08 Мая 2024 Среда

В Roche и ноготь
Ольга Макаркина Фарминдустрия
20 октября 2014, 19:01
9059

«Биокад» впился в рынок самого дорогого препарата программы «Семь нозологий»

Сенсацией завершился розыгрыш одного из самых дорогих лотов госпрограммы «Семь нозологий» – постав­ки онкопрепарата ритуксимаб. По всей вероятности, весь рынок соответствующего МНН в 2015 году впервые освоит не швейцарская Roche c оригинальным препаратом Мабтера, а отечественный «Биокад», зарегистри­ровавший свой дженерик в этом году и сразу выигравший с ним торги. Интриги аукциону добавило то, что «Фармстандарт», на котором, по сути, замкнут весь цикл дистрибуции Мабтеры на территории России, заявки на участие в розыгрыше не подал.

Торги по ритуксимабу Минздрав разбил на три лота в соответствии с дозировками препарата, с общей стартовой (она же максимальная) ценой 5,97 млрд рублей. Розыгрыши были объявлены 22, 23 и 29 сентября соответственно, а их итоги стали известны в конце прошлой недели. Ритуксимаб последние два года оста­ется крупнейшим лотом «Семи нозо­логий», да и всего рынка госзакупок лекарств в стране. Однако до сих пор к поставке за неимением зарегистри­рованных аналогов предлагалась оригинальная Мабтера от Roche. На протяжении последних лет за этот фронт работ отвечал «Фармстандарт», который был не только проводником оригинального препарата по рынку госзакупок, но отчасти и выполнял функции его производителя: на «дочернем» заводе компании «УфаВита» еще в 2011 году была локализована упаковка Мабтеры.

Патент на Мабтеру истек в 2012 го­ду, однако первый дженерик по­доспел только в этом году. Как и ожидалось, зарегистрировать биоаналог удалось отечественной компании «Биокад». На регистра­цию двух препаратов с одним и тем же МНН (торговые наименования Ацеллбия и Ритуксимаб) у «Биока­да» ушло около трех лет. Основа­тель компании Дмитрий Морозов все эти годы обещал потеснить оригинатора с рынка, да и вообще не скрывал, что главная мишень «Биокада» – портфель онкопре­паратов Roche. «Мы думаем, что Roche придется уйти с российского рынка с этим препаратом, я гово­рю про Мабтеру. Не вижу у Roche шансов продавать препарат при выходе нашего аналога», – делился Морозов.

Дженерики «Биокада» получили доступ на рынок в апреле, а уже в мае было объявлено о том, что контроль­ный пакет производителя выкупает «Фармстандарт» на паях со своим проверенным союзником – компа­нией Millhouse Capital, управляю­щей активами Романа Абрамовича. ОАО «Фармстандарт» объявило о приобретении 20% акций Biocad Holding Ltd, а структура, аффилиро­ванная с компанией Millhouse, – 50% акций. Еще 30% Дмитрий Морозов сохранил за собой.

Впрочем, в то, что «Биокад» полно­стью размоет долю Roche на рынке ритуксимаба с первой попытки, верили немногие. Однако «Фарм­стандарт» на тендер просто не вышел, и «Биокад» взял все лоты по макси­мальной цене (см. таблицу). Морозов свой неожиданный успех комменти­ровать отказался. Другие собеседни­ки VM в компании не признают, что аффилированные теперь «Биокад» и «Фармстандарт» согласовывали тактику, и утверждают, что первая действовала независимо от второй. Их основной аргумент – доли в 20% не­достаточно, чтобы навязывать игроку какие-либо решения. Генеральный директор «Фармстандарта» Игорь Крылов не смог прокомментировать ситуацию. Получить комментарии в российском офисе Roche на момент подписания номера в печать VM не удалось.

В прошлом году объем закупки Мабтеры достиг почти 9 млрд рублей, то есть теоретически Минздрав заку­пил еще не весь потенциальный объем ритуксимаба. Однако вероятность того, что дорозыгрыш произойдет в этом году, не столь велика. На сайте zakupki.gov.ru нет сведений о новых тендерах по ритуксимабу. В базе ре­сурса нет сведений и об общественных обсуждениях, которые, согласно закону о федеральной контрактной системе (ФЗ-44 «О контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд»), теперь нужно проводить организатору тенде­ра стоимостью свыше 1 млрд рублей перед датой розыгрыша.

Как бы то ни было, в будущем году Roche, скорее всего, придется бороться не только с «Биокадом», но и как мини­мум с двумя другими соперниками. Со­гласно Реестру выданных разрешений на проведение КИ, «клинику» аналогов ритуксимаба завершили еще два разра­ботчика – Samsung Electronics и Pfizer. Правда, получить регистрационные удостоверения на препараты к дате торгов они не успели. На стадии КИ находятся разработки еще трех компа­ний – MSD, Hexal и Teva.

Участники рынка признают, что ждали от осеннего розыгрыша «Семи нозологий» еще одной сен­сации – крушения монополии на рынке бортезомиба онкоблок­бастера Велкейд (объем закупки в 2013 году – 7,2 млрд рублей) от американской Janssen.

Кстати, на мощностях «Фарм­стандарта» также некогда была организована упаковка Велкейда, а в этом году партнеры договори­лись о переходе на более глубокую стадию локализации производства препарата. Аналог препарата в на­чале апреля зарегистрировала оте­чественная компания «Ф-Синтез» (подробности этой истории читайте в материале «Хорош Велкейд к обе­ду», VM #15 (40) от 19 мая 2014 года).

Аукцион по бортезомибу был объяв­лен 18 сентября, заявки принимались до 6 октября. Итоги тендера будут официально объявлены на этой не­деле. Однако еще на прошлой неделе стало понятно, что сюрпризов ждать не стоит: единственную заявку на уча­стие в розыгрыше подал дистрибьютор «Ирвин 2», который держит подряд на Велкейд уже четыре года. Началь­ная сумма контракта была объявлена на уровне 5,1 млрд рублей.

биокад, ритуксимаб, мабтера

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС