27 Июля 2024 Суббота

«В здравпунктах работают те, кто хорошо занавески вешает»
Дарья Шубина Мединдустрия
25 марта 2016, 17:00
8662

Практик промышленной медицины – о хронических недугах сегмента

Соучредитель НП «Национальное общество промышленной медицины» (НП НОПМ) Василий Нисиченко рассказал Vademecum, какой должна быть система охраны здоровья на производственных объектах, почему в России она таковой не является и чем работодателей не устраивает действующая нормативная база.

– Когда и как появилось НП «Нацио­нальное общество промышленной медицины»?

– Общество существует уже почти 10 лет, его организовали специали­сты в области охраны здоровья круп­ных предприятий из разных отраслей. Все мы имеем опыт работы в ино­странных компаниях и продвигаем международные практики по управле­нию профессиональными рисками для здоровья на отечественных предпри­ятиях. Таких специалистов в нашей стране немного, человек 30. Основная задача общества – обмен опытом и участие в формировании норматив­ной базы в области охраны здоровья работников. В настоящее время эта нормативная база требует серьезной ревизии и пересмотра. Члены НП НОПМ принимают участие в работе экспертного совета комиссии РСПП по индустрии здоровья и в настоящее время, в частности, готовят поправки к приказу об обязательных медосмо­трах [приказ Минздравсоцразвития №302н от 12 апреля 2011 года, опреде­ляющий порядок проведения обя­зательных медосмотров работников, занятых в тяжелых и вредных условиях труда. – VM]. Правда, трудно сказать, какие наши предложения войдут в ко­нечную редакцию проекта.

– В каком состоянии, по вашим оценкам, находится система охраны здоровья работников промпредприятий?

– Промышленная медицина в России выросла, конечно, не на пустом месте, есть отечественная история развития этого направления, но передовые механизмы охраны здоровья работников приходят из-за рубежа. Одни предприятия это нов­шества принимают, другие, к сожалению, почти игнорируют. И даже крупнейшие промышленные компании относятся ко многим вещам, связанным с охраной здоровья, часто формально, и никто осо­бенно за этим не следит.

Во всем мире уровень профзаболевае­мости год к году растет, а у нас падает. Почему? Наши люди обращаются в цен­тры профпатологии в три-четыре раза реже, чем в других развитых странах. Наш человек идет обследоваться, если ему кто-то подскажет, ближе к пенсии, когда его уже почти ничего не связывает с работодателем. Работник идет в центр профпатологии, где устанавливают ди­агноз профессионального заболевания, затем он получает материальную компен­сацию за нанесенный здоровью вред.

– В чем мы особенно критично отстаем от глобальных компаний?

– Сложности возникают еще на этапе выстраивания четкой системы управле­ния охраной здоровья (СУОЗ) работников. В нее входят оценка рисков для здоро­вья, процедура организации экстренного медицинского реагирования, управле­ние оказанием медицинской помощи на рабочем месте, оценка пригодности к работе по состоянию здоровья, кон­троль и управление вредными факторами рабочей среды и их воздействий на здо­ровье, а также обеспечение нормальных санитарно-бытовых условий рабочих мест, включая безопасное питание и во­доснабжение, документирование всех процессов СУОЗ и формирование здоро­вого образа жизни работников. Так вот, не везде и не всегда корректно работает самое первое звено – оценка рисков для здоровья на предприятии. Это определе­ние вредных и опасных факторов рабочей среды, которые могут негативно влиять на здоровье, – химических, физических, биологических, эргономических и так далее. Исходя из полученных результатов строится работа компании по минимиза­ции влияния этих факторов. Этот процесс у нас называется специальной оценкой условий труда (СОУТ), которая проводится специализированными организациями в соответствии с ФЗ-426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда». Если значения вредных факторов условий труда превышают допустимые, классность условий труда тоже повыша­ется. Это, в свою очередь, ведет к увели­чению расходов работодателя на выплату страховых взносов. Поэтому работодатель порой пытается «договориться» с теми, кто проводит СОУТ, и немного изменить классы условий труда в свою пользу.

Но ведь вредные факторы – запылен­ность, загазованность, шум, вибрация и другие – являются следствием того, что оборудование старое, оно работает часто по 50 и даже 70 лет! Минимизировать эти факторы, заменить оборудование, вы­строить новые технологии позволить себе, особенно в нынешнее время, могут не все. Поэтому часто идут по менее затратному, но и менее эффективному пути: закупают средства индивидуальной защиты для работников – очки, беруши, наушники, виброперчатки, виброботинки и прочее. Следующее направление в СУОЗ, с кото­рым тоже имеются проблемы, – комплекс мероприятий по экстренному медицинско­му реагированию (ЭМР) при несчастном случае, травме или остром заболевании. Процесс ЭМР – это четкая схема уровней реагирования, действий, вовлекаемых сил и средств, которая должна быть выстроена на каждом предприятии. Эта схема отражена в локальном нормативном акте – плане экстренного медицинского реагирования. Согласно международной практике, в этом плане определено, как и в каком случае должен поступать рядо­вой работник (свидетель происшествия), так называемый медицинский помощник, обученный оказанию первой помощи и оказанию базовых реанимационных мероприятий, и медицинский работник здравпункта предприятия до прибытия скорой помощи. Так вот многие наши предприятия до сих пор не имеют выстро­енной системы ЭМР и такого плана, хотя это один из первых документов, на кото­рый обращают внимание международные промышленные заказчики. Это пропуск на тендер. Одна из крупнейших россий­ских добывающих компаний из-за этого не так давно потеряла большой контракт.

– И как, по регламенту, должны себя ве­сти работники в экстренной ситуации?

– Рядовой персонал должен знать азы первой помощи и как реагировать на экстренную медицинскую ситуацию: оценить обстановку, риски для себя, определить, что произошло, вызвать помощь и следовать короткой, но важ­ной системе предписаний и запретов. Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель должен обучить этому своих сотрудников. Но важно, где и как будут этому обучать. Если в больших городах есть специали­зированные организации, использующие современные знания в области оказания первой помощи, то в регионах часто все несколько иначе – азам первой помощи учат коммерческие центры, по про­граммам, застывшим в 70–80-х годах прошлого века. Например, проверка дыхания с помощью зеркальца и ват­ки или определение пульса на сонной артерии. У человека, возможно, впервые столкнувшегося с такой ситуацией, руки дрожат, как он будет нитевидный пульс определять? И есть ли с собой зеркальце у рабочего на заводе или у шахтера? Ну это же чушь!

Современный алгоритм определения жизненно важных функций пострадавше­го давно изменился: открываем дыха­тельные пути, запрокинув пострадавшему голову, либо выдвинув подбородок, приближаем свое ухо к лицу пострадав­шего, слушаем звуки дыхания, ощущаем щекой выдыхаемый воздух и смотрим, есть ли ритмичное движение грудной клетки. Если сознания нет, а дыхание есть, укладываем пострадавшего в без­опасное положение на боку и вызываем помощь; если дыхания нет – все равно срочно вызываем помощь и остаемся с пострадавшим до прибытия помощи или специально обученных лиц. Обучить первичному реагированию можно на пер­вичном инструктаже по охране труда в течение часа.

Далее на место происшествия в течение пяти минут должен прибыть специально обученный оказанию первой помощи работник. Назовем его «медицинский помощник». Эти работники уже обучены оказанию первой помощи по алгоритму базового реанимационного пособия. Другое дело, что и их зачастую обучают кое-как, ориентируясь больше на стои­мость услуг «учебного центра».

– А как насчет здравпунктов? Достаточен ли уровень квалификации занятых там медработников?

– Проблема в том, что нигде не прописано, медработник какой квалификации должен работать в здравпункте. Да и здравпункты бывают разные. Одно дело, когда он рас­положен на предприятии в черте города, и другое, когда до ближайшего населенно­го пункта – сотни километров бездорожья. Организацию здравпункта предприя­тия регламентирует приказ Минздрава №911н. Но рекомендуемое им оснащение здравпункта предприятия не соответствует современным стандартам, а требования к квалификации медработников уста­ревшие и недостаточные. Согласно этому документу, здравпункты подразделяются на врачебные и фельдшерские. А на прак­тике часто бывает так, что в здравпун­кте работает только медсестра. Но ведь медсестры не имеют права ни ставить диагноз, ни назначать лечение. Зато такой здравпункт обходится предприятию дешевле.

Пример из практики. На предприятии вне­запно умер мужчина: 52 года, практически здоровый, недавно проходил медосмотр. Но случилась какая-то внутренняя ката­строфа, человек внезапно потерял созна­ние и упал. На экстренный вызов прибыла фельдшер здравпункта, женщина за 50, она сделать ничего не смогла – и человек умер. Внешне фельдшер прекрасный работник, все у нее в здравпункте аккуратно, занаве­сочки на окошках, все баночки с раствора­ми подписаны, журналы аккуратно ведутся, а дефибриллятор даже открывать не умеет, не то что использовать! Он стоит запечатан­ный неизвестно сколько лет.

Неудивительно, что у нас в целом по стране успешность реанимационных пособий с ис­пользованием дефибриллятора на уровне 3–7%, тогда как в развитых странах – 30–75%! Потому что в здравпунктах у нас работают те, кто хорошо занавески вешает, а нам нужно, чтобы это были люди, ко­торые умеют действовать в экстренной ситуации быстро, грамотно, эффективно, почти на рефлекторном уровне. А для этого надо менять систему обучения и квалифи­кационные требования к медработникам здравпунктов.

– Что в первую очередь вы надеетесь изменить на нормативном уровне?

– Приказ 911н имеет рекомендательный характер, многое отдается на усмотрение работодателей. НП НОПМ с удовольствием поделится с Минздравом своим мнением и практическим опытом в организации первичной медико-санитарной помо­щи на предприятиях. Если, конечно, нас захотят и смогут услышать «наверху». Сейчас работаем над поправками в приказ 302н, который регулирует порядок прове­дения предварительных и периодических медосмотров. И здесь мы тоже хотели бы построить работу на основе мировой прак­тики. Ведь что такое медосмотр? По суще­ству это – скрининг. Надо отличить норму от патологии. Во всем мире с этим справля­ется один врач общей практики. А по при­казу 302н необходимы шесть – восемь разных специалистов, масса обоснованных и не очень исследований. У нас уже сформировался бизнес на проведении профосмотров – целые «поликлиники».

Ладно, предположим, на медосмотре что-то «не понравилось» какому-то специа­листу, например, лор-врачу, невропатологу или хирургу. Но для установления диагноза работник все равно будет направлен на до­обследование в поликлинику, а то и в ста­ционар. По сути, на уровне медосмотра нам необходимо лишь отличить норму от пато­логии, с чем неплохо справится врач общей практики или семейный врач. Так во всем мире это происходит. Соответственно, и расходы на медосмотр для работодателя существенно снизятся.

Перечень вредных факторов и противо­показаний к работе в приказе 302н тоже избыточен. Применение приказа неод­нозначно по интерпретации различных инстанций. Минздрав дает одни разъясне­ния, Роспотребнадзор – другие. Например, хотя бы по одному злосчастному пункту: вредный фактор – электромагнитное поле широкополосного спектра частот от компьютера. Сколько копий сломано по этому поводу! И никто не обращает вни­мания, что современные мониторы давно уже ничего особо вредного не излучают.

– Но если взглянуть на ситуацию с пози­ции работника, вряд ли кто-то восприни­мает медосмотр как нечто лишнее?

– В приказе, который мы хотели бы поправить, прописаны противопоказания к работе – беда в том, что их слишком много. Неясно, кто вообще у нас может работать. Часто эти противопоказания с точки зрения доказательной медицины не обоснованы, а работник постоянно на­ходится под угрозой потери рабочего места по медпоказаниям, что вообще-то наруша­ет его конституционные права на труд. Что, если лишить человека работы, он быстрее поправится, восстановит здоровье? Нет, конечно. Необходимо трудоустраивать ра­ботника и приспосабливать рабочие места к особенностям его здоровья, выстраивать современную систему охраны здоровья по всем ее направлениям.


промышленная медицина, медицинские услуги, нисиченко
Источник: Vademecum №5, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении