27 Июля 2024 Суббота

В миру упитанные
Евгения Журавлева Мединдустрия
12 января 2015, 15:49
4251

У глобальных фармкомпаний разыгрался аппетит к слияниям и поглощениям

Big Pharma, словно набравшись сил, отправилась за покупками. На момент сдачи номера аналитики еще не успели подсчитать полный объем рынка M&A в фармацевтике за 2014 год, но уже понятно, что он заметно оживился – сделок стало больше, сделки стали крупнее. Особенно отличилась Actavis, успевшая купить в течение года две фармкомпании, в том числе Allergan за рекордные $66 млрд.

Предыдущий пик рынка M&A в отрасли пришелся на 2009–2010 годы, тогда Pfizer приобрела Wyeth за $68 млрд, Merck & Co – Schering Plough за $41 млрд, а Roche – Genentech за $46,8 млрд. В 2011 году Sanofi купила Genzyme за $20 млрд, после чего рынок слияний застыл фактически на три года.

В 2013 году средняя сумма сделки составила всего $5 млрд, и даже самые крупные из сделок не дотянули до $10 млрд, отмечается в отчете компании Ernst&Young. Зато в 2014 году дела пошли на лад: за первые три квартала были завершены 43 сделки на сумму $73,6 млрд против 42 сделок на $39,9 млрд за тот же период в 2013-м (см. таблицу «Слив засчитан» на стр. 4).

ACTAVIS СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Как и предсказывали в прошлом году аналитики Ernst&Young, инициативу на себя взяли так называемые специализированные фармкомпании (specialty pharma). Особенно активна была американская Actavis Plc, 18 февраля объявившая о покупке Forest Laboratories Inc за $25 млрд. Как отметил гендиректор компании Пол Бизаро, Actavis стремится превратиться из дженериковой компании в полноценного многопрофильного фармпроизводителя, способного конкурировать с гигантами Big Pharma.

Сделка с Forest стала очередным шагом к этой цели. Аналитики предположили, что слияние может стать крупнейшим за весь год, но, как показало время, они крупно ошиблись. В конце года Actavis преподнесла еще один сюрприз: покупка компании Allergan за $66 млрд, о которой было объявлено 17 ноября, стала не только крупнейшей в 2014 году, но и одной из самых масштабных за всю историю фармрынка. Благодаря этой сделке американской Allergan, крупнейшему производителю косметологического препарата Ботокс, удалось избежать враждебного поглощения со стороны канадской Valeant Pharmaceuticals.

Еще в апреле стало известно о намерении Valeant вместе с американским инвестиционным фондом Pershing Square Capital Management купить Allergan. Канадцы неоднократно повышали предложенную цену, доведя ее до $54 млрд, но совет директоров Allergan раз за разом отвергал предложения, и отношения между компаниями стали накаляться. В конце концов руководство Allergan выступило категорически против слияния с канадской фармкомпанией, объясняя это неприятием стратегии развития Valeant. В ответ канадская компания и Pershing Square, уже владевшие почти 10% Allergan, потребовали созыва внеочередного собрания акционеров и смены руководства.

Cделка c Actavis стала для Allergan удачным выходом из этой непростой ситуации. Представители слившихся фирм рассчитывают, что к 2015 году объединенная компания войдет в десятку крупнейших фармкомпаний мира с годовой выручкой в $23 млрд. В планах у Actavis продолжить работу над многообещающими экспериментальными офтальмологическими препаратами Allergan для лечения дегенерации желтого пятна сетчатки глаза и глаукомы. Actavis намерена сократить исследовательский бюджет Allergan на $400 млн, в то время как Valeant хотела урезать его на $900 млн.

Впрочем, вроде бы проигравшие Valeant и Pershing тоже не останутся внакладе, отмечает агентство Bloomberg, поскольку смогут по высокой цене продать Actavis принадлежащие им сейчас акции Allergan. Valeant заработает на этом почти $400 млн, а Pershing – $2 млрд, подсчитало агентство.

БРИТОМ ПО ГОРЛУ

Результаты 2014 года могли бы оказаться еще более впечатляющими, если бы у американцев не сорвались две мегасделки на Британских островах. В последние годы янки начали активно покупать европейские компании не столько ради новых рынков, сколько ради того, чтобы укрыться от высоких американских налогов.

Такой должна была стать сделка между американской AbbVie и ирландской Shire. Соглашение о покупке фармкомпании из Ирландии было достигнуто 18 июля с пятой попытки. Размер планируемой сделки мог вполне позволить ее участникам войти в тройку лидеров M&A за минувший год: AbbVie предложила 32 млрд фунтов стерлингов ($54,8 млрд) за инновационные препараты и лекарства от редких заболеваний, а также за право перенести в Европу налоговую регистрацию и штаб-квартиру.

По оценке аналитической компании GlobalData, это позволило бы AbbVie снизить налоговую нагрузку на 7% и за следующие 15 лет сэкономить в общей сложности до $8 млрд. Американское правительство не стало безучастно смотреть, как деньги утекают буквально сквозь пальцы. В сентябре 2014 года Минфин США утвердил новые правила, которые значительно усложнили процесс заключения трансграничных сделок. Поскольку AbbVie не успела закрыть сделку, то нововведения оказались применимы и к ней, в результате чего в середине октября компания решила отказаться от покупки Shire, невзирая на неустойку в размере $1,635 млрд.

Второй на штурм Британских островов отправилась американская Pfizer, которая собиралась приобрести английскую фармкомпанию AstraZeneca за $120 млрд. Поскольку сделки такого масштаба – это всегда не только экономика, но и политика, в дело вмешалось на сей раз правительство Великобритании. Был поднят вопрос о том, не навредит ли потенциальное слияние Pfizer и AstraZeneca фармацевтической отрасли страны и не затормозит ли разработку новых препаратов. В результате переговоры двух компаний были временно заморожены и пока так и не возобновились.

Там, где потерпели фиаско фармкомпании, преуспел производитель медоборудования. Одна из крупнейших в этой отрасли фирм, американская Medtronic, приобрела ирландскую Covidien за $42,9 млрд. Количество сотрудников после слияния двух фирм составит около 87 тысяч человек в более чем 150 странах, а совместная выручка Medtronic и Covidien превысит $27 млрд.

Еще одна крупная сделка на рынке медоборудования произошла между американскими компаниями, расположенными, наоборот, совсем рядом: не только в одной стране, но и в одном городе (хоть и с европейским названием) – Варшаве, штат Индиана. Производитель имплантатов для бедра и колена Zimmer Holdings Inc приобрела своего ближайшего во всех смыслах конкурента Biomet Inc за $13,4 млрд, при этом не гоняясь за налоговыми льготами, а руководствуясь честным стремлением расширить ассортимент. Zimmer планирует стать лидером на рынке продукции для восстановления опорно-двигательного аппарата, объем которого оценивается в $45 млрд.

А ТЕПЕРЬ ОБМЕНЯЙТЕСЬ ПОРТФЕЛЯМИ

Новой тенденцией 2014 года стала реструктуризация бизнеса многих компаний, стремящихся избавиться от непрофильных подразделений. Период широкой диверсификации бизнеса закончился, настало время сосредоточиться на ключевых направлениях, говорят эксперты.

Первой ласточкой стал обмен между швейцарской Novartis и британской GlaxoSmithKline (GSK). Швейцарцы купили у GSK портфель онкопрепаратов за $16 млрд и продали британской компании свой бизнес вакцин (исключая вакцины против гриппа) за $7,1 млрд плюс роялти. Помимо этого, компании планируют создать совместное предприятие, объединив свои парафармацевтические подразделения – Novartis OTC и GSK Consumer Healthcare.

Примеру конкурентов последовали американские Merck & Co и Abbott, а также немецкая Bayer. В середине июля Abbott решила продать дженериковой компании Mylan свой бизнес брендированных дженериков на развитых рынках за $5,3 млрд. А в октябре Bayer завершила приобретение портфеля безрецептурных препаратов Merck & Co за внушительную сумму – $14,2 млрд.

Высвобождаемые из-за продажи непрофильных активов средства компании, как правило, направляют на укрепление основного бизнеса, а также на собственные R&D либо скупку перспективных разработок. Как это сделала Merck, потратив в конце декабря часть полученных от Bayer средств на покупку за $9,5 млрд компании Cubist, обладательницы патентов на несколько перспективных антибиотиков нового поколения.

слияние, слияния и поглощения, big pharma

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении