В попытках предотвратить финансовый коллапс в отрасли Минздрав решился на отчаянную меру: предложил правительству изменить фискальную политику. В середине августа в ведомстве разработали и вынесли на общественное обсуждение поправки в федеральный закон №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС». Довольно бесхитростная идея увеличения базы исчисления сборов с работодателей, по мнению экспертов, особой пользы здравоохранению не принесет, а вот усугубить дефицит бюджета ФФОМС, напротив, вполне способна.
Сейчас работодатели отчисляют в ФФОМС страховые взносы по тарифу 5,1% со всех выплат, суммарный объем которых составляет не более 624 тысяч рублей на одного сотрудника в год. На вознаграждения свыше этой суммы страховые обременения не распространяются. Кроме того, из базы расчета исключены специально оговоренные тем же 212-ФЗ статьи дохода: например, государственные пособия, суммы отдельных компенсационных выплат и другие, поясняет эксперт «Консультант Плюс» Анна Кудинова. Таким образом, максимальный размер страховых взносов в ФФОМС на одного работника в 2014 году составляет 31 824 рубля.
Предельная сумма для начисления сборов ежегодно пересматривается правительством: на 2015 год лимит пока не утвержден, но по предварительным планам составит 678 тысяч рублей, а на 2016-й – 740 тысяч рублей.
Разработанный Минздравом законопроект подразумевает упразднение этих лимитов: с 2016 года начисления страховых взносов предлагается проводить «со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год». В сопровождающей законопроект пояснительной записке незатейливый метод умножения бюджета ФФОМС назван гарантией выполнения поставленных перед фондом задач, «прежде всего связанных с новым механизмом финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и повышением размера заработной платы медицинских работников». Как посчитали инициаторы поправок, реализация их безлимитного плана обеспечит «сбалансированность и исключит возможные риски дефицита бюджета ФФОМС», добавив фонду в 2016 году 187,3 млрд, а в 2017-м – 203,4 млрд рублей.
Срок, отпущенный на обсуждение документа, истек 29 августа. Предложений от общественности законопроект так и не собрал – скорее всего, потому, что все гражданские активные представители отрасли по проблеме недофинансирования здравоохранения уже давно, и в основном – непечатно, высказались.
Эксперты критикуют инициативу концептуально и по фрагментам. Наиболее резок в оценке законотворческой и практической деятельности Минздрава завотделом экономических исследований Национального НИИ общественного здоровья Александр Линденбратен: «У нас общий дефицит финансирования в здравоохранении, а, значит, и в системе ОМС, которая является лишь механизмом финансирования. Действующая в качестве механизма финансирования здравоохранения модель ОМС экономически не очень корректна, что особенно сказывается при общем дефиците средств. Таким образом, правильнее поменять модель, чем пытаться любыми способами поддерживать ее существование».
По мнению директора института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, лукавство заключено уже в целеполагании: «В действительности деньги просят не на ВМП, а на дефицит программы госгарантий, где средств тотально не хватает».
Есть у Попович претензия и к прямолинейности механизма дофинансирования ФФОМС: повышением базы страховых сборов власть добьется только ухода части работодателей в тень. Впрочем, и фискальные трудности – полбеды. «Менять нужно не только объем денег, но и порядок их направления, расходования, равно как и порядок участия граждан в системе», – настаивает Лариса Попович. По ее мнению, порог базы начисления страховых взносов был введен потому, что считалось, будто все состоятельные россияне покупают полисы ДМС. «Но система ОМС улучшилась, и ее услугами теперь пользуются не только бедные слои населения, – развивает этот тезис Попович. – Правильно было бы снять ограничения и наладить систему всеобщего участия в оплате медпомощи».
Тут же эксперт вспоминает о пользующихся системой ОМС трудоспособных и работающих гражданах, уклоняющихся от уплаты налогов, – по официальным данным на апрель 2013 года, таковых в стране насчитывалось около 38 млн человек. Предыдущая версия закона «Об ОМС», уточняет Лариса Попович, обязывала работодателя формировать списки застрахованных сотрудников, за которых отчисляются взносы в ФФОМС, а сейчас подобных данных нет: «Эту систему нужно восстанавливать и упорядочивать, чтобы в ОМС были только те, за кого заплатили взносы».
Заместитель директора ИМЭМО Евгений Гонтмахер называет поправки в ФЗ №212 «сиюминутным» решением. «Возможно, это позволит на ближайшие пару лет собрать несколько десятков миллиардов рублей, – размышляет академик. – Но у нас так и не проведена реформа, не выбрана национальная модель здравоохранения. Существует несколько типов подобных систем – с упором на ОМС, на бюджетное финансирование, на платное страхование, есть схемы, сочетающие эти элементы. Модель, прежде чем население почувствует ее эффективность, обкатывается десятилетиями. Но у нас эта работа так и не была произведена».