Власти Вологодской области решили собрать все муниципальные аптеки в единую региональную аптечную сеть. Однако процесс объединения, который намечено было завершить в конце прошлого года, тянется до сих пор. Оппонентами аптечного единения стали городские администрации Вологды и Череповца: там муниципальные аптечные сети – это не только социальные учреждения, но и прибыльный бизнес, отдавать который в чужие руки вовсе не хочется.
Летом прошлого года вологодский губернатор Олег Кувшинников сделал неожиданное заявление о планах объединения всех муниципальных аптек в единую областную организацию из-за риска «потерять аптечную сеть на территории региона». Губернатор сослался на приватизацию большого числа муниципальных аптечных учреждений в предшествовавшие месяцы и мотивировал объединение возможностью «формировать конкурентоспособные цены на лекарственные средства благодаря большим объемам закупок, лучше контролировать качество и сроки обеспечения вологжан лекарственными препаратами».
Главам 16 муниципальных образований были направлены письма с предложением принять решения о передаче аптек из муниципальной собственности в областную к 1 сентября 2013 года. По данным областной администрации, на передачу учреждений и имущества согласились 11 районов, в том числе Кирилловский, Кадуйский и Никольский, остальные не были готовы к немедленному ответу. Объединение должно было произойти на основе областного ГПТП «Фармация», в котором на тот момент было 18 аптечных учреждений, выручка за 2012 год составила 256 млн рублей. Интересно, что некоторые из присоединяемых учреждений крупнее или сопоставимы по масштабу с ГПТП – крупными игроками областного рынка являются муниципальная «Фармация» из Череповца (21 аптека) и вологодский МУП «Вологдафарм-тандем» (18 аптек).
Вскоре выяснилось, что на объединение согласны не все. Против выступили прежде всего администрации Вологды и Череповца, их муниципальные сети – самодостаточные и прибыльные, несмотря на социальную нагрузку. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2012 году выручка МУП «Вологдафарм-тандем» составила 212,4 млн рублей, чистая прибыль – 4,47 млн рублей. У череповецкой «Фармации» дела идут не хуже – выручка 364,2 млн рублей, чистая прибыль – 3,9 млн рублей.
К тому же область претендует не только на аптеки, но и на занятые ими помещения, которые также предложено передать в региональную собственность, причем безвозмездно. Руководители череповецкой «Фармации» и местного муниципалитета недоумевают, как это возможно сделать в правовом поле.
Ссылка губернатора на массовую приватизацию аптек тоже выглядит не очень убедительно. В последнее время приватизирована была только вологодская городская сеть «Квант-ВФ», фактически вошедшая в состав местного аптечного холдинга «Антей» (85 аптек, выручка в 2013 году 1,35 млрд, 68-е место в рейтинге VM «ТОП100 аптечных сетей»). Возможно, на решение губернатора повлиял тот факт, что муниципальные аптеки Вологды были включены в программу приватизации на 2013–2014 год.
Позицию властей Вологодской области изложил в интервью VM и.о. начальника областного Департамента здравоохранения Михаил Дуганов (см. стр. 40)
Отдельные муниципальные аптеки время от времени переходили в состав областной «Фармации» и прежде, но к этому их принуждали не административные решения, а исключительно экономическая ситуация: слабые сети и одиночные учреждения из отдаленных сельских районов выжить самостоятельно не могли.
В случае же попытки «недружественного поглощения» муниципальных учреждений областным властям придется непросто – в действующем законодательстве хватает пробелов.
В областной администрации ссылаются на федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому «здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного федерального закона, должны были быть переданы в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года».
«Данные мероприятия были реализованы в указанные сроки в отношении муниципальных учреждений здравоохранения (больницы, поликлиники и так далее), в том числе и аптечных организаций, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Передача муниципальных аптечных предприятий в областную собственность является следующим этапом», – сообщили VM в пресс-службе департамента.
При этом в уставах муниципальных аптек кроме социальной функции обеспечения населения, и в первую очередь льготников, препаратами обозначена и вторая цель – извлечение прибыли. С точки зрения руководства региона, между больничными аптеками и муниципальными, по сути коммерческими, аптечными учреждениями никакой разницы нет.
«Это вещи сугубо разные, и нельзя их путать в одну сеть», – отметил в беседе с корреспондентом VM председатель городской Думы Череповца Андрей Подволоцкий. Статус муниципальных аптек как коммерческих учреждений закон вообще не учитывает, оперируя понятием «имущество, используемое в целях охраны здоровья».
Формулировки закона «Об основах охраны здоровья граждан» допускают возможность разного толкования, отмечает сотрудник юридической компании Maxima Legal Евгений Дружинин. Впрочем, он уверен, что если муниципалы захотят отстоять свое имущество, им придется через суд доказывать, что предписывающая безвозмездную передачу муниципального имущества ч. 12 ст. 100 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» противоречит Гражданскому кодексу и Конституции РФ.
Из-за слабой правовой базы подготовка документов, связанных с переходом аптек из одного статуса в другой, затянулась на месяцы. Два крупнейших города Вологодчины, по сути, затормозили процесс объединения, в течение многих месяцев воздерживаясь от определенного ответа на требование отдать аптеки области. В Череповецкой Думе ссылаются на отсутствие каких бы то ни было расчетов и выкладок, без которых голосование невозможно: департамент их не предоставил.
«Никаких материалов – ни экономических обоснований, ни юридических, ни просто каких-то просьб – в городскую Думу не поступало, – подчеркнул Андрей Подволоцкий. – Тут надо садиться за стол и реально смотреть: сколько аптек передавать, в какие сроки, необходимо сразу все передать или, может, сначала половину, и посмотреть, как это будет работать. Но пока ни одной цифры мы не видели. На сегодняшний день муниципальные аптеки работают очень неплохо, жалоб на них нет. Более того, там можно купить массу лекарств и растворов аптечного приготовления, которых частные аптеки не делают. Они еще и цены сдерживают, на них частные сети оглядываются. В основном муниципальную сеть мы сохранили, в планы приватизации эти аптеки не отдавали, стояли до последнего».
Вологодская Дума тоже не соглашалась на объединение «Вологдафарм-тандем» с ГПТП, но пошла на уступки области – исключила свои сети из плана приватизации с оговоркой о возможности продажи «невостребованных активов» – аптек, «которые не пользуются спросом у граждан».
«На самом деле управлять большим объединением трудно. И в ГПТП «Фармация» это понимают: приходится заниматься и заведомо убыточными аптеками, а это тяжело, – говорит только что оставившая свой пост в связи с уходом на пенсию экс-директор МУП «Вологдафарм-тандем» Любовь Жданова. – Что касается нас, мы разными способами постарались сделать все аптечные учреждения прибыльными. Работаем с городской скидкой (5%) по программе «Забота». Недобираем на этом миллионы, но привлекаем инвалидов, льготников, многодетные семьи. Город эти средства нам не компенсирует: бюджеты пустые. Наши налоговые отчисления городу – миллионы рублей. Они могут быть интересны и области. Но дело не в этом – сейчас важнее сохранить аптеки и их статус, отпускать бесплатные лекарства и медикаменты особого учета».
В менее экономически развитых районах, где аптеки работают на грани выживания, власти, в общем, не против объединения, но все равно внимательно смотрят, что отдать, а что оставить себе. Например, из маленькой муниципальной сети Харовского района первым делом передали области три аптечных пункта, зато единственную полноценную аптеку отдавать не спешат.
В Вытегре признают, что объединительные процедуры могут продлиться до середины года. Формально МУП придется преобразовать в ГУП, и только тогда станет возможным его слияние с «Фармацией». По тому же пути пошли в Грязовецком и Междуреченском районах.
Есть опасения, что объединенная сеть муниципальных аптек может стать объектом приватизации, если областная администрация не устоит перед соблазном пополнить казну, как это произошло в других регионах.
«С одной стороны, распоряжение муниципальной собственностью процедурно легче, чем региональной. С другой – консолидация аптечного имущества в рамках единого предприятия создает возможность его приватизации единым лотом. Однако юридически нет гарантий сохранения действующих аптечных организаций ни при муниципальной, ни при региональной государственной собственности», – считает юрист Евгений Дружинин.
«Теоретически можно предположить, что вологодская администрация хочет объединить аптеки, продать сеть и «проесть» деньги, – комментирует исполнительный директор московского некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. – Но думаю, что все-таки стоит вопрос о том, чтобы население, как в Московской области, не осталось без наркотических препаратов. Такой случай был, когда продали «Мособлфармацию». Первое, что сделали собственники после приватизации, – отказались от отпуска наркотических препаратов и закрыли все производственные аптеки. Думаю, вологодская администрация ставит перед собой задачу не продать и получить деньги от этого актива, а все-таки предотвратить ситуацию, когда физическая доступность лекарств для жителей непростого региона с низким платежеспособным спросом будет равна нулю». Когда аптеки объединяются в единую сеть с общим котлом, за счет прибыли одних аптек могут быть минимизированы убытки от выполнения социальных функций у других, полагает она.
В Волгоградской области власти попытались запустить процесс приватизации ГУП «Волгофарм» (выручка в 2013 году – 4,6 млрд рублей, 23-е место в рейтинге VM), однако досрочная отставка губернатора Сергея Боженова помешала этим планам. «Мы резко отрицательно относимся к приватизации «Волгофарма», потому что это достаточно успешное, активно работающее предприятие, имеющее хороший авторитет в регионе и среди своих потребителей. Едва ли приватизация приведет к чему-то хорошему. Организация льготного лекарственного обеспечения жителей и обеспечение наркотическими лекарственными препаратами осуществляются сегодня в Волгоградской области именно «Волгофармом». Заставить коммерсанта выполнять функции, которые несут убытки, сегодня невозможно», – говорит Елена Неволина.
Последнее утверждение опровергается практикой. Например, в Новгородской области после полной приватизации пакета акций «Новгородфармации» (56 аптек) новый собственник, кемеровский инвестфонд «Кузбасс-Макслевел», по договоренности с администрацией региона не отказался от выполнения предприятием социальных задач и по-прежнему обслуживает льготников. Все зависит от конкретных договоренностей и от того, насколько грамотно они закреплены в соответствующих соглашениях.
В Нижегородской области процесс укрупнения муниципальных аптечных сетей идет естественным путем. В ближайшие два месяца в состав госпредприятия «Нижегородская областная фармация» (выручка – 2,3 млрд рублей, 35-е место в рейтинге VM) будут включены «Фармация города Кстово» и «Фармация Сокольского района», уже преобразованные из МУПов в ГП. «Наши муниципальные аптеки понемногу присоединяются к единой государственной сети, потому что сейчас нам стало жить нереально плохо: на нас большая социальная нагрузка – весь льготный отпуск, – рассказала VM директор «Фармации Сокольского района» Лидия Карпова. – Частники открывают новые аптеки, и в этом году, скорее всего, произойдет спад. Заказ препаратов в «Нижегородской фармации» – единый для всей сети. Пока мы стараемся взять то, что подешевле, а что нам будут присылать централизованно – неизвестно. А с другой стороны, для сети с большими объемами возможны скидки. Хотя из-за централизации может снизиться оперативность поставок».
Область не настаивает на объединении всех муниципальных аптек и оставила за районами возможность выбора, но заместитель генерального директора «Нижегородской областной фармации» Равия Амочкина считает процесс укрупнения неизбежным. По ее мнению, одиночки не выживут: состояние рынка сейчас таково, что выживают только крупные сети, с мощным ресурсом и материально-технической базой. «Если районы не отдают МУПы, мы их насильно не забираем. Они приватизируются или переходят в другую форму собственности. Во многих районах сети просто акционировались – в Богородске, Боре, Павлове, хотя к нам не присоединились. Не присоединились Починки, Вача, сохранившие статус муниципальных предприятий. Но если присоединяются, то часто в таком плачевном состоянии – обнять и плакать… Непонятно, чем занималось руководство этих аптек. Очень отсталая материально-техническая база. Одни разговоры, что они очень хорошие, а когда коснешься – ремонты ужасные, оборудование морально устаревшее, программ нет практически никаких», – говорит она.
Над самой «Нижегородской областной фармацией» тоже витает тень приватизации – в середине 2013 года местные власти объявили о намерении включить сеть в план приватизации. В настоящий момент руководство сети о будущем предприятия не осведомлено. По данным VM, руководство области давно отказалось от идеи приватизации, но официального сообщения об этом так и не сделало.
В Калининградской области нашли свой путь, решительно разделив коммерческую торговлю ЛС и снабжение льготников бесплатными препаратами. Региональная аптечная сеть была приватизирована, а социальные функции взяло на себя созданное в 2013 году государственное казенное учреждение «Калининградская областная фармацевтическая компания» с аптечным складом и 30 пунктами выдачи препаратов льготникам при лечебных учреждениях. Вся розничная торговля осталась за частным бизнесом.
Вологодский опыт принудительного объединения до сих пор остается уникальным. В большинстве регионов положения 323-го закона склонны трактовать иначе и выстраивать баланс между аптеками разных форм собственности.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«ГУБЕРНАТОР ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИИ: ДОВЕСТИ ИДЕЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ АПТЕК ДО КОНЦА»
Глава здравоохранения Вологодской области – о будущем муниципальной фармрозницы
Вместе с губернатором и. о. руководителя Департамента здравоохранения Михаил Дуганов выступает за слияние муниципальных аптечных сетей методом передачи их области в добровольно-принудительном порядке. Почему он уверен, что именно этот путь единственно правильный, чиновник рассказал в интервью VM.
– В разных регионах РФ вопрос обеспечения льготников препаратами решается по-разному. Кое-где обходятся вообще без муниципальных и государственных аптек, задачу решают коммерческие сети. Почему вы настаиваете на объединении муниципальных сетей?
– Да, в каждом регионе своя история этого вопроса. У нас государственная аптечная сеть распалась на муниципальные и государственные аптеки. Мы долго думали, как быть, а в это время некоторые аптеки обанкротились и были проданы в частные руки. Но главное, нам удалось сохранить ядро – ГПТП «Фармация». Мы его никогда не отдавали в план приватизации (хотя за эти 15 лет такие предложения поступали неоднократно). Мы категорически против того, чтобы отдавать в приватизацию фармацевтическую сферу, так как ряд позиций обеспечивается только государством: предоставление лекарств по льготам, работа с наркотическими препаратами... По сути, речь идет о государственной безопасности. Я считаю опасной приватизацию сетей. Мы никогда не шли этим путем и не хотим идти.
– Как возникла идея объединения?
– Оно было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, законодательство опять свело нас в одну государственную систему, и все муниципальные медицинские учреждения с 1 января 2013 года уже стали государственными. Согласно законодательству, оказание медицинской помощи неразрывно связано с обеспечением лекарственными препаратами. Мы с юристами проконсультировались: новый закон об охране здоровья предписывает выстроить систему лекарственного обеспечения на уровне региона или делегировать полномочия. Но делегирование мы не считаем целесообразным.
Во-вторых, поскольку муниципалитеты – в разной финансовой ситуации, их аптечные предприятия находятся в разном финансовом положении. Есть такие, которые, находясь на грани банкротства, не стали дожидаться выхода закона, а предложили: слейте нас с более крупной структурой, иначе мы прогорим. И мы это сделали в Белозерске, Шексне, Устюжне, не дожидаясь выхода закона. Практика показала: там, куда входит крупный оптовик, он может держать розничные цены на достаточно низком уровне и конкурировать с частником. И в-третьих, это ухудшающаяся ситуация с муниципальными бюджетами, когда некоторые главы районов понимают продажу муниципальной сети как некое латание своих бюджетных дыр.
– Не возникает ли юридической коллизии из-за того, что вы фактически хотите безвозмездно забрать у муниципалитетов имущество?
– Возникает. Юридическая коллизия и сейчас не разрешена до конца: забрать аптеки просто так мы, естественно, не можем. Мы предлагаем их передать в добровольном порядке. На это не все согласны. Поэтому пока идут обсуждения, консультации. Губернатор придерживается жесткой позиции: довести идею объединения аптек до конца. Сдвиги есть. Муниципалитеты, которые хотели пойти на приватизацию сетей, уже отказались от своих планов на этом фоне.
– Не говорили ли вам юристы, что закон касается в большей мере больничных аптек, а коммерческие аптеки, пусть и муниципального подчинения, – это другое дело?
– Да, в их уставах обозначена цель предприятия – получение прибыли, но у них есть и вторая цель: обеспечение социальных гарантий, прежде всего льготников. Эта цель для нас даже важнее, чем получение прибыли. Мы не рассматриваем муниципальные аптеки только как коммерческие предприятия. Их учредителем в свое время был регион, имущество нарабатывалось многие годы за счет областного бюджета, поэтому на этом имуществе можно зарабатывать деньги именно в пользу областного бюджета. Если брать доходы местного бюджета, то, как ни странно, они [после передачи аптек области. – VM] практически не уменьшатся: НДФЛ останется на месте, пойдет в местный бюджет.
– Но в область уйдет налог на прибыль, а это немало – «Вологдафарм-тандем», например, платит сейчас в бюджет города почти полмиллиона рублей в месяц.
– Да, налог на прибыль уйдет, но прибыль прибылью, а социальные гарантии должны быть. И чем крупнее структура, тем она надежнее.
– Как вы намерены достичь безубыточности аптек в глубинке при малых оборотах и большом транспортном плече?
– Я уже привел пример с глубоко убыточной аптекой в Шексне: сделали там ремонт, пока за счет прибыли «Фармации», посмотрели потоки, отработали рекламу, понизили цены – аптека встала на ноги за полгода, уже работает без убытков. В Устюжне муниципальная аптека и вовсе была разорена. С нуля построили здание, перевели туда коллектив, завезли дополнительный товар – аптека стала прибыльной. Плюс стали торговать сопутствующими товарами – очковой оптикой. В Чагоде перевели аптеку в ЦРБ, в поликлинику: расширили площади, переформатировали, сделали из аптечного пункта аптеку – и она задышала, оборот увеличился. Если посчитать, сколько руководящего состава на муниципальных предприятиях, то невольно возникнет вопрос: а зачем столько? Вполне можно ужаться. Со стороны этих руководителей тоже идет конфронтация: новый статус многим не нравится, а мы хотели бы, чтобы они к нам влились.
– Руководство области заявило о необходимости еще до объединения провести финансовое оздоровление проблемных сетей. Что это означает? За чей счет пойдет оздоровление?
– Понятно, что есть аптеки, у которых большая прибыль, и есть аптеки, которые на нулевой отметке. Нужно посмотреть, какое имущество есть у сетей, что можно продать. Приведу пример: в Соколе два аптечных муниципальных предприятия. Одно мы берем, а другое нет, сразу выставляем на продажу.