03 Октября 2023 Вторник

Вологодское мало
Василий Когаловский Фарминдустрия
29 апреля 2014, 14:41
4534

Областные чиновники заняты собирательством муниципальных аптек

Власти Вологодской области решили собрать все муниципальные аптеки в единую региональную аптечную сеть. Однако процесс объединения, который намечено было завершить в конце прошлого года, тянется до сих пор. Оппонентами аптечного единения стали городские администрации Вологды и Череповца: там муниципальные аптечные сети – это не только социальные учреждения, но и прибыльный бизнес, отдавать который в чужие руки вовсе не хочется.

Летом прошлого года вологодский губернатор Олег Кувшинников сделал неожиданное заявление о планах объединения всех муниципаль­ных аптек в единую областную организацию из-за риска «потерять аптечную сеть на терри­тории региона». Губернатор сослался на приватизацию большого числа муниципальных аптечных учреждений в предшествовавшие месяцы и мотивировал объединение возможно­стью «формировать конкурентоспособные цены на лекарственные средства благодаря большим объемам закупок, лучше контролировать каче­ство и сроки обеспечения вологжан лекарствен­ными препаратами».

Главам 16 муниципальных образований были направлены письма с предложением принять решения о передаче аптек из муниципаль­ной собственности в областную к 1 сентября 2013 года. По данным областной администрации, на передачу учреждений и имущества согласились 11 районов, в том числе Кирил­ловский, Кадуйский и Никольский, остальные не были готовы к немедленному ответу. Объ­единение должно было произойти на основе об­ластного ГПТП «Фармация», в котором на тот момент было 18 аптечных учреждений, выручка за 2012 год составила 256 млн рублей. Интерес­но, что некоторые из присоединяемых учреж­дений крупнее или сопоставимы по масштабу с ГПТП – крупными игроками областного рынка являются муниципальная «Фармация» из Череповца (21 аптека) и вологодский МУП «Вологдафарм-тандем» (18 аптек).

Вскоре выяснилось, что на объединение согласны не все. Против выступили прежде всего администрации Вологды и Череповца, их муниципальные сети – самодостаточ­ные и прибыльные, несмотря на социальную нагрузку. По данным базы «СПАРК-Интер­факс», в 2012 году выручка МУП «Вологда­фарм-тандем» составила 212,4 млн рублей, чистая прибыль – 4,47 млн рублей. У черепо­вецкой «Фармации» дела идут не хуже – вы­ручка 364,2 млн рублей, чистая прибыль – 3,9 млн рублей.

К тому же область претендует не только на ап­теки, но и на занятые ими помещения, которые также предложено передать в региональную собственность, причем безвозмездно. Руково­дители череповецкой «Фармации» и местного муниципалитета недоумевают, как это возмож­но сделать в правовом поле.

Ссылка губернатора на массовую приватиза­цию аптек тоже выглядит не очень убедитель­но. В последнее время приватизирована была только вологодская городская сеть «Квант-ВФ», фактически вошедшая в состав местного ап­течного холдинга «Антей» (85 аптек, выручка в 2013 году 1,35 млрд, 68-е место в рейтинге VM «ТОП100 аптечных сетей»). Возможно, на реше­ние губернатора повлиял тот факт, что муни­ципальные аптеки Вологды были включены в программу приватизации на 2013–2014 год.

Позицию властей Вологодской области изло­жил в интервью VM и.о. начальника областного Департамента здравоохранения Михаил Дуганов (см. стр. 40)

Отдельные муниципальные аптеки время от времени переходили в состав областной «Фармации» и прежде, но к этому их принуж­дали не административные решения, а исключительно экономическая ситуация: слабые сети и одиночные учреждения из отдаленных сель­ских районов выжить самостоятельно не могли.

В случае же попытки «недружественного погло­щения» муниципальных учреждений област­ным властям придется непросто – в действую­щем законодательстве хватает пробелов.

В областной администрации ссылаются на федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому «здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые ор­ганами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного федерального закона, должны были быть переданы в собственность соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации в срок до 1 января 2013 года».

«Данные мероприятия были реализованы в указанные сроки в отношении муниципаль­ных учреждений здравоохранения (больницы, поликлиники и так далее), в том числе и аптеч­ных организаций, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Передача муниципальных аптечных предприя­тий в областную собственность является следу­ющим этапом», – сообщили VM в пресс-службе департамента.

При этом в уставах муниципальных аптек кроме социальной функции обеспечения населения, и в первую очередь льготников, препаратами обозначена и вторая цель – извлечение прибыли. С точки зрения руководства региона, между больничными аптеками и муниципальными, по сути коммерческими, аптечными учреждени­ями никакой разницы нет.

«Это вещи сугубо разные, и нельзя их путать в одну сеть», – отметил в беседе с корреспонден­том VM председатель городской Думы Чере­повца Андрей Подволоцкий. Статус муниципальных аптек как коммерческих учреждений закон вообще не учитывает, опери­руя понятием «имущество, используемое в целях охраны здоровья».

Формулировки закона «Об основах охраны здо­ровья граждан» допускают возможность разного толкования, отмечает сотрудник юридической компании Maxima Legal Евгений Дружинин. Впрочем, он уверен, что если муниципалы захо­тят отстоять свое имущество, им придется через суд доказывать, что предписывающая безвоз­мездную передачу муниципального имущества ч. 12 ст. 100 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» противоречит Граж­данскому кодексу и Конституции РФ.

Из-за слабой правовой базы подготовка доку­ментов, связанных с переходом аптек из одного статуса в другой, затянулась на месяцы. Два крупнейших города Вологодчины, по сути, затормозили процесс объединения, в течение многих месяцев воздерживаясь от определенно­го ответа на требование отдать аптеки области. В Череповецкой Думе ссылаются на отсутствие каких бы то ни было расчетов и выкладок, без которых голосование невозможно: департамент их не предоставил.

«Никаких материалов – ни экономических обоснований, ни юридических, ни просто каких-то просьб – в городскую Думу не посту­пало, – подчеркнул Андрей Подволоцкий. – Тут надо садиться за стол и реально смотреть: сколько аптек передавать, в какие сроки, необходимо сразу все передать или, может, сначала половину, и посмотреть, как это будет работать. Но пока ни одной цифры мы не ви­дели. На сегодняшний день муниципальные аптеки работают очень неплохо, жалоб на них нет. Более того, там можно купить массу ле­карств и растворов аптечного приготовления, которых частные аптеки не делают. Они еще и цены сдерживают, на них частные сети огля­дываются. В основном муниципальную сеть мы сохранили, в планы приватизации эти аптеки не отдавали, стояли до последнего».

Вологодская Дума тоже не соглашалась на объе­динение «Вологдафарм-тандем» с ГПТП, но по­шла на уступки области – исключила свои сети из плана приватизации с оговоркой о возможно­сти продажи «невостребованных активов» – ап­тек, «которые не пользуются спросом у граждан».

«На самом деле управлять большим объеди­нением трудно. И в ГПТП «Фармация» это понимают: приходится заниматься и заведомо убыточными аптеками, а это тяжело, – гово­рит только что оставившая свой пост в связи с уходом на пенсию экс-директор МУП «Волог­дафарм-тандем» Любовь Жданова. – Что каса­ется нас, мы разными способами постарались сделать все аптечные учреждения прибыльны­ми. Работаем с городской скидкой (5%) по про­грамме «Забота». Недобираем на этом милли­оны, но привлекаем инвалидов, льготников, многодетные семьи. Город эти средства нам не компенсирует: бюджеты пустые. Наши нало­говые отчисления городу – миллионы рублей. Они могут быть интересны и области. Но дело не в этом – сейчас важнее сохранить аптеки и их статус, отпускать бесплатные лекарства и медикаменты особого учета».

В менее экономически развитых районах, где аптеки работают на грани выживания, власти, в общем, не против объединения, но все равно внимательно смотрят, что отдать, а что оставить себе. Например, из маленькой муниципальной сети Харовского района первым делом передали области три аптечных пункта, зато единствен­ную полноценную аптеку отдавать не спешат.

В Вытегре признают, что объединительные процедуры могут продлиться до середины года. Формально МУП придется преобразовать в ГУП, и только тогда станет возможным его слияние с «Фармацией». По тому же пути пошли в Грязовецком и Междуреченском районах.

Есть опасения, что объединенная сеть муници­пальных аптек может стать объектом привати­зации, если областная администрация не устоит перед соблазном пополнить казну, как это прои­зошло в других регионах.

«С одной стороны, распоряжение муниципаль­ной собственностью процедурно легче, чем региональной. С другой – консолидация аптеч­ного имущества в рамках единого предприятия создает возможность его приватизации единым лотом. Однако юридически нет гарантий со­хранения действующих аптечных организаций ни при муниципальной, ни при региональной государственной собственности», – считает юрист Евгений Дружинин.

«Теоретически можно предположить, что вологодская администрация хочет объединить аптеки, продать сеть и «проесть» деньги, – ком­ментирует исполнительный директор москов­ского некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. – Но думаю, что все-таки стоит вопрос о том, чтобы население, как в Московской области, не осталось без наркотических препаратов. Такой случай был, когда продали «Мособлфармацию». Первое, что сделали собственники после приватизации, – отказались от отпуска наркотических препа­ратов и закрыли все производственные аптеки. Думаю, вологодская администрация ставит перед собой задачу не продать и получить день­ги от этого актива, а все-таки предотвратить ситуацию, когда физическая доступность ле­карств для жителей непростого региона с низ­ким платежеспособным спросом будет равна нулю». Когда аптеки объединяются в единую сеть с общим котлом, за счет прибыли одних аптек могут быть минимизированы убытки от выполнения социальных функций у других, полагает она.

В Волгоградской области власти попытались запустить процесс приватизации ГУП «Волго­фарм» (выручка в 2013 году – 4,6 млрд рублей, 23-е место в рейтинге VM), однако досрочная отставка губернатора Сергея Боженова поме­шала этим планам. «Мы резко отрицательно относимся к приватизации «Волгофарма», потому что это достаточно успешное, активно работающее предприятие, имеющее хороший авторитет в регионе и среди своих потребите­лей. Едва ли приватизация приведет к чему-то хорошему. Организация льготного лекар­ственного обеспечения жителей и обеспечение наркотическими лекарственными препаратами осуществляются сегодня в Волгоградской обла­сти именно «Волгофармом». Заставить ком­мерсанта выполнять функции, которые несут убытки, сегодня невозможно», – говорит Елена Неволина.

Последнее утверждение опровергается практи­кой. Например, в Новгородской области после полной приватизации пакета акций «Новго­родфармации» (56 аптек) новый собственник, кемеровский инвестфонд «Кузбасс-Макслевел», по договоренности с администрацией региона не отказался от выполнения предприятием социальных задач и по-прежнему обслуживает льготников. Все зависит от конкретных дого­воренностей и от того, насколько грамотно они закреплены в соответствующих соглашениях.

В Нижегородской области процесс укруп­нения муниципальных аптечных сетей идет естественным путем. В ближайшие два меся­ца в состав госпредприятия «Нижегородская областная фармация» (выручка – 2,3 млрд руб­лей, 35-е место в рейтинге VM) будут включе­ны «Фармация города Кстово» и «Фармация Сокольского района», уже преобразованные из МУПов в ГП. «Наши муниципальные аптеки понемногу присоединяются к единой государ­ственной сети, потому что сейчас нам стало жить нереально плохо: на нас большая соци­альная нагрузка – весь льготный отпуск, – рас­сказала VM директор «Фармации Сокольского района» Лидия Карпова. – Частники открывают новые аптеки, и в этом году, скорее всего, про­изойдет спад. Заказ препаратов в «Нижегород­ской фармации» – единый для всей сети. Пока мы стараемся взять то, что подешевле, а что нам будут присылать централизованно – неизвест­но. А с другой стороны, для сети с большими объемами возможны скидки. Хотя из-за цен­трализации может снизиться оперативность поставок».

Область не настаивает на объединении всех муниципальных аптек и оставила за районами возможность выбора, но заместитель генераль­ного директора «Нижегородской областной фармации» Равия Амочкина считает процесс укрупнения неизбежным. По ее мнению, одиночки не выживут: состояние рынка сейчас таково, что выживают только крупные сети, с мощным ресурсом и материально-техниче­ской базой. «Если районы не отдают МУПы, мы их насильно не забираем. Они приватизи­руются или переходят в другую форму соб­ственности. Во многих районах сети просто акционировались – в Богородске, Боре, Пав­лове, хотя к нам не присоединились. Не при­соединились Починки, Вача, сохранившие статус муниципальных предприятий. Но если присоединяются, то часто в таком плачевном состоянии – обнять и плакать… Непонятно, чем занималось руководство этих аптек. Очень отсталая материально-техническая база. Одни разговоры, что они очень хорошие, а когда коснешься – ремонты ужасные, оборудование морально устаревшее, программ нет практиче­ски никаких», – говорит она.

Над самой «Нижегородской областной фарма­цией» тоже витает тень приватизации – в сере­дине 2013 года местные власти объявили о на­мерении включить сеть в план приватизации. В настоящий момент руководство сети о буду­щем предприятия не осведомлено. По данным VM, руководство области давно отказалось от идеи приватизации, но официального сооб­щения об этом так и не сделало.

В Калининградской области нашли свой путь, решительно разделив коммерческую торгов­лю ЛС и снабжение льготников бесплатными препаратами. Региональная аптечная сеть была приватизирована, а социальные функции взяло на себя созданное в 2013 году государ­ственное казенное учреждение «Калининград­ская областная фармацевтическая компания» с аптечным складом и 30 пунктами выдачи препаратов льготникам при лечебных учрежде­ниях. Вся розничная торговля осталась за част­ным бизнесом.

Вологодский опыт принудительного объедине­ния до сих пор остается уникальным. В боль­шинстве регионов положения 323-го закона склонны трактовать иначе и выстраивать баланс между аптеками разных форм собствен­ности.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«ГУБЕРНАТОР ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИИ: ДОВЕСТИ ИДЕЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ АПТЕК ДО КОНЦА»

Глава здравоохранения Вологодской области – о будущем муниципальной фармрозницы

Вместе с губернатором и. о. руководителя Департамента здравоохранения Михаил Дуганов выступает за слияние муниципальных аптечных сетей методом передачи их области в добровольно-принудительном порядке. Почему он уверен, что именно этот путь единственно правильный, чиновник рассказал в интервью VM.

– В разных регионах РФ вопрос обеспечения льготников препаратами решается по-разному. Кое-где обходятся вообще без муниципальных и госу­дарственных аптек, задачу решают коммерческие сети. Почему вы наста­иваете на объединении муниципальных сетей?

– Да, в каждом регионе своя история этого вопроса. У нас государственная аптечная сеть распалась на муници­пальные и государственные аптеки. Мы долго думали, как быть, а в это время некоторые аптеки обан­кротились и были проданы в частные руки. Но главное, нам удалось сохранить ядро – ГПТП «Фармация». Мы его никогда не отдавали в план приватизации (хотя за эти 15 лет такие предло­жения поступали неодно­кратно). Мы категорически против того, чтобы отдавать в приватизацию фармацев­тическую сферу, так как ряд позиций обеспечивается только государством: предо­ставление лекарств по льго­там, работа с наркотически­ми препаратами... По сути, речь идет о государственной безопасности. Я считаю опасной приватизацию сетей. Мы никогда не шли этим путем и не хотим идти.

– Как возникла идея объе­динения?

– Оно было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, законодатель­ство опять свело нас в одну государственную систе­му, и все муниципальные медицинские учреждения с 1 января 2013 года уже стали государственными. Согласно законодательству, оказание медицинской по­мощи неразрывно связано с обеспечением лекар­ственными препаратами. Мы с юристами прокон­сультировались: новый закон об охране здоровья предписывает выстроить систему лекарственного обеспечения на уровне региона или делегировать полномочия. Но делеги­рование мы не считаем целесообразным.

Во-вторых, поскольку муниципалитеты – в разной финансовой ситуации, их аптечные предприятия на­ходятся в разном финансо­вом положении. Есть такие, которые, находясь на гра­ни банкротства, не стали дожидаться выхода закона, а предложили: слейте нас с более крупной структурой, иначе мы прогорим. И мы это сделали в Белозерске, Шексне, Устюжне, не дожи­даясь выхода закона. Прак­тика показала: там, куда входит крупный оптовик, он может держать розничные цены на достаточно низком уровне и конкурировать с частником. И в-третьих, это ухудшающаяся ситу­ация с муниципальными бюджетами, когда некото­рые главы районов пони­мают продажу муниципаль­ной сети как некое латание своих бюджетных дыр.

– Не возникает ли юри­дической коллизии из-за того, что вы факти­чески хотите безвозмезд­но забрать у муниципали­тетов имущество?

– Возникает. Юридическая коллизия и сейчас не раз­решена до конца: забрать аптеки просто так мы, естественно, не можем. Мы предлагаем их передать в добровольном порядке. На это не все согласны. По­этому пока идут обсуждения, консультации. Губернатор придерживается жесткой позиции: довести идею объ­единения аптек до конца. Сдвиги есть. Муниципали­теты, которые хотели пойти на приватизацию сетей, уже отказались от своих планов на этом фоне.

– Не говорили ли вам юри­сты, что закон касается в большей мере больнич­ных аптек, а коммерческие аптеки, пусть и муници­пального подчинения, – это другое дело?

– Да, в их уставах обо­значена цель предприя­тия – получение прибыли, но у них есть и вторая цель: обеспечение соци­альных гарантий, пре­жде всего льготников. Эта цель для нас даже важнее, чем получение прибыли. Мы не рассма­триваем муниципальные аптеки только как ком­мерческие предприятия. Их учредителем в свое время был регион, иму­щество нарабатывалось многие годы за счет областного бюджета, поэтому на этом имуще­стве можно зарабатывать деньги именно в пользу областного бюджета. Если брать доходы местного бюджета, то, как ни стран­но, они [после передачи аптек области. – VM] прак­тически не уменьшатся: НДФЛ останется на месте, пойдет в местный бюджет.

– Но в область уйдет налог на прибыль, а это нема­ло – «Вологдафарм-тан­дем», например, платит сейчас в бюджет города почти полмиллиона рублей в месяц.

– Да, налог на прибыль уйдет, но прибыль прибы­лью, а социальные гаран­тии должны быть. И чем крупнее структура, тем она надежнее.

– Как вы намерены до­стичь безубыточности аптек в глубинке при малых оборотах и большом транспортном плече?

– Я уже привел пример с глубоко убыточной апте­кой в Шексне: сделали там ремонт, пока за счет прибы­ли «Фармации», посмотрели потоки, отработали рекламу, понизили цены – аптека встала на ноги за полгода, уже работает без убытков. В Устюжне муниципаль­ная аптека и вовсе была разорена. С нуля построи­ли здание, перевели туда коллектив, завезли допол­нительный товар – аптека стала прибыльной. Плюс стали торговать сопутству­ющими товарами – очковой оптикой. В Чагоде перевели аптеку в ЦРБ, в поликлини­ку: расширили площади, пе­реформатировали, сделали из аптечного пункта апте­ку – и она задышала, оборот увеличился. Если посчи­тать, сколько руководящего состава на муниципальных предприятиях, то невольно возникнет вопрос: а зачем столько? Вполне можно ужаться. Со стороны этих руководителей тоже идет конфронтация: новый статус многим не нравится, а мы хотели бы, чтобы они к нам влились.

– Руководство области заявило о необходимо­сти еще до объединения провести финансовое оз­доровление проблемных сетей. Что это означает? За чей счет пойдет оздо­ровление?

– Понятно, что есть ап­теки, у которых большая прибыль, и есть аптеки, которые на нулевой от­метке. Нужно посмотреть, какое имущество есть у сетей, что можно продать. Приведу пример: в Соколе два аптечных муниципаль­ных предприятия. Одно мы берем, а другое нет, сразу выставляем на продажу.

вологодская область

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа