27 Июля 2024 Суббота

Во Франции за права интернет-аптек вступилась Антимонопольная служба
Ольга Чеснокова Фарминдустрия
27 июня 2016, 19:52
Фото: www.ladepeche.fr
4939

Весной 2016 года французскому Национальному объединению фармацевтов удалось выиграть дело против крупнейшей интернет-аптеки страны – сайта 1001pharmacies.com – и фактически закрыть онлайн-торговлю лекарствами. Не лучше обстоят дела и у других французских предпринимателей, пытавшихся начать торговлю препаратами через интернет, – их деятельность наталкивается на такое упорное сопротивление представителей офлайнового фармритейла, что за отрасль пришлось даже вступиться французской антимонопольной службе. 
Все эти проблемы очень сходны с тем, что происходит с онлайн-аптеками в нашей стране. Vademecum изучил европейский опыт.
 

Онлайн-торговля лекарствами была разрешена во Франции в 2013 году. Зная о готовящемся законопроекте, компания eNova Santé за год до этого запустила стартап 1001pharmacies.com по продаже медицинских изделий и оборудования, косметики и препаратов для ветеринарии, куда позже добавила и лекарства, в том числе рецептурные. Стартап развивался довольно быстро и вскоре подписал соглашения с 983 аптеками, в которых пациенты также могли забрать заказанный на сайте товар, а затем вышел на международный рынок, начав поставлять лекарства в Бельгию, Великобританию и другие страны Евросоюза. В 2014 году объем продаж интернет-аптеки достиг 7 млн евро. Согласно прогнозам руководства компании, в 2015 году он должен был вырасти до 22 млн евро. Посещаемость онлайн-аптеки достигала 1 млн уникальных посетителей в месяц.

Снимок экрана 2016-06-27 в 18.50.57.jpg

Фото: www.1001pharmacies.com

Успех компании не понравился Национальному объединению фармацевтов, которое придерживается консервативных ценностей, призывая «не приравнивать продажу лекарств к коммерции». Объединение стоит на защите интересов закрытого французского сообщества фармритейлеров, которое и так переживает не лучшие времена: открыть новую аптеку во Франции становится все труднее, а молодежь больше не привлекает когда-то прибыльная профессия фармацевта (большинство представителей профессии старше 65 лет). Аптеки стали убыточны, их сложно перепродать. За 10 лет во Франции закрылось более тысячи аптек.

Именно поэтому в 2014 году Национальное объединение фармацевтов подало в суд на 1001pharmacies.com, обвинив администрацию сайта в нарушении закона, согласно которому «интернет-аптека должна быть не чем иным, как онлайн-продолжением традиционной аптеки», а значит, отпускать препараты в ней тоже должны сотрудники с фармацевтическим образованием. Процесс, включая апелляцию, длился больше полутора лет, и успешный стартап все-таки проиграл – по решению суда, eNova Santé больше не имеет права продавать лекарства через интернет во Франции.

Аналогичная участь постигла дочернюю компанию интернет-сайта Doctissimo, продававшую лекарства через сайт Doctipharma. Эта онлайн-аптека, открывшаяся в 2014 году, предлагала своим клиентам 3 тысячи безрецептурных препаратов. По аналогии с 1001pharmacies, компания заключила договоры с шестью аптеками, заказы с сайтов которых поступали на doctipharma.fr, она занималась приемом платежей и доставкой лекарств. Компания заключила аналогичные договоры на реализацию парафармацевтических товаров еще с 44 аптеками. По словам генерального директора Doctipharma Стефани Барэ, компания выставляла аптекам счета только за предоставление технических услуг и взимала комиссию только за продажу парафармацевтической продукции.

По мнению же Объединенного сообщества аптечных фармацевтов (UDGPO), Doctipharma под видом предоставления технических услуг на самом деле выталкивала обычные аптеки с фармрынка. Президент UDGPO Лоран Филош назвал эту практику «антиконкурентной» и подал на компанию в суд, который принял сторону сообщества. Согласно решению суда, Doctipharma должна отказаться от услуг по продаже лекарств и оставить на своем сайте только информацию о сотрудничающих с ней аптеках. Однако интернет-аптека решила продолжить тяжбу и подала жалобу в апелляционный суд.

Тяжело пришлось и первопроходцу французской онлайн-фарминдустрии – служащему мэрии города Канны Филиппу Лайе, который открыл первую интернет-аптеку в стране. Информация о запуске сайта вызвала большой интерес, Лайе дал много интервью французским изданиям, в которых делился опытом ведения нового вида бизнеса. Дисциплинарная палата Национального объединения фармацевтов усмотрела в этом нарушение, приравняв многочисленные интервью Лайе к рекламе его сайта. 

Откуда ноги растут

Закон, легализующий деятельность интернет-аптек во Франции, вступил в силу три года назад, однако в правовой системе страны до сих пор до конца не урегулированы все аспекты интернет-бизнеса.

Например, Лайе обвинил французских чиновников в злоупотреблении полномочиями – дело в том, что Агентство национальной безопасности лекарственных средств и изделий (ANSM) Франции опубликовало список так называемых аптечных наркотиков, которые нельзя продавать онлайн. Однако такие требования отсутствуют в законодательстве ЕС. Более того, ограничения, наложенные французским законодательством, получается, распространяются и на продажу препаратов в других странах ЕС, в которых таких строгостей нет.

Кроме того, согласно закону, интернет-аптеки не имели права пользоваться контекстной рекламой, которая обычно приносит узнаваемость и приток новых клиентов для онлайн-продаж. Упаковка лекарств, продаваемых онлайн, должна была иметь дополнительную маркировку в целях защиты от контрафакта; действовал запрет на продажу рецептурных лекарств в интернете.

фр.jpg

Фото: www.francetvinfo.fr

Однако самое самым спорным оказалось требование закона собирать анамнез каждого онлайн-клиента, включая данные о хронических заболеваниях и текущем состоянии здоровья. Фактически закон требовал разглашения персональных данных независимо от желания как покупателя, так и продавца. Эти данные онлайн-аптеки должны собирать при каждой регистрации (даже при покупке зубной пасты) и затем хранить в течение длительного времени. Инструкции к лекарствам такие аптеки должны предоставлять в формате PDF, что создает большие неудобства для покупателей. Кроме того, продавать препараты, как установил суд по иску против 1001pharmacies.com, имеют право только люди с фармацевтическим образованием.

Вероятнее всего, именно поэтому Агентство регионального здравоохранения (ARS) из 259 запросов на открытие интернет-аптек, поступивших с 2013 года, одобрило только 179. В то же время соседние страны, такие как Германия, Нидерланды и Великобритания, активно запускают франкоязычные платформы для продажи лекарств.

Часть этих препятствий на пути развития онлайн-аптек снял Государственный совет Франции в марте 2015 года. Например, ему удалось отменить запрет на контекстную рекламу, а также требование избыточной маркировки лекарств, однако остальное осталось неизменным.

Поняв, что такие жесткие ограничения не способствуют развитию онлайн-продаж в фармсекторе, с жалобой в правительство обратилась Антимонопольная служба Франции, однако все, чего ей удалось добиться, – признание президента Ассоциации фармацевтов Изабель Адэно, что между требованиями к организации бизнеса в офлайновых и интернет-аптеках существует неравенство не в пользу последних. Она пообещала исправить ситуацию, но не облегчением требований для онлайн-ритейла, а наоборот, методом ужесточения их для обычных аптек.

При этом Изабель Адэно объясняет свое противостояние с интернет-аптеками не защитой интересов офлайнового бизнеса, а заботой о здоровье клиентов: при продаже препаратов интернет-аптеки не учитывают противопоказания к совместному приему ряда лекарств, а также не могут пресечь покупку медикаментов наркозависимыми. 

О том, как происходит борьба за рынок фармрозницы в России, читайте в интервью оппонентов: директора по развитию крупнейшего фармдистрибьютора АО НПК «Катрен» Анатолия Тенцера и советника Президента РФ по развитию интернета Германа Клименко. 




интернет-аптека, дистанционная торговля лекарствами, законопроект, лекарственные средства, безрецептурные препараты, франция
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении