Минздрав, помимо регуляции отрасли, практически весь год занимался самосовершенствованием, Вероника Скворцова активно обновляла ближний круг управленцев. У главы ведомства один за другим появились три новых заместителя – статс‑секретарь Дмитрий Костенников, куратор модной темы ГЧП Сергей Краевой и, наконец, Айрат Фаррахов, которому от опытного предшественника Андрея Юрина досталось сложное финансово‑экономическое направление. Не простаивали кадровые лифты и в спецподразделениях ведомства. Широко известная в отрасли Елена Максимкина, например, дважды сменила должность: сначала, уступив свое место директора Департамента госрегулирования обращения ЛС Арсалану Цындымееву, ушла в помощники Скворцовой, а спустя три месяца заместила Сергея Разумова на посту главы Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий.
О том, что в команде Вероники Скворцовой грядут перестановки, начали говорить еще в конце 2012 года. Но до конкретных решений дело дошло спустя полгода. Распоряжением премьера Дмитрия Медведева от 10 июля 2013 года на пост статс-секретаря – замминистра здравоохранения РФ был назначен Дмитрий Костенников, зоной ответственности которого стала правовая деятельность ведомства.
В том же июле Минздрав покинул заместитель министра Андрей Юрин. Он курировал ряд важнейших направлений – финансово-экономический блок, модернизационные программы и наконец, переход здравоохранения на одноканальное финансирование за счет ОМС (подробнее о погружении отрасли в страховые бюджеты – на стр. 22). План реформы разрабатывался при непосредственном участии Юрина, перестройка бюджетирования только началась, и потому внезапный уход ее идеолога и конструктора в Гохран вызвал в Минздраве искреннее недоумение и даже шок. Может быть, именно поэтому замена Юрину нашлась лишь в сентябре. По информации VM, нового финансиста из Минздрава Татарстана пригласила сама Вероника Скворцова, которая считает 45-летнего Айрата Фаррахова опытным менеджером, умеющим грамотно управлять не только людьми, но и денежными потоками (что в условиях начатой финансовой реформы совсем нелишне).
В том же сентябре, и тоже по личному приглашению Скворцовой, на работу в министерство из «РТ-Биотехпром» был рекрутирован Сергей Краевой, чьей основной задачей сегодня стало развитие частно-государственного партнерства в здравоохранении.
Движениями в ближнем круге министра саморегуляция не завершилась. На протяжении всего года пристальное внимание участников фармрынка было приковано к Департаменту госрегулирования обращения ЛС, точнее к перемещениям внутри ведомства его директора. Елена Максимкина пришла на работу в министерство в августе 2012 года, сменив на посту главы департамента Марата Сакаева – хорошо известного отраслевому сообществу персонажа. Возглавляла Департамент госрегулирования обращения ЛС Максимкина меньше года, 22 июля 2013-го она была назначена помощником Вероники Скворцовой. Кресло директора досталось Арсалану Цындымееву, прежде работавшему в аппарате Правительства РФ главным советником отдела охраны здоровья, медицинской и фармацевтической промышленности Департамента социального развития.
Сама же Максимкина, хоть и переместилась на позицию с непонятным сторонним наблюдателям функционалом, все три месяца службы помощником не оставляла своей заботой тему усовершенствования обращения ЛС, в частности, подготовку законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в ст. 333.32.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации». Продвижением этого документа Елена Максимкина продолжила заниматься и в освободившемся для нее кресле директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий. В октябре этот пост покинул другой знакомый отрасли чиновник – Сергей Разумов. Поможет ли Максимкиной эта должность в ее непрекращающейся законотворческой деятельности – судить рано. Минздрав успел до конца года направить в аппарат Правительства РФ очередную версию поправок к ФЗ-61 и НК, но финал пока не виден: два профильных ведомства – Минпромторг и ФАС – сопроводили документ отрицательными заключениями.