11 Октября 2024 Пятница

«В ближайшее время мы все изучим и поймем, в каком состоянии все это находится»
Наталья Журавлева Фарминдустрия
15 декабря 2014, 18:48
5015

Что управленцы «36,6» будут делать с российскими активами финской Oriola-KD

Сделка по приобретению группой «36,6» российского бизнеса финской компании Oriola-KD прошла не­привычно быстро. В октябре 2014 года финны заявили, что рассматривают возможность продажи активов, 18 ноября «36,6» обратилась за одобрением в ФАС, а уже 8 декабря были подписаны все необходимые до­кументы. Потенциально покупка активов Oriola может вывести розничный конгломерат на первое место по выручке среди российских аптечных сетей. О подробностях поглощения VADEMECUM рассказал председатель совета директоров A.v.e Group, член совета директоров группы «36,6» Темур Шакая.

– Сумма сделки по покупке активов Oriola-KD составила 3,7 млрд руб­лей. Из чего складывалась эта цена, сколько денег выплачено за рознич­ное, сколько – за оптовое подразде­ления?

– Мы не разделяли эти сегменты. Ес­ли бы мы углублялись в подробности, то сделка вряд ли могла бы состо­яться. Иван Саганелидзе возглавил переговоры с нашей стороны, и мы вышли на цену, которая устроила всех, пришли к ней путем долгих пе­реговоров и экономических расчетов.

– Говорят, что деньги на покупку дал Московский кредитный банк (МКБ). А на каких условиях? Почему ак­тив записан на ЗАО «Аптеки 36,6», а не на A.v.e?

– Это всего лишь слухи. Москов­ский кредитный банк – действи­тельно наш основной партнер и кредитор. Однако данная сделка финансировалась из разных источ­ников. Почему «36,6», а не A.v.e? Потому что именно «36,6» сделала это приобретение. Процедура сли­яния ЗАО «Аптеки 36,6» и A.v.e еще в процессе.

– Уже проскочило заявление о том, что вы будете создавать на базе Oriola оптовую компанию-дискаунтер. Что это такое, если принять в расчет то, что большинство дистрибьюторов и так балансируют на грани рента­бельности?

– Это будет связано с выверением ассортиментной политики и тща­тельным выбором контрагентов. Мы хотим видеть среди своих клиентов исключительно ценоориентирован­ные компании с высоким уровнем программного обеспечения. И это будут платежеспособные компании, так как у нас нет цели раздать то­вар всем. У нас есть цель построить максимально эффективную компа­нию, и, естественно, ее деятельность будет направлена на сокращение издержек. Строить дискаунтер в роз­нице и сокращать издержки мы уме­ем лучше, чем кто-либо на рынке. Думаю, мы сможем повторить наш подвиг и в опте.

Чтобы создать дискаунтер, нам не надо делать цены значительно ниже рыночных. Достаточно сде­лать так, чтобы на весь ассортимент, которым мы будем оперировать в опте, цены просто были меньше, чем у остальных. Мы предполагаем, что нам удастся построить высо­коэффективную модель, которой на сегодняшний день еще не было, и в первую очередь это будет связа­но с повышением оборачиваемости продукта. Мы будем привлекать консультантов, специализирующих­ся на повышении оборачиваемости, а сами сосредоточимся на снижении издержек. В данную минуту Вла­димир Кинцурашвили лично про­сматривает и изучает каждую стро­ку в бюджете.

Буквально за несколько часов пребывания в офисе Oriola-KD мы уже нашли не один десяток воз­можностей для снижения издер­жек и уверены, что и дальше будет находиться множество интересных вариантов.

– В прошлый понедельник мы узна­ли, что для оптового дивизиона уже нашелся руководитель. Это Хенри Фогелс, человек, которого в свое время все те же финны ставили у ру­ля Oriola, а потом в конце 2013-го расстались с ним, так как показатели оптового подразделения были далеки от прогнозных. Известно, что Фогелс только в октябре вышел на работу в группу «Биотэк», а теперь он у вас. Почему вы решили привлечь именно этого управленца?

– А у нас другой взгляд на причи­ны увольнения Хенри. Скорее они носили тактический характер, не­жели были напрямую связаны с его компетенциями. Более того, мы считаем, что Фогелс сегодня может управлять оптовой частью Oriola-KD лучше всех известных нам специали­стов. Он лучше, чем кто-либо дру­гой, знает эту компанию.

– А как вы будете строить работу с действующими партнерами Oriola?

– Все партнеры Oriola одновре­менно являются и партнерами A.v.e и «36,6». Практически весь ассор­тимент Oriola продавался и в наших аптеках, и с этими производителями у нас есть давние, тесные взаимоот­ношения. Мы просто продолжим их развивать.

– Вообще финны честно признают, что их российский бизнес был не су­пер. В каком состоянии сейчас опто­вое подразделение?

– Нет комментариев, поскольку мы только начали изучать деятельность компании, вошли в нее час назад. В ближайшее время мы все изучим и поймем, в каком состоянии все это находится. Чему нас научила работа с «36,6»: все не так плохо, как кажется.

– В каком состоянии находится роз­ничный дивизион Oriola? Сколько ап­тек на данный момент в составе сети, сколько из них рентабельны? Нужно ли санировать сеть?

– Опять же мнение на данный мо­мент у нас чисто экспертное. На се­годняшний день свыше 230 аптек в блоке «Старый лекарь» и «03 Апте­ка». Абсолютное большинство аптек рентабельны, прибыльны, а с улуч­шением управления, со снижением суммы издержек за счет оптимиза­ции и консолидации, с получением условий группы компаний «36,6», которые на сегодняшний день лучше, чем у «Старого лекаря», они ста­нут еще прибыльнее и эффективнее.

– Хорошо. А вообще, у «Старого ле­каря» есть точки-чемпионы с действи­тельно большой выручкой? И, кста­ти, в случае со «Старым лекарем» и «03 Аптекой» большая выручка – это сколько?

– Не готов ответить в данный мо­мент. Смогу сказать через несколь­ко дней. Сделка была быстрая, мы рассматривали компанию в целом. В данный момент наш четвертый партнер – Игорь Жибаровский – объезжает приобретенные аптеки, проводит анализ на местах, выяв­ляет возможности для улучшения бизнеса.

– Бренды «03 Аптека» и «Старый лекарь» оставите или нет?

– В принципе, планируем оставить «Старый лекарь». Бренд «03» будет изучаться. У нас нет пока четкого ответа, как мы с ним поступим. Я не исключаю, что часть аптек «03» перейдет в «Горздрав».

– Так вышло, что все важные сделки вы заключаете в декабре. В про­шлом году вы вступили в сделку по «36,6» и недавно отчитались о за­вершении важного этапа санации компании – распродаже региональных активов. Насколько здоровая теперь ситуация в «36,6», на ваш взгляд?

– Если не вдаваться в формулиров­ки «приобрели», «начали слияние» или «вошли в управление», на се­годняшний день «36,6» полностью избавлена от всех отягощающих форм бизнеса, убыточных дивизио­нов и региональных подразделений, по которым есть объективные слож­ности с дистанционным контролем. Абсолютное большинство аптек выведены в плюсовую плоскость, осталось лишь решить вопросы по некоторым старым контрактам с арендодателями.

– Даже после распродажи долг компа­нии перед кредиторами, главным обра­зом перед МКБ, остается огромным. Только ежегодные проценты по кре­дитам тянут на миллиард. Какой у вас план по возврату долгов?

– Кредитная нагрузка, которая лежит на компании, абсолютно комфортная. Компания выплачивает проценты по кредитам, погашает свои обязательства перед поставщи­ками, платит за аренду помещений и повышает зарплаты сотрудникам.

– Отдельные участники рынка подо­зревают, что расплачиваться по всем долгам «36,6» вы не хотите. В дока­зательство этого приводят следующий факт: во втором полугодии преимущественно в Московской области шла усиленная перерегистрация аптек «36,6» на юрлица A.v.e Group. Неко­торые посчитали, что это напоминает банальный вывод активов перед гря­дущим объявлением «Аптечной сети 36,6» банкротом. Насколько эти подо­зрения обоснованны?

– Больная фантазия некоторых участников рынка – это повод для обращения либо к психиатрам, либо к кому-то из своих друзей. Я не го­тов выступать в качестве психиатра и давать комментарии по болезням, провоцирующим сознание некото­рых людей подозревать окружаю­щих. Мы 25 лет работаем на фарма­цевтическом рынке, мы фактически его создавали. У A.v.e Group всего два юрлица, у «36,6» их было много. И сейчас происходит их перереги­страция с целью повышения эффек­тивности управления бизнес-про­цессами.

шакая, oriola-kd, 36

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare