27 Июля 2024 Суббота

Вриолисты
Алексей Каменский
14 января 2014, 16:02
5493

Как руководители Росздравнадзора, не борясь за статус, искали полномочий

Нет ничего более постоянного, чем временное – это про Росздравнадзор. В мар­те ведомство покинула Елена Тельнова, пробыв врио руководителя три года. На ее место пришел Михаил Мурашко, однако избавиться от временного статуса он тоже не смог. Росздравнадзор с самого своего рождения пытается стать полноценным, настоящим ведомством, наделенным властью, но получается не очень. Предшественник Тельновой был уволен за критику закона, лишавшего Росздравнадзор большой доли полномочий. Боролась за них Тельнова, теперь борется Мурашко, правда, безуспешно. Возможно, именно поэтому больше всего он пока прославился творческой интерпретацией приказов Минздрава.

Елена Тельнова, три года пребывавшая в должности врио главы надзорного ведомства, была одной из его основатель­ниц и идеологов. Предполагалось, что Росздравнадзор, учрежденный в 2004 году, возьмет на себя ключевые вопросы ре­гулирования рынка лекарств и медуслуг, станет «русским FDA». Но усилению роли службы активно противился Минздрав, то добиваясь отставки очередного руково­дителя, то отнимая контрольные полно­мочия. Мегарегулятором Росздравнадзор так и не стал, и трудно предположить, что это произойдет при Михаиле Мурашко. «Службе придется нелегко», – пророчи­ла Елена Тельнова через полтора месяца после своей отставки.

Тельнова, работавшая во время создания Росздравнадзора в дистрибьюторской компании «Биотэк» Бориса Шпигеля, пришла в новое ведомство на должность заместителя руководителя. Практически сразу чиновников новой службы, возглав­ляемой на тот момент Рамилом Хабрие­вым, «бросили» на запуск беспрецедентной по объемам бюджетного финансирования госпрограммы дополнительного лекар­ственного обеспечения (ДЛО). Тельнова говорила, что в Росздравнадзор ее позва­ли именно с целью наладить контроль в этой системе. Но в начале 2007 года выяснилось, что фармдистрибьюторы поставили по программе ДЛО лекарств на 70 млрд рублей, при том что в бюджете было заложено только 30 млрд. Разразился грандиозный скандал, и премьер Михаил Фрадков отправил Хабриева в отставку – других крайних в схеме не было.

Пришедшего на смену Хабриеву Николая Юргеля уволили ровно через три года – за публичную критику законопроекта «Об обращении лекарственных средств», который отобрал у Росздравнадзора половину всех функций. Допуск лекарств на рынок доверили Минздраву, вопро­сы лицензирования фармпредприятий достались Минпромторгу. Но Тельнова, занявшая место Юргеля (правда, в статусе временно исполняющей обязанности), продолжила управлять регулятором так, как будто приставка «мега-» у него вот-вот появится. Она работала над созданием масштабной системы лабораторных комплексов по экспертизе ЛС во всех федеральных округах России, дала толчок развитию мобильных лабораторий. При ней ведомству доверили контроль за хо­дом модернизации здравоохранения. Но отвечать за эту работу будет уже другой врио – Михаил Мурашко. Известие о том, что ей готовят замену, стало для Тельновой неприятной неожиданностью, и она тут же подала в отставку.

Мурашко начал работу с предложений вве­сти уголовную ответственность за подделку ЛС, а Росздравнадзор наделить правом привлекать к административной ответ­ственности организации, в которых были выявлены нарушения в сфере обращения ЛС. Никаких изменений в этом направ­лении пока не произошло, зато ведомство несколько раз за год обвинили в прове­дении проверок без законных оснований и в превышении своих прав в ходе этих проверок.

В отсутствие других положительных ново­стей Мурашко в декабре на конференции «Медицина и качество – 2013» в неожи­данно позитивном ключе истолковал даже тот факт, что количество жалоб на некаче­ственную медпомощь за год увеличилось на 61%: «Сегодня, когда Росздравнадзор наделен полномочиями по государствен­ному контролю, к нам стали обращаться чаще, видимо, почувствовали отдачу».

Но больше всего новый врио пока известен как автор творческой трактовки приказа Минздрава «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи». Росздравнадзор разослал на эту тему два письма за подписью Мурашко. Недоуме­ние у экспертов и игроков отрасли вызвало второе. Росздравнадзор понял приказ вышестоящего ведомства так, что все су­ществующие у медицинских организаций лицензии должны быть переоформлены, поскольку не соответствуют новым требо­ваниям. Притом что в реестре Росздрав­надзора состоят 90 тысяч лицензиатов.

Игроки не стеснялись в выражениях. Представитель НП «Национальный союз региональных объединений», оценивая деятельность регулятора, заявил VM: «Правовая безграмотность федерального Росздравнадзора направлена на развал здравоохранения, а не на соблюдение за­конодательства в сфере оказания медицин­ских услуг».

Все закончилось относительно бес­кровно. Была создана рабочая группа из представителей Минздрава, Росздрав­надзора, Роспотребнадзора и ФАС, которая помогла Минздраву выпустить уже собственные разъяснения к своему приказу – гораздо более мягкие, чем трактовка Росздравнадзора.

росздравнадзор

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении