27 Июля 2024 Суббота

«Все любят поговорить о синергии в холдинговых структурах, но никто не понимает, как ее добиться»
Ольга Макаркина
17 февраля 2014, 18:12
4457

Топ-менеджер российского департамента Oriola-KD – о поиске новых ниш, усилении компетенций и возможностях увеличения продаж

Российское подразделение финской фармкомпании Oriola показало неудовлетворительные финансовые результаты: операционный убыток по итогам 2013 года вырос с 2,3 млн до 8 млн евро. Потери российскому департаменту принес оптовый дивизион, а вот розничный бизнес в прошедшем году зафиксировал прибыль. Показатель EBITDA российского бизнеса Oriola в 2013 году упал почти на 196% – минус 3 млн евро в карму отправленного в отставку топ-менеджера дистрибьюторского направления Хенри Фогелса. Константин Минин, назначенный 18 декабря 2013 года вице‑президентом оптового и розничного бизнеса Oriola‑KD в России, рассчитывает вывести компанию «в ноль» в конце текущего года.

– В головном офисе Oriola не скрывают, что разочарованы отчетностью российского подразделения.

– Да, топ-менеджмент Oriola разочарован. Основной проблемой стало оптовое направление, которое понесло убытки. Для него прошлый год был очень непростым. Все началось с неудачного внедрения новой системы управления складом в начале 2013-го. Из-за проблем с софтом мы потеряли большой объем продаж.

Первые признаки восстановления выручки появились только в начале II квартала, однако то, что потеряно в начале года, сложно восстановить в оставшиеся месяцы. К тому же рынок стал конкурентным, появились в регионах новые агрессивные игроки второго эшелона, что также отрицательно влияет на продажи и доходность бизнеса.

– Вы руководили исключительно розничным дивизионом Oriola. С декабря, после отставки вашего коллеги Хенри Фогелса, взяли в нагрузку оптовый бизнес. Неужели так и не смогли определиться с преемником?

– После некоторого размышления на предмет преемника топ-менеджмент Oriolа решил идти другим путем, посмотреть на развитие бизнеса с точки зрения синергии. Поэтому мне предложили возглавить и оптовое подразделение. Для меня данное предложение – определенный вызов, однако поставленные задачи выглядят интересными.

– Но такой расклад – прямой путь к конфликту интересов. В вертикальных холдингах разногласия между руководителями оптового и розничного дивизионов – обычное дело. Как вы намерены договариваться?

– Конфликта не будет. За то время, что я возглавлял ≪Старый лекарь≫, удалось собрать крепкую команду, ее члены – опытные управленцы. Развитие сети велось и ведется под моим контролем, но не по указке, они действуют самостоятельно. Теперь моя задача – собрать такую команду и в оптовом звене.

– Как вы намерены выводить Oriola из кризиса?

– Меня не цифры беспокоят, а отсутствие системы. Компания находится в непростой ситуации. Уже в конце года, я думаю, мы увидим свет в конце тоннеля, а через пару лет вообще все будет нормально. Оптимизма добавляют и планы введения в строй нового склада в конце 2014 года. С его вводом сможем радикально пересмотреть наши подходы не только в складских частях, но и в процессах товародвижения, учета, транспорта.

В оптовом дивизионе будет проведена серьезная реструктуризация, объединены ряд отделов. Мы хотим смотреть на бизнес с разных сторон, не только на вертикальные, но и на горизонтальные связи. А то все любят поговорить о синергии в холдинговых структурах, но никто не понимает, как ее добиться. Преследуя цель разобраться во всем этом, мы и начали внутреннюю перестройку.

– Сколько у вас времени на перестройку?

– Первые результаты реструктуризации получим к концу первого полугодия. При этом я сейчас исхожу из текущей картины рынка, которая не очень оптимистична.

– А теперь расскажите, в чем суть реструктуризации.

– Мы начали с оптимизации наших затрат. Одновременно изучаю структуру ассортимента, с которым мы работаем. Необходимо проанализировать клиентскую базу, которая является для нас ключом к дальнейшему развитию. Нужно разобраться, с кем мы работаем, по какой цене отдаем товар, почему по данной цене отдаем товар. Все клиенты говорят о цене в первую очередь. Но задав всем простой вопрос: ≪Мы вам дадим лучшую цену на 100% ассортимента, означает ли это, что вы займете 100% рынка?≫, получаем в ответ: ≪Нет, не означает≫. Значит, надо прорабатывать другие варианты увеличения рыночной доли. Ввязываться с гигантами в ценовую войну мы не собираемся, есть другие, менее затратные способы увеличить продажи. Будем искать свои сильные компетенции, ниши. Скоро, думаю, определимся.

– Oriola работает не только на коммерческом, но и на госпитальном рынках. Какую долю в структуре оборота занимают больничные поставки? Что вы будете делать с этим направлением бизнеса?

– Сейчас на ≪госпиталку≫ приходится около 10% в общем обороте. Мы планируем увеличить долю, даже несмотря на ≪мельчание≫ тендеров. Мы видим колоссальные возможности, этот рынок становится более прозрачным.

– Какова доля Oriola в структуре поставок «Старого лекаря» и «03 Аптеки»?

– У дистрибьюторской компании закупаем 20–30%.И планируем долю увеличить. Сделаем это в течение полугода, но не за счет каких-то дополнительных преференций той или иной стороне, как раньше было, а сделав сотрудничество взаимовыгодным для обоих дивизионов. Нам необходимо построить процессы таким образом, чтобы рентабельность продаж Oriola росла, а ≪Старый лекарь≫, беря товар у Oriola по более низкой цене по сравнению с предложениями других дистрибьюторов, имел бы возможность решать – продавать ли в аптеке по еще более низким ценам или ориентироваться на формирование доходности. При этом доля ≪Старого лекаря≫ в закупках у Oriola должна расти. Это можно распространить на половину товара.

– Розница, в отличие от оптового подразделения, продемонстрировала по году хорошие результаты, однако в IV квартале объем продаж розничного бизнеса уменьшился на 19,2%, составив 33,4 млн евро.

– Мы – единственная компания, которая представляет свои финансовые результаты в евро. Наполовину в этом падении виновато изменение курса валюты. Тем не менее в рублях мы действительно упали на 10%, но по году продемонстрировали рублевый плюс. При этом мы закончили с меньшим количеством аптек, чем в 2012 году. Несмотря на сложный последний квартал, результатами розницы мы довольны. Но сам рынок – в негативном тренде. Всем хочется считать, что этот тренд будет переломлен.

– Вы возглавили розничный дивизион два года назад. Сразу сказали, что будете много инвестировать в быстрый рост сети. Но никаких сделок не последовало. Почему?

– Начало 2011 года было непростым. Мы оперативно меняли структуру продаж, процессы автоматизации по разным направлениям. Удалось увеличить число партнеров-дистрибьюторов. До этого ≪Старый лекарь≫ работал только с ≪Мороном≫ [прежнее название Oriola. – VM]. В 2012 году все эти меры позволили выйти в финансовый ноль по EBIT, в 2013 году мы показали устойчивый EBIT.

Сейчас мы думаем о покупках. Но сегодня в фарминдустрии мало активов, интересных стратегическим иностранным инвесторам. Когда примеряешь свое собственное лекало, которое вырезано из стандартов международной отчетности и полной схемы налогообложения, понимаешь, что приобретение принесет не доход, а убыток. Наша цель – доходность операций и возврат инвестиций.

– Сколько аптек вы намерены открыть в этом году?

– В планах стоит 20–30 аптек. В новые регионы не пойдем, сосредоточимся на работе с ассортиментом, будем снижать цены на рецептурный портфель, между тем сохраняя доходность бизнеса в целом.

– А сколько ваш инвестор вложил в российский дивизион?

– Около 25 млн евро. Данные средства пошли на строительство склада на Юге-Востоке Москвы, а также на другие инфраструктурные проекты. Если все будет успешно, то и проекты, и автоматизация, да и сама розница будут расширяться и дальше. Oriola верит в российский рынок и хочет на нем развиваться. Сейчас главное – показать, что мы все делаем правильно.

oriola-kd, минин константин

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении