18 Сентября 2024 Среда

Во Франции за права интернет-аптек вступилась Антимонопольная служба
Ольга Чеснокова Фарминдустрия
27 июня 2016, 19:52
Фото: www.ladepeche.fr
5016

Весной 2016 года французскому Национальному объединению фармацевтов удалось выиграть дело против крупнейшей интернет-аптеки страны – сайта 1001pharmacies.com – и фактически закрыть онлайн-торговлю лекарствами. Не лучше обстоят дела и у других французских предпринимателей, пытавшихся начать торговлю препаратами через интернет, – их деятельность наталкивается на такое упорное сопротивление представителей офлайнового фармритейла, что за отрасль пришлось даже вступиться французской антимонопольной службе. 
Все эти проблемы очень сходны с тем, что происходит с онлайн-аптеками в нашей стране. Vademecum изучил европейский опыт.
 

Онлайн-торговля лекарствами была разрешена во Франции в 2013 году. Зная о готовящемся законопроекте, компания eNova Santé за год до этого запустила стартап 1001pharmacies.com по продаже медицинских изделий и оборудования, косметики и препаратов для ветеринарии, куда позже добавила и лекарства, в том числе рецептурные. Стартап развивался довольно быстро и вскоре подписал соглашения с 983 аптеками, в которых пациенты также могли забрать заказанный на сайте товар, а затем вышел на международный рынок, начав поставлять лекарства в Бельгию, Великобританию и другие страны Евросоюза. В 2014 году объем продаж интернет-аптеки достиг 7 млн евро. Согласно прогнозам руководства компании, в 2015 году он должен был вырасти до 22 млн евро. Посещаемость онлайн-аптеки достигала 1 млн уникальных посетителей в месяц.

Снимок экрана 2016-06-27 в 18.50.57.jpg

Фото: www.1001pharmacies.com

Успех компании не понравился Национальному объединению фармацевтов, которое придерживается консервативных ценностей, призывая «не приравнивать продажу лекарств к коммерции». Объединение стоит на защите интересов закрытого французского сообщества фармритейлеров, которое и так переживает не лучшие времена: открыть новую аптеку во Франции становится все труднее, а молодежь больше не привлекает когда-то прибыльная профессия фармацевта (большинство представителей профессии старше 65 лет). Аптеки стали убыточны, их сложно перепродать. За 10 лет во Франции закрылось более тысячи аптек.

Именно поэтому в 2014 году Национальное объединение фармацевтов подало в суд на 1001pharmacies.com, обвинив администрацию сайта в нарушении закона, согласно которому «интернет-аптека должна быть не чем иным, как онлайн-продолжением традиционной аптеки», а значит, отпускать препараты в ней тоже должны сотрудники с фармацевтическим образованием. Процесс, включая апелляцию, длился больше полутора лет, и успешный стартап все-таки проиграл – по решению суда, eNova Santé больше не имеет права продавать лекарства через интернет во Франции.

Аналогичная участь постигла дочернюю компанию интернет-сайта Doctissimo, продававшую лекарства через сайт Doctipharma. Эта онлайн-аптека, открывшаяся в 2014 году, предлагала своим клиентам 3 тысячи безрецептурных препаратов. По аналогии с 1001pharmacies, компания заключила договоры с шестью аптеками, заказы с сайтов которых поступали на doctipharma.fr, она занималась приемом платежей и доставкой лекарств. Компания заключила аналогичные договоры на реализацию парафармацевтических товаров еще с 44 аптеками. По словам генерального директора Doctipharma Стефани Барэ, компания выставляла аптекам счета только за предоставление технических услуг и взимала комиссию только за продажу парафармацевтической продукции.

По мнению же Объединенного сообщества аптечных фармацевтов (UDGPO), Doctipharma под видом предоставления технических услуг на самом деле выталкивала обычные аптеки с фармрынка. Президент UDGPO Лоран Филош назвал эту практику «антиконкурентной» и подал на компанию в суд, который принял сторону сообщества. Согласно решению суда, Doctipharma должна отказаться от услуг по продаже лекарств и оставить на своем сайте только информацию о сотрудничающих с ней аптеках. Однако интернет-аптека решила продолжить тяжбу и подала жалобу в апелляционный суд.

Тяжело пришлось и первопроходцу французской онлайн-фарминдустрии – служащему мэрии города Канны Филиппу Лайе, который открыл первую интернет-аптеку в стране. Информация о запуске сайта вызвала большой интерес, Лайе дал много интервью французским изданиям, в которых делился опытом ведения нового вида бизнеса. Дисциплинарная палата Национального объединения фармацевтов усмотрела в этом нарушение, приравняв многочисленные интервью Лайе к рекламе его сайта. 

Откуда ноги растут

Закон, легализующий деятельность интернет-аптек во Франции, вступил в силу три года назад, однако в правовой системе страны до сих пор до конца не урегулированы все аспекты интернет-бизнеса.

Например, Лайе обвинил французских чиновников в злоупотреблении полномочиями – дело в том, что Агентство национальной безопасности лекарственных средств и изделий (ANSM) Франции опубликовало список так называемых аптечных наркотиков, которые нельзя продавать онлайн. Однако такие требования отсутствуют в законодательстве ЕС. Более того, ограничения, наложенные французским законодательством, получается, распространяются и на продажу препаратов в других странах ЕС, в которых таких строгостей нет.

Кроме того, согласно закону, интернет-аптеки не имели права пользоваться контекстной рекламой, которая обычно приносит узнаваемость и приток новых клиентов для онлайн-продаж. Упаковка лекарств, продаваемых онлайн, должна была иметь дополнительную маркировку в целях защиты от контрафакта; действовал запрет на продажу рецептурных лекарств в интернете.

фр.jpg

Фото: www.francetvinfo.fr

Однако самое самым спорным оказалось требование закона собирать анамнез каждого онлайн-клиента, включая данные о хронических заболеваниях и текущем состоянии здоровья. Фактически закон требовал разглашения персональных данных независимо от желания как покупателя, так и продавца. Эти данные онлайн-аптеки должны собирать при каждой регистрации (даже при покупке зубной пасты) и затем хранить в течение длительного времени. Инструкции к лекарствам такие аптеки должны предоставлять в формате PDF, что создает большие неудобства для покупателей. Кроме того, продавать препараты, как установил суд по иску против 1001pharmacies.com, имеют право только люди с фармацевтическим образованием.

Вероятнее всего, именно поэтому Агентство регионального здравоохранения (ARS) из 259 запросов на открытие интернет-аптек, поступивших с 2013 года, одобрило только 179. В то же время соседние страны, такие как Германия, Нидерланды и Великобритания, активно запускают франкоязычные платформы для продажи лекарств.

Часть этих препятствий на пути развития онлайн-аптек снял Государственный совет Франции в марте 2015 года. Например, ему удалось отменить запрет на контекстную рекламу, а также требование избыточной маркировки лекарств, однако остальное осталось неизменным.

Поняв, что такие жесткие ограничения не способствуют развитию онлайн-продаж в фармсекторе, с жалобой в правительство обратилась Антимонопольная служба Франции, однако все, чего ей удалось добиться, – признание президента Ассоциации фармацевтов Изабель Адэно, что между требованиями к организации бизнеса в офлайновых и интернет-аптеках существует неравенство не в пользу последних. Она пообещала исправить ситуацию, но не облегчением требований для онлайн-ритейла, а наоборот, методом ужесточения их для обычных аптек.

При этом Изабель Адэно объясняет свое противостояние с интернет-аптеками не защитой интересов офлайнового бизнеса, а заботой о здоровье клиентов: при продаже препаратов интернет-аптеки не учитывают противопоказания к совместному приему ряда лекарств, а также не могут пресечь покупку медикаментов наркозависимыми. 

О том, как происходит борьба за рынок фармрозницы в России, читайте в интервью оппонентов: директора по развитию крупнейшего фармдистрибьютора АО НПК «Катрен» Анатолия Тенцера и советника Президента РФ по развитию интернета Германа Клименко. 




интернет-аптека, дистанционная торговля лекарствами, законопроект, лекарственные средства, безрецептурные препараты, франция
Источник: Vademecum

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»