27 Июля 2024 Суббота

Упражнение ≪полуприсед≫
Татьяна Равинская
8 июля 2013, 19:26
4791

Обсуждение проблемы лицензирования меддеятельности рискует начаться без представителей Минздрава

Межведомственная рабочая группа, перед которой стоит задача разобраться в проблемах лицензирования меддеятельности, по всей видимости, начнет заседания без представителей Минздрава и на площадке ФАС. Остальные заинтересованные ведомства – Минпромторг и Росздравнадзор – свою готовность обсудить ситуацию и найти пути выхода из тупика, в котором оказались все 90 тысяч держателей лицензии на меддеятельность, подтвердили.

Идея организовать межведомственную рабочую группу для выработки решения проблемы, возникшей у держателей медлицензий, созрела на заседании Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в здравоохранении и социальной сфере в конце июня. Антимонопольщики тогда подняли проблему правоприменения участниками рынка вступившего в силу в конце мая приказа Минздрава №121н ≪Об утверждении требований к организации работ (услуг)… при оказании медпомощи≫. В документе его авторы привели новую номенклатуру медуслуг, которая временами не коррелирует с содержанием всех действующих лицензий на медицинскую деятельность.

Проблема применения нового приказа проявилась во второй половине мая, когда он вступил в силу. Например, в Москве все соискатели лицензий были вынуждены забрать документы обратно для переоформления санитарно-эпидемиологических заключений в соответствии с вступившими в силу нормами. По сути, они дважды обратились к одним и тем же специалистам и растянули процедуру получения лицензии еще на 60 дней. Только в столице за последние два месяца с проблемой возврата документов и требованиями заново проходить необходимые для получения лицензии процедуры столкнулось более 200 клиник.

Как отмечают участники рынка, если бы проблема касалась исключительно соискателей лицензии, ее воспринимали лишь как временный препон. Однако лицензирующие органы на местах, особенно после разъясняющих приказ №121н писем Росздравнадзора, решили, что в соответствии с новыми требованиями должны быть оформлены и уже выданные лицензии.

На заседании Экспертного совета некоторые чиновники честно заявили, что требования приказа загнали их в тупик. К примеру, начальник управления лицензирования Минздрава Московской области Элла Майдыкова признала, что в ведомстве ≪на самом деле не знают, как поступать и как переоформлять лицензию≫. По ее словам, в перечне видов работ отдельной строкой действительно появились виды, которые осуществлялись и прежде – медосмотр, вакцинация, дезинфекция. ≪Почему в таком случае нельзя просто переоформить лицензию за 10 дней только из-за того, что в предыдущем постановлении эти виды работ отсутствовали≫, – недоумевала чиновница.

Роль спасителя медицинской индустрии попробовал было примерить на себя председательствовавший на Экспертном совете начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев. Он обещал в кратчайшие сроки исправить ситуацию и отвел Минздраву неделю на создание рабочей группы для устранения противоречий в нормативных актах. И присутствовавшая на заседании Экспертного совета представительница Минздрава, замдиректора правового департамента Светлана Соловьева хоть и настаивала на обоснованности требований приказа №121н, согласилась с доводами о необходимости ≪разъяснений к порядку лицензирования≫ и даже настаивала на том, что курироваться рабочая группа должна Минздравом, ≪ведь нормативно-правовое регулирование этого вопроса находится именно в ведении министерства≫.

Однако в прошлую среду, когда отведенный срок истек, выяснилось, что в Минздраве не предприняли никаких шагов навстречу представителям медсообщества. В ФАС VM сообщили, что рабочая группа находится в процессе формирования. Предварительно свое согласие на участие в ней дали Минпромторг, Росздравнадзор и некоторые представители экспертного сообщества. Заседать рабочая группа в виду отсутствия какой-либо реакции со стороны Минздрава, вероятно, будет тоже на площадке ФАС. В ФАС тем временем признают, что задача перед рабочей группой будет стоять непростая. Вопрос, связанный с лицензированием, по мнению того же Тимофея Нижегородцева, потребует, в первую очередь, ревизии огромного количества документов. Чиновник предложил принять оперативные решения, которые снимут панику и напряжение в отрасли, а органам управления помогут беспрепятственно лицензировать меддеятельность. Он также призвал принять институциональные решения в рамках рабочей группы, предусматривающие мораторий на внесение нерациональных изменений и пересмотр порядков, ≪на всякого рода переименования и прочую непродуктивную деятельность, которая не имеет никакого содержания≫.

≪Мы должны урегулировать все риски и вопросы, чтобы через год-полтора не осталось никаких темных углов, в которых бы плутали организаторы здравоохранения. Для этого необходимо в кратчайшие сроки решить этот вопрос и создать условия, при которых медицинские компании будут нести минимальные издержки и получать большие возможности, чтобы улучшалось качество оказания медпомощи≫, – отметил чиновник. VM будет следить за заседаниями рабочей группы.

«Не требуется тектонических изменений в законодательстве. Речь идет о двух нормативных актах»


Наряду с общественными организациями с критикой нового порядка лицензирования меддеятельности выступили игроки рынка медуслуг. Генеральный директор Независимой лаборатории Инвитро Сергей Амбросов рассказал, с какими трудностями уже столкнулась его компания.

– Принятие каких именно нормативно-правовых актов осложнило развитие вашей компании?

– Существенно повлиял на нашу работу выход двух документов. Во-первых, это постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 года №957. Оно предприсывает при подаче заявки на лицензирование предоставлять оригинал бланка лицензии со всеми приложениями. Получается, если мы хотим открыть медицинские офисы, например, в Москве, Новосибирске и Нижнем Новгороде, то одновременно в рамках одного юридического лица это сделать невозможно. Процедура открытия занимает несколько месяцев. В течение этого времени мы напрасно платим аренду за помещения и несем другие убытки. Эта проблема существует уже больше года.

Второй документ – это, конечно, приказ Минздрава №121н с новой номенклатурой медуслуг. Ситуация выглядит так: для того, чтобы получить лицензию на новый медицинский офис, мы предоставляем документы, подготовленные в соответствии с предыдущей номенклатурой, а лицензирующие органы в регионах нас не просто разворачивают, но и говорят, что мы должны заново получать лицензию и на старые объекты. А у нас только в Москве больше 40 филиалов. При этом важно, что в каждом регионе свои лицензирующие органы, и все могут трактовать этот нормативный акт по-своему.

– Какие потери вы несете?

– У нас уже существует внутренняя очередь на бланк лицензии, и она уже расписана до осени. Безусловно, это тормозит развитие компании. Предположим, за это время мы могли бы открыть до 10 медицинских офисов и сделали бы это быстрее на три-четыре месяца. Да и рабочие места будут созданы позже, позже поступят перечисления в бюджет государства. Потом мы тратим лишние деньги на аренду помещений, которые простаивают. Если аренда одного медицинского офиса обходится в среднем в 100 тысяч рублей в месяц, то потери за 10 точек составят 1 млн рублей. Это все – не считая упущенной прибыли, налогов и т. д.

В итоге формальность, которая не влияет на качество обслуживания пациентов, стоит и нам, и государству дополнительных затрат. Официальное объяснение требования предоставления оригинала лицензии – в снижении числа случаев мошенничества и мошеннических сделок путем подделки документов. Однако этот вопрос можно решить и другими способами, например создав электронный реестр юридических лиц.

– С кем вы пытались обсуждать регуляторную коллизию?

– Мы вступили в диалог с властными структурами и инициируем поправки в действующие акты. Уже написаны письма в Минздрав РФ, Департамент здравоохранения Москвы, ФАС. Например, мы хотим, чтобы нам разрешили работать не только с оригиналом лицензии, но и с нотариально заверенной копией. Что касается номенклатуры видов меддеятельности, необходимо дать приказ о замене одной формы на другую (без перелицензирования). Не требуется тектонических изменений в законодательстве. Речь идет всего лишь о двух нормативных актах, а решение перечисленных проблем повлечет положительные перемены – как для государства, так и для сетевых медицинских организаций.

В данный момент мы ждем ответ от Департамента здравоохранения Москвы на самый насущный вопрос – необходимо ли перелицензировать все медицинские офисы или же достаточно заменить одну форму на другую.

– В ходе экспертного совета ФАС вы говорили, что одним из вариантов технического решения создавшейся проблемы может быть только открытие новых медицинских офисов на новые юрлица. Почему вы не рассматриваете этот путь как альтернативный, а хотите добиться внесения поправок в принятые документы?

– Организация новых юридических лиц действительно решает проблему и с номенклатурой, и с необходимостью передавать в лицензирующие органы оригинал лицензии. Предположим, мы решили одновременно открыть медицинский офис в Москве и в Перми. Бланк лицензии зарегистрирован в Москве. Тогда в Перми у нас есть два варианта: или ждать, теряя средства, направленные на аренду, или создать новое юридическое лицо «с нуля» и на него оформлять лицензию параллельно с Москвой. Кроме того, когда мы создаем новое юридическое лицо, оно может претендовать на упрощенную систему налогообложения. Когда все оформлено на одну большую компанию, не подпадающую под «упрощенку», она платит в бюджет государства значительно большие деньги. Однако для компании, создающей новые ООО, возникает задача поддерживать большое количество юридических лиц, что снижает управляемость. К тому же такому игроку сложнее привлечь средства на развитие, да и стоить заемные средства для такой компании будут много дороже. Такая разрозненность не очень хорошо воспринимается и пациентом. Получается, что ответственность перед ним будет нести вновь созданное небольшое ООО, где генеральный директор, по сути, является исполнительным директором компании в этом городе.

На мой взгляд, предпочтительнее, когда ответственность несет крупная компания с публичным руководством, а пациент понимает, кто на деле отвечает за качество услуг.

– Вас пригласили в рабочую группу, которая должна найти решение проблем лицензиатов?

– Пока мы не получили приглашения войти в ее состав, но с удовольствием примем участие, когда она будет организована. Эти проблемы важно обсуждать, только тогда будут приняты решения, устраивающие и государство, и участников рынка. 

лицензирование, минпромторг, росздравнадзор, фас

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении