27 Июля 2024 Суббота

«В интересах поставщика выстроить все так, чтобы не допустить простаивания оборудования»
Данил Сибиряков Мединдустрия
21 октября 2019, 8:24
Фото: mirror.co.uk
5488

Как с обслуживанием медтехники разбираются в Великобритании

В феврале 2019 года Всемирный банк выпустил Руководство по закупкам диагностического медоборудования, назвав одним из наиболее перспективных инструментов исполнения подобных заказов Managed Equipment Service (MES). Эта особо отмеченная в методичке схема предполагает долгосрочное, рассчитанное на 10–25 лет, управление медтехникой, включающее сервис, замену узлов и даже самого аппарата при необходимости. Иными словами, это комплексное обслуживание оборудования на протяжении его жизненного цикла за фиксированную ставку. Самой продвинутой страной в освоении MES авторы руководства по праву называют Великобританию, чья Национальная служба здравоохранения (NHS) уже более 20 лет применяет этот инструмент на практике.

NHS управляет 1,2 тысячи госпиталей и 3 тысячами прочих медцентров, на содержание которых, по данным главы профильной комиссии NHS Картера Коулза, ежегодно тратится более 8 млрд фунтов стерлингов. Часть этих расходов (какая именно – в консолидированных отчетах службы не уточняется) приходится на сервис. Только NHS Шотландии в 2017 году направила на обслуживание медоборудования 61,52 млн фунтов стерлингов, из них ежегодные платежи по договорам MES составили 3,12 млн фунтов.

Показатель на общем фоне, может быть, и не очень впечатляющий, но оценивать MES следует не в годовой, а в долгосрочной перспективе. Крупнейшая за всю историю внедрения MES сделка случилась в 2008 году, когда объединение Leicester NHS Trust подписало с поставщиком Asteral сервисный контракт на 140 млн фунтов стерлингов на 18 лет и 9 месяцев. По этому соглашению Asteral обязуется установить и поддерживать в рабочем состоянии 210 аппаратов вплоть до конца 2027 года.

Минимальный срок действия MES составляет 3–5 лет, чаще всего партнеры выбирают дистанцию в 10 и более лет. Структура таких соглашений бывает разной – есть программы, предусматривающие передачу оборудования в аренду, есть варианты покупки, как правило, дающие заказчику возможность рассрочки платежей, скидки и другие комфортные опции. Сколько можно сэкономить благодаря MES? Глобальных исследований на этот счет не проводилось, но есть отдельные кейсы.

Например, объединению North West Boroughs Healthcare NHS Foundation Trust с помощью MES удалось сократить расходы на сервис и замену оборудования на 96 тысяч фунтов стерлингов в год.

По данным Всемирного банка, примеру Великобритании методично следуют Германия и Испания, готовятся к внедрению MES Нидерланды. Крупнейшей страной по объему MES, наряду с Великобританией, считается Кения, которая в 2015 году отдала на комплексное обслуживание диагностическую аппаратуру почти сотни медучреждений. Оператором этого проекта стала компания GE Healthcare, также транслировавшая британский опыт использования MES в США и Канаду. 

О том, как зарождался и приживался этот формат закупок сервисных услуг, Vademecum рассказал Симет Даж, директор по развитию комплексных решений GE Healthcare в Европе.

Фото: личный архив Симета Дажа


– Когда в Великобритании стали заключать MES и почему?

– Практика MES здесь существует последние 20–25 лет. Построенные в 50–60-е годы больницы надо было обновлять, и тогда, помимо плана переоснащения, строительства и оснащения новых объектов, была разработана концепция комплексного обслуживания медоборудования. Она была изложена в стратегиях и программах NHS. Причиной, на мой взгляд, стала общая нехватка средств у самой службы и большинства медорганизаций – на покрытие текущих затрат, обновление инфраструктуры, закупку оборудования, сервис. Логично было привлечь к этому процессу бизнес – в формате государственно-частного партнерства и с использованием MES.

Когда я работал хирургом, то сам сталкивался с подобными проблемами. Например, у больницы не было определенного плана ремонта и замены оборудования. В итоге приходилось работать с аппаратами КТ или МРТ, которые не только не эксплуатировали современные технологии диагностики, но и регулярно ломались. По сути, MES и есть такой план. Сначала обслуживанием по MES занимались небольшие операторы, затем в процесс включились такие мейджоры, как GE. Сегодня медорганизации размещают предложение на заключение такого контракта в Официальном журнале Европейского союза, а процедура закупки таких услуг, права и обязанности сторон максимально проработаны и всем известны.

– MES – единственный формат закупки сервисных услуг или отдельные медорганизации по-прежнему работают по краткосрочным договорам?

– В зависимости от потребностей больницы. Если ей нужен, допустим, новый КТ-сканер, то совсем не обязательно сразу идти на MES, можно провести обычную закупку и приобрести обслуживание либо найти подрядчика, который займется сервисом. Большинство провайдеров медуслуг так и работают.

Но в тех случаях, когда медорганизации требуются специальные финансовые условия, то можно взять кредит, а можно заключить MES. Обычно MES выбирают, когда речь идет о крупной закупке, суперновом и дорогом аппарате или долгосрочной стратегии закупок и обслуживания парка медоборудования.

Кроме того, у NHS есть «рамочные программы» по комплексному обслуживанию оборудования по профилям, например, радиологическому, кардиологическому и так далее. В программу входят прошедшие квалификационный отбор поставщики, а больницам остается обратиться при необходимости к этому перечню и запустить переговоры по отбору подходящего ей договора. Таких программ множество – NHS Commercial Solutions, NHS Shared Business Services, NHS Supply Chain. Обычно программа действует 3–5 лет, потом пересматривается. За это время некоторые компании могут перестать производить какое-то оборудование, а значит, не смогут должным образом обслужить заказчика.

Этот механизм позволяет больницам сократить затраты времени и сил на поиск и отбор поставщика. По крайней мере, не нужно самостоятельно оценивать компетенции той или иной компании. Такие рамочные программы значительно ускоряют и упрощают процесс, делают его прозрачнее.

В Англии 160 больничных трастов [объединений клиник. – Vademecum]. Представьте, если каждый из них будет организовывать собственные закупки? Прозрачности не видать. В стандартизированных программах все как на ладони.

– А сами клиники держат в штате инженеров?

– Везде по-разному. В государственных больницах такой специально обученный персонал вполне может работать – и эти сотрудники обладают всеми необходимыми навыками для базового обслуживания медтехники. В таких случаях медорганизация может сказать поставщику: наши инженеры будут осуществлять техническое обслуживание первого уровня, если они не справятся, то мы вызовем вас. Впрочем, немало больниц, которые возлагают все сервисные задачи на единственного поставщика.

К слову, вот еще одна модель комплексного обслуживания – мультивендорная, когда один поставщик, ответственный за установку всего оборудования, отвечает и за его сервис – как собственных аппаратов, так и тех, что приобретены у конкурентов. Один договор удобнее, чем десяток, особенно с разными поставщиками. К тому же такой, единственный, поставщик может предложить хорошее финансовое решение.

– Как решается проблема интеллектуальной собственности в таком случае?

– Конфиденциальность и защита интеллектуальной собственности обеспечиваются на нескольких уровнях. Главный инструмент называется «китайская стена», когда функции по мультивендорному контракту четко разграничены между всеми, чьи интересы он затрагивает. Например, переговоры ведет одна команда, а фактические услуги предоставляет другая. Если единственный поставщик не может предложить весь сервис, то он привлекает производителей того или иного оборудования.

Никаких компромиссов, связанных с интеллектуальной собственностью, быть не может. Передаче не подлежат не только сведения о работе аппарата, но и любая другая информация, которую он накапливает, в том числе клиническая. Этот аспект всегда волнует клиентов, поэтому они тоже активно участвуют в этой части обсуждения контракта.

– На какой срок обычно заключаются сервисные контракты?

– Все зависит от клиента, условия всегда достаточно гибкие. Иногда все решают затраты: клиент посмотрит на расходы – и выберет краткосрочный договор. Или стоит задача выгодно закупить большую номенклатуру здесь и сейчас, тогда выбор падает на договор комплексного обслуживания, но на короткий срок – от трех лет. MES структурируются иначе. У любого оборудования есть жизненный цикл. У КТ или МРТ, например, – это в среднем 10 лет. Больница может заключить контракт на один жизненный цикл, а может и на два, так что срок действия может составлять 15 лет и более.

– Во сколько в среднем обходится сервис и, в частности, MES?

– Все опять же зависит от договора, его длительности, типа оборудования и частоты его замены. Больница может заказать дополнительные сервисы – аналитику, удаленный мониторинг работы оборудования и эффективности его эксплуатации, обучение персонала – эти опции тоже влияют на стоимость договора. По моим оценкам, 20–30 млн евро – это средняя стоимость для одной больницы. Общая цена контракта включает суммарную стоимость оборудования и сервисных услуг, оказываемых в течение срока действия этого контракта.

– Как такой долгосрочный контракт учитывает внешние факторы – в экономике, политике? Известно, например, что риск Brexit уже заставил правительство Объединенного Королевства подготовить особый формат контракта на поставку лекарств, позволяющий избежать трудностей на таможне.

– Существует система корректировки таких долгосрочных контрактов. Естественно, есть неизменные пункты, но в принципе контракт подлежит пересмотру. Механизм управления изменениями предполагает корректировку контракта каждые год-два, в первую очередь это касается оплаты и объема услуг, чтобы никакие непредвиденные обстоятельства не повлияли ни на одну из сторон. NHS возмещает медорганизациям стоимость некоторых услуг, например, радиологических исследований. Из этого складывается бюджет больницы.

Соответственно, основной риск – размер и стабильность этого возмещения. Поэтому в договоре мы прописываем особые ситуации, возможные изменения, инфляцию – в общем, все, что можно спрогнозировать с финансовой точки зрения. Это всегда результат коллегиального подхода – поставщика и получателя сервисных услуг. Для этого есть рекомендации и директивы NHS, так что этот способ управления рисками можно назвать беспристрастным.

– Как скоро реагирует сервисная команда в случае поломки и как долго может простаивать медоборудование в Великобритании?

– Сервисный оператор должен реагировать на запрос от клиента так быстро, как прописано в контракте. Минимальный срок – в течение 24 часов. NHS не дает каких-то конкретных рекомендаций, позволяя каждой больнице решать эти вопросы самой. В договоре может быть прописана ответственность поставщика обеспечивать 98-процентную доступность оборудования, а для очень важных аппаратов, например, в отделении интенсивной терапии, то и 99-, и 100-процентную доступность.

Если речь идет об оборудовании, которое используется по будням в рабочее время, то доступность может быть на уровне 95%. Все это обсуждается на этапе переговоров. У поставщика есть свобода маневра, но, как видите, совсем небольшая. В его интересах выстроить свои внутренние процессы и логистику так, чтобы не допустить простаивания оборудования, точнее обеспечить его доступность. Если эта задача не выполняется, договором предусмотрена неустойка. Она может варьироваться от фиксированных штрафов до порой замены оборудования, в случае если техника не подлежит ремонту – на такой же аппарат или эквивалент.


медоборудование, сервис медоборудования, ge healthcare, контракт жизненного цикла, mesб великобритания
Источник: Vademecum №8, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении