Сделка по приобретению группой «36,6» российского бизнеса финской компании Oriola-KD прошла непривычно быстро. В октябре 2014 года финны заявили, что рассматривают возможность продажи активов, 18 ноября «36,6» обратилась за одобрением в ФАС, а уже 8 декабря были подписаны все необходимые документы. Потенциально покупка активов Oriola может вывести розничный конгломерат на первое место по выручке среди российских аптечных сетей. О подробностях поглощения VADEMECUM рассказал председатель совета директоров A.v.e Group, член совета директоров группы «36,6» Темур Шакая.
– Сумма сделки по покупке активов Oriola-KD составила 3,7 млрд рублей. Из чего складывалась эта цена, сколько денег выплачено за розничное, сколько – за оптовое подразделения?
– Мы не разделяли эти сегменты. Если бы мы углублялись в подробности, то сделка вряд ли могла бы состояться. Иван Саганелидзе возглавил переговоры с нашей стороны, и мы вышли на цену, которая устроила всех, пришли к ней путем долгих переговоров и экономических расчетов.
– Говорят, что деньги на покупку дал Московский кредитный банк (МКБ). А на каких условиях? Почему актив записан на ЗАО «Аптеки 36,6», а не на A.v.e?
– Это всего лишь слухи. Московский кредитный банк – действительно наш основной партнер и кредитор. Однако данная сделка финансировалась из разных источников. Почему «36,6», а не A.v.e? Потому что именно «36,6» сделала это приобретение. Процедура слияния ЗАО «Аптеки 36,6» и A.v.e еще в процессе.
– Уже проскочило заявление о том, что вы будете создавать на базе Oriola оптовую компанию-дискаунтер. Что это такое, если принять в расчет то, что большинство дистрибьюторов и так балансируют на грани рентабельности?
– Это будет связано с выверением ассортиментной политики и тщательным выбором контрагентов. Мы хотим видеть среди своих клиентов исключительно ценоориентированные компании с высоким уровнем программного обеспечения. И это будут платежеспособные компании, так как у нас нет цели раздать товар всем. У нас есть цель построить максимально эффективную компанию, и, естественно, ее деятельность будет направлена на сокращение издержек. Строить дискаунтер в рознице и сокращать издержки мы умеем лучше, чем кто-либо на рынке. Думаю, мы сможем повторить наш подвиг и в опте.
Чтобы создать дискаунтер, нам не надо делать цены значительно ниже рыночных. Достаточно сделать так, чтобы на весь ассортимент, которым мы будем оперировать в опте, цены просто были меньше, чем у остальных. Мы предполагаем, что нам удастся построить высокоэффективную модель, которой на сегодняшний день еще не было, и в первую очередь это будет связано с повышением оборачиваемости продукта. Мы будем привлекать консультантов, специализирующихся на повышении оборачиваемости, а сами сосредоточимся на снижении издержек. В данную минуту Владимир Кинцурашвили лично просматривает и изучает каждую строку в бюджете.
Буквально за несколько часов пребывания в офисе Oriola-KD мы уже нашли не один десяток возможностей для снижения издержек и уверены, что и дальше будет находиться множество интересных вариантов.
– В прошлый понедельник мы узнали, что для оптового дивизиона уже нашелся руководитель. Это Хенри Фогелс, человек, которого в свое время все те же финны ставили у руля Oriola, а потом в конце 2013-го расстались с ним, так как показатели оптового подразделения были далеки от прогнозных. Известно, что Фогелс только в октябре вышел на работу в группу «Биотэк», а теперь он у вас. Почему вы решили привлечь именно этого управленца?
– А у нас другой взгляд на причины увольнения Хенри. Скорее они носили тактический характер, нежели были напрямую связаны с его компетенциями. Более того, мы считаем, что Фогелс сегодня может управлять оптовой частью Oriola-KD лучше всех известных нам специалистов. Он лучше, чем кто-либо другой, знает эту компанию.
– А как вы будете строить работу с действующими партнерами Oriola?
– Все партнеры Oriola одновременно являются и партнерами A.v.e и «36,6». Практически весь ассортимент Oriola продавался и в наших аптеках, и с этими производителями у нас есть давние, тесные взаимоотношения. Мы просто продолжим их развивать.
– Вообще финны честно признают, что их российский бизнес был не супер. В каком состоянии сейчас оптовое подразделение?
– Нет комментариев, поскольку мы только начали изучать деятельность компании, вошли в нее час назад. В ближайшее время мы все изучим и поймем, в каком состоянии все это находится. Чему нас научила работа с «36,6»: все не так плохо, как кажется.
– В каком состоянии находится розничный дивизион Oriola? Сколько аптек на данный момент в составе сети, сколько из них рентабельны? Нужно ли санировать сеть?
– Опять же мнение на данный момент у нас чисто экспертное. На сегодняшний день свыше 230 аптек в блоке «Старый лекарь» и «03 Аптека». Абсолютное большинство аптек рентабельны, прибыльны, а с улучшением управления, со снижением суммы издержек за счет оптимизации и консолидации, с получением условий группы компаний «36,6», которые на сегодняшний день лучше, чем у «Старого лекаря», они станут еще прибыльнее и эффективнее.
– Хорошо. А вообще, у «Старого лекаря» есть точки-чемпионы с действительно большой выручкой? И, кстати, в случае со «Старым лекарем» и «03 Аптекой» большая выручка – это сколько?
– Не готов ответить в данный момент. Смогу сказать через несколько дней. Сделка была быстрая, мы рассматривали компанию в целом. В данный момент наш четвертый партнер – Игорь Жибаровский – объезжает приобретенные аптеки, проводит анализ на местах, выявляет возможности для улучшения бизнеса.
– Бренды «03 Аптека» и «Старый лекарь» оставите или нет?
– В принципе, планируем оставить «Старый лекарь». Бренд «03» будет изучаться. У нас нет пока четкого ответа, как мы с ним поступим. Я не исключаю, что часть аптек «03» перейдет в «Горздрав».
– Так вышло, что все важные сделки вы заключаете в декабре. В прошлом году вы вступили в сделку по «36,6» и недавно отчитались о завершении важного этапа санации компании – распродаже региональных активов. Насколько здоровая теперь ситуация в «36,6», на ваш взгляд?
– Если не вдаваться в формулировки «приобрели», «начали слияние» или «вошли в управление», на сегодняшний день «36,6» полностью избавлена от всех отягощающих форм бизнеса, убыточных дивизионов и региональных подразделений, по которым есть объективные сложности с дистанционным контролем. Абсолютное большинство аптек выведены в плюсовую плоскость, осталось лишь решить вопросы по некоторым старым контрактам с арендодателями.
– Даже после распродажи долг компании перед кредиторами, главным образом перед МКБ, остается огромным. Только ежегодные проценты по кредитам тянут на миллиард. Какой у вас план по возврату долгов?
– Кредитная нагрузка, которая лежит на компании, абсолютно комфортная. Компания выплачивает проценты по кредитам, погашает свои обязательства перед поставщиками, платит за аренду помещений и повышает зарплаты сотрудникам.
– Отдельные участники рынка подозревают, что расплачиваться по всем долгам «36,6» вы не хотите. В доказательство этого приводят следующий факт: во втором полугодии преимущественно в Московской области шла усиленная перерегистрация аптек «36,6» на юрлица A.v.e Group. Некоторые посчитали, что это напоминает банальный вывод активов перед грядущим объявлением «Аптечной сети 36,6» банкротом. Насколько эти подозрения обоснованны?
– Больная фантазия некоторых участников рынка – это повод для обращения либо к психиатрам, либо к кому-то из своих друзей. Я не готов выступать в качестве психиатра и давать комментарии по болезням, провоцирующим сознание некоторых людей подозревать окружающих. Мы 25 лет работаем на фармацевтическом рынке, мы фактически его создавали. У A.v.e Group всего два юрлица, у «36,6» их было много. И сейчас происходит их перерегистрация с целью повышения эффективности управления бизнес-процессами.