Федеральная антимонопольная служба по поручению вице-премьера Дмитрия Козака запросила в регионах данные о тендерах по закупке одноразовых медизделий из поливинилхлорида (ПВХ), выигранных ГК «Медполимерпром» – единственным участником сформированного Минпромторгом реестра поставщиков профильной продукции для государственных и муниципальных нужд. ФАС интересует подробная информация обо всех тематических конкурсах, объявлявшихся в период с 14 июля 2017 по 4 июня 2018 года, а особенно – о «росте затрат (расходов) учреждений здравоохранения на аналогичный объем закупок» и фактах «ухудшения качества изделий».
Копия запроса от 6 июля 2018 года, разосланного за подписью заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского во все региональные органы исполнительной власти, имеется в распоряжении Vademecum. В письме недвусмысленно обозначен вектор мониторинга: антимонопольное ведомство намерено оценить целесообразность «создания эксклюзивных условий участия ГК «Медполимерпром» в государственных закупках» и, видимо, по результатам – пересмотреть механизм «поддержки отечественных производителей ПВХ-пластикатов». ФАС воздержалась от комментариев для Vademecum, не опровергнув подлинность письма.
Перечень поставщиков медизделий из поливинилхлоридных пластиков по госзаказу был сформирован в октябре 2017 года во исполнение поручений правительства №967 и №968, призванных обеспечить преференции отечественным производителям. На включение в реестр претендовали несколько поставщиков профильных медизделий – о своих амбициях заявляли и ГК Marathon Group Александра Винокурова, и входящая в группу «Дельрус» компания «Виробан». Последняя попыталась обжаловать в Верховном суде правила отбора участников заветного перечня, однако смогла в феврале 2018 года добиться лишь отмены дедлайна по подаче заявок.
Критерии оценки потенциальных участников реестра – в частности, суммарная выручка за последние три года не менее 700 млн рублей, наличие в портфеле компании не менее семи регудостоверений на медизделия и семи патентов на их компоненты, а также обязательные инвестиции в локализацию производства на территории РФ – остались неизменными. «Виробан» подал жалобу и на это решение, но в конце мая 2018 года апелляционная инстанция Верховного суда оставила вердикт без изменений. Таким образом принадлежащая предпринимателям Алексею Борисову и Евгению Спектору ГК «Медполимерпром» осталась единственной попавшей в профильный реестр компанией.
В июле 2018 года атаку на монополию «Медполимерпрома» предпринял Общероссийский народный фронт (ОНФ). «Фронтовики» ради стимулирования конкуренции и поддержки отечественных производителей призвали Правительство РФ смягчить правила включения в перечень поставщиков медизделий из ПВХ. В поддержку своего обращения ОНФ привел сведения о росте расходов медучреждений на закупку ПВХ-продукции на 30% и жалобы на низкое качество поставляемых «Медполимерпромом» медизделий, задокументированные членом Совета по защите прав пациентов при Минздраве РФ Вячеславом Сухановым. Соответствующие обращения (копии писем имеются в распоряжении Vademecum) координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта направил главе Минпромторга Денису Мантурову, а руководитель исполкома ОНФ Алексей Анисимов – вице-премьеру Татьяне Голиковой.
Выступить против монополиста, как пояснили Vademecum представители ОНФ, их подвигло «коллективное обращение производителей медицинских изделий», возмущенных ограничением доступа «к поставкам медицинских изделий одноразового применения из ПВХ для обеспечения государственных и муниципальных служб». В декабре 2017 года тема монополизации рынка госзакупок изделий из ПВХ всплыла на площадке организованного ОНФ «Форума действий» – генеральный директор компании «Паскаль Медикал» Александр Федоров рассказал «фронтовикам», что из-за сложившейся в отрасли патовой ситуации он никак не может приступить к строительству второй очереди предприятия по производству ПВХ-изделий в подмосковной Дубне. Подтверждая свою историю Vademecum, Федоров уточнил: сложившаяся ситуация касается целого ряда производителей медизделий, а не только подписантов обращений, на которые в Минпромторге и аппарате вице-премьера в Правительстве РФ пока не ответили.
В ГК «Медполимерпром», в свою очередь, сетуют на недостаток госзаказов, заградительные барьеры в технических заданиях профильных тендеров и обнуляющие все полученные компанией преференции прямые отказы в признании поставщика победителем конкурсов. Такое поведение закупщиков, утверждают в «Медполимерпроме», не дают компании эффективно инвестировать в новые производственные мощности.
Согласно заключенному с Минпромторгом соглашению, компания должна до 2024 года обеспечить рынок госзаказа медизделиями из ПВХ отечественного производства, в противном случае ее ждут санкции – до 30% от стоимости заключенных контрактов. Сейчас у компании, помимо собственного завода «Интероко» в подмосковном Лыткарино, есть договор о развитии производства с липецкой МПК «Елец». Как рассказал 13 июля 2018 года изданию «Коммерсантъ» председатель совета директоров компании Евгений Спектор, «Медполимерпрому» за полгода удалось заключить контракты лишь на 9% от общего стоимостного объема госзакупок медицинских пластикатов, из-за чего под угрозой срыва оказалось строительство собственного импортозамещающего предприятия в ОЭЗ «Дубна» стоимостью 4 млрд рублей.
По подсчетам Аналитического центра Vademecum, в 2018 году «Медполимерпрому» удалось выиграть 90% конкурсов, на которые заявлялась компания. По итогам этих тендеров «Медполимерпром» заключил контракты на 466 млн рублей, что составляет менее 10% от рынка профильного госзаказа. По данным мониторинга Vademecum, «Медполимерпром» за последние девять месяцев подал более 10 жалоб в территориальные УФАС на действия заказчиков из-за отказа признания победителем в аукционах в Краснодарском крае, Удмуртии, Омской, Рязанской, Тверской, Кировской, Смоленской областях, Адыгее и других регионах. В большинстве случаев антимонопольное ведомство вставало на сторону компании, однако в Чувашии и Тамбовской области УФАС посчитало жалобы необоснованными.
Совладельцы «Медполимерпрома» Алексей Борисов и Евгений Спектор на момент подготовки материала были недоступны для комментариев.