27 Июля 2024 Суббота

В ФФОМС неверующие
Анна Родионова
9 сентября 2014, 13:18
4108

Чиновники хотят лечить бюджеты здравоохранения деньгами страхователей

В попытках предотвратить финансовый коллапс в отрасли Минздрав решился на отчаянную меру: предложил правительству изменить фискальную политику. В середине августа в ведомстве разработали и вынесли на общественное обсуждение поправки в федеральный закон №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС». Довольно бесхитростная идея увеличения базы исчисления сборов с работодателей, по мнению экспертов, особой пользы здравоохранению не принесет, а вот усугубить дефицит бюджета ФФОМС, напротив, вполне способна.

Сейчас работодатели отчисляют в ФФОМС страховые взносы по тарифу 5,1% со всех выплат, суммарный объем которых состав­ляет не более 624 тысяч рублей на одного сотрудника в год. На вознаграждения свыше этой суммы страховые обремене­ния не распространяются. Кроме того, из базы расчета исключены специально оговоренные тем же 212-ФЗ статьи дохода: например, государственные пособия, сум­мы отдельных компенсационных выплат и другие, поясняет эксперт «Консультант Плюс» Анна Кудинова. Таким образом, максимальный размер страховых взносов в ФФОМС на одного работника в 2014 году составляет 31 824 рубля.

Предельная сумма для начисления сборов ежегодно пересматривается правительством: на 2015 год лимит пока не утвержден, но по предварительным планам составит 678 тысяч рублей, а на 2016-й – 740 тысяч рублей.

Разработанный Минздравом законопро­ект подразумевает упразднение этих ли­митов: с 2016 года начисления страховых взносов предлагается проводить «со всех без ограничения сумм выплат и иных воз­награждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год». В сопровождающей законопроект пояс­нительной записке незатейливый метод умножения бюджета ФФОМС назван гарантией выполнения поставленных перед фондом задач, «прежде всего свя­занных с новым механизмом финансо­вого обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и повышением размера заработной платы медицинских работников». Как посчитали инициаторы поправок, реализация их безлимитно­го плана обеспечит «сбалансированность и исключит возможные риски дефицита бюджета ФФОМС», добавив фонду в 2016 году 187,3 млрд, а в 2017-м – 203,4 млрд рублей.

Срок, отпущенный на обсуждение до­кумента, истек 29 августа. Предложений от общественности законопроект так и не собрал – скорее всего, потому, что все гражданские активные представители от­расли по проблеме недофинансирования здравоохранения уже давно, и в основном – непечатно, высказались.

Эксперты критикуют инициативу концептуально и по фрагментам. Наи­более резок в оценке законотворческой и практической деятельности Минздрава завотделом экономических исследова­ний Национального НИИ обществен­ного здоровья Александр Линденбратен: «У нас общий дефицит финансирования в здравоохранении, а, значит, и в системе ОМС, которая является лишь механиз­мом финансирования. Действующая в качестве механизма финансирования здравоохранения модель ОМС экономи­чески не очень корректна, что особенно сказывается при общем дефиците средств. Таким образом, правильнее поменять модель, чем пытаться любыми способами поддерживать ее существование».

По мнению директора института эко­номики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, лукавство заключено уже в целеполагании: «В действительно­сти деньги просят не на ВМП, а на дефи­цит программы госгарантий, где средств тотально не хватает».

Есть у Попович претензия и к прямоли­нейности механизма дофинансирования ФФОМС: повышением базы страховых сборов власть добьется только ухода части работодателей в тень. Впрочем, и фискальные трудности – полбеды. «Менять нужно не только объем денег, но и порядок их направления, расхо­дования, равно как и порядок участия граждан в системе», – настаивает Лариса Попович. По ее мнению, порог базы на­числения страховых взносов был введен потому, что считалось, будто все состо­ятельные россияне покупают полисы ДМС. «Но система ОМС улучшилась, и ее услугами теперь пользуются не только бедные слои населения, – развивает этот тезис Попович. – Правильно было бы снять ограничения и наладить систему всеобщего участия в оплате медпомощи».

Тут же эксперт вспоминает о пользую­щихся системой ОМС трудоспособных и работающих гражданах, уклоняющихся от уплаты налогов, – по официальным данным на апрель 2013 года, таковых в стране насчитывалось около 38 млн че­ловек. Предыдущая версия закона «Об ОМС», уточняет Лариса Попович, обязывала работодателя формировать списки застрахованных сотрудни­ков, за которых отчисляются взносы в ФФОМС, а сейчас подобных данных нет: «Эту систему нужно восстанавливать и упорядочивать, чтобы в ОМС были только те, за кого заплатили взносы».

Заместитель директора ИМЭМО Евгений Гонтмахер называет поправки в ФЗ №212 «сиюминутным» решением. «Возможно, это позволит на ближайшие пару лет собрать несколько десятков миллиар­дов рублей, – размышляет академик. – Но у нас так и не проведена реформа, не выбрана национальная модель здраво­охранения. Существует несколько типов подобных систем – с упором на ОМС, на бюджетное финансирование, на плат­ное страхование, есть схемы, сочетающие эти элементы. Модель, прежде чем население почувствует ее эффективность, обкатывается десятилетиями. Но у нас эта работа так и не была произведена».

ффомс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении