27 Июля 2024 Суббота

Вологодское мало
Василий Когаловский Фарминдустрия
29 апреля 2014, 14:41
4715

Областные чиновники заняты собирательством муниципальных аптек

Власти Вологодской области решили собрать все муниципальные аптеки в единую региональную аптечную сеть. Однако процесс объединения, который намечено было завершить в конце прошлого года, тянется до сих пор. Оппонентами аптечного единения стали городские администрации Вологды и Череповца: там муниципальные аптечные сети – это не только социальные учреждения, но и прибыльный бизнес, отдавать который в чужие руки вовсе не хочется.

Летом прошлого года вологодский губернатор Олег Кувшинников сделал неожиданное заявление о планах объединения всех муниципаль­ных аптек в единую областную организацию из-за риска «потерять аптечную сеть на терри­тории региона». Губернатор сослался на приватизацию большого числа муниципальных аптечных учреждений в предшествовавшие месяцы и мотивировал объединение возможно­стью «формировать конкурентоспособные цены на лекарственные средства благодаря большим объемам закупок, лучше контролировать каче­ство и сроки обеспечения вологжан лекарствен­ными препаратами».

Главам 16 муниципальных образований были направлены письма с предложением принять решения о передаче аптек из муниципаль­ной собственности в областную к 1 сентября 2013 года. По данным областной администрации, на передачу учреждений и имущества согласились 11 районов, в том числе Кирил­ловский, Кадуйский и Никольский, остальные не были готовы к немедленному ответу. Объ­единение должно было произойти на основе об­ластного ГПТП «Фармация», в котором на тот момент было 18 аптечных учреждений, выручка за 2012 год составила 256 млн рублей. Интерес­но, что некоторые из присоединяемых учреж­дений крупнее или сопоставимы по масштабу с ГПТП – крупными игроками областного рынка являются муниципальная «Фармация» из Череповца (21 аптека) и вологодский МУП «Вологдафарм-тандем» (18 аптек).

Вскоре выяснилось, что на объединение согласны не все. Против выступили прежде всего администрации Вологды и Череповца, их муниципальные сети – самодостаточ­ные и прибыльные, несмотря на социальную нагрузку. По данным базы «СПАРК-Интер­факс», в 2012 году выручка МУП «Вологда­фарм-тандем» составила 212,4 млн рублей, чистая прибыль – 4,47 млн рублей. У черепо­вецкой «Фармации» дела идут не хуже – вы­ручка 364,2 млн рублей, чистая прибыль – 3,9 млн рублей.

К тому же область претендует не только на ап­теки, но и на занятые ими помещения, которые также предложено передать в региональную собственность, причем безвозмездно. Руково­дители череповецкой «Фармации» и местного муниципалитета недоумевают, как это возмож­но сделать в правовом поле.

Ссылка губернатора на массовую приватиза­цию аптек тоже выглядит не очень убедитель­но. В последнее время приватизирована была только вологодская городская сеть «Квант-ВФ», фактически вошедшая в состав местного ап­течного холдинга «Антей» (85 аптек, выручка в 2013 году 1,35 млрд, 68-е место в рейтинге VM «ТОП100 аптечных сетей»). Возможно, на реше­ние губернатора повлиял тот факт, что муни­ципальные аптеки Вологды были включены в программу приватизации на 2013–2014 год.

Позицию властей Вологодской области изло­жил в интервью VM и.о. начальника областного Департамента здравоохранения Михаил Дуганов (см. стр. 40)

Отдельные муниципальные аптеки время от времени переходили в состав областной «Фармации» и прежде, но к этому их принуж­дали не административные решения, а исключительно экономическая ситуация: слабые сети и одиночные учреждения из отдаленных сель­ских районов выжить самостоятельно не могли.

В случае же попытки «недружественного погло­щения» муниципальных учреждений област­ным властям придется непросто – в действую­щем законодательстве хватает пробелов.

В областной администрации ссылаются на федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому «здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые ор­ганами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного федерального закона, должны были быть переданы в собственность соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации в срок до 1 января 2013 года».

«Данные мероприятия были реализованы в указанные сроки в отношении муниципаль­ных учреждений здравоохранения (больницы, поликлиники и так далее), в том числе и аптеч­ных организаций, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Передача муниципальных аптечных предприя­тий в областную собственность является следу­ющим этапом», – сообщили VM в пресс-службе департамента.

При этом в уставах муниципальных аптек кроме социальной функции обеспечения населения, и в первую очередь льготников, препаратами обозначена и вторая цель – извлечение прибыли. С точки зрения руководства региона, между больничными аптеками и муниципальными, по сути коммерческими, аптечными учреждени­ями никакой разницы нет.

«Это вещи сугубо разные, и нельзя их путать в одну сеть», – отметил в беседе с корреспонден­том VM председатель городской Думы Чере­повца Андрей Подволоцкий. Статус муниципальных аптек как коммерческих учреждений закон вообще не учитывает, опери­руя понятием «имущество, используемое в целях охраны здоровья».

Формулировки закона «Об основах охраны здо­ровья граждан» допускают возможность разного толкования, отмечает сотрудник юридической компании Maxima Legal Евгений Дружинин. Впрочем, он уверен, что если муниципалы захо­тят отстоять свое имущество, им придется через суд доказывать, что предписывающая безвоз­мездную передачу муниципального имущества ч. 12 ст. 100 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» противоречит Граж­данскому кодексу и Конституции РФ.

Из-за слабой правовой базы подготовка доку­ментов, связанных с переходом аптек из одного статуса в другой, затянулась на месяцы. Два крупнейших города Вологодчины, по сути, затормозили процесс объединения, в течение многих месяцев воздерживаясь от определенно­го ответа на требование отдать аптеки области. В Череповецкой Думе ссылаются на отсутствие каких бы то ни было расчетов и выкладок, без которых голосование невозможно: департамент их не предоставил.

«Никаких материалов – ни экономических обоснований, ни юридических, ни просто каких-то просьб – в городскую Думу не посту­пало, – подчеркнул Андрей Подволоцкий. – Тут надо садиться за стол и реально смотреть: сколько аптек передавать, в какие сроки, необходимо сразу все передать или, может, сначала половину, и посмотреть, как это будет работать. Но пока ни одной цифры мы не ви­дели. На сегодняшний день муниципальные аптеки работают очень неплохо, жалоб на них нет. Более того, там можно купить массу ле­карств и растворов аптечного приготовления, которых частные аптеки не делают. Они еще и цены сдерживают, на них частные сети огля­дываются. В основном муниципальную сеть мы сохранили, в планы приватизации эти аптеки не отдавали, стояли до последнего».

Вологодская Дума тоже не соглашалась на объе­динение «Вологдафарм-тандем» с ГПТП, но по­шла на уступки области – исключила свои сети из плана приватизации с оговоркой о возможно­сти продажи «невостребованных активов» – ап­тек, «которые не пользуются спросом у граждан».

«На самом деле управлять большим объеди­нением трудно. И в ГПТП «Фармация» это понимают: приходится заниматься и заведомо убыточными аптеками, а это тяжело, – гово­рит только что оставившая свой пост в связи с уходом на пенсию экс-директор МУП «Волог­дафарм-тандем» Любовь Жданова. – Что каса­ется нас, мы разными способами постарались сделать все аптечные учреждения прибыльны­ми. Работаем с городской скидкой (5%) по про­грамме «Забота». Недобираем на этом милли­оны, но привлекаем инвалидов, льготников, многодетные семьи. Город эти средства нам не компенсирует: бюджеты пустые. Наши нало­говые отчисления городу – миллионы рублей. Они могут быть интересны и области. Но дело не в этом – сейчас важнее сохранить аптеки и их статус, отпускать бесплатные лекарства и медикаменты особого учета».

В менее экономически развитых районах, где аптеки работают на грани выживания, власти, в общем, не против объединения, но все равно внимательно смотрят, что отдать, а что оставить себе. Например, из маленькой муниципальной сети Харовского района первым делом передали области три аптечных пункта, зато единствен­ную полноценную аптеку отдавать не спешат.

В Вытегре признают, что объединительные процедуры могут продлиться до середины года. Формально МУП придется преобразовать в ГУП, и только тогда станет возможным его слияние с «Фармацией». По тому же пути пошли в Грязовецком и Междуреченском районах.

Есть опасения, что объединенная сеть муници­пальных аптек может стать объектом привати­зации, если областная администрация не устоит перед соблазном пополнить казну, как это прои­зошло в других регионах.

«С одной стороны, распоряжение муниципаль­ной собственностью процедурно легче, чем региональной. С другой – консолидация аптеч­ного имущества в рамках единого предприятия создает возможность его приватизации единым лотом. Однако юридически нет гарантий со­хранения действующих аптечных организаций ни при муниципальной, ни при региональной государственной собственности», – считает юрист Евгений Дружинин.

«Теоретически можно предположить, что вологодская администрация хочет объединить аптеки, продать сеть и «проесть» деньги, – ком­ментирует исполнительный директор москов­ского некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. – Но думаю, что все-таки стоит вопрос о том, чтобы население, как в Московской области, не осталось без наркотических препаратов. Такой случай был, когда продали «Мособлфармацию». Первое, что сделали собственники после приватизации, – отказались от отпуска наркотических препа­ратов и закрыли все производственные аптеки. Думаю, вологодская администрация ставит перед собой задачу не продать и получить день­ги от этого актива, а все-таки предотвратить ситуацию, когда физическая доступность ле­карств для жителей непростого региона с низ­ким платежеспособным спросом будет равна нулю». Когда аптеки объединяются в единую сеть с общим котлом, за счет прибыли одних аптек могут быть минимизированы убытки от выполнения социальных функций у других, полагает она.

В Волгоградской области власти попытались запустить процесс приватизации ГУП «Волго­фарм» (выручка в 2013 году – 4,6 млрд рублей, 23-е место в рейтинге VM), однако досрочная отставка губернатора Сергея Боженова поме­шала этим планам. «Мы резко отрицательно относимся к приватизации «Волгофарма», потому что это достаточно успешное, активно работающее предприятие, имеющее хороший авторитет в регионе и среди своих потребите­лей. Едва ли приватизация приведет к чему-то хорошему. Организация льготного лекар­ственного обеспечения жителей и обеспечение наркотическими лекарственными препаратами осуществляются сегодня в Волгоградской обла­сти именно «Волгофармом». Заставить ком­мерсанта выполнять функции, которые несут убытки, сегодня невозможно», – говорит Елена Неволина.

Последнее утверждение опровергается практи­кой. Например, в Новгородской области после полной приватизации пакета акций «Новго­родфармации» (56 аптек) новый собственник, кемеровский инвестфонд «Кузбасс-Макслевел», по договоренности с администрацией региона не отказался от выполнения предприятием социальных задач и по-прежнему обслуживает льготников. Все зависит от конкретных дого­воренностей и от того, насколько грамотно они закреплены в соответствующих соглашениях.

В Нижегородской области процесс укруп­нения муниципальных аптечных сетей идет естественным путем. В ближайшие два меся­ца в состав госпредприятия «Нижегородская областная фармация» (выручка – 2,3 млрд руб­лей, 35-е место в рейтинге VM) будут включе­ны «Фармация города Кстово» и «Фармация Сокольского района», уже преобразованные из МУПов в ГП. «Наши муниципальные аптеки понемногу присоединяются к единой государ­ственной сети, потому что сейчас нам стало жить нереально плохо: на нас большая соци­альная нагрузка – весь льготный отпуск, – рас­сказала VM директор «Фармации Сокольского района» Лидия Карпова. – Частники открывают новые аптеки, и в этом году, скорее всего, про­изойдет спад. Заказ препаратов в «Нижегород­ской фармации» – единый для всей сети. Пока мы стараемся взять то, что подешевле, а что нам будут присылать централизованно – неизвест­но. А с другой стороны, для сети с большими объемами возможны скидки. Хотя из-за цен­трализации может снизиться оперативность поставок».

Область не настаивает на объединении всех муниципальных аптек и оставила за районами возможность выбора, но заместитель генераль­ного директора «Нижегородской областной фармации» Равия Амочкина считает процесс укрупнения неизбежным. По ее мнению, одиночки не выживут: состояние рынка сейчас таково, что выживают только крупные сети, с мощным ресурсом и материально-техниче­ской базой. «Если районы не отдают МУПы, мы их насильно не забираем. Они приватизи­руются или переходят в другую форму соб­ственности. Во многих районах сети просто акционировались – в Богородске, Боре, Пав­лове, хотя к нам не присоединились. Не при­соединились Починки, Вача, сохранившие статус муниципальных предприятий. Но если присоединяются, то часто в таком плачевном состоянии – обнять и плакать… Непонятно, чем занималось руководство этих аптек. Очень отсталая материально-техническая база. Одни разговоры, что они очень хорошие, а когда коснешься – ремонты ужасные, оборудование морально устаревшее, программ нет практиче­ски никаких», – говорит она.

Над самой «Нижегородской областной фарма­цией» тоже витает тень приватизации – в сере­дине 2013 года местные власти объявили о на­мерении включить сеть в план приватизации. В настоящий момент руководство сети о буду­щем предприятия не осведомлено. По данным VM, руководство области давно отказалось от идеи приватизации, но официального сооб­щения об этом так и не сделало.

В Калининградской области нашли свой путь, решительно разделив коммерческую торгов­лю ЛС и снабжение льготников бесплатными препаратами. Региональная аптечная сеть была приватизирована, а социальные функции взяло на себя созданное в 2013 году государ­ственное казенное учреждение «Калининград­ская областная фармацевтическая компания» с аптечным складом и 30 пунктами выдачи препаратов льготникам при лечебных учрежде­ниях. Вся розничная торговля осталась за част­ным бизнесом.

Вологодский опыт принудительного объедине­ния до сих пор остается уникальным. В боль­шинстве регионов положения 323-го закона склонны трактовать иначе и выстраивать баланс между аптеками разных форм собствен­ности.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«ГУБЕРНАТОР ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИИ: ДОВЕСТИ ИДЕЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ АПТЕК ДО КОНЦА»

Глава здравоохранения Вологодской области – о будущем муниципальной фармрозницы

Вместе с губернатором и. о. руководителя Департамента здравоохранения Михаил Дуганов выступает за слияние муниципальных аптечных сетей методом передачи их области в добровольно-принудительном порядке. Почему он уверен, что именно этот путь единственно правильный, чиновник рассказал в интервью VM.

– В разных регионах РФ вопрос обеспечения льготников препаратами решается по-разному. Кое-где обходятся вообще без муниципальных и госу­дарственных аптек, задачу решают коммерческие сети. Почему вы наста­иваете на объединении муниципальных сетей?

– Да, в каждом регионе своя история этого вопроса. У нас государственная аптечная сеть распалась на муници­пальные и государственные аптеки. Мы долго думали, как быть, а в это время некоторые аптеки обан­кротились и были проданы в частные руки. Но главное, нам удалось сохранить ядро – ГПТП «Фармация». Мы его никогда не отдавали в план приватизации (хотя за эти 15 лет такие предло­жения поступали неодно­кратно). Мы категорически против того, чтобы отдавать в приватизацию фармацев­тическую сферу, так как ряд позиций обеспечивается только государством: предо­ставление лекарств по льго­там, работа с наркотически­ми препаратами... По сути, речь идет о государственной безопасности. Я считаю опасной приватизацию сетей. Мы никогда не шли этим путем и не хотим идти.

– Как возникла идея объе­динения?

– Оно было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, законодатель­ство опять свело нас в одну государственную систе­му, и все муниципальные медицинские учреждения с 1 января 2013 года уже стали государственными. Согласно законодательству, оказание медицинской по­мощи неразрывно связано с обеспечением лекар­ственными препаратами. Мы с юристами прокон­сультировались: новый закон об охране здоровья предписывает выстроить систему лекарственного обеспечения на уровне региона или делегировать полномочия. Но делеги­рование мы не считаем целесообразным.

Во-вторых, поскольку муниципалитеты – в разной финансовой ситуации, их аптечные предприятия на­ходятся в разном финансо­вом положении. Есть такие, которые, находясь на гра­ни банкротства, не стали дожидаться выхода закона, а предложили: слейте нас с более крупной структурой, иначе мы прогорим. И мы это сделали в Белозерске, Шексне, Устюжне, не дожи­даясь выхода закона. Прак­тика показала: там, куда входит крупный оптовик, он может держать розничные цены на достаточно низком уровне и конкурировать с частником. И в-третьих, это ухудшающаяся ситу­ация с муниципальными бюджетами, когда некото­рые главы районов пони­мают продажу муниципаль­ной сети как некое латание своих бюджетных дыр.

– Не возникает ли юри­дической коллизии из-за того, что вы факти­чески хотите безвозмезд­но забрать у муниципали­тетов имущество?

– Возникает. Юридическая коллизия и сейчас не раз­решена до конца: забрать аптеки просто так мы, естественно, не можем. Мы предлагаем их передать в добровольном порядке. На это не все согласны. По­этому пока идут обсуждения, консультации. Губернатор придерживается жесткой позиции: довести идею объ­единения аптек до конца. Сдвиги есть. Муниципали­теты, которые хотели пойти на приватизацию сетей, уже отказались от своих планов на этом фоне.

– Не говорили ли вам юри­сты, что закон касается в большей мере больнич­ных аптек, а коммерческие аптеки, пусть и муници­пального подчинения, – это другое дело?

– Да, в их уставах обо­значена цель предприя­тия – получение прибыли, но у них есть и вторая цель: обеспечение соци­альных гарантий, пре­жде всего льготников. Эта цель для нас даже важнее, чем получение прибыли. Мы не рассма­триваем муниципальные аптеки только как ком­мерческие предприятия. Их учредителем в свое время был регион, иму­щество нарабатывалось многие годы за счет областного бюджета, поэтому на этом имуще­стве можно зарабатывать деньги именно в пользу областного бюджета. Если брать доходы местного бюджета, то, как ни стран­но, они [после передачи аптек области. – VM] прак­тически не уменьшатся: НДФЛ останется на месте, пойдет в местный бюджет.

– Но в область уйдет налог на прибыль, а это нема­ло – «Вологдафарм-тан­дем», например, платит сейчас в бюджет города почти полмиллиона рублей в месяц.

– Да, налог на прибыль уйдет, но прибыль прибы­лью, а социальные гаран­тии должны быть. И чем крупнее структура, тем она надежнее.

– Как вы намерены до­стичь безубыточности аптек в глубинке при малых оборотах и большом транспортном плече?

– Я уже привел пример с глубоко убыточной апте­кой в Шексне: сделали там ремонт, пока за счет прибы­ли «Фармации», посмотрели потоки, отработали рекламу, понизили цены – аптека встала на ноги за полгода, уже работает без убытков. В Устюжне муниципаль­ная аптека и вовсе была разорена. С нуля построи­ли здание, перевели туда коллектив, завезли допол­нительный товар – аптека стала прибыльной. Плюс стали торговать сопутству­ющими товарами – очковой оптикой. В Чагоде перевели аптеку в ЦРБ, в поликлини­ку: расширили площади, пе­реформатировали, сделали из аптечного пункта апте­ку – и она задышала, оборот увеличился. Если посчи­тать, сколько руководящего состава на муниципальных предприятиях, то невольно возникнет вопрос: а зачем столько? Вполне можно ужаться. Со стороны этих руководителей тоже идет конфронтация: новый статус многим не нравится, а мы хотели бы, чтобы они к нам влились.

– Руководство области заявило о необходимо­сти еще до объединения провести финансовое оз­доровление проблемных сетей. Что это означает? За чей счет пойдет оздо­ровление?

– Понятно, что есть ап­теки, у которых большая прибыль, и есть аптеки, которые на нулевой от­метке. Нужно посмотреть, какое имущество есть у сетей, что можно продать. Приведу пример: в Соколе два аптечных муниципаль­ных предприятия. Одно мы берем, а другое нет, сразу выставляем на продажу.

вологодская область

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении