13 Ноября 2024 Среда

Веские поводки
Кирилл Седов, Дарья Шубина Фарминдустрия
19 января 2015, 18:56
10579

Как курсовые колебания разволновали участников товаропроводящей цепочки

Валютный кризис и спровоцированный им потребительский ажиотаж накануне Нового года всколыхнули рост цен в аптечной рознице. Участники рынка оценивают среднюю динамику в 5–10%, а по отдельным топовым позициям – в 15–20%. Несмотря на то что декабрь 2014‑го для всей товаропроводящей цепочки стал месяцем рекордных продаж, единодушия в рядах игроков мало. Розница обвинила в волюнтаризме оптовиков: большинство производителей занимали накануне Нового года консервативную позицию, поднимая цены только на ограниченный ассортимент и не меняя для дистрибьюторов условий предоставления товарных кредитов. В региональных сетях жалуются, что сокращением отсрочки платежа в декабре им грозили многие оптовики, и предрекают, что в случае выполнения угроз мелких и средних игроков просто вымоет с рынка.

Рекордные декабрьские продажи розницу поначалу обрадовали. Ритейлеры признавали, что не припомнят такого ажиотажа. ≪Товар с полок просто сметают. Средний чек вырос на 50%≫, – рассказывал VADEMECUM топ-менеджер одной из столичных аптечных сетей еще 15 декабря, когда стало понятно, что рост курса доллара и евро по отношению к рублю приобретает невиданные темпы. Рынок отреагировал быстро – цены у оптовиков поползли вверх с 17 декабря.

Комментарии о том, насколько выросли цены, в аптечных сетях дают похожие: в среднем цены поднялись на 10%. Топовые позиции в среднем подорожали на 15–20%, а по вдруг ставшими дефицитными препаратам – на 30%. А вот в назначении ответственных за ценовой взрыв в компаниях уже расходятся.

≪Рост цен во второй половине декабря 2014 года на какие-то позиции составил 5–7%, на какие-то – более 10%, но не на все препараты без исключения. Насколько мне известно, это было обусловлено в первую очередь позицией производителей≫, – говорит первый замгендиректора сети ≪Ригла≫ Александр Кузин.

≪Повышение цен в конце декабря 2014 года было на всех уровнях. Причем цены росли неравномерно, в среднем на 5–10%, но были скачки и на несколько шагов выше, хотя фатальными их назвать нельзя≫, – добавляет Юрий Гайсинский, совладелец ОАО ≪Нижегородская аптечная сеть≫.

≪Половина производителей подняли цены. Средний рост был на уровне 10%. В начале января рост цен на лекарства продолжился на 1,5–2%≫, – свидетельствует Артур Уразманов, генеральный директор казанской аптечной сети ≪36,6≫.

Некоторые ритейлеры раскрыли VADEMECUM данные об изменении закупочных цен в декабре на разный ассортимент – как на OTC-препараты, так и на жестко рецептурные. Например, хондропротектор Терафлекс (в капсулах №100) в одной из сетей в декабре подорожал на 14% – с 1,36 до 1,55 тысячи рублей. А входящий в перечень ЖНВЛП антикоагулянт Ксарелто (упаковка 20 мг №28) в закупке для другого ритейлера подорожал на 12% – с 2,47 до 2,77 тысячи рублей.

Во многих сетях считают, что индексация цен была инициирована зачастую именно крупнейшими оптовиками, которые успели поднять цены до того, как это сделали менее расторопные производители. Прямые доказательства волюнтаризма дистрибьюторов сети, правда, представить не готовы, но говорят, что многие производители в переписке подтверждали им, что индексации цен до Нового года не было. Опрошенные VADEMECUM производители говорят, что либо не повышали цены до 1 января, либо делали это в отношении ограниченной номенклатуры. ≪В сложившейся экономической ситуации не исключены колебания цен на препараты для конечных потребителей. На наш взгляд, это связано с потенциальным ростом издержек оптовых и розничных фарморганизаций. Pfizer не пересматривала отпускные цены и не приостанавливала продажу препаратов, – говорит директор отдела по обеспечению доступа на рынок американской компании Дмитрий Мордвинцев. – Об изменении цен мы заблаговременно извещаем все заинтересованные стороны. Мы следим за уровнем цен на рынке и в случае обнаружения фактов завышения цен на препараты ЖНВЛП извещаем уполномоченные органы, в частности Росздравнадзор≫.

Заместитель генерального директора STADA CIS Иван Глушков подтверждает, что во второй половине декабря компания индексировала цены на 70 из 366 входящих в ее портфель препаратов. В среднем рост составил 9%. ≪У оптовиков гораздо больше возможностей для ценовой игры: подавляющее большинство выпускает препараты, которые могут быть заменены. Дистрибьютор может давить на производителя, просто взяв аналогичный препарат у конкурента. А как на оптовика давить производителю, если у него продукция не оригинальная? Да и оригинаторы главным образом представлены не на коммерческом рынке, а в госзакупках≫, – замечает Глушков.

Дистрибьюторы в то же время не считают, что ответственность за рост цен должна ложиться исключительно на их совесть. ≪Здесь общая ситуация и по производителям, и по дистрибьюторам, и по рознице. Начинается некое повышение цены с производителя, после этого идет дальнейшая реакция рынка, – говорит генеральный директор компании ≪Пульс≫ Эдуард Нетылько. – Есть ажиотажный спрос со стороны аптек, потому что они, зная, что будет повышаться цена, начинают делать запасы. Когда спрос превышает предложение, начинает расти цена, соответственно, на рынке дистрибуции. Это сложный вопрос, нельзя судить однозначно, что кто-то один виноват≫.

Другие крупные игроки коммерческого рынка – ≪Протек≫, ≪Катрен≫ и ≪Роста≫, – хоть в комментарии и не отказали, но от участия в предметной дискуссии уклонились. ≪Обсуждение вопросов повышения цен на медикаменты… считаю нецелесообразным в связи с провокационным характером этой темы в текущей сложной экономической ситуации≫, – ответил VADEMECUM гендиректор НПК ≪Катрен≫ Леонид Конобеев.

Владельцы аптечных сетей признаются, что в сложившейся ситуации их теперь беспокоит уже не столько повышение цен оптовиками (неизбежность индексации приняли все), а то, как теперь будет перестраиваться система взаимоотношений дистрибуции с розницей. Совладелец смоленской аптечной сети ≪Династия≫ Андрей Косцов говорит, что правила игры на рынке поменялись стремительно: ≪Дистрибьюторы уже ставят вопрос не о том, чтобы увеличивать объемы реализации, а пытаются добиться возвращения денег – то есть отгружать в розницу меньше, получать небольшие деньги, но сразу, сокращать долю консигнации. Ситуация очень серьезная. Увеличивается доля дефектуры каждый день. У нас, совсем небольшой сети, уже 97 позиций исчезли. И поражает, что это касается не только импорта – сокращаются и российские препараты≫.

В сетях рассказывают, как в декабре некоторые дистрибьюторы либо переводили розницу на предоплату, либо сокращали отсрочку платежа в среднем на месяц, ссылаясь на то, что так же с ними поступают производители. Однако сами ритейлеры уверены, что изменение условий выдачи товарных кредитов в декабре оптовики инициировали самостоятельно. ≪Мы написали письма 30 ведущим фармкомпаниям, из них 25 ответили, что ни тогда, ни сейчас они отсрочку для дистрибьюторов не уменьшали и не уменьшают. В числе ответивших нам – Novartis, Berlin-Chemie, Bayer, Boehringer Ingelheim, AstraZeneca≫, – перечисляет совладелец краснодарской сети ≪Апрель≫ Вадим Анисимов. Он предупреждает, что вопрос об изменении длительности отсрочки платежей для розницы в новых условиях может оказаться крайне болезненным: ≪Если вместе с ростом цены будет сокращаться отсрочка, то половина рынка просто погибнет, буквально за полгода. Сокращением отсрочки дистрибьюторы пугали в основном малые сети и индивидуальных предпринимателей. Но именно это, а не повышение цен, для небольших компаний самое страшное≫, – утверждает Анисимов.

розница

Светлана Федосимова: «Мы пришли, что называется, по адресу»

Под колпаком у антимюллерова: суть и перспективы демографического проекта ДЗМ

ТОП200 частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год

Евгений Шляхто: «Все устроено так, что особенно далеко ты от проблем не спрячешься»

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024