Нет ничего более постоянного, чем временное – это про Росздравнадзор. В марте ведомство покинула Елена Тельнова, пробыв врио руководителя три года. На ее место пришел Михаил Мурашко, однако избавиться от временного статуса он тоже не смог. Росздравнадзор с самого своего рождения пытается стать полноценным, настоящим ведомством, наделенным властью, но получается не очень. Предшественник Тельновой был уволен за критику закона, лишавшего Росздравнадзор большой доли полномочий. Боролась за них Тельнова, теперь борется Мурашко, правда, безуспешно. Возможно, именно поэтому больше всего он пока прославился творческой интерпретацией приказов Минздрава.
Елена Тельнова, три года пребывавшая в должности врио главы надзорного ведомства, была одной из его основательниц и идеологов. Предполагалось, что Росздравнадзор, учрежденный в 2004 году, возьмет на себя ключевые вопросы регулирования рынка лекарств и медуслуг, станет «русским FDA». Но усилению роли службы активно противился Минздрав, то добиваясь отставки очередного руководителя, то отнимая контрольные полномочия. Мегарегулятором Росздравнадзор так и не стал, и трудно предположить, что это произойдет при Михаиле Мурашко. «Службе придется нелегко», – пророчила Елена Тельнова через полтора месяца после своей отставки.
Тельнова, работавшая во время создания Росздравнадзора в дистрибьюторской компании «Биотэк» Бориса Шпигеля, пришла в новое ведомство на должность заместителя руководителя. Практически сразу чиновников новой службы, возглавляемой на тот момент Рамилом Хабриевым, «бросили» на запуск беспрецедентной по объемам бюджетного финансирования госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Тельнова говорила, что в Росздравнадзор ее позвали именно с целью наладить контроль в этой системе. Но в начале 2007 года выяснилось, что фармдистрибьюторы поставили по программе ДЛО лекарств на 70 млрд рублей, при том что в бюджете было заложено только 30 млрд. Разразился грандиозный скандал, и премьер Михаил Фрадков отправил Хабриева в отставку – других крайних в схеме не было.
Пришедшего на смену Хабриеву Николая Юргеля уволили ровно через три года – за публичную критику законопроекта «Об обращении лекарственных средств», который отобрал у Росздравнадзора половину всех функций. Допуск лекарств на рынок доверили Минздраву, вопросы лицензирования фармпредприятий достались Минпромторгу. Но Тельнова, занявшая место Юргеля (правда, в статусе временно исполняющей обязанности), продолжила управлять регулятором так, как будто приставка «мега-» у него вот-вот появится. Она работала над созданием масштабной системы лабораторных комплексов по экспертизе ЛС во всех федеральных округах России, дала толчок развитию мобильных лабораторий. При ней ведомству доверили контроль за ходом модернизации здравоохранения. Но отвечать за эту работу будет уже другой врио – Михаил Мурашко. Известие о том, что ей готовят замену, стало для Тельновой неприятной неожиданностью, и она тут же подала в отставку.
Мурашко начал работу с предложений ввести уголовную ответственность за подделку ЛС, а Росздравнадзор наделить правом привлекать к административной ответственности организации, в которых были выявлены нарушения в сфере обращения ЛС. Никаких изменений в этом направлении пока не произошло, зато ведомство несколько раз за год обвинили в проведении проверок без законных оснований и в превышении своих прав в ходе этих проверок.
В отсутствие других положительных новостей Мурашко в декабре на конференции «Медицина и качество – 2013» в неожиданно позитивном ключе истолковал даже тот факт, что количество жалоб на некачественную медпомощь за год увеличилось на 61%: «Сегодня, когда Росздравнадзор наделен полномочиями по государственному контролю, к нам стали обращаться чаще, видимо, почувствовали отдачу».
Но больше всего новый врио пока известен как автор творческой трактовки приказа Минздрава «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи». Росздравнадзор разослал на эту тему два письма за подписью Мурашко. Недоумение у экспертов и игроков отрасли вызвало второе. Росздравнадзор понял приказ вышестоящего ведомства так, что все существующие у медицинских организаций лицензии должны быть переоформлены, поскольку не соответствуют новым требованиям. Притом что в реестре Росздравнадзора состоят 90 тысяч лицензиатов.
Игроки не стеснялись в выражениях. Представитель НП «Национальный союз региональных объединений», оценивая деятельность регулятора, заявил VM: «Правовая безграмотность федерального Росздравнадзора направлена на развал здравоохранения, а не на соблюдение законодательства в сфере оказания медицинских услуг».
Все закончилось относительно бескровно. Была создана рабочая группа из представителей Минздрава, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и ФАС, которая помогла Минздраву выпустить уже собственные разъяснения к своему приказу – гораздо более мягкие, чем трактовка Росздравнадзора.