

«СКОРОЙ» В ШКОЛУ

Весной, при температуре воздуха +2°, с моста на мелководье упал легковой автомобиль. Пострадавших четверо – две девушки, подросток и грудной ребенок. Водитель машины уже вынес их на берег, и теперь одна из девушек стонет от сильных болей в правой ноге: в области голеностопного сустава увеличивается отек. Другая девушка лежит на спине и не подает признаков жизни. Младенец неподвижен, его лицо синеет, рот часто и широко открывается, но крика нет. Подросток лежит на спине без признаков жизни, возле его правой ноги – большая лужа крови. Когда к мальчику вернется сознание, он будет жаловаться на боли в области таза, а из бедренной артерии забьет фонтанирующая струя крови. Ситуация критическая, но из-за сильной заболоченности берега бригада скорой помощи не может подойти к пострадавшим ближе чем на 50 метров.

Это стандартная ситуационная задача учебно-тренировочных сборов в национальном центре обучения навыкам оказания первой помощи ≪Школа Бубнова≫. Контрольное время исполнения – пять минут. Команда из четырех человек должна оказать помощь всем пострадавшим в ДТП и доставить к месту расположения бригады медиков (за линию старта-финиша). В роли пострадавших – специальные роботы-тренажеры, разработанные для обучения навыкам реанимации.

За процессом следит сам Валерий Бубнов – член Международной академии наук экологии и безопасности ООН, обладатель многочисленных международных наград в области изобретений, инноваций и обучения навыкам оказания первой помощи. Теорией и практикой медицины катастроф он занимается около 30 лет, и за это время по его методикам было обучено около 2 млн работников опасных видов производства и транспорта, более 40 тысяч сотрудников ФСБ, МВД и МЧС и около 100 тысяч студентов и школьников.

Сам Бубнов оказанию первой помощи обучался по старинке – работая на ≪скорой≫. Туда он пришел студентом третьего курса ММСИ им. Н.А. Семашко в середине 70-х. ≪Это была чудесная школа, – вспоминает врач. – Я оказался в очень интересной должности и. о. фельдшера, ее нельзя было даже записать в трудовую книжку. Студенты лечебного факультета имели право подрабатывать в этой должности на скорой помощи, и после окончания вуза мы должны были еще пять лет там проработать. Это была прекрасная практика≫.

После института Бубнов работал врачом на подстанции скорой помощи в НИИ им. Н.В. Склифосовского, там же закончил ординатуру и получил специализацию по кардиореанимации. В 1983 году он перешел в систему Министерства путей сообщения, где работал уже исключительно на реанимобилях. ≪Коллеги называли меня талисманом, потому что с 1982 года у меня перестали умирать больные. Я действительно всех довозил живыми, хотя в реанимации, как правило, теряют до 30%≫, – говорит врач. Неудивительно, что вскоре Бубнов стал главным специалистом медподготовки всех служб МПС СССР и параллельно, ≪на общественных началах≫, готовил учебники и программы для фельдшеров скорой помощи.

ШТАТСКИЙ СОВЕТНИК

Многие идеи для своих методик Валерий Бубнов позаимствовал из опыта силовых структур, с которыми всегда активно работал. В спецназе использовались очень интересные методики, вспоминает врач. Например, как с одного взгляда получить максимум информации или минимальными действиями достичь максимального эффекта.

В 80-е Бубнову было предложено поучаствовать в создании именно такого учебника – по медицине катастроф, но с учетом наработок спецслужб. Суть разрабатываемых тогда методик Валерий Бубнов формулирует не по-штатски лаконично: ≪Пострадавших много, нас, врачей, – мало. Надо в кратчайшее время взять информацию о состоянии каждого пострадавшего – живой или нет. Затем минимальным количеством действий сделать так, чтобы все подопечные дожили до прибытия основного эшелона помощи≫.

Вообще, Валерий Бубнов убежден, что очевидцу несчастного случая достаточно владеть пятью навыками оказания первой помощи и знать пять-шесть ситуаций (состояние клинической смерти, комы, опасного для жизни кровотечения, попадания на кожу и в глаза агрессивных жидкостей и термических ожогов), чтобы в реальности спасти и сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала. На занятиях Бубнова эти навыки отрабатываются до автоматизма.

В Минздраве к тому времени осознали необходимость систематизации всех накопленных знаний в сфере медицины катастроф и приступили к научной и практической разработке этой проблемы. ≪Уже тогда было понятно – что-то может пойти не так, какие-то катастрофы будут происходить≫, – констатирует сейчас Бубнов. Заказ на создание учебника был получен в 1985 году. До аварии на Чернобыльской АЭС оставалось несколько месяцев.

Учебник был окончательно готов только к 1991 году. Уже был набран его сигнальный экземпляр, но тут все изменилось. С распадом СССР союзное министерство было ликвидировано, а министерство республиканское преобразовано в Минздрав Российской Федерации. Команды управленцев, курировавших создание учебника, просто не стало. ≪Пришла новая волна чиновников – со счетчиком в глазах, – вспоминает Бубнов. – Через две недели меня вызывает одна такая мадам. Перед ней лежит ≪сигнал≫ учебника, и она мне заявляет: ≪Тут стоит гриф Минздрава СССР, а теперь есть РФ, грифуйте по новой≫. И предложила заплатить за эту процедуру весьма приличную мзду. Ну откуда такие деньги у меня – врача скорой помощи?! Мы мило поговорили – и расстались≫.

В итоге учебник был опубликован в 1997 году, но уже по инициативе Минобразования и МЧС. К тому времени отрывки из него публиковались в отдельных брошюрах, газетах, специализированных журналах, и спасатели даже в отсутствие единой книги хорошо знали все ее главы, говорит Бубнов. Решающим оказалось мнение главы МЧС. Шойгу увидел ≪сигнал≫ учебника на выставке ≪Средства спасения≫ и поручил своему медицинскому управлению издать учебник, убрав из него названия лекарств и сложные медицинские термины.

МЧС, кстати, стало одним из постоянных заказчиков Бубнова – тренируются сотрудники ведомства именно на его роботах-тренажерах. Их разработкой и производством врач занимается с середины 90-х. В роли подростка из той самой задачи по ДТП выступает тренажер Гоша – ≪симпатичный сорванец с печальными зелеными глазами≫, по определению своего создателя. Выполненная из пластизоля кукла ростом 120 см и весом 12 кг позволяет обучить всем необходимым навыкам реанимации – непрямому массажу сердца, правильной технике перекладывания с земли на носилки, искусственной вентиляции легких, наложению повязки и шины.

Если реанимация проведена успешно, у Гоши появятся пульс на сонной артерии и реакция зрачков на свет. При этом все успешные и ошибочные действия спасателей отмечаются на грудной клетке робота с помощью световой индикации. Ошибок, на выявление которых запрограммирован робот, можно совершить много. Например, если кровотечение не остановить в течение двух минут с помощью прижатия или жгута, то пульс на сонной артерии исчезнет. Сигнал зуммера сообщит о полной потере шанса на спасение, и робот ≪умрет≫ от невосполнимой потери крови. Говорят, что Гоша был любимой куклой Сергея Шойгу. А вот с Минздравом у Бубнова и его роботов отношения так и не сложились.

ТЕНДЕР НА ТРАВМЫ

Школой обучения навыкам первой помощи Валерий Бубнов руководит с середины 90-х, и за это время она сменила несколько названий и адресов. ≪Каждый центр существовал год-два. Потом приезжала комиссия, чаще всего из Минздрава, и находила какие-то нарушения≫, – объясняет врач.

В списке организаций, обучивших и обучающих своих специалистов в ≪Школе Бубнова≫, более 100 компаний и ведомств, начиная с Управления делами президента и Таможенной службы и заканчивая ≪Лукойлом≫ и ≪Аэрофлотом≫. Однако этот бизнес, по словам Бубнова, больших доходов не приносит. Возможно, из-за принципов и правил, которые он сам же установил. Например, вместо того чтобы проводить семинары для нескольких сотен сотрудников, Валерий Бубнов набирает в группы всего 15 человек. Взнос с каждого – по 16 тысяч рублей. За 102 академических часа он готовит из них инструкторов первой помощи, которые затем ≪масштабируют≫ полученные навыки в своем ведомстве. Несколько сотрудников РАО ≪ЕЭС России≫, прошедшие такую подготовку, создали внутри компании 400 обучающих центров и подготовили 800 тысяч работников. Смертность в результате производственных травм за четыре года сократилась на 50%.

Сверхдоходов не приносит и продажа роботов-тренажеров. ≪В тендерах не участвуем. Взяток или откатов не даем. Свидетельства не продаем≫, – предупреждает сайт компании. ≪Нам тендеры не по зубам из-за колоссального количества бюрократических препон и непонятных условий и требований, – объясняет директор ≪Школы Бубнова≫. – К тому же в них заложен механизм откатов. Я не умею давать откаты. А не умею я этого, потому что боюсь. А боюсь, потому что не умею. Была куча историй – что мы входим на торги, а там уже без нас обо всем ≪договорились≫.

Сложившаяся система закупок учебных пособий и тренажеров не учитывает мнения преподавателей, которые с этой продукцией будут работать, добавляет Бубнов. Решение о закупке принимают чиновники, которые далеки от проблем реального обучения и поэтому руководствуются лишь формальными характеристиками изделия – габаритами, массой, источниками питания и ценой. Кроме того, иногда государственные заказчики требуют от поставщиков наличия лицензии на медицинское изделие, что, как считает Бубнов, само по себе нонсенс. ≪Пусть производители таких ≪лицензированных≫ тренажеров предоставят протоколы клинических испытаний и приведут хотя бы один факт чудесного исцеления с помощью куклы, чтобы не попасть под определение ≪обман и мошенничество≫, – говорит врач. В итоге за год компания продает не более 100 тренажеров. Каждый из них стоит в среднем около 100 тысяч рублей. ≪Это продажная стоимость, а ведь есть же еще затратная часть≫, – предупреждает Бубнов, отмечая, что себестоимость робота – ≪это военная тайна≫.

Особая статья расходов Бубнова – это аренда учебных площадей. Для полноценного проведения занятий ему требуется не менее 400 кв. м. В итоге аренда съедает практически все деньги, полученные школой за курсы. ≪Чиновники Москвы приравняли нас к торговцам шмоток и спиртного – вокруг нас различные склады этой полезной продукции≫, – говорит Бубнов о своем офисе, расположенном недалеко от МКАДа.

РЕБЯТА ЛОВЯТ ЛАЙФ

≪На машину и дачу хватило с трудом, – говорит о своих заработках Валерий Бубнов. – Почти все деньги, которые приходят, я опять пускаю на создание новых учебных пособий – мне просто интересно это делать≫. Сейчас эти деньги идут на развитие лайфрестлинга – прикладного командного вида спорта, который придумал сам Бубнов. Как это выглядит? Команды соревнуются в спасении роботов, ≪пострадавших≫ после несчастного случая – на воде, производстве, в дороге, походах или после теракта. Необходимый инвентарь – роботы-тренажеры, аптечка, вакуумный матрас, ковшовые и плащевые носилки, учебный дефибриллятор и секундомеры. Суть лайфрестлинга в том, что даже без специальных медицинских знаний любой желающий может освоить самые важные навыки первой помощи.

Мечта Бубнова – сделать лайфрестлинг доступным ≪всем слоям населения и учащейся молодежи≫. Взнос с одного участника соревнований достигает около 6 тысяч рублей и включает в себя оплату гостиницы, питания и аренды зала. Спонсоров у проекта пока нет. Почему создатель методик медицинской подготовки элитных спецподразделений и спасателей МЧС не смог построить большого бизнеса? Сам руководитель ≪Школы Бубнова≫ считает, что все дело в приоритетах. ≪Я просто не человек бизнеса, не человек денег≫, – говорит Бубнов.

медицина катастроф

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении