27 Июля 2024 Суббота

«Надо не законы штамповать, а увеличивать бюджет на борьбу с ВИЧ»
Александр Пахомов Мединдустрия
26 января 2017, 17:54
Вадим Покровский
Фото: aftershock.news
7608

Руководитель Федерального центра СПИД – о попытках правительства справиться с эпидемией иммунодефицита

Минздрав по настоянию Минфина отказался от финансирования стратегии по борьбе с ВИЧ, предусматривающей увеличение охвата пациентов лекарственной (АРВ) терапией, а также внедрение дополнительных возможностей для тестирования россиян на ВИЧ и распространение информации о вирусе иммунодефицита среди разных слоев населения. Для достижения целевых показателей Минздрав запрашивал из федерального бюджета в разных версиях стратегии от 13 до 20 млрд рублей в год. Будет ли теперь реализована стратегия противодействия ВИЧ и к чему может привести отказ правительства выделить на нее дополнительные средства, в интервью Vademecum рассказал руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

– Реализуема ли (хотя бы частично) стратегия борьбы с ВИЧ, если не будет дополнительного финансирования из федерального бюджета?

– Существует проект плана реализации стратегии, предложенный Минздравом, который  предполагает, что дополнительного финансирования не будет, так как планируется в основном  «актуализировать» уже действующие программы  и «обновить» документы: законы, инструкции и тому подобное. То есть в основном будут проведены малозатратные бюрократические манипуляции. Каких-либо новых  крупных мероприятий, направленных на борьбу с эпидемией, не планируется.

– Ведомства и регионы найдут дополнительные средства на финансирование борьбы с распространением ВИЧ?

– Основным источником финансирования борьбы с ВИЧ должен быть федеральный бюджет. Наши законодатели, не увеличившие соответствующую статью расходов, явно недооценивают проблему ВИЧ, которая сравнима с военными угрозами: за год от ВИЧ-инфекции мы теряем уже больше молодых мужчин, чем за все годы войны в Афганистане, и смертность все растет. Ведомственные и местные расходы тоже придется увеличивать, число нуждающихся в медицинской помощи ВИЧ-инфицированных растет: в 2016 году зарегистрировано еще около 100 тысяч. При этом все медицинское обслуживание (помещения, штаты, оборудование, расходные материалы, антибиотики для лечения сопутствующих заболеваний и так далее), кроме  лекарств для терапии ВИЧ-инфекции и диагностических наборов, которые  оплачиваются из федеральных денег, и так осуществляется за счет регионов.

– Означает ли отказ Минфина в финансировании на 2017 год, что фактически в этом году никаких дополнительных шагов по борьбе с ВИЧ не будет предпринято?

– Минфин обязан выполнять бюджет, что он и делает. Если законодатели и правительство сочтут необходимым бюджет пересмотреть, то Минфину придется согласиться.

– Известно ли вам, какую сумму Минздрав просил выделить из бюджета на стратегию по борьбе с ВИЧ?

– Первоначально речь шла об общей сумме 44 млрд рублей в год, потом возникали все новые цифры. Минздрав ведет непоследовательную политику: то просит увеличить бюджет на лечение ВИЧ, то заявляет, что решит все финансовые проблемы за счет снижения стоимости лекарств. Это увеличивает неопределенность  и  путает  тех, кто принимает финансовые решения.

– Недавно появилась информация, что Кабинет министров не поддержал инициативу введения административной ответственности для ВИЧ-инфицированных, которые отказываются вставать на учет.

– Вероятно, эта информация восходит к продукту законотворчества алтайских депутатов. Из-за этого законопроекта всем приходится тратить время на ненужные обсуждения (правда, откуда взялась информация о штрафах, мне непонятно, в основном речь шла о принудительной диспансеризации пациентов с ВИЧ).

Ситуация с ВИЧ-инфекцией в России уже настолько тяжела, что борьба с ней требует серьезных дополнительных материальных затрат и моральных компромиссов. Надо не законы штамповать, а увеличивать бюджет борьбы с ВИЧ: закупать лекарства, укреплять инфраструктуру, увеличивать штаты центров СПИД, привлекать неправительственные организации и так далее. Действующее законодательство вполне адекватно. Например, если бы полностью выполнялся федеральный закон от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ситуация не была бы такой плачевной.

Настоящая проблема, которая сподвигла алтайских депутатов на создание этого законопроекта, состоит в том, что многие ВИЧ-позитивные, зная о своем ВИЧ-статусе, не посещают центры СПИД. Таких людей – около 30% и более от всего количества пациентов. Так как у нас жив принцип «не хочет – заставим», депутатам показалось правильным заставить людей ходить в центры СПИД с помощью закона, прокурора и судебных исполнителей.

– Сколько в России человек с ВИЧ-инфекцией, которые не знают о своем заболевании?

– На этот вопрос не существует однозначного ответа.

Например, есть ВИЧ-инфицированные люди, еще не проходившие обследование на ВИЧ. Здесь могут быть только оценочные данные, которые колеблются в пределах 400–600 тысяч человек.

Есть пациенты, которые прошли обследование на ВИЧ, тест показал положительный результат, но сами пациенты о результатах обследования не знают. Например, пациент мог выписаться из больницы до того, как пришел результат анализа. Иногда сами пациенты сдают анализ, а за результатом не приходят. В регионах, где много ВИЧ-инфекции, таких пациентов не ищут, так как сил не хватает. Таких пациентов, которые могут числиться в списках ВИЧ-позитивных (о каждом положительном результате информируют центры СПИД), но об этом не знают, – таких еще не меньше нескольких тысяч человек.

Официальная же статистика такова: всего в России зарегистрировано 850 тысяч ВИЧ-положительных (было 1 млн 100 тысяч человек, 250 тысяч из них умерли).

– Поддерживаете ли вы предложение о штрафах для пациентов с ВИЧ при отказе от постановки на учет? Есть ли реальная необходимость в введении подобных мер? К чему это может привести?

– Причин, почему человек не ходит в центры СПИД, может быть несколько:

  1.  врачи, которые сообщили пациенту о диагнозе ВИЧ-инфекции, не провели квалифицированную консультацию, не дали четких инструкций, куда ему в дальнейшем идти. Или дали неправильную консультацию, например: «ходи не ходи, все равно помрешь...» или «пойдешь в СПИД-центр, когда заболеешь СПИДом»;
  2. ВИЧ-позитивный человек боится идти к врачам. Чаще всего это происходит от предположения, что в результате посещения врача о его ВИЧ-статусе узнают посторонние. Некоторые пациенты просто боятся врачей (например, мы все боимся ходить к стоматологу – думаем, авось как-нибудь обойдется); 
  3. иногда пациенты «исчезают» после первого посещения СПИД-центра – заходят, а там огромная очередь, в которой, конечно, стоять не хочется;
  4. ВИЧ-позитивный начитался в интернете доводов СПИД-диссидентов, которые уверяют, что «ВИЧ не вызывает СПИД» и тому подобное, после чего лечиться не хочет;
  5. ВИЧ-инфицированный – наркоман, которому все равно, будет ли он здоров.

Понятно, что большая часть пациентов, которые к нам не приходят, делают это не потому, что сами в чем-то виноваты, – напротив, в этом вина недоработок, которые существуют в нашей системе борьбы с ВИЧ. Таким образом, без серьезного судебного разбирательства – действительно ли этот пациент злостно уклоняется от лечения – в этом случае не обойтись.

А корни проблемы в том, что инфраструктура борьбы с ВИЧ в России уже не справляется с ростом числа ВИЧ-инфицированных. По правилам в каждом случае выявления ВИЧ-инфекции с пациентом надо проводить серьезную консультацию, и не одну, но это невозможно, так как врачи других специальностей про СПИД знают мало, квалифицированных консультантов не хватает, а в ряде мест врачам в центрах СПИД приходится принимать в день по несколько десятков человек. Какие уж тут консультации? Какой там поиск ВИЧ-инфицированных, которые не пришли сами? Это во-первых.

Во-вторых, мы пока не можем обеспечить всех ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией из-за нехватки финансирования (сейчас ее получают только 260 тысяч из 850 тысяч зарегистрированных живых ВИЧ-позитивных россиян). Приходит человек в СПИД-центр, а его обследуют и говорят: «Пока лечение вам не показано, будем наблюдать вас, пока, согласно нашим стандартам, иммунитет не снизится меньше 350 клеток [иммунных, которые и поражает вирус иммунодефицита. – Vademecum], а у вас еще пока 360. Приходите через три месяца».

Может сам и не прийти.... Через год госпитализируют по «скорой» со СПИДом.

При этом, если иметь достаточно ресурсов и желания, проблема «неприхода» пациентов в центры СПИД является вполне решаемой. Даже ВИЧ-инфицированных наркоманов можно привлечь к лечению. Для этого используют неправительственные организации, состоящие из бывших наркоманов, которые убеждают ВИЧ-инфицированных «коллег» пойти лечиться. Кроме того, за рубежом для того, чтобы лечить ВИЧ-инфекцию, ВИЧ-позитивным наркоманам предлагают еще и заместительную терапию, в этом случае, приходя за ежедневной дозой заместительного наркотика, пациент одновременно получает антиретровирусные препараты.

Таким образом, отвечая на этот вопрос, скажу, что принудительные меры по отношению к больным людям не только неконституционны, но они еще и осложнят их жизнь и работу врачей ( врачам еще придется «ходить по судам»). Вряд ли и правоохранительные органы будут в восторге от необходимости привлекать ВИЧ-инфицированных к ответственности. 

вич, покровский, спид, минфин, финансирование, минздрав
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении