27 Июля 2024 Суббота

Уралсуставзавод
Кирилл Седов, Александр Раскин Мединдустрия
30 сентября 2013, 16:13
9125

На что рассчитывает титановый патриарх Владислав Тетюхин, потративший все свои деньги на строительство медцентра

Каждый день экс‑владелец ВСМПО‑Ависма Владислав Тетюхин проезжает 40 км по Свердловской области – от Верхней Салды до Нижнего Тагила. В Салде размещается крупнейшее в мире производство титана, где Тетюхин продолжает работать в ранге советника по науке и технологии. В Тагиле – строительная площадка крупнейшего в России медцентра по эндопротезированию суставов. В этот проект бизнесмен вложил 3,2 млрд рублей – по его признанию, все деньги, вырученные за продажу принадлежавшего ему пакета акции ВСМПО‑Ависма. Еще 1,2 млрд рублей выделило правительство области, пообещав снабжать медцентр квотами на лечение, обеспечивать платежеспособный спрос на услуги. На возврат инвестиций в обозримом будущем сам Тетюхин не надеется. VM попытался разобраться в особенностях уральского медицинского ГЧП.

Уральский хрящ

Владислав Тетюхин, которому в ноябре исполнится 82 года, лично помогает переставлять скамейки и тумбы на ресепшене. В «Госпитале Восстановительных Инновационных Технологий», гендиректором и основным владельцем которого он является, готовятся к приезду губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Корпуса будущего госпиталя уже выстроены, и, кажется, что до старта, намеченного на февраль-март 2014 года, осталось совсем немного – провести отделочные работы да принять несколько высоких делегаций.

Им будут показывать потенциально крупнейший в России – 6 га на окраине Нижнего Тагила – медцентр по протезированию суставов. Только в Свердловской области на сегодняшний день в официальном листе ожидания на эндопротезирование стоит более 6 тысяч человек. Предполагаемая пропускная способность центра в части эндопротезирования составит 4,5 тысяч человек в год, что позволит значительно снизить остроту проблемы. Кроме того, большое внимание в центре будет уделено лечению патологий позвоночника, органов малого таза, восстановительным процедурам при сложных переломах и т. п.

Госпиталь общей площадью 52 тысячи кв.м проектировала немецкая KBV, но в отличие от европейских аналогов, практикующих узкую специализацию, в медцентре Тагила будет представлена полная лечебная цепочка – от диагностики, консервативного лечения и оперативного вмешательства до глубокой реабилитации и профилактики.

Из хоккейных размеров холла представительная делегация вслед за Тетюхиным следует наверх – сначала в операционные, а затем в палаты, квадратура которых позволит комфортно сосуществовать двум пациентам-колясочникам. Евгений Кувайшев, к слову, дипломированный стоматолог-ортодонт, значительно кивает головой и вопросы задает нечасто. В какой-то момент Тетюхин ловко и ненавязчиво отделяет губернатора от свиты, подводит к окну и начинает что-то рассказывать. О размахе и важности темы их короткого диалога остальные участники экскурсии могут судить только по рукам Тетюхина, жестикулирующего в бескрайние уральские просторы.

Сановный визит занимает не больше 20 минут, и на прощание Владислав Тетюхин уже публично озвучивает просьбу к главе региона. На территории госпиталя выстроена гостиница, рассчитанная на 90 мест, куда пациенты будут переводиться на время амбулаторного обследования или реабилитации, но, «чтобы не запирать операционные», нужно еще создать 450 гостиничных мест вблизи медцентра. «Мэр нам пообещал еще 100 метров земли. Надо средства искать», – говорит губернатору Тетюхин. Гостиницы нужны медцентру для того, чтобы в будущем принимать пациентов со всего Урала. «Мы с вами об этом поговорим позже», – обещает Куйвашев.

Взаимодействие с областным руководством – один из важнейших аспектов создания госпиталя и деятельности его гендиректора. Госпиталь и правительство области друг другу не чужие. На должность главврача своего медцентра Тетюхин пригласил замминистра здравоохранения Свердловской области Сергея Туркова. В 2012 году, получив одобрение Владимира Путина, правительство области внесло в проект 1,2 млрд рублей через «Корпорацию развития Среднего Урала», которая в дальнейшем получит 25% плюс одну акцию в совместной компании. Общая стоимость проекта составляет 4,4 млрд рублей, из них 3,2 млрд внес Владислав Тетюхин.

За титаном и за запахом тайги

«Старик, конечно, всех удивил, когда решил большую часть полученных от «Ростехнологий» денег вложить в строительство клиники. Но зато войдет в историю как настоящий меценат Свердловской области», – говорит о Тетюхине собеседник VM в правоохранительных органах области, добавляя, что представители местных элит считают бывшего гендиректора ВСМПО-Ависма «немного странным человеком». Правоохранители уже проводили проверку деятельности «Госпиталя Восстановительных Инновационных Технологий». Сыщики не исключали махинаций с бюджетными деньгами, выделенными на строительство клиники, но тщательная проверка никаких признаков нарушений не выявила. Очевидно, что это только укрепило реноме Тетюхина как «большого оригинала».

«Все операционные процессы в эндопротезировании основаны на применении титановых имплантатов. Свердловская область является родиной титана, сейчас ни один самолет в мире не летает без отечественного титана. Госпиталь – это дань тем людям, которые работают на этом производстве, чтобы они могли получать ортопедическую помощь с использованием этого титана. Не где-нибудь в центре, а здесь, в глубинке», – объясняет Тетюхин логику своего поступка.

Приватизировав в начале 90-х ВСМПО, Тетюхин разогнал производство титана до крупнейшего в мире. Успехи компании не остались незамеченными – в 2006 году корпорацией, на тот момент уже занимавшей 30% мирового рынка титана, заинтересовался государственный «Рособоронэкспорт», флагман организованной позднее ГК «Ростехнологии». Тетюхин расстался с акциями своего детища в 2008 году, однако сумму вырученных от сделки денег публично не называл. Де-юре не говорит он точной цифры и в этот раз: «Вот эти 3,2 млрд рублей, вложенные в создание госпиталя, переведите в доллары – это и есть полностью сумма, которую я получил за акции». Идея создания медцентра, в котором будут проводиться операции на суставах с использованием титановых имплантатов, появилась в 2009 году и, по словам Тетюхина, не была связана с возможностями ВСМПО-Ависма и его новых собственников. Похоже, что искать партнерства с «Ростехнологиями» бизнесмен и теперь не намерен.

В перспективе Владислав Тетюхин хочет использовать в госпитале имплантаты не только зарубежного, но и отечественного происхождения. Площадка для такого производства уже найдена в Туле, осталось привлечь компанию с мировым именем, готовую поделиться опытом, говорит Тетюхин. На вопрос, не возникало ли желания привлечь госкорпорацию к поискам такого партнера, он отвечает недвусмысленно коротко. «Мы благодарны «Ростехнологиям», что они купили акции ВСМПО-Ависма. И купили по цене выше рынка», – говорит Тетюхин и негромко хлопает по столу в знак того, что тема закрыта.

О будущих схемах оплаты лечения в медцентре бизнесмен рассказывает охотнее, однако железной (или титановой) определенности в этом вопросе нет пока и у него. В условиях отсутствия полноценной страховой медицины Тетюхину приходится ориентироваться на договоренности с регионом о финансировании определенного количества операций. В данный момент Свердловская область обещает выделить квоты на лечение 1620 человек – именно столько пациентов сможет пролечить в 2014 году медцентр, работая в одну смену.

«Эндопротезирование на бедре и колене сейчас переходит в специализированную медпомощь, а операции на спине пока остаются в числе высокотехнологичной медпомощи. Значит, будет соответствующее квотирование области, – объясняет тонкости финансового гособеспечения медпомощи Тетюхин. – Потом эти услуги будут вводиться в ОМС, мы пока не знаем, какие там будут расценки, потому что федеральная квота на замену сустава варьируется от 126–129 тысяч рублей. Областные квоты на следующий год будут несколько выше. В какой мере эти квоты могут удовлетворить всех желающих пройти операцию – вопрос». Кроме того, «Госпиталь ВИТ» будет оказывать реабилитационные услуги, проводить углубленное консервативное лечение, которые ни в ОМС, ни в федеральных программах пока вообще никак не оплачиваются.

И корабль плывет

Сроки окупаемости проекта выпадают за 10 лет, говорит бизнесмен, добавляя, что не ждет потока инвесторов, готовых поддержать его начинание. «Я не думаю, что у этого проекта высокая коммерческая ценность. Здесь другая идея – попытаться создать ту медицину, которая существует на Западе, куда едут лечиться люди, у которых есть деньги. Попытаться создать такие же условия в области квалификации, комфорта, уровня обслуживания, которые есть за границей. Другая идеология заложена, поэтому никто не говорит о том, чтобы инвестиции вернулись через пять или даже десять лет». На вопрос, будет ли нижнетагильский медцентр с европейскими амбициями ощущать нехватку специалистов, Тетюхин отвечает без истерик: «Будем искать». Чтобы центр работал на полных оборотах, прикидывает он, нужно порядка 650 человек – 160–180 докторов, примерно 300–320 сотрудников в сестринском составе и технический персонал. Врачей-экспатов руководство госпиталя привлекать не планирует, рассчитывая при необходимости отправлять российских специалистов на дообучение за рубеж. Кроме того, у медцентра есть договоренности с известными хирургами, которые готовы приехать в Нижний Тагил и провести мастер-класс – две-три операции.

О перспективах введения страховой медицины, а значит, и о будущем собственного медцентра Тетюхин рассуждает философски: «Мы – пассажиры корабля, которые занимаются локальной деятельностью, не связанной с навигацией и лавированием. Поэтому мы плывем в том направлении, в котором нас везут, и стараемся использовать все возможности для развития. Из корабля выпрыгнуть нельзя – мы не можем эту больницу перевезти, допустим, в Германию. Она существует в России, и значит, будет подчиняться тем законам, которые здесь будут приняты в сфере медицины. Область в определенном смысле находится в том же корабле, что и мы, – она может создавать свои квоты, выделять бюджетные деньги, но это не превалирующий фактор. Правила игры же диктует федеральное правительство. Но если мы хотим приблизиться к мировому уровню в медицине, стало быть, должны принимать те законы, которые существуют там. Это связано с финансированием медицины, с долей ВВП, которая идет в медицину. Даже на Кубе она – 6–7%! А у нас…»

Встреча Тетюхина с ответственными за штурвал членами экипажа должна была состояться 26 сентября – в этот день Дмитрий Медведев прилетал в Нижний Тагил на выставку вооружений Russia Arms EXPO-2013. Ожидалось, что премьер-министр навестит и строящийся медцентр. В итоге «Госпиталь ВИТ» Медведев так и не посетил, ограничив свой визит осмотром достижений ОПК. Корабль все-таки военный. 

тетюхин, госпиталь восстановительных инновационных технологий, свердловская область, протезирование суставов

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении