27 Июля 2024 Суббота

Как федеральные медцентры поделят 310 тысяч квот на высокотехнологичную медпомощь
Ольга Гончарова, Владимир Степанов, Анастасия Напалкова, Ирина Кравцова Мединдустрия
11 апреля 2017, 17:08
Фото: riac34.ru
16321

Высокотехнологичная медицинская помощь, не погруженная в базовую программу госгарантий, считается в отрасли самым непрозрачным протоколом госзаказа. Четкой формулы распределения этих денег по клиникам не существует, а доля операторов федерального подчинения на этом рынке зависит в большинстве случаев от воли и административного старания их учредителей. Вдобавок ко всему два года назад Минздрав перестал публиковать сведения о плановых объемах ВМП, поэтому консолидированные данные о параметрах сегмента в открытом доступе сейчас обнаружить невозможно. Аналитический центр Vademecum решил восполнить пробел и, проанализировав материалы Федерального казначейства России, рассчитал: совокупный объем госзадания по ВМП для 128 федеральных медучреждений составит в 2017 году 310 тысяч случаев, и больше 80% заказа получат клиники Минздрава.

Ежегодное финансирование не погруженной в ОМС высокотехнологичной медицинской помощи руководители федеральных медицинских центров давно воспринимают как непреложное и мало поддающееся изменениям явление. С одной стороны, это некая постоянная величина, размер которой представители большинства клиник узнают в начале года, с другой – управленцы центров четко понимают, что адекватных рычагов влияния на распорядителей финансовых потоков у них нет. Очень немногие из числа регулярно опрашиваемых Vademecum директоров ведущих федеральных медцентров проявляют глубокое понимание бюджетных трансфертов, в результате которых фиксированная. часть ВМП доходит до их клиник. «Для этого у меня есть финансово-экономический департамент, могу сказать только об объемах, которые мы получаем каждый год, принципиально они не меняются», – говорит руководитель одного из столичных медицинских учреждений.

До текущего года денежные потоки, направляемые в медучреждения, формировались по следующей схеме. ФФОМС направлял трансферты в федеральный бюджет на обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу госгарантий. Затем Минфин распределял средства между ведомствами – учредителями федеральных центров. Благодаря принятому в прошлом году закону с 1 января 2017 года механизм распределения средств по ведомствам был упрощен – теперь средства для ВМП Минздрав получает напрямую из ФФОМС, а затем задания и бюджеты распределяются по профильным ведомствам, федеральным и региональным клиникам. Но схема раздачи денег конкретным клиникам принципиально не изменилась. Как рассказали VM в Министерстве труда и социальной защиты, перечень федеральных медучреждений, между которыми распределяются средства на оказание не погруженной в ОМС высокотехнологичной медицинской помощи, определяет Экспертный совет, формируемый из представителей Минздрава России, ФМБА, ФАС, ФАНО, ФФОМС и медицинских организаций, предоставляющих высокотехнологичную помощь. Средства между федеральными ведомствами распределяет Минздрав, а те, в свою очередь, раздают их профильным медучреждениям. «Мы запрашиваем у подведомственных клиник плановые объемы, которые они будут готовы выполнить в текущем году, далее пишем в Минздрав обоснование наших потребностей и возможностей. А затем, понимая совокупный бюджет, уже сами распределяем объемы госзадания между своими учреждениями. В прошлом году мы разделили таким образом около 1 млрд рублей, объемы на этот год принципиально не изменились», – рассказывает представитель Минобороны. Региональные медцентры, планирующие принять участие в разделе «пирога» ВМП, не погруженной в базовую программу ОМС, направляют свои заявки региональным профильным ведомствам, те уже – в федеральный Минздрав, а дальше действует описанная выше схема. Перечень из 136 федеральных центров, которые в этом году должны будут оказывать ВМП, определен соответствующим приказом Минздрава №916н от 30 ноября 2016 года.

Аналитический центр Vademecum разослал во все центры, вошедшие в этот перечень, анкету с вопросом, участвуют ли они в принятии решений по формированию объема и распределению средств для ВМП. Из семи отреагировавших на запрос респондентов утвердительно ответил только один  –  представитель Башкирского государственного медицинского университета Зуфар Муртазин, но и тот имел в виду традиционные заявки на плановые объемы ВМП, которые клиники подают своим учредителям. «То, что мы заявляем, как правило, соответствует факту, – стараемся героически выполнять план», – гордится Муртазин.

Федеральные центры, лидирующие по объемам задания на ВМП, не включенную в базовую программу госгарантий, по трем самым востребованным профилям

До 2015 года Минздрав России издавал приказы, в которых содержались сведения о планируемых объемах финансирования с раскладкой по медучреждениям и группам ВМП, а консолидированные показатели по этому виду финансирования публиковались в «Российской газете» и на других профильных ресурсах. Последний такой приказ №64н был издан 7 февраля 2014 года, с тех пор объемы фиксированной части ВМП нигде не раскрывались. Из опрошенных Vademecum медучреждений только два – МНТК «Микрохирургия глаза. им. С.Н. Федорова» и тот же Башкирский государственный медицинский университет – согласились раскрыть показатели «фиксированной» ВМП в 2016 и 2017 годах. Учредители клиник оказались более открытыми – данные об объемах ВМП подведомственных учреждений предоставили Министерство труда и социальной защиты, Управление делами президента, ФАНО.

Естественно, полной картины в этом отдельно взятом сегменте рынка такие отрывочные сведения составить не могли. В ходе опроса экспертов Vademecum удалось обнаружить базу данных, где все-таки в открытом доступе содержатся сведения о не погруженной в ОМС ВМП, оказываемой федеральными медучреждениями. Эта информация, пусть в разрозненном виде, но все-таки представлена на ресурсах Федерального казначейства России. Методика исследования была максимально простой: мы взяли перечень из 136 федеральных клиник, отраженный в приказе Минздрава №916н, и попытались найти в базе данных информацию о каждом из этих медучреждений. В результате мониторинга интересующие сведения удалось обнаружить по 128 клиникам. В карточках Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского Минобороны самая актуальная информация была только за 2015 год, а, например, в профиле Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова данных о планируемых объемах ВМП не оказалось вообще. Еще в начале марта на сайте Университетской клиники МГУ имелся список под названием «Квоты на ВМП», но его актуальность нигде не уточнялась. Официальный запрос Vademecum с просьбой уточнить, на какой период клиника получила эти объемы госзадания, в Медицинском научно-образовательном центре МГУ оставили без ответа, а интересовавшую нас таблицу с сайта клиники и вовсе вскоре удалили. Правда, она сохранилась в кэше Google. Из нее следует, что Университетская клиника МГУ получила 165 случаев ВМП, не погруженной в базовую программу ОМС.

ТОП50 федеральных медцентров по объемам ВМП, не погруженной в ОМС

Основной показатель, отраженный в базе, – «число пациентов», или «число человек», мы определили как планируемое количество случаев оказания ВМП, имея в виду, что одному пациенту высокотехнологичная услуга может быть оказана несколько раз. Объективно говоря, даже руководители профильных ведомств и медицинских учреждений не сходятся во мнении по поводу параметра, который бы измерял этот рынок в натуральном выражении. Например, в опубликованных на сайте Минздрава отчетах ВМП измеряется в «госпитализациях», Вероника Скворцова в своих заявлениях, касающихся объемов ВМП, говорит о «пациентах», а опрошенные Vademecum руководители медучреждений применяют эти два термина сразу. В этой разноголосице определение «случай» показалось нам наиболее объективным. Мониторинг продемонстрировал, что в 2017 году объем запланированной для оказания 128 федеральными медучреждениями не погруженной в ОМС высокотехнологичной помощи составил около 310 тысяч случаев. При этом больше половины этого госзадания пришлось на медучреждения, подведомственные Минздраву России. Эти клиники заняли первые позиции в ТОП50 самых крупных федеральных медучреждений по планируемым для них объемам ВМП (подробнее – в инфографике «Лучшим из лучшего»). Примечательно, что в планах клиник Минздрава прогнозный показатель 2017 года продлен на 2018 и 2019 годы, в то время как для медучреждений ФАНО, ФМБА и других федеральных ведомств определена перспектива только на текущий год. Прояснить эту особенность Vademecum не удалось  – Минздрав России наш запрос на момент подписания номера в печать оставил без ответа.

ТОП10 профилей ВМП, не включенной в базовую программу госгарантий

Распределение ответственности за ВМП, не включенную в программу госгарантий, между ведомствами

вмп, омс, минздрав, квоты
Источник: Vademecum №5, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении