27 Июля 2024 Суббота

«В некоторых санаториях номера размером с ванную в турецком отеле»
Софья Лопаева Мединдустрия
9 сентября 2016, 14:41
Фото: rusnauka.ru
5992

Президент Национальной курортной ассоциации – об особенностях санаторного дела в России

Бывший главный внештатный специалист Минздрава по восстановительной медицине и санаторно-курортному лечению, а сегодня – президент Национальной курортной ассоциации (НКА) Александр Разумов принимал участие в подготовке знакового для индустрии заседания президиума Госсовета. Человек, посвятивший 20 лет своей жизни развитию санаторного дела и консолидации игроков профильного рынка, рассказал Vademecum, чем привлекателен оздоровительный бизнес и где в индустрии пролегает граница между туризмом и лечением.

– Что представляла собой отрасль в 90-х?

– Я начал заниматься проблемами сана­торно-курортной отрасли в 1998 году, когда возглавил Российский научный центр меди­цинской реабилитации и курортологии и стал главным внештатным специалистом Минздра­ва. Отрасль лежала на боку. Мы ее собирали буквально по частям, с нуля создавали всю нормативно-правовую и организационно-мето­дическую базу. Еще в 2003 году мы подготовили концепцию развития санаторного дела в стране, ее поддержали все курортные регионы, утвер­дила коллегия Минздрава. Документ успеш­но прошел экспертизу Минэкономразвития, но затерялся на уровне Минфина. Я не знаю, по каким причинам так случилось. В те годы и Минздрав, и другие ведомства резко утрати­ли интерес к развитию даже своих санатори­ев, что говорить о целой отрасли? Нам тогда удалось организовать серьезную подготовку врачей по направлению «восстановительная медицина» длительностью 580 часов. Но эту специальность упразднили, и сегодня в вузах на курортологию отводится всего 15 часов. Неудивительно, что врачи просто опасаются углубляться в эту сферу, направлять пациентов на санаторное лечение.

Общими усилиями мы создали стандарты для са­наторно-курортных организаций. Без них не было бы возможности разработать принятый этой весной Порядок организации санаторно-курорт­ного лечения. Наконец, собрали самых активных игроков отрасли в Национальную курортную ассоциацию. Сейчас это крупнейшее профиль­ное объединение в стране, насчитывающее более 12 тысяч участников. Вот уже 16 лет НКА проводит форум «Здравница», где мы обсуждаем общие для всех проблемы, пытаемся найти их решение. Резолюции направляются в Минздрав, в Правительство РФ, в Госдуму, региональным министрам, отвечающим за курорты и туризм. Усилиями НКА удалось отстоять федеральный закон об охране лечебно-оздоровительных мест­ностей и курортов. В него не раз пытались внести коррективы, но мы сумели оставить неизменными основные положения закона, которые гаранти­руют сохранность природных лечебных ресурсов, их применение в лечебных и оздоровительных целях. Часть идей, родившихся в ходе обсуждений и принятых на площадке «Здравницы», сегодня выносятся на обсуждение Госсовета. В мае нынеш­него года в Барнауле собиралась рабочая группа по подготовке Госсовета, мы доложили помощнику президента Игорю Левитину о том, что было у нас на форуме, и включили ряд тезисов в доклад и про­ект решения по итогам заседания. 

– Что, по вашему мнению, сейчас особенно тормо­зит развитие индустрии?

– Основной сдерживающий фактор – налого­вая политика. Нужно уменьшить налоговую нагрузку, причем по нескольким статьям, не только налог на землю. Для этого экономи­сты должны найти тот разумный «коридор», в котором санаторий мог бы балансировать. Сейчас нормальный санаторий, зарабатыва­ющий 200 млн рублей в год, должен отдавать 10% налога. Эти деньги могли бы пойти как раз на поддержание, развитие предприятия.

Необходим пересмотр кредитной политики, можно же ввести какую-то разумную ставку для профиль­ных предприятий. В случае с санаториями кредиты быстро возвращаются. Если мы сравним сроки оку­паемости медучреждений, даже с дорогостоящей высокотехнологичной помощью, и санаториев, то окажется, что у последних вложенные средства возвращаются быстрее, за счет большого оборота.

– Кого вы видите в роли инвесторов предприятий санаторной отрасли?

– Да кого угодно. Это направление интересует уже сейчас и частных инвесторов, и крупные акци­онерные компании, и иностранцев. Я много лет занимаюсь консультированием инвесторов и дей­ствующих предпринимателей и вижу, что грамот­ный менеджмент может сделать любую здравницу эффективной. Лучше всего это, конечно, полу­чается у частников. Например, AMAKS Hotels & Resorts сначала купили в Пермской области сана­торий «Усть-Качка», потом санаторий в Старой Руссе, затем в Подмосковье – «Красную Пахру». И работают же! Все объекты загружены по мак­симуму. Есть позитивный опыт и у госструктур. Те же «Татнефть», РЖД, «Роснефть» получили когда-то непонятно что, а сейчас у них прекрасные санатории. Все дело в управленческих подходах.

Как раз из-за несовершенства системы управ­ления сейчас теряют свои позиции Кавказские Минеральные Воды, а ведь это был флагман курортного дела – и в царские, и в советские вре­мена. Казалось бы, все есть, но санатории не за­полняются, круглогодично не работают. Раньше все было хорошо, а сейчас что-то не получается. При этом в соседней Чечне успешно возрожда­ется старейший, основанный в 1784 году, курорт «Серноводск-Кавказский». Там есть все – серо­водородная вода, йодобромная вода, лечебные грязи, термоисточники. Местные игроки этим природным богатством успешно пользуются. Но их поддерживает городская администрация, потому-то там и появились несколько новых санаторных корпусов, планируется строительство термо-спа-комплекса, а здравницы заполнены на 100%, причем не только жителями республики.

нарзан.jpg

Фото: news.ngs.ru

Поэтому нам так нужна сегодня система подготовки кадров, причем не только меди­цинских, но и управленческих. Есть поло­жительные примеры, курорт Белокуриха, например. Или вот два года назад благодаря очень приличному менеджеру на миллиард­ный оборот вышел санаторно-курортный комплекс Федерации независимых профсо­юзов России. Но если взять главврача или директора рядового санатория, что он может? Только работать в сезон так, чтобы продер­жаться в межсезонье, сделать какой-то ремонт и все. Это неэффективно.

Необходимо концептуально пересмотреть фор­мат работы санаториев, сделать их более ком­фортными с туристической точки зрения и при этом сохранить мощные медицинские компе­тенции. Именно поэтому для нас так важно од­новременное сотрудничество и с Ростуризмом, и с Минздравом.

– И все-таки какая структура – Ростуризм или Минздрав – должна управлять санаторно-ку­рортной отраслью на государственном уровне?

– А почему бы не создать госкорпорацию, к при­меру «Роскурорт»? Она будет содействовать субсидированию или кредитованию санатор­ных инвестпроектов, сопровождать их, отвечать за развитие перспективных регионов. Сейчас мало кто интересуется Дальним Востоком и Камчаткой, а зря – с точки зрения лечебных природных факторов это крайне привлекатель­ные территории. К тому же можно рассчитывать на медицинских и простых туристов из Китая, Южной Кореи, Японии.

В СССР существовала очень четкая система: был Всесоюзный центральный совет профессио­нальных союзов, в котором действовал совет по курортам. Государство при этом выделяло на содержание отрасли огромные средства. Санаторно-курортный комплекс был обеспечен на 60% государством через профсоюзы. Были построены многочисленные здравницы: в стра­не было больше 5 тысяч санаториев, сейчас, по разным данным, около 1 600. Понятно, что часть санаториев осталась за пределами нынеш­ней России – в Казахстане, в Беларуси. Послед­ней, кстати, удалось сохранить все лучшее и при этом создать замечательный сервис. Сегодня там 20% пациентов – иностранцы: немцы, литов­цы. Так же развивается санаторная индустрия в Словении.

– Есть ли в санаторном деле место для меди­цинской реабилитации за счет ОМС? Можно ли вообще считать фонд ОМС источником дохода для санаториев?

– В теории все санатории имеют тройную систему финансирования. Оздоровление – от­дых в санатории сейчас, как правило, за деньги, то есть это платные медицинские услуги, но ни одно медицинское учреждение не может зарабо­тать только на оздоровлении. Чтобы санаторий жил полноценно, там должно быть и долечи­вание через соцстрахование, и реабилитация по ОМС. Лечение, кстати, можно проводить круглогодично, но тарифы нужно в разы увели­чить, особенно по медицинской реабилитации. Если санаторию будут платить нормальные деньги за реабилитацию, он готов принимать пациентов хоть круглый год.

Но мы должны понимать, что роль курортов прежде всего в сохранении здоровья, а не только в лечении. Сегмент здоровых людей в санатори­ях очень велик. Что мы сегодня даем людям для сохранения их здоровья? Ничего! Здоровый че­ловек работает, с его зарплаты отчисляют нало­ги во все фонды, но он, если не болеет, взамен ничего не получает. При этом, не болея, человек экономит средства ФФОМС. Так дайте ему путевку хоть на 10 дней! А так выходит, что мы страхуем только на случай болезни.

Если правильно поработать с фондами соцстрахо­вания и ОМС, я думаю, можно хотя бы предостав­лять какие-то скидки для оздоровления работаю­щих граждан. Тогда быть здоровым в нашей стране станет выгодно и престижно, а экономика каждого отдельного санатория будет сбалансированной.

– В начале августа Ростуризм и НКА заключили соглашение о создании реестра санаторно-ку­рортных учреждений. Как он связан с реестром, который формирует Минздрав?

– Минздрав ведет собственный учет всех са­наторно-курортных организаций – их параме­тров, кадров, состояния объектов и так далее. Это закрытая ведомственная база, необходимая для госрегулирования. Обычным же людям, которые хотят пройти курс лечения, реаби­литацию или оздоровление, нужен открытый регистр курортов и имеющихся в них санатор­ных организаций – я бы назвал его так. Вот этим регистром мы и занимаемся. Он, кстати, будет ориентирован не только на пациентов, но и на врачей, которые смогут найти всю информацию о курортах, основных лечебных факторах и санаториях в доступной форме.

Если мы хотим сделать наши санатории кон­курентоспособными, мы должны заниматься рекламой наиболее эффективных из них. Уч­реждения, которые захотят появиться в нашем регистре и тем самым фактически получить бесплатную рекламу, должны будут пройти экспертизу. Они подают заявку, и к ним вы­езжают два-три эксперта, чтобы проверить, соответствует ли объект тем видам медицин­ской деятельности и услугам, которые заявле­ны в лицензии. Подготовку врачей проверяют не только по бумагам, им задают вопросы. Если все оказывается в порядке, то санаторий появ­ляется в регистре. Это значит, что Ростуризм его продвигает на всех своих площадках, включая мобильное приложение, и в России, и за рубе­жом. Это очень важная государственная задача.

– Иностранных туристов это может заинтересовать?

– Конечно, особенно если мы подтянем наши санатории к мировым стандартам. Это каса­ется в первую очередь сервиса и оснащения. Но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что в 2018 году в Крым попасть будет очень трудно. Это будет абсолютно новый курортный бренд. Частные инвесторы хотят работать там, покупают санатории, причем как раз те, что считаются неэффективными и выставляются сейчас на продажу. Интерес инвесторов объяс­ним: в готовый объект нужно вложить порядка 100 млн, а чтобы построить новый, нужно около 3 млрд рублей. Климатические условия, которые имеются в Крыму, идеальны и для отдыха, и для реабилитации, и для круглогодичного лечения.

Сейчас в Евпатории 90-процентная загрузка, причем спрос не зависит от формы собствен­ности санатория. Но в межсезонье обстановка будет совсем другой, загрузка упадет до 20%. Поэтому так важно сделать там круглогодичные эффективные санатории. Для этого мало иметь климат, воду, море, грязи. Надо создать условия для комфортного проживания. У некоторых санаториев одноместные номера размером с ванную в турецком отеле – 12 кв. м! О комфор­те здесь не может быть и речи. Нужно строить санаторно-курортные объекты абсолютно но­вого типа, большее внимание уделять дизайну и цветовым решениям, материалам.

Мы должны в корне пересмотреть свою фило­софию или концепцию использования санатор­но-курортных организаций, курортов в целом для сохранения и укрепления здоровья. Орга­низовать достойный сервис и лечение, внедрить новые услуги и оборудование. Вот еще один бес­смысленный барьер – справка на санаторно-ку­рортное лечение. Если здоровый человек захотел поехать в санаторий, не надо никаких справок. В Турции ведь никто у вас справки не требует! Все идеи лежат на поверхности – мы можем за­рабатывать немалые деньги, но не делаем этого, так как не можем все правильно обустроить. Тем более что интерес потребителей к санато­риям колоссальный. Судите сами: в 2014 году санаторно-курортные организации заработали 105 млрд рублей, а в 2015-м – уже 119 млрд.

30.jpg

курорт, санаторно-курортное лечение, оздоровление
Источник: Vademecum №15-16, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении