27 Июля 2024 Суббота

«В ближайшее время мы все изучим и поймем, в каком состоянии все это находится»
Наталья Журавлева Фарминдустрия
15 декабря 2014, 18:48
4942

Что управленцы «36,6» будут делать с российскими активами финской Oriola-KD

Сделка по приобретению группой «36,6» российского бизнеса финской компании Oriola-KD прошла не­привычно быстро. В октябре 2014 года финны заявили, что рассматривают возможность продажи активов, 18 ноября «36,6» обратилась за одобрением в ФАС, а уже 8 декабря были подписаны все необходимые до­кументы. Потенциально покупка активов Oriola может вывести розничный конгломерат на первое место по выручке среди российских аптечных сетей. О подробностях поглощения VADEMECUM рассказал председатель совета директоров A.v.e Group, член совета директоров группы «36,6» Темур Шакая.

– Сумма сделки по покупке активов Oriola-KD составила 3,7 млрд руб­лей. Из чего складывалась эта цена, сколько денег выплачено за рознич­ное, сколько – за оптовое подразде­ления?

– Мы не разделяли эти сегменты. Ес­ли бы мы углублялись в подробности, то сделка вряд ли могла бы состо­яться. Иван Саганелидзе возглавил переговоры с нашей стороны, и мы вышли на цену, которая устроила всех, пришли к ней путем долгих пе­реговоров и экономических расчетов.

– Говорят, что деньги на покупку дал Московский кредитный банк (МКБ). А на каких условиях? Почему ак­тив записан на ЗАО «Аптеки 36,6», а не на A.v.e?

– Это всего лишь слухи. Москов­ский кредитный банк – действи­тельно наш основной партнер и кредитор. Однако данная сделка финансировалась из разных источ­ников. Почему «36,6», а не A.v.e? Потому что именно «36,6» сделала это приобретение. Процедура сли­яния ЗАО «Аптеки 36,6» и A.v.e еще в процессе.

– Уже проскочило заявление о том, что вы будете создавать на базе Oriola оптовую компанию-дискаунтер. Что это такое, если принять в расчет то, что большинство дистрибьюторов и так балансируют на грани рента­бельности?

– Это будет связано с выверением ассортиментной политики и тща­тельным выбором контрагентов. Мы хотим видеть среди своих клиентов исключительно ценоориентирован­ные компании с высоким уровнем программного обеспечения. И это будут платежеспособные компании, так как у нас нет цели раздать то­вар всем. У нас есть цель построить максимально эффективную компа­нию, и, естественно, ее деятельность будет направлена на сокращение издержек. Строить дискаунтер в роз­нице и сокращать издержки мы уме­ем лучше, чем кто-либо на рынке. Думаю, мы сможем повторить наш подвиг и в опте.

Чтобы создать дискаунтер, нам не надо делать цены значительно ниже рыночных. Достаточно сде­лать так, чтобы на весь ассортимент, которым мы будем оперировать в опте, цены просто были меньше, чем у остальных. Мы предполагаем, что нам удастся построить высо­коэффективную модель, которой на сегодняшний день еще не было, и в первую очередь это будет связа­но с повышением оборачиваемости продукта. Мы будем привлекать консультантов, специализирующих­ся на повышении оборачиваемости, а сами сосредоточимся на снижении издержек. В данную минуту Вла­димир Кинцурашвили лично про­сматривает и изучает каждую стро­ку в бюджете.

Буквально за несколько часов пребывания в офисе Oriola-KD мы уже нашли не один десяток воз­можностей для снижения издер­жек и уверены, что и дальше будет находиться множество интересных вариантов.

– В прошлый понедельник мы узна­ли, что для оптового дивизиона уже нашелся руководитель. Это Хенри Фогелс, человек, которого в свое время все те же финны ставили у ру­ля Oriola, а потом в конце 2013-го расстались с ним, так как показатели оптового подразделения были далеки от прогнозных. Известно, что Фогелс только в октябре вышел на работу в группу «Биотэк», а теперь он у вас. Почему вы решили привлечь именно этого управленца?

– А у нас другой взгляд на причи­ны увольнения Хенри. Скорее они носили тактический характер, не­жели были напрямую связаны с его компетенциями. Более того, мы считаем, что Фогелс сегодня может управлять оптовой частью Oriola-KD лучше всех известных нам специали­стов. Он лучше, чем кто-либо дру­гой, знает эту компанию.

– А как вы будете строить работу с действующими партнерами Oriola?

– Все партнеры Oriola одновре­менно являются и партнерами A.v.e и «36,6». Практически весь ассор­тимент Oriola продавался и в наших аптеках, и с этими производителями у нас есть давние, тесные взаимоот­ношения. Мы просто продолжим их развивать.

– Вообще финны честно признают, что их российский бизнес был не су­пер. В каком состоянии сейчас опто­вое подразделение?

– Нет комментариев, поскольку мы только начали изучать деятельность компании, вошли в нее час назад. В ближайшее время мы все изучим и поймем, в каком состоянии все это находится. Чему нас научила работа с «36,6»: все не так плохо, как кажется.

– В каком состоянии находится роз­ничный дивизион Oriola? Сколько ап­тек на данный момент в составе сети, сколько из них рентабельны? Нужно ли санировать сеть?

– Опять же мнение на данный мо­мент у нас чисто экспертное. На се­годняшний день свыше 230 аптек в блоке «Старый лекарь» и «03 Апте­ка». Абсолютное большинство аптек рентабельны, прибыльны, а с улуч­шением управления, со снижением суммы издержек за счет оптимиза­ции и консолидации, с получением условий группы компаний «36,6», которые на сегодняшний день лучше, чем у «Старого лекаря», они ста­нут еще прибыльнее и эффективнее.

– Хорошо. А вообще, у «Старого ле­каря» есть точки-чемпионы с действи­тельно большой выручкой? И, кста­ти, в случае со «Старым лекарем» и «03 Аптекой» большая выручка – это сколько?

– Не готов ответить в данный мо­мент. Смогу сказать через несколь­ко дней. Сделка была быстрая, мы рассматривали компанию в целом. В данный момент наш четвертый партнер – Игорь Жибаровский – объезжает приобретенные аптеки, проводит анализ на местах, выяв­ляет возможности для улучшения бизнеса.

– Бренды «03 Аптека» и «Старый лекарь» оставите или нет?

– В принципе, планируем оставить «Старый лекарь». Бренд «03» будет изучаться. У нас нет пока четкого ответа, как мы с ним поступим. Я не исключаю, что часть аптек «03» перейдет в «Горздрав».

– Так вышло, что все важные сделки вы заключаете в декабре. В про­шлом году вы вступили в сделку по «36,6» и недавно отчитались о за­вершении важного этапа санации компании – распродаже региональных активов. Насколько здоровая теперь ситуация в «36,6», на ваш взгляд?

– Если не вдаваться в формулиров­ки «приобрели», «начали слияние» или «вошли в управление», на се­годняшний день «36,6» полностью избавлена от всех отягощающих форм бизнеса, убыточных дивизио­нов и региональных подразделений, по которым есть объективные слож­ности с дистанционным контролем. Абсолютное большинство аптек выведены в плюсовую плоскость, осталось лишь решить вопросы по некоторым старым контрактам с арендодателями.

– Даже после распродажи долг компа­нии перед кредиторами, главным обра­зом перед МКБ, остается огромным. Только ежегодные проценты по кре­дитам тянут на миллиард. Какой у вас план по возврату долгов?

– Кредитная нагрузка, которая лежит на компании, абсолютно комфортная. Компания выплачивает проценты по кредитам, погашает свои обязательства перед поставщи­ками, платит за аренду помещений и повышает зарплаты сотрудникам.

– Отдельные участники рынка подо­зревают, что расплачиваться по всем долгам «36,6» вы не хотите. В дока­зательство этого приводят следующий факт: во втором полугодии преимущественно в Московской области шла усиленная перерегистрация аптек «36,6» на юрлица A.v.e Group. Неко­торые посчитали, что это напоминает банальный вывод активов перед гря­дущим объявлением «Аптечной сети 36,6» банкротом. Насколько эти подо­зрения обоснованны?

– Больная фантазия некоторых участников рынка – это повод для обращения либо к психиатрам, либо к кому-то из своих друзей. Я не го­тов выступать в качестве психиатра и давать комментарии по болезням, провоцирующим сознание некото­рых людей подозревать окружаю­щих. Мы 25 лет работаем на фарма­цевтическом рынке, мы фактически его создавали. У A.v.e Group всего два юрлица, у «36,6» их было много. И сейчас происходит их перереги­страция с целью повышения эффек­тивности управления бизнес-про­цессами.

шакая, oriola-kd, 36

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении