27 Июля 2024 Суббота

«Все, что мы сделаем, предъявим к оплате»
Дарья Шубина, Михаил Мыльников Мединдустрия
16 ноября 2017, 10:37
Олег Левченко, проректор по лечебной работе МГМСУ
Фото: facebook.com
3902

За что Владимир Путин похвалил организаторов университетских клиник МГМСУ

Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова развивает свою клиническую сеть, опираясь на административный ресурс. Проще говоря, тесно сотрудничает со столичным правительством и Минздравом, которые загружают университетские мощности госзаказом, поддерживают научные и образовательные проекты МГМСУ. Об этапах строительства и перспективах клинического комплекса Третьего меда Vademecum рассказал проректор университета по лечебной работе Олег Левченко.

– На протяжении последнего года в московских горбольницах регулярно создаются университетские клиники. Чем эти организации отличаются от стандартных клинических баз медуниверситетов?

– С юридической точки зрения такие клиники значительно отличаются от клинических баз. Работа над пакетом документов велась Минздравом при участии крупнейших университетов с 2013 года, благодаря этому удалось упорядочить нахождение преподавателей и студентов в городских больницах. В 2016 году московское правительство выпустило рекомендации о том, как следует формировать университетские клиники в столичных медучреждениях. Во-первых, стала более понятной роль сотрудников кафедры – они получают ставку в больнице, во-вторых, четко прописаны принципы допуска учащегося к клинической работе, информированное согласие пациента и другие нюансы. В-третьих, теперь стало возможно проводить совместные научные исследования. Появилась и форма договора о практической подготовке, то есть ключевого соглашения об организации университетской клиники. Благодаря поддержке столичного правительства и Департамента здравоохранения первые такие клиники появились именно здесь – в Москве открыто уже 22-е такое подразделение МГМСУ. Работа ведется на безвозмездной основе, при этом горбольница получает от нового статуса преимущества: пациенты больше доверяют клиникам, которые сотрудничают с кафедрами, с теми, где прием ведут профессора и доценты – это же гаранты качества. К тому же больница может зарабатывать вместе с нами на научных и клинических исследованиях. Все доходы от обслуживания пациентов, естественно, достаются больнице. Ни кафедра, ни университет от этого ничего не получают.

По сути, университетская клиника такого формата – это функциональная единица, имеющая своего директора и сотрудников, у каждого из которых есть образовательные часы, нормативы по количеству операций и консультаций. Могут быть разные конфигурации. Например, в ГКБ №5 им. братьев Бахрушиных базируется самая большая, объединяющая девять кафедр, университетская клиника МГМСУ. Директор этой клиники – наш сотрудник и одновременно заместитель главврача больницы.

– Смогут ли они заменить классические клинические базы высшей медицинской школы?

– Университетская клиника – это объединение клиники, науки и образования. Мы даже придумали символ на основе этой аббревиатуры – ОКНО. В городской больнице все равно невозможно в полной мере реализовать триумвират этих принципов. Это логично, потому что первичная цель лечебного учреждения – работа с потоком пациентов. Нужно следить за качеством, соблюдать протоколы, клинические рекомендации, стремиться к максимальным результатам. В таких условиях очень сложно придумывать что-то новое и развиваться. Поэтому основной приоритет надо все-таки отдавать самостоятельным клиникам, которые формируются на базе университетов. Именно они могут заниматься наукой, клинической апробацией, развивать новейшие подходы к медицине, например, 4П. Трудно ведь говорить о персонализации медицины, находясь в тисках клинических рекомендаций. А мы можем проводить эксперименты и на основе собственного опыта эти рекомендации менять. При этом клиники нового формата – на базе городских больниц – тоже весьма успешны. В большей степени это определяется заведующими и преподавателями кафедры, сотрудниками больниц. Например, ГКБ №23 им. И.В. Давыдовского, возглавляемая Еленой Васильевой, – нормальная, классная университетская клиника.

– Что подразумевает такая оценка – «классная»?

– То, что там реализуются три основополагающих принципа – клиническая работа, образование и наука. Выполняются научные исследования, есть гранты, востребованы лечение и образование. В нашем Клиническом медицинском центре ежегодно проходит около 60 образовательных циклов для врачей, на некоторые из них очередь расписана на два-три года вперед. Если это нужно врачам, они едут сюда учиться – это тоже показатель работы университетской клиники. И, конечно же, важный критерий – хорошие результаты лечения и востребованность у пациентов.

– Сколько у МГМСУ сегодня собственных и партнерских клинических площадок?

– В нашем активе 22 университетские клиники и 50 кафедр на базе городских больниц – три многопрофильные клиники, пять терапевтических университетских, семь хирургического профиля. Мы можем создавать университетские клиники в формате «одна клиника – одно лечебное учреждение», а можем организовать на базе одного лечебного учреждения несколько университетских клиник. Например, в ГКБ №50 им. С.И. Спасокукоцкого у нас действуют урология, хирургия, терапия. Это очень сильные кафедры, нет смысла их объединять, делать одну из них главной было бы неправильно. Потоки пациентов практически не пересекаются. Процент занятости сотрудников университета в клинической работе заметно – примерно на 40% – вырос. Сохраняются у нас пока и стандартные клинические базы – сегодня их 85. И самое главное, у нас есть собственные полноценные университетские клиники – Клинический центр стоматологии, Клинический центр челюстно-лицевой, реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии и многопрофильный Клинический медицинский центр, который мы ввели в эксплуатацию два года назад. Сейчас эта клиника загружена на полную мощность – оперируем в три смены.

– И госзадания хватает?

– Университетские клиники по своему статусу приравнены к федеральным медучреждениям. А в них ситуация везде примерно одинаковая: это плановые пациенты, поэтому соотношение объемов ВМП, не включенной в программу госгарантий, и объемов ОМС, конечно, будет в пользу ВМП. У нас есть поддержка и понимание Депздрава Москвы, поэтому никогда не было такого, чтобы нас кто-нибудь ограничивал в выполнении госзадания. Все, что мы сделаем, предъявим к оплате. Внутри ОМС у нас структура пациентов такова: 50% – москвичи, остальные иногородние. Мы по межтерриториальным взаимоотношениям передаем эти счета в другие округа, и тут нас никто не может ограничить, лимитов никаких нет. На ВМП у нас есть квоты, будем работать над тем, чтобы их было больше. Трудности могли быть в амбулаторном звене: в Москве с этого года стоматология финансируется по подушевому принципу, и нам, чтобы «закрыть» 400 установок по ОМС, надо прикрепить около 40 тысяч москвичей. ДЗМ пошел нам навстречу, оставил нас в системе финансирования по услугам, благодаря этому и живем.

– Платные услуги клиники МГМСУ оказывают?

– В амбулаторном сегменте более 60% объема услуг оказывается на коммерческой основе. Стационарные услуги практически полностью оплачиваются за счет ОМС и госзадания на ВМП. Мы не можем говорить об университете, как и о любом другом федеральном бюджетном учреждении, как об инструменте для зарабатывания денег. Устав прибыли не предполагает. Поэтому все заработанное должно вкладываться в развитие инфраструктуры, в людей. Мы предлагаем хорошие зарплаты, поэтому можем привлекать лучших специалистов, давать им возможность расти и развиваться, обучаться где-то. Кадры – очень важное направление для инвестиций.

– Сколько в среднем зарабатывают врачи в ваших клиниках?

– Как и в других федеральных центрах – на уровне 150 тысяч рублей. В принципе, если врач практикует в университетской клинике, то его зарплата будет довольно высокой, поскольку он одновременно занят по нескольким направлениям. Он может работать на полставки сотрудником кафедры, преподавать и еще больше зарабатывать. То же самое можно делать и в университетских клиниках «внутри города». Мы инвестируем в людей, в оборудование, в научные программы, в образование или в те же мастер-классы. Пусть по деньгам они совсем не прибыльны, но когда мы проводим здесь по 60–70 мастер-классов, это, во-первых, накачка знаниями и умениями нашего персонала, во-вторых, заметный рост рейтинга нашего университета – и среди медицинской общественности, и в глазах пациентов.

– Есть ли какие-то усредненные показатели мощности университетской клиники?

– Ее мощность должна соответствовать учебному процессу, полностью закрывать потребности студентов в клинической практике. Например, у нас учится около 3 тысяч стоматологов. В их распоряжении университетская клиника стоматологии и университетская клиника челюстно-лицевой хирургии: в сумме около 450 установок. Их достаточно для того, чтобы организовать и учебный, и лечебный процесс. Коечная мощность Клинического медицинского центра – 368 коек, достаточно для студентов четвертых – шестых курсов разных специальностей – это порядка 4 тысяч человек. Таким образом, все студенты смогут не толкаться у койки пациента, а принять участие в работе. Университетская клиника должна быть многопрофильной, а уровень лечебной работы – экспертным, тут не должно быть случайных людей. Но мы должны нести двойную ответственность за все, что здесь происходит. И сейчас, когда мы берем на работу молодых докторов, в первую очередь объясняем, что университетская клиника – это лицо университета, и, значит, не только его личная ответственность, но и ответственность университета за то, каких мы выпустим специалистов и чему они научатся. Следующее правило – возможность участия в работе студентов, наличие центра симуляционного образования. Без этого тоже не может быть университетской клиники. На базе горбольниц это сделать сложно – они централизовали систему симуляционного обучения, для них это удобно и правильно. Но у нас каждая университетская клиника имеет свой симуляционный центр.

– Как вы оцениваете практику передачи медвузам действующих больниц?

– Главное, чтобы передавалась не самая плохая больница, не по остаточному принципу. Можно получить такую, в которую еще столько же вложить придется. И в любом случае придется поменять кадровый состав. Надо, чтобы сотрудники кафедры работали, а те, кто хорошо адаптирован для потоковой работы, не вписываются в университетскую логику.

– Зато у действующих больниц есть налаженный пациентский поток.

– Когда мы открывали два года назад Клинический медицинский центр, многие заведующие отделениями и кафедрами говорили: «Это невозможно, такая конкуренция в Москве. Где мы возьмем пациентов?» Но потом, когда мы стали заниматься просветительской работой, маркетингом, все наладилось. Мы организовали собственную амбулаторную службу, call-центр, сделали цены ниже на 10–15%, чем у конкурентов, правильно позиционируем работу в ОМС и ВМП. И клиника переполнена.

– А в чем состоит просветительство?

– Мы организовали всероссийское движение «Университетская клиника» – провели четыре одноименные конференции, чтобы показать врачам в регионах, как вообще должен выглядеть университет со своей клиникой, что должно происходить и меняться в университетском медицинском образовании. Привозим на конференции лучших специалистов, и не только наших сотрудников. Например, к нам присоединились гендиректор МНИОИ им. П.А. Герцена Андрей Каприн и гендиректор ГК «Мать и дитя» Марк Курцер. Рассказываем коллегам, что, на наш взгляд, стоит внедрять и куда должна прийти университетская клиника. Мы говорим об объединении клиники, науки и образования – это можно организовать внутри одной специальности, одной кафедры, одного профиля. Но должны налаживаться не только горизонтальные, но и вертикальные связи, которые объединяли бы все кафедры, все направления внутри университетской клиники. Это центр коллективного пользования, как первый этап, в котором бы проводились общие научные исследования на общем оборудовании, в общих лабораториях: обмен мнениями, какие-то правильные заимствования. Мы сделали, по сути, лабораторию медицинского моделирования и робототехники, лабораторию IT-систем. Дальше – центр клинических исследований: клеточную технологию мы начинаем развивать, вырастили первый зуб в лабораторных условиях. Делаем собственную роботическую платформу.

– Для робота – аналога da Vinci?

– Да, это универсальная платформа, которая сможет объединить все профили и все основные задачи современной медицины. Она включает виртуальную операционную, робота, систему манипуляций по заранее прописанной траектории. Эту платформу мы презентовали недавно на экспозиции в Манеже «Россия, устремленная в будущее». Даже Владимир Путин к нам подходил, посмотрел, пожал всем руки, сказал: «Молодцы!»

мгмсу им. а.и. евдокимова, университетские клиники, левченко
Источник: Vademecum №19, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении