11 Сентября 2024 Среда

Вброс ребром
Татьяна Равинская Мединдустрия
27 октября 2014, 17:53
19713

Какому плану реструктуризации стационаров следуют московские власти

В Москве не утихает скандал вокруг подготовленного мэрией и просочившегося в интернет проекта реорганиза­ции столичного здравоохранения. В обнародованном 15 октября «плане-графике» оптимизации предлагается ликвидировать 28 медучреждений и сократить 7,5 тысячи медработников. Чиновники поспешили заверить, что наделавший шуму проект – не более чем «рабочая аналитика». Реальный план реформы московского здраво­охранения вице-мэр по социальным вопросам Леонид Печатников пообещал представить к концу года. Однако отраслевых активистов никакие заверения уже не остановят: представители общественных движений уже подали заявку на проведение митинга медработников столицы.

За ликвидацию стационаров, соглас­но растиражированному порталом rusmedserver.ru документу, будет отве­чать руководство Департамента здра­воохранения Москвы: глава департа­мента Алексей Хрипун, который только 10 октября пришел на смену уволивше­муся Георгию Голухову, а также четыре его заместителя – Николай Потекаев, Татьяна Мухтасарова, Юлия Антипова и Валерий Павлов. Ряд медучреждений в ходе реорганизации предлагается при­соединить к более крупным больницам, а освободившиеся площади передать на баланс мэрии. В общей сложности должны быть закрыты 28 стационаров, сокращены 7,5 тысячи их сотрудни­ков. Чиновники от идеи оптимизации не открещиваются, однако утверждают, что созрела она не вчера, а последова­тельно реализуется с 2011 года. За это время из ЛПУ Москвы были уволены около тысячи административных работ­ников, а число юридических лиц в сто­личном здравоохранении сократилось с 600 до 330. Сэкономленные средства были направлены на увеличение зар­плат практикующих врачей. Эти дан­ные Алексей Хрипун озвучил в ходе их совместной с Леонидом Печатниковым пресс-конференции, организованной спустя неделю после незапланирован­ной публикации.

Реформу ждет развитие, подтвердил вице-мэр, оговорившись, что в от­крытый доступ попали не все проекты реструктуризации столичного здравоох­ранения.

По его словам, просочившийся в сеть «план-график» строился лишь по прин­ципу эффективности использова­ния медицинской техники. И с этим у столичных клиник действительно большие проблемы. «Специалисты, которых мы пригласили, провели проверку и выяснили, что переоснаще­ние заработало в полную силу только в крупных многопрофильных клини­ках. В целом ряде других учреждений, как правило, монопрофильных или не с полным составом отделений, эта медицинская техника простаивала, – сокрушается Леонид Печатников. – Мы модернизировали здравоохранение, по­тратив 105 млрд рублей из федерального и московского бюджетов. Из них только на оснащение медтехникой было потра­чено 45 млрд рублей».

Вице-мэр Москвы утверждает, что суще­ствует несколько разработанных разны­ми экспертными группами «дорожных карт» развития системы здравоохранения города. А конечный вариант будет готов не раньше конца года.

Конечно, без сокращений персонала, какой бы план в итоге ни был принят, не обойдется. Реорганизация не кос­нется лишь туберкулезных, психиа­трических и инфекционных больниц, в которых должны остаться койки интенсивного и социального лечения. «Погружать социальные койки в ОМС рискованно», – объяснил Печатников. По его словам, также избегут реформы дерматовенерологические и онколо­гические стационары. С остальными в мэрии церемониться не собираются. «Необходимо сконцентрировать основ­ные ресурсы в крупных столбовых боль­ницах Москвы. Это и есть стратегия, которой мы будем следовать, – заявил вице-мэр. – Что касается мелких боль­ниц, не приспособленных для оказания ВМП, они будут переориентированы на социальные койки, где будут лечить­ся хронические больные».

За пресс-конференцией последовал целый ряд интервью, в которых Печат­ников настаивал, что никаких действий по реформированию ЛПУ мэрия пока не предпринимает, а лишь анализирует рекомендации специалистов.

Тем временем в Москве филиалами больниц уже стали около 20 стациона­ров и роддомов, недавно обслуживав­ших пациентов по ОМС, в том числе ГКБ №59, присоединенная к Боткин­ской больнице, ГКБ №61, ставшая структурой ГКБ №1, ГКБ №72, вклю­ченная в состав ГКБ №31. И потому заверения Печатникова остановить нарастание волны протеста уже не мог­ли. Противники реформы уверены, что чиновники будут следовать самому жесткому плану реструктуризации. Опрошенные VM главврачи столич­ных клиник рассказывают, что утром 21 октября, когда была организована пресс-конференция, Департамент здравоохранения негласно обязал руководителей ЛПУ выпустить приказ о сокращении персонала в подведом­ственных им учреждениях. «Власти стали форсировать события, поскольку своих планов менять не хотят. Видимо, они заручились поддержкой правитель­ства, и это общая политика государ­ства», – считает координатор движения «Вместе за достойную медицину!» Алла Фролова. Она уверена, что остальных документов, касающихся реформы, общественность так и не увидит: «Речь о так называемых «дорожных картах» зашла только после того, как начался скандал. До этого документы были засе­кречены. Поэтому теперь московскому правительству приходится оправдывать их появление. «На проекте отсутствуют подписи и печати. Сейчас власти про­анализировали ситуацию и осознали, что выгоднее будет пойти в атаку, ис­пользуя информационные ресурсы», – возмущается активистка.

Как альтернативу массовому сокра­щению врачей Печатников предлага­ет наладить систему переобучения. В Москве, где мало врачей широкого профиля, на переподготовку выдели­ли 1,5 млрд рублей. «Знаете, сколько истрачено из этой суммы? Сколько специалистов захотели переобучить­ся? Пока не потратили даже полови­ны – желающих пройти переквалифи­кацию немного. Некоторым гораздо проще выйти на митинг или составить кляузу на департамент здравоохране­ния», – жалуется Печатников.

Точное количество многопрофильных больниц, которые переживут рефор­мы, будет известно лишь к концу 2016 года. «Мы сегодня рассчитываем на 35 тысячекоечных больниц, ко­торые будут работать в системе ОМС по интенсивным койкам», – говорит вице-мэр.

Идеологи протеста же уверены, что истинная цель реформы – высво­бождение дорогостоящей земли под больницами, которую можно перепро­дать частным застройщикам. В мэрии настаивают: все реорганизованное имущество будет перепрофилировано под социальные койки или передано в городскую казну. Правда, Печатни­ков не исключает, что часть бывших больничных помещений может быть интересна концессионерам.

Алла Фролова видит в оптимизации другой аспект: «Столичные чинов­ники пытаются уйти от бесплатной медицины и навязать населению платные услуги в государственных стационарах. Это происходило и рань­ше, только теперь власти будут делать это официально и легально».

Фролова уверена, что оптимизация будет реализовываться по «отра­ботанной схеме»: «Здание ЛПУ ре­монтируют за счет бюджета, после чего в диспетчерские службы скорой помощи спускается «закрытый» при­каз Департамента здравоохранения, этот документ запрещает привозить пациентов в определенные клиники. Больница теряет поток, а спустя не­сколько недель оставшихся пациентов распределяют по другим стационарам. После приезжает комиссия, которая делает вывод, что руководство больни­цы неэффективно использует коечный фонд. Больницу закрывают или отда­ют частникам».

Фролова говорит, что примеры ре­ализации подобной схемы уже есть: похожим образом была ликвидиро­вана Детская инфекционная больни­ца №12 на 1-й улице Ямского Поля. По этому адресу инвестиционно-де­велоперская компания «Медстрой­инвест», которая заключила кон­тракт с московским правительством, планирует построить гостиничный комплекс. А на месте расположения ГКБ №19 (реорганизованной в фи­лиал №3 ГКБ им. С.П. Боткина) в Большом Предтеченском переулке будет построено элитное жилье. На Потешной улице, 5, где распола­гается Городская психиатрическая больница №7, в проектах все той же «Медстройинвест» значится строи­тельство гостиницы с медицинским комплексом.

Активисты движения «Вместе за до­стойную медицину!» готовятся заявить городу о своем отношении к реформе на митинге: 21 октября они подали заявку на проведение акции в московское правительство. Одна­ко в положенный трехдневный срок столичные власти с ответом – санк­ционировать протестную акцию или нет – так и не определились.

реорганизация столичного здравоохранения, реформа здравоохранения, москва

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам