19 Мая 2024

Как федеральные медцентры поделят 310 тысяч квот на высокотехнологичную медпомощь
Ольга Гончарова, Владимир Степанов, Анастасия Напалкова, Ирина Кравцова Мединдустрия
11 апреля 2017, 17:08
Фото: riac34.ru
16224

Высокотехнологичная медицинская помощь, не погруженная в базовую программу госгарантий, считается в отрасли самым непрозрачным протоколом госзаказа. Четкой формулы распределения этих денег по клиникам не существует, а доля операторов федерального подчинения на этом рынке зависит в большинстве случаев от воли и административного старания их учредителей. Вдобавок ко всему два года назад Минздрав перестал публиковать сведения о плановых объемах ВМП, поэтому консолидированные данные о параметрах сегмента в открытом доступе сейчас обнаружить невозможно. Аналитический центр Vademecum решил восполнить пробел и, проанализировав материалы Федерального казначейства России, рассчитал: совокупный объем госзадания по ВМП для 128 федеральных медучреждений составит в 2017 году 310 тысяч случаев, и больше 80% заказа получат клиники Минздрава.

Ежегодное финансирование не погруженной в ОМС высокотехнологичной медицинской помощи руководители федеральных медицинских центров давно воспринимают как непреложное и мало поддающееся изменениям явление. С одной стороны, это некая постоянная величина, размер которой представители большинства клиник узнают в начале года, с другой – управленцы центров четко понимают, что адекватных рычагов влияния на распорядителей финансовых потоков у них нет. Очень немногие из числа регулярно опрашиваемых Vademecum директоров ведущих федеральных медцентров проявляют глубокое понимание бюджетных трансфертов, в результате которых фиксированная. часть ВМП доходит до их клиник. «Для этого у меня есть финансово-экономический департамент, могу сказать только об объемах, которые мы получаем каждый год, принципиально они не меняются», – говорит руководитель одного из столичных медицинских учреждений.

До текущего года денежные потоки, направляемые в медучреждения, формировались по следующей схеме. ФФОМС направлял трансферты в федеральный бюджет на обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу госгарантий. Затем Минфин распределял средства между ведомствами – учредителями федеральных центров. Благодаря принятому в прошлом году закону с 1 января 2017 года механизм распределения средств по ведомствам был упрощен – теперь средства для ВМП Минздрав получает напрямую из ФФОМС, а затем задания и бюджеты распределяются по профильным ведомствам, федеральным и региональным клиникам. Но схема раздачи денег конкретным клиникам принципиально не изменилась. Как рассказали VM в Министерстве труда и социальной защиты, перечень федеральных медучреждений, между которыми распределяются средства на оказание не погруженной в ОМС высокотехнологичной медицинской помощи, определяет Экспертный совет, формируемый из представителей Минздрава России, ФМБА, ФАС, ФАНО, ФФОМС и медицинских организаций, предоставляющих высокотехнологичную помощь. Средства между федеральными ведомствами распределяет Минздрав, а те, в свою очередь, раздают их профильным медучреждениям. «Мы запрашиваем у подведомственных клиник плановые объемы, которые они будут готовы выполнить в текущем году, далее пишем в Минздрав обоснование наших потребностей и возможностей. А затем, понимая совокупный бюджет, уже сами распределяем объемы госзадания между своими учреждениями. В прошлом году мы разделили таким образом около 1 млрд рублей, объемы на этот год принципиально не изменились», – рассказывает представитель Минобороны. Региональные медцентры, планирующие принять участие в разделе «пирога» ВМП, не погруженной в базовую программу ОМС, направляют свои заявки региональным профильным ведомствам, те уже – в федеральный Минздрав, а дальше действует описанная выше схема. Перечень из 136 федеральных центров, которые в этом году должны будут оказывать ВМП, определен соответствующим приказом Минздрава №916н от 30 ноября 2016 года.

Аналитический центр Vademecum разослал во все центры, вошедшие в этот перечень, анкету с вопросом, участвуют ли они в принятии решений по формированию объема и распределению средств для ВМП. Из семи отреагировавших на запрос респондентов утвердительно ответил только один  –  представитель Башкирского государственного медицинского университета Зуфар Муртазин, но и тот имел в виду традиционные заявки на плановые объемы ВМП, которые клиники подают своим учредителям. «То, что мы заявляем, как правило, соответствует факту, – стараемся героически выполнять план», – гордится Муртазин.

Федеральные центры, лидирующие по объемам задания на ВМП, не включенную в базовую программу госгарантий, по трем самым востребованным профилям

До 2015 года Минздрав России издавал приказы, в которых содержались сведения о планируемых объемах финансирования с раскладкой по медучреждениям и группам ВМП, а консолидированные показатели по этому виду финансирования публиковались в «Российской газете» и на других профильных ресурсах. Последний такой приказ №64н был издан 7 февраля 2014 года, с тех пор объемы фиксированной части ВМП нигде не раскрывались. Из опрошенных Vademecum медучреждений только два – МНТК «Микрохирургия глаза. им. С.Н. Федорова» и тот же Башкирский государственный медицинский университет – согласились раскрыть показатели «фиксированной» ВМП в 2016 и 2017 годах. Учредители клиник оказались более открытыми – данные об объемах ВМП подведомственных учреждений предоставили Министерство труда и социальной защиты, Управление делами президента, ФАНО.

Естественно, полной картины в этом отдельно взятом сегменте рынка такие отрывочные сведения составить не могли. В ходе опроса экспертов Vademecum удалось обнаружить базу данных, где все-таки в открытом доступе содержатся сведения о не погруженной в ОМС ВМП, оказываемой федеральными медучреждениями. Эта информация, пусть в разрозненном виде, но все-таки представлена на ресурсах Федерального казначейства России. Методика исследования была максимально простой: мы взяли перечень из 136 федеральных клиник, отраженный в приказе Минздрава №916н, и попытались найти в базе данных информацию о каждом из этих медучреждений. В результате мониторинга интересующие сведения удалось обнаружить по 128 клиникам. В карточках Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского Минобороны самая актуальная информация была только за 2015 год, а, например, в профиле Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова данных о планируемых объемах ВМП не оказалось вообще. Еще в начале марта на сайте Университетской клиники МГУ имелся список под названием «Квоты на ВМП», но его актуальность нигде не уточнялась. Официальный запрос Vademecum с просьбой уточнить, на какой период клиника получила эти объемы госзадания, в Медицинском научно-образовательном центре МГУ оставили без ответа, а интересовавшую нас таблицу с сайта клиники и вовсе вскоре удалили. Правда, она сохранилась в кэше Google. Из нее следует, что Университетская клиника МГУ получила 165 случаев ВМП, не погруженной в базовую программу ОМС.

ТОП50 федеральных медцентров по объемам ВМП, не погруженной в ОМС

Основной показатель, отраженный в базе, – «число пациентов», или «число человек», мы определили как планируемое количество случаев оказания ВМП, имея в виду, что одному пациенту высокотехнологичная услуга может быть оказана несколько раз. Объективно говоря, даже руководители профильных ведомств и медицинских учреждений не сходятся во мнении по поводу параметра, который бы измерял этот рынок в натуральном выражении. Например, в опубликованных на сайте Минздрава отчетах ВМП измеряется в «госпитализациях», Вероника Скворцова в своих заявлениях, касающихся объемов ВМП, говорит о «пациентах», а опрошенные Vademecum руководители медучреждений применяют эти два термина сразу. В этой разноголосице определение «случай» показалось нам наиболее объективным. Мониторинг продемонстрировал, что в 2017 году объем запланированной для оказания 128 федеральными медучреждениями не погруженной в ОМС высокотехнологичной помощи составил около 310 тысяч случаев. При этом больше половины этого госзадания пришлось на медучреждения, подведомственные Минздраву России. Эти клиники заняли первые позиции в ТОП50 самых крупных федеральных медучреждений по планируемым для них объемам ВМП (подробнее – в инфографике «Лучшим из лучшего»). Примечательно, что в планах клиник Минздрава прогнозный показатель 2017 года продлен на 2018 и 2019 годы, в то время как для медучреждений ФАНО, ФМБА и других федеральных ведомств определена перспектива только на текущий год. Прояснить эту особенность Vademecum не удалось  – Минздрав России наш запрос на момент подписания номера в печать оставил без ответа.

ТОП10 профилей ВМП, не включенной в базовую программу госгарантий

Распределение ответственности за ВМП, не включенную в программу госгарантий, между ведомствами

вмп, омс, минздрав, квоты
Источник: Vademecum №5, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС