27 Июля 2024 Суббота

«В создавшихся условиях работать становится практически невозможно»
Служба новостей Мединдустрия
9 декабря 2016, 17:32
Фото: kp.ru
24652

Главврач онкологической больницы №62 Анатолий Махсон продолжил полемику с вице-мэром Леонидом Печатниковым

В конце ноября Департамент здравоохранения Москвы (ДЗМ) решил превратить городскую онкологическую больницу №62 из автономного учреждения здравоохранения в бюджетное. Казалось бы, формальность, но от этого, как выяснилось, зависит многое: где и как больница будет приобретать лекарства на сотни миллионов рублей, как лечить пациентов и даже останется ли на своем месте ее многолетний бессменный главврач Анатолий Махсон. Его полемика с вице-мэром Москвы Леонидом Печатниковым в начале декабря выплеснулась в публичное пространство и вызвала огромный общественный интерес как со стороны пациентов, так и врачебного сообщества. Ниже мы приводим присланный в редакцию Vademecum ответ Анатолия Махсона на тезисы, озвученные ранее его оппонентом.

Интервью Анатолия Махсона о ситуации в онкологической больнице №62 «Все будет хорошо, кроме лечения больных» 

Выступление Леонида Печатникова на клинико-анатомической конференции 7 декабря

Я сегодня прочитал в журнале Vademecum выступление Леонида Михайловича Печатникова на клинико-анатомической конференции 7 декабря 2016 года. И поскольку меня там не было в связи с моей болезнью, хотел бы прокомментировать это выступление.

Больница пыталась получить статус автономного учреждения здравоохранения начиная с 2012 года. Действительно, при помощи Леонида Михайловича Печатникова мы стали автономными, правда, не в 2015 году, а в апреле 2014 года. И за это я действительно очень благодарен Леониду Михайловичу.

Правда, аргументация была не в возможности закупки препаратов с истекающим сроком годности, а в большей самостоятельности в ведении хозяйственной деятельности. В этом и заключается смысл автономного учреждения.

Если ГАУЗ [государственное автономное учреждение здравоохранения. – Vademecum] не хватает средств для выполнения государственного задания, оно должно их заработать или сэкономить, а еще лучше и то и другое, что, кстати, в последующем полностью подтвердилось.

мммм.jpg

Анатолий Махсон. Фото: www.youtube.com

При этом собственником имущества остается Москва, и, в соответствии c ФЗ №83, автономное учреждение не отвечает по своим обязательствам недвижимым и особо ценным движимым имуществом, поэтому оно не может быть обанкрочено (в отличие от того, что утверждает Л. М. Печатников).

В соответствии с этим законом, ГАУЗ отвечает по своим обязательствам только имуществом, приобретенным на собственные средства. Действительно, ГАУЗ ведет торгово-закупочную деятельность по ФЗ №223, он действительно более дружелюбен для организатора торгов и дает ему больше возможностей, но закупки у единственного поставщика имеют практически те же ограничения, что и в ФЗ №44, единственное – максимальная сумма котировки увеличена до 300 тысяч рублей.

Кстати, все преимущества 223-го закона касаются закупки не только лекарств, но и всего остального, включая оборудование. Подавляющее число закупок проводится методом электронного аукциона, и их можно посмотреть на том же сайте zakupki.gov.ru.

Тем более странно утверждение Леонида Михайловича о том, что больница покупала препараты с истекающим сроком годности, как будто в больнице могут находиться препараты с истекшим сроком годности. Такое вообще невозможно, и самая большая проблема, если при проверке в больнице находится хотя бы несколько флаконов с просроченным сроком годности.

Больница действительно покупала препараты с укороченным сроком годности, например, в 2016 году со сроком годности до марта 2017 года, но эти препараты у нас заканчивались раньше, чем заканчивался год. Самое интересное – больница покупала препараты и с нормальным сроком годности, и они были также дешевле в несколько раз. Это очень хорошо видно из таблицы.

Сравнительная таблица лекарственных препаратов, полученных по централизованной поставке и закупленных МГОБ №62 самостоятельно

2016 год Название препарата/производитель Срок годности Количество Цена за упаковку, рублей
Закупка ДЗМ Иринотекан, 100 мг, «Актавис» 01.02.2019 850 уп. 5121.60
МГОБ №62 Иринотекан, 100 мг, «Актавис» 01.09.2018 1400 уп. 1023.00
Закупка ДЗМ Новотакс, 80 мг, «Биокад» 01.12.2018 1375 уп. 25355.00
МГОБ №62 Новотакс, 80 мг, «Биокад» 01.12.2018 100 уп. 7500.00

Источник: МГОБ №62

И такие примеры можно множить и множить.

Из таблицы видно, что утверждение Леонида Михайловича Печатникова о том, что больница покупала значительно большее количество лекарств за счет просроченных препаратов по котировкам у одного поставщика, мягко говоря, не является правдой.

Не соответствует действительности и утверждение, что ФЗ №44 обязывает ставить остаточный срок годности 80%, такой нормы в законе нет. В 2016 году в технических заданиях Департамента здравоохранения  на торги по лекарствам зачастую стоит остаточный срок годности 12 или 18 месяцев, притом что срок годности лекарств, как правило, составляет 2 или 3 года. И 12 месяцев никак не соответствуют 80% остаточного срока годности, а только 50% или даже меньше.

Утверждение Леонида Михайловича Печатникова о том, что Министерство экономики обязало формировать начальную цену торгов по регистрационной цене препарата, тоже не соответствует действительности. Есть несколько вариантов формирования начальной цены торгов, и это хорошо можно увидеть по аукционам, формируемым в регионах.

Юридические ссылки на метод формирования начальной (максимальной) цены контракта приведены в конце статьи. 

Кстати, в 2011 году, став руководителем Департамента здравоохранения Москвы, Леонид Михайлович назначил меня на должность главного внештатного специалиста-онколога. При составлении первой годовой заявки на химиопрепараты по системе ДЛО на 2012 год я столкнулся с тем, что заявка при обсчете в Управлении фармации оказалась на 6,8 млрд рублей, а всего было запланировано 4 млрд рублей. Мне предложили сократить заявку, но тогда было непонятно, как лечить больных москвичей. По моей просьбе Леонид Михайлович созвал совещание, на котором я показал, что если целенаправленно получать коммерческие предложения от компаний-поставщиков, то исходные цены аукционов становятся значительно ниже. Тогда Леонид Михайлович Печатников принял решение, что исходными ценами для аукционов будут коммерческие предложения, полученные от компаний, и в результате в заявке на 4 млрд рублей оказалось больше лекарств, чем в заявке на 6,8 млрд рублей.

Поэтому в 2012–2014 годах в Москве практически не было необеспеченных рецептов по системе ДЛО. В 2014 году произошла смена главного онколога Москвы и руководителя Управления фармации Москвы, и сразу изменилась система централизованных закупок химиопрепаратов для системы ДЛО и онкологических стационаров, появился новый принцип формирования цен. Как результат, только в поликлиническом отделении МГОБ №62, к которому прикреплены Северо-Западный и Западный округа, в 2016 году было более 3 тысяч необеспеченных рецептов со сроком задержки от 7 до 46 дней. И это несмотря на то, что средств на закупку лекарств было выделено значительно больше.

И совсем нелогичным кажется утверждение, что из-за чьих-то мифических злоупотреблений в Москве меняют [организационную] форму все предприятия, которые, в соответствии с ФЗ №83, должны вести торгово-закупочную деятельность по ФЗ №223.

Совершенно непонятно, что мешало наказать этих нарушителей и тем самым решить эту проблему. При этом сразу возникает вопрос: как назвать централизованную закупку лекарственных препаратов на бюджетные средства по цене, в несколько раз превышающей цену разовой закупки отдельного предприятия? Может быть, есть смысл, наоборот, отменить централизованные закупки и разрешить больницам торговать самостоятельно с целью экономии бюджетных средств? Контроль в Москве за злоупотреблениями не представляет никаких проблем, так как все торги ведутся через сайт ЕМИАС, который позволяет все контролировать. Конечно, можно ликвидировать ГАУЗ «МГОБ №62», и тогда уже точно не будет такой разницы в ценах.

DSC_4141.jpg

Леонид Печатников. Фото: Оксана Добровольская

И, наконец, утверждение Леонида Михайловича Печатникова насчет моего отказа от должности почетного президента. Я действительно был на приеме у Леонида Михайловича и сказал, что дальше в создавшихся условиях работать становится практически невозможно. Так тяжело за 27 лет моего пребывания в должности главного врача еще не работалось. Даже в самом начале, потому что тогда были перспективы и надежда, что все наладится. Единственное, что меня еще удерживает, это судьба 62-й больницы, в которой я проработал 44 года: 17 лет хирургом, 1 год – заведующим хирургическим отделением и почти 27 лет – главным врачом.

Меня избрал коллектив. Был такой период, когда в Москве было два избранных главных врача – первым был Георгий Натанович Голухов, а я был назначен на эту должность 29 января 1990 года. Тогда в самой крупной онкологической больнице Москвы было два рентгеновских аппарата и отечественная наркозно-дыхательная аппаратура. Не было эндоскопии, ультразвука, мониторов для реанимации и так далее. В феврале, менее чем через месяц после моего назначения, остановилась мазутная котельная. И ее не могли запустить трое суток. От эвакуации больницу и жилой поселок спасло только то, что в феврале температура на улице была +5 градусов. Первые годы работы в должности главного врача были сплошным кошмаром.

До 1990 года самое большое число пролеченных больных достигало 5 400, в год в больнице проводили 1 800 операций, смертность была 4,5%. В 2016 году в больнице пролечено 15 тысяч больных в стационаре и 6 тысяч в дневных стационарах, выполнено около 6 500 операций, причем многие операции в системе города больше нигде не выполняются, при этом смертность снизилась более чем в шесть раз и многие годы не превышает 0,7%.

Кстати, больница была самым хорошо оснащенным онкологическим учреждением еще до начала модернизации, поскольку на средства спонсоров было закуплено самое современное оборудование более чем на $10 млн: КТ, МРТ, ангиограф, ультразвуковое и эндоскопическое оборудование и так далее. Несомненно, модернизация позволила еще лучше дооснастить больницу.

Я показал Леониду Михайловичу, что происходит с закупками, и сказал, что хочу уйти на пенсию (правда, мне 67, а не 69 лет), если главным врачом будет назначен сотрудник больницы, который имеет диплом по организации здравоохранения и работает в больнице более пяти лет, который ее знает и любит и вполне справится с задачей сохранить больницу и развивать ее дальше. А второе предложение состояло в передаче средств централизованных закупок больнице, как это было до 2015 года, тем более что по ФЗ №83 централизованных закупок в ГАУЗ просто не должно быть, хотя в 2016 году централизованные закупки для больницы составили 590 млн рублей. В этом случае были бы ликвидированы проблемы с финансированием. Эта просьба просто не обсуждалась. На вопрос о новом главном враче – выходце из больницы я получил хоть и иносказательный, но отказ, в последующем это еще раз подтвердилось. Никакой должности почетного президента мне не предлагалось, я все равно бы от нее отказался, если бы новый главный врач был назначен со стороны.

Вместо этого 8 ноября 2016 года по ходатайству Леонида Михайловича Печатникова, с целью улучшения медицинского обслуживания вышло постановление правительства Москвы о переводе ГАУЗ МГОБ №62 в бюджетное учреждение здравоохранения. Правда, непонятно, что улучшать, так как Леонид Михайлович в своей речи заявил, что больница лучшая не только в Москве, но и в России. Кстати, и это постановление правительства Москвы было проведено с нарушением закона, поскольку по ФЗ-83 работу больницы оценивает Наблюдательный совет по отчету главного врача, и, если она оказывается неудовлетворительной, совет может принять решение о переводе учреждения в бюджетное. Председателем Наблюдательного совета является А. И. Хрипун. При этом Наблюдательный совет в 2016 году ни разу не собирался.

Поэтому мне ничего не оставалось, как согласиться на предложенную помощь бывших пациентов, которым судьба больницы совсем не безразлична и многие из которых давно стали друзьями. Таким образом, этот конфликт попал на суд общественности.

Намек Леонида Михайловича на проведение проверок понятен, правда, в октябре 2015 года у нас закончилась полуторамесячная проверка службы финансового контроля, в 2016 году была комплексная проверка Росздравнадзора, при которых существенных нарушений в работе больницы не выявлено. А вообще, в больнице проходит более 20 различных проверок ежегодно, нам не привыкать.

Юридические ссылки на методы формирования начальной (максимальной) цены контракта:

Статья 22 ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. №567 предусматривают применение одного или нескольких методов определения начальной максимальной цены контракта:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Первоначально в письмах от 19.12.2014 года №Д28и-2716, от 31.12.2014 №Д28и-2909 и от 03.04.2015 №ОГ-Д28-4972 Минэкономразвития разъясняло, что при формировании начальной максимальной цены контракта на поставку препаратов из списка ЖНВЛП должен применяться тарифный метод – максимальное значение предельных отпускных цен производителей.

В письме Минэкономразвития от 06.08.2015 №Д28и-2266 позиция поменялась: Минэкономразвития разрешало использовать как тарифный метод, так и метод сопоставимых рыночных цен.

В письмах от 01.03.2016 №Д28и-525, от 18.04.2016 №Д28и-966, от 10.05.2016 №Д28и-1199 позиция снова изменилась – Минэкономразвития полагает, что необходимо использовать метод сопоставимых рыночных цен.

При этом письма органов власти не являются нормативными актами и имеют рекомендательный характер.

печатников, 62-я онкологическая, махсон
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении