27 Июля 2024 Суббота

«Я был бы не я, если бы сам себе не сверлил зубы и не ставил пломбы»
Ольга Гончарова Стоматология Мединдустрия
15 февраля 2018, 8:27
Основатель компании «Меди» Тамаз Мчедлидзе
Фото: dp.ru
5175

Основатель сети клиник «Меди» – о рисках и перспективах сетевого стоматологического бизнеса

ГК «Меди» стала первой в России сетью стоматологических клиник, построенной не сторонним инвестором, а врачом. Основатель компании Тамаз Мчедлидзе начал свой бизнес еще в 90-е и с тех пор остается его единственным владельцем – за это время он не привлек ни одного партнера или соинвестора. В интервью Vademecum предприниматель рассказал о том, как ему удавалось поддерживать нетипичный для отрасли сетевой формат, что ему дала дружба с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком и зачем он построил для своих пациентов спа-курорт в Грузии.

«ЛЮДИ В МАШИНАХ СПАЛИ, ЧТОБЫ ПОПАСТЬ КО МНЕ»

– Вы выросли в Грузии. Как вышло, что свой стоматологический бизнес начали в Санкт-Петербурге?

– На самом деле я и в стоматологию пришел не сразу. В конце 70-х решил пойти по стопам старшего брата [Георгий Мчедлидзе, основатель сети «Меди Эстетик». – Vademecum], поступал в Военно-медицинскую академию в Ленинграде, но потом понял, что шесть лет там не выдержу, военный режим – это не мое, пошел на гражданку и сдал документы в 1-й Ленинградский мединститут. Там я учился на стоматологическом факультете и был уверен, что через кафедру челюстно-лицевой хирургии стану пластическим хирургом. Я с детства любил делать что-то красивое, рисовал, лепил скульптуры, а медицинскую мою душу сызмальства бабушка во мне формировала. Но однажды у нас была практика в 1-й Городской стоматологической поликлинике напротив Гостиного двора. Ко мне на прием пришла молодая девушка со сломанным передним зубом, и я мучился, три часа восстанавливал ей зуб советскими материалами. В конце концов зуб получился шикарным. Я на это посмотрел и решил: «К черту пластическую хирургию, останусь стоматологом». Но я был бы не я, если бы сам себе не сверлил зубы и не ставил пломбы перед зеркалом, чтобы понимать, что потом буду делать людям. В 1983 году закончил Первый мед, проходил интернатуру в Питере, и уже тогда у меня как у интерна были очереди на прием. Потом работал в регионах, в том числе в Архангельской области. Плюс работы на периферии был в том, что можно было заниматься всем, не только терапией, но и хирургией, ортопедией, поэтому там я набрался серьезнейшего опыта. Где-то в 1989 году родители мне сказали: «Сынок, ты у нас младший в семье, твой брат – военный доктор, сестра тоже доктор, но она замужем, у нее своя семья. Так что ты, как младший, должен вернуться домой за родителями ухаживать». Я собрался и поехал на историческую родину. А это было как раз то время, когда можно было уже получать патенты, то есть разрешение на частную практику. И вот я получил такой патент, открыл кабинет в родительском доме на первом этаже. Очереди были, люди в машинах спали, чтобы с утра или хотя бы в течение дня попасть ко мне на прием. Востребованность была фантастическая, но Петербург мне снился чуть ли не каждый день. Я не выдержал больше года, вернулся обратно в мой любимый город.

– И родители вас отпустили?

– Родители были против, но я им сказал, что у меня расходные материалы кончились, надо за ними съездить. А когда уже был на месте, сказал, что нашел тут помещение и собираюсь открывать клинику.

– Бизнес в Питере сразу пошел успешно?

– Да. Я снял на первом этаже у местных депутатов трехкомнатную квартиру на 10-й Советской улице, это было помещение КОС – комитета общественного самоуправления. Они мне сказали: «Мы тебе сдадим помещение в аренду, если ты будешь лечить нас, по 50 человек в месяц». Я говорю: «Хорошо, я на все согласен, давайте». На 10-й Советской взял троих рабочих и велел им прорубить окно на кухне, чтобы был отдельный вход в клинику с улицы, так было удобнее для пациентов, переломал все стены и сделал два отдельных кабинета. Собирался открыть клинику после майских праздников, прихожу 9-го мая, в выходной, посмотреть, что там и как, и вижу картину: клинику ограбили, вырвали раковину, да еще все помещение залило. В итоге мы открылись только 30 сентября 1991 года. Думал над названием, вывеску «Стоматологическая поликлиника» было дорого заказывать, поэтому я сократил его до «Стоматология». Коллеги и общественность меня, неуча, ругали: мол, слово «стоматология» обозначает науку, а не клинику. Вот так я впервые в стране ввел маркетинговое название «стоматология», которое потом прижилось во всем русскоязычном пространстве. Клиника работала круглосуточно – ночью в порядке живой очереди, днем по записи. В 1991-м запись была на год вперед. У меня работало два кресла: механик каждую ночь одно из них по очереди профилактировал, так что они два года функционировали без единой замены. В маленькой клинике работали девять врачей: трое ночных и шестеро дневных посменно. Хоть клиника и маленькая, она достаточно быстро стала известной в городе. Скоро я увидел, что люди начали давать взятки моим администраторам, чтобы попасть к врачу без очереди. И тогда решил закрыть двери на замок и поднимать цены до тех пор, пока очередь не сократится с года до месяца. Цены пришлось поднять в 10 раз: если пломба тогда стоила пять долларов, то при сокращении очередей цена доходила до 50, а это почти месячная зарплата врача. Врачи были в шоке от таких цен, тряслись над каждым пациентом. Мы стали самой дорогой клиникой в России.

И у меня получился двойной триумф – экономический и дисциплинарный – из-за того, что врачи очень старались, боялись за каждый зуб и каждого пациента. Но я не стал покупать себе тогда «мерседесы» и пентхаусы, а начал вкладывать деньги в технологии, и это дало свои плоды.

«В НОВОЙ КЛИНИКЕ Я ПРОРУБИЛ ВХОД ПРЯМО С НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА» 

– Как вы справлялись с дефицитом материалов и технологий?

– Познакомился, когда летел в Германию, с директором ЦКБ «Рубин» академиком Игорем Спасским: тогда только-только границы открыли, и я летел на стоматологическую выставку. Мы разговорились, потом он приехал ко мне, посмотрел клинику, заинтересовался. У них на предприятии были закуплены два немецких кресла, но они сами никак не могли открыть стоматологический кабинет. Бедные кресла не просто пылились на складе, их пару раз даже заливало, а у меня обливалось сердце кровью при таком их виде. Это как если бы автомобильный фанат увидел запыленную «Феррари», прикрытую ветошью, за углом сарая! Я сделал им предложение: «Ребята, давайте поменяемся – я вам на мои средства построю на вашей территории кабинет и ваших сотрудников буду лечить бесплатно, но на чешских установках, а вы мне взамен дадите ваши немецкие». Так и договорились, и это было исключительно взаимовыгодное сотрудничество. Когда в России появились первые инсулиновые шприцы, я их закупал целыми коробками, потому что ими уколы во рту можно было делать значительно безболезненнее, чем обычными. Плюс у меня еще свои технологические хитрости были – пациент совсем не чувствовал укола. Мы первыми в России начали использовать в стоматологии керамику на золоте, компьютерные визиографы и многое другое. Впервые в стране в нашей клинике на 10-й Советской доктора начали работать в масках и перчатках в четыре руки. Врачам вначале было очень непривычно и тяжело, но по современным технологиям нельзя было иначе, это было бы серьезным нарушением стандартов и технологических процессов. И вся медицина города знала, что у нас единственное место, где работают по западным технологиям.

– В 90-х многие непрофильные инвесторы интересовались стоматологическим бизнесом. Вам поступали предложения продать долю в клинике?

– Это сейчас, тогда непрофильные инвесторы находили интересы в других сферах. Но случай у меня произошел очень значимый. Когда у меня клиника была уже очень известной и работала стабильно, я узнал, что город выставляет помещение УХЛУ (управление хозрасчетными лечебными учреждениями) площадью 550 кв. м на Невском проспекте на аукцион права аренды с целью создания стоматологической поликлиники. Решил: если не я, то кто же, и тут же вклинился, чтобы в нем поучаствовать. Не с первого раза, но выиграл. Это была фантастика! Вход был со двора, но я в архивах «нарыл» старые документы, еще дореволюционные, в которых был вход с Невского, и мне вынуждены были дать разрешение. Так что в новой клинике я тоже прорубил вход прямо с Невского проспекта, и ценность помещения выросла в разы. В то самое время в Россию приехали американские предприниматели братья МакБрайт, которые уже работали в стоматологическом бизнесе в США, они получили грант от американского правительства на конверсию российских военных заводов, решили инвестировать его в производство стоматологического оборудования в России. Но для того, чтобы американское правительство одобрило вложение, у них должен быть опыт работы в России. Они осматривали оснащение одной из госполиклиник, где я случайно с ними познакомился. Пригласил их в клинику на 10-й Советской, они обалдели от очередей, которые там собирались, потом показал им помещение на Невском. И вот они решили убить двух зайцев и предложили мне продать им 15% клиники. Я отказался. Но мы договорились, чтобы они дали оборудование в лизинг под 20% годовых на три года. То есть оборудование, которое я купил бы за $350 тысяч, они с учетом процентов продали мне за $500 тысяч, так что им это было очень выгодно. Так или иначе, этот опыт помог им получить правительственный транш, и они запустили совместное стоматологическое производство с заводом «Ленинец». Но и мне это оказалось очень выгодно: я оснастил свои клиники новым оборудованием, а кроме того, в 1994 году открыл первый в стране частный учебный центр для стоматологов. Я купил финские фантомные головы, кресла, в поликлиниках города скупал удаленные зубы, вставлял их в фантомы и обучал наших врачей на «живых» зубах.

– Говорят, вашему бизнесу отчасти помогла дружба с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. Так и есть?

– Да, мы действительно были знакомы с Собчаком, но наше знакомство как раз и состоялось потому, что мой бизнес к тому времени уже был успешным. У меня безопасность возглавлял полковник КГБ на пенсии Георгиев, он имел серьезные связи, и у нас всегда была хорошая защита. Он меня и с Путиным знакомил, который тогда был замом у Собчака по внешним связям. Путин пришел к нам в гости, посмотрел клинику и предложил: «Давайте я вас включу в комиссию Киссинджера – Собчака [комиссия по обобщению опыта участия западных стран в экономике России. – Vademecum], там как раз нужны примеры удачного опыта работы американского и российского бизнеса». В 1995 году меня включили в эту комиссию, и я вместе с другими бизнесменами и представителями правительства поехал в Нью-Йорк. Прием проходил на 50-м этаже одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра. Был огромный зал, много мониторов, по которым транслировали видео о российско-американских отношениях. Я попросил организаторов поставить фильм о нас, который был у меня с собой, но они отказались. И вот смотрю, стоят Собчак с Киссинджером, с ними мой американский друг Бобби МакБрайт, что-то говорит, а потом подзывает меня и представляет: «Тамаз такую клинику построил у вас в Петербурге, в Штатах такой нет». Собчак посмотрел на меня изумленно, а я, пользуясь случаем, попросил поставить фильм о нас на мониторы. И вот весь прием гости, среди которых были представители российского и американского правительств, смотрели на всех мониторах фильм о клинике «Меди» из Санкт-Петербурга.

– А все-таки Собчак был вашим пациентом?

– Да, был. Здесь я не нарушаю врачебной тайны, потому что Анатолий Александрович сам об этом не раз говорил. Через пять дней после того, как мы вернулись из Нью-Йорка, мне позвонили из Смольного: «Мэр хочет приехать в гости, посмотреть клинику». Собчак приехал. Так он стал моим пациентом, мы подружились. Мне говорили, что многие думают, будто я эту клинику сделал благодаря Собчаку, в то время как я подружился с Собчаком благодаря клинике.

– В середине 90-х медицинским бизнесом занялся и ваш старший брат Георгий Мчедлидзе, вы вместе начинали работать в «Меди». Почему потом разделили предприятия?

– Брат демобилизовался из армии в 1996-м году в ранге полковника медицинской службы запаса. Естественно, он пришел ко мне работать. Быстро развернулся – сначала взял на себя производство нашей семейной мази, потом предложил: «Давай еще и косметологию запустим». Его супруга тоже врач, и они начали успешно развивать это направление. Так в «Меди» мы запустили эстетическую медицину, затем – семейную и все остальное. Где-то в 2000-х мы совместно решили, что Георгий с супругой уходят в самостоятельное плавание, все-таки он старший брат, негоже старшему быть в подчинении у младшего. Мы договорились, что они начинают отдельный бизнес – рынок большой, и никаких проблем не будет, если они станут заниматься тем же, что и я. Он нашел в Санкт-Петербурге помещение, сделал ремонт и открыл клинику «Меди Эстетик». «Меди» уже была известным брендом, так что ему тоже немного нашего маркетинга перепало. Потом он запустил в Грузии большую сеть клиник под брендом «Меди», так как одна клиника там уже была и она была очень известной. Смысла не было переименовывать, тем более что я и не собирался выходить на медицинский рынок Грузии со своим брендом. Кстати, те, кто не знает всей этой истории, до сих пор путают, думают, что «Меди Эстетик» в Питере – мое подразделение эстетической медицины, а «Меди» в Грузии – это наш совместный с братом бизнес. Запутали мы, братья, всех вокруг. Так как изначально я планировал развивать не только стоматологию, название МЕDИ взял от слова «медицина» и вставил латинское D, как атрибут медицинского языка. Логотип – это стилизованная чаша со змеей, смотрящей в обратную сторону от официальной эмблемы, как знак альтернативности советской не пациентоориентированной медицине.

– К «нулевым» вы построили в Санкт-Петербурге сеть клиник, успешный бизнес. В чем была необходимость выхода на московский рынок?

– Я не собирался открывать, меня попросили. Дело в том, что питерская элита, которая к тому времени переехала в Москву, продолжала лечиться у меня. И конечно, это было неудобно. Поэтому я открыл представительскую клинику «Меди» в Москве, в первые годы как минимум 30% ее пациентов были выходцы из Питера, потом уже стали «разбавляться» московскими. Москва для меня тяжелый город, хотя там клиника развивается сейчас очень хорошо. В прошлом году московская команда заставила меня купить еще одно помещение под новую базу, потому что пациентов очень много, и мы купили помещение в 1 тысячу кв. м, в котором будем открывать новую клинику.

«ПРОФЕССУРА МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЛА»

– Самой большой проблемой сетевого стоматологического бизнеса был и остается контроль филиалов. Как вы ее решаете?

– Да, так и есть. Самая главная фишка, которая сегодня позволяет нам поддерживать бизнес на высоком, стабильном уровне, – это СПбИНСТОМ, наш собственный институт последипломного образования в стоматологии и эстетической медицине. Там мы готовим не только врачей, но и управленцев в здравоохранении. Мы постоянно внедряем и разрабатываем новые стандарты. Периодически наши врачи-«кулибины» улучшают какие-то клинические элементы, потом у нас проходит единая конференция, где новации разбираются, документируются, а потом мы вводим их в стандарты клинической деятельности и в учебную программу института. Весь медицинский персонал проходит обучение в нашем институте, и эти стандарты вводятся в практику. Таким образом, система не только поддерживается, но и развивается. Институт мы открыли в 1994 году, и он стал первым и единственным институтом постдипломного образования в стоматологии с курсом эстетической медицины в стране. Уже тогда мы понимали, что нужно создавать медицину «под ключ», начиная от подготовки кадров и заканчивая формированием медицинских услуг. Уже тогда мы начинали учить врачей тому, как взаимодействовать с пациентами, запустили обратную связь. Это было настолько ново, что некоторые коллеги из госстоматологии считали, что мы учим дурить пациентов и что их опрос недопустим, неэтично интересоваться, насколько вы довольны доктором. Наше неприятие со стороны государственной части стоматологического сообщества было достаточно ощутимым, особенно наша профессура меня недолюбливала, потому что я был выскочкой, по телевизору мог сказать: «Если доктор работает без маски и перчаток, бегите от такого врача, потому что он не защищает себя, значит и о вас не думает». После этого даже наша профильная ассоциация хотела вынести мне предупреждение о нарушении этических норм, но у них хватило ума не доводить до этого. А проблема действительно стояла остро – гепатит процветал и стоматология занимала первое место среди источников заражения. Чтобы четко понимать, как должны работать бизнес-процессы в клинике, я и сам защитил кандидатскую и докторскую диссертации по организации здравоохранения. Когда защищал свои работы, оба раза оргздравовские профессора по 2,5 часа меня допрашивали, как именно работает коммерческая медицина. У них возникал когнитивный диссонанс, потому что я на их языке доказывал, что коммерческая медицина успешна именно при ее пациентоориентированности.

– На каких условиях у вас работают врачи – на фиксированной зарплате или проценте от дохода?

– Врачи получают процент от дохода, у них есть мотивационные планы: если на тебя спрос выше, чем на других, ты и зарабатываешь больше других, то есть мы работаем на повышение. Вопросы экономии врачей не касаются, они делают все по максимуму, экономия касается только старшей сестры – она не должна выкидывать лишние материалы, вести четкий учет. Бывает, что наших врачей перекупают вместе с клиентской базой. Некоторые возвращаются, и мы их берем обратно. Потому что первое, что они чувствуют, уходя от нас, это потерянное ощущение надежности и плеча товарища. Ты можешь поставить пациенту дорогие зубы, сделать все качественно, а потом у него все полетит к чертовой матери из-за диабета или еще чего-нибудь. У нас стоматологов подстраховывают врачи смежных специальностей, сложные проблемы обсуждаются на консилиумах, каждый врач может посоветоваться с коллегами. Можно сказать, что смежные специалисты появлялись у нас в помощь стоматологам, но сейчас это уже отдельные подразделения. Кроме эстетической медицины, у нас мощные лор-отделение, отделение гинекологии, свою нишу нашли остеопатия, неврология и другие направления.

– Как, по вашей оценке, изменился рынок в последние годы? Что происходит с показателями рентабельности ваших клиник?

– Конкуренция, конечно, значительно выросла. Если в 90-х годах рынок в Санкт-Петербурге по части стоматологии делился на «Меди» и не «Меди», то сегодня достаточно толковых ребят, которые работают в отдельных клиниках. Другое дело, что такой системы обучения и контроля оказания медицинской услуги на всех этапах, как у нас, нет ни у кого, – мы много шишек набили за эти четверть века, чтобы ее создать. И естественно, создание такой системы снижает рентабельность, но повышает стабильность. У нас рентабельность падает: если в начале 90-х она составляла 70%, то сейчас в пределах 15%. Я знаю многие клиники, у которых она значительно выше. Но у нас работают институт, система образования и повышения квалификации кадров, аттестаций, регулярный менеджмент. Если я уберу все это, то рентабельность будет гораздо выше. Но мы как раз выживаем за счет того, что у нас огромная система, которая позволяет нам практически каждый год открывать новую клинику в премиум-сегменте. Я даже не знаю, есть ли другие такие большие сетевые разнопрофильные клиники в стране, успешно работающие целиком в премиум-сегменте и не сидящие на одной узкоспециализированной технологии. Мы постоянно вводим в наши состоявшиеся коллективы хороших, перспективных врачей, и они впитывают внутри команды нашу идеологию. Врача при попадании к нам растит команда старших коллег, и команда же к нему начинает направлять поток пациентов, а у состоявшихся коллег уже есть своя аудитория – так новичок потихоньку сам обрастает пациентами.

– В прошлом году вы заявили об открытии в Грузии элитного курорта Bioli. Почему выбрали для запуска на исторической родине именно такой, далекий от стоматологии, проект?

– Решение пришло легко и непринужденно. Развивая клиники, я как-то сам посмотрел на себя 170-килограммового и понял, что медицина – это не все, что нужно человеку для здоровья. Есть медицина – борьба с болезнями, а есть качество жизни через качество здоровья. Сам я сумел вернуть себе качество своего здоровья и захотел своих пациентов не только лечить, но еще и улучшать качество их здоровья для обеспечения качественного долголетия. Сначала мне захотелось создать такой центр где-нибудь под Питером. Стал изучать вопрос, и специалисты мне сказали: «Зря вы придумываете, у вас на исторической родине для этих целей самые лучшие условия, не зря в советские времена Грузия считалась главной всесоюзной здравницей». И действительно, Грузия занимает одно из ведущих мест в мире по разнообразию целебных растений и мощи биологической активности их компонентов. В маленькой Грузии столько климатических зон, сколько во всей Европе. Вот я и поехал в Грузию, стал подыскивать место. Конечно, я понимал, что там проблема с кадрами и хорошие кадры из Питера туда не увезти. Поэтому искал место, максимально приближенное к столице. Вторым критерием, очень важным, был кристально чистый воздух. Так мы нашли местечко в деревне Коджори, которое с царских времен считалось местом оздоровления легких, оно находится прямо над столицей, на высоте 1 150 м над уровнем моря.

– Этот проект вы затевали тоже самостоятельно или нашли партнеров?

– Исключительно сам. Я всю свою жизнь работаю как самоинвестирующая компания. 

– Сколько потратили? В открытых источниках проскальзывала цифра $10 млн...

– Мои финансовые службы не разрешают мне об этом говорить. Могу лишь сказать, что Bioli – не самый рентабельный проект. Но здесь работает синергия с «Меди». Иногда я шучу, что Bioli – это загородный дом «Меди» или горный кусочек Санкт-Петербурга. В первую очередь я делал этот проект для наших пациентов. Этим мы ловим двух зайцев: повышаем их лояльность, устанавливаем с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения. Мы настолько хорошо знаем их индивидуальные особенности, что, когда они приезжают в Bioli, ощущают такой комфорт, который вряд ли в другом месте смогут им обеспечить.

меди, стоматология, сеть клиник, стоматологии, мчедлидзе
Источник: Vademecum №2, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении