24 Сентября 2023

В Roche и ноготь
Ольга Макаркина Фарминдустрия
20 октября 2014, 19:01
8836

«Биокад» впился в рынок самого дорогого препарата программы «Семь нозологий»

Сенсацией завершился розыгрыш одного из самых дорогих лотов госпрограммы «Семь нозологий» – постав­ки онкопрепарата ритуксимаб. По всей вероятности, весь рынок соответствующего МНН в 2015 году впервые освоит не швейцарская Roche c оригинальным препаратом Мабтера, а отечественный «Биокад», зарегистри­ровавший свой дженерик в этом году и сразу выигравший с ним торги. Интриги аукциону добавило то, что «Фармстандарт», на котором, по сути, замкнут весь цикл дистрибуции Мабтеры на территории России, заявки на участие в розыгрыше не подал.

Торги по ритуксимабу Минздрав разбил на три лота в соответствии с дозировками препарата, с общей стартовой (она же максимальная) ценой 5,97 млрд рублей. Розыгрыши были объявлены 22, 23 и 29 сентября соответственно, а их итоги стали известны в конце прошлой недели. Ритуксимаб последние два года оста­ется крупнейшим лотом «Семи нозо­логий», да и всего рынка госзакупок лекарств в стране. Однако до сих пор к поставке за неимением зарегистри­рованных аналогов предлагалась оригинальная Мабтера от Roche. На протяжении последних лет за этот фронт работ отвечал «Фармстандарт», который был не только проводником оригинального препарата по рынку госзакупок, но отчасти и выполнял функции его производителя: на «дочернем» заводе компании «УфаВита» еще в 2011 году была локализована упаковка Мабтеры.

Патент на Мабтеру истек в 2012 го­ду, однако первый дженерик по­доспел только в этом году. Как и ожидалось, зарегистрировать биоаналог удалось отечественной компании «Биокад». На регистра­цию двух препаратов с одним и тем же МНН (торговые наименования Ацеллбия и Ритуксимаб) у «Биока­да» ушло около трех лет. Основа­тель компании Дмитрий Морозов все эти годы обещал потеснить оригинатора с рынка, да и вообще не скрывал, что главная мишень «Биокада» – портфель онкопре­паратов Roche. «Мы думаем, что Roche придется уйти с российского рынка с этим препаратом, я гово­рю про Мабтеру. Не вижу у Roche шансов продавать препарат при выходе нашего аналога», – делился Морозов.

Дженерики «Биокада» получили доступ на рынок в апреле, а уже в мае было объявлено о том, что контроль­ный пакет производителя выкупает «Фармстандарт» на паях со своим проверенным союзником – компа­нией Millhouse Capital, управляю­щей активами Романа Абрамовича. ОАО «Фармстандарт» объявило о приобретении 20% акций Biocad Holding Ltd, а структура, аффилиро­ванная с компанией Millhouse, – 50% акций. Еще 30% Дмитрий Морозов сохранил за собой.

Впрочем, в то, что «Биокад» полно­стью размоет долю Roche на рынке ритуксимаба с первой попытки, верили немногие. Однако «Фарм­стандарт» на тендер просто не вышел, и «Биокад» взял все лоты по макси­мальной цене (см. таблицу). Морозов свой неожиданный успех комменти­ровать отказался. Другие собеседни­ки VM в компании не признают, что аффилированные теперь «Биокад» и «Фармстандарт» согласовывали тактику, и утверждают, что первая действовала независимо от второй. Их основной аргумент – доли в 20% не­достаточно, чтобы навязывать игроку какие-либо решения. Генеральный директор «Фармстандарта» Игорь Крылов не смог прокомментировать ситуацию. Получить комментарии в российском офисе Roche на момент подписания номера в печать VM не удалось.

В прошлом году объем закупки Мабтеры достиг почти 9 млрд рублей, то есть теоретически Минздрав заку­пил еще не весь потенциальный объем ритуксимаба. Однако вероятность того, что дорозыгрыш произойдет в этом году, не столь велика. На сайте zakupki.gov.ru нет сведений о новых тендерах по ритуксимабу. В базе ре­сурса нет сведений и об общественных обсуждениях, которые, согласно закону о федеральной контрактной системе (ФЗ-44 «О контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд»), теперь нужно проводить организатору тенде­ра стоимостью свыше 1 млрд рублей перед датой розыгрыша.

Как бы то ни было, в будущем году Roche, скорее всего, придется бороться не только с «Биокадом», но и как мини­мум с двумя другими соперниками. Со­гласно Реестру выданных разрешений на проведение КИ, «клинику» аналогов ритуксимаба завершили еще два разра­ботчика – Samsung Electronics и Pfizer. Правда, получить регистрационные удостоверения на препараты к дате торгов они не успели. На стадии КИ находятся разработки еще трех компа­ний – MSD, Hexal и Teva.

Участники рынка признают, что ждали от осеннего розыгрыша «Семи нозологий» еще одной сен­сации – крушения монополии на рынке бортезомиба онкоблок­бастера Велкейд (объем закупки в 2013 году – 7,2 млрд рублей) от американской Janssen.

Кстати, на мощностях «Фарм­стандарта» также некогда была организована упаковка Велкейда, а в этом году партнеры договори­лись о переходе на более глубокую стадию локализации производства препарата. Аналог препарата в на­чале апреля зарегистрировала оте­чественная компания «Ф-Синтез» (подробности этой истории читайте в материале «Хорош Велкейд к обе­ду», VM #15 (40) от 19 мая 2014 года).

Аукцион по бортезомибу был объяв­лен 18 сентября, заявки принимались до 6 октября. Итоги тендера будут официально объявлены на этой не­деле. Однако еще на прошлой неделе стало понятно, что сюрпризов ждать не стоит: единственную заявку на уча­стие в розыгрыше подал дистрибьютор «Ирвин 2», который держит подряд на Велкейд уже четыре года. Началь­ная сумма контракта была объявлена на уровне 5,1 млрд рублей.

биокад, ритуксимаб, мабтера

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года