27 Июля 2024 Суббота

Умытые выручки
Ольга Макаркина Рейтинг аптечных сетей Фарминдустрия
3 марта 2014, 16:38
12644

VM представляет TOП100 аптечных сетей России по итогам 2013 года

«Все врут» – эта фраза стала эпиграфом к вышедшему в дебютном выпуске VM первому в истории фарминдустрии рейтингу ТОП100 аптечных сетей. «Все врут», – настаиваем мы и почти год спустя, когда представляем очередную «золотую сотню». Меньше года понадобилось на то, чтобы рейтинг VM стал главным индикатором развития фармацевтической розницы в России. Но вряд ли столь же скоро мы сможем верить нашим респондентам на слово, не прибегая к дополнительному скрупулезному факт-чекингу. Тем более что ставки растут: общая выручка ста крупнейших аптечных сетей в прошлом году достигла 350 млрд рублей.

Считанные мэтры

Перед тем как представить ТОП100, VM спешит поблагодарить коллег из аналитических компаний IMS и RNC, выпустивших похожие по замыслу, но совершенно самостоятельные рейтинги и создавших тем самым дополнительный ажиотаж вокруг нашего проекта. Ажиотаж этот, впрочем, был не совсем здоровым. В процессе финальной сверки данных редакцию VM начали атаковать нетерпеливые участники рынка. Кто-то из лучших побуждений спешил уличить конкурента во лжи, кто-то просил верить новой и окончательной версии анкеты VM, в которой отчего-то показатели компании выглядели значительно лучше, чем в предыдущей. Мы стойко выслушивали всех, принимали сказанное к сведению и продолжали проверять и перепроверять данные.

За неполный год с момента выхода первой версии ТОП100 фармрозница стала чуть более понятным сектором. Во-первых, сами сети с большей готовностью идут на контакт с VM. Во-вторых, растет число заинтересованных в том, чтобы сам аптечный рынок стал прозрачным. Мы благодарим за ценные подсказки наших добровольных консультантов из оптовых и производственных компаний.

Методика выстраивания рейтинга остается ровно той же, что и год назад. В ее основе три простых индикатора – выручка с НДС, количество торговых точек и среднемесячный оборот одного аптечного учреждения сети. Показатель прибыли мы в расчет по-прежнему не берем, ибо понятие это в современном фармритейле сугубо эфемерное, а значит, полноценного рейтинга составить не получится.

Начислять участникам забега какие-либо комплексные баллы мы не стали, так как не владеем таким навыком, различать сети по географическому признаку тоже не решились: ≪удельный вес≫ иных локальных игроков заметно выше тех, кого принято относить к межрегиональным.

Новации в проекте, между тем, присутствуют. По многочисленным просьбам к главному рейтингу ТОП100, главная задача которого – максимально полно представить основных полевых игроков со всеми их совокупными выручками, мы добавили еще три – ТОП10 дискаунтеров, ТОП10 лидеров по росту оборота и ТОП20 крупнейших игроков коммерческого рынка. О том, по какому принципу составлялся последний, кратко сказано в описании под таблицей. Его задача была выявить наиболее оборотистые самостоятельные розничные компании, не нагоняющие денежный поток за счет участия в льготном лекарственном обеспечении или не записывающие на свой счет показатели франчайзи или ассоциативных членов.


TOП100 аптечных сетей России по итогам 2013 года


Ярдовитые растения

В ТОП100 заметно выросло число сетей с выручкой от 1 млрд рублей. Если по итогам 2012 года порог, за которым начинается крупный ритейловый бизнес, преодолели 68 компаний, то на начало 2014-го таких было уже 83. Первая сотня аптечных сетей объединяет свыше 16,6 тысячи аптечных учреждений, это чуть меньше трети от общего числа аптечных учреждений в стране. Совокупный оборот «золотой сотни» – 347,3 млрд рублей, общий рост за год составил 20%.

Недосягаемых лидеров в 2013 году в индустрии, однако, не появилось: первая тройка выручила 64 млрд рублей, а первая десятка лидеров – почти 141 млрд рублей. Позитивная динамика характерна для абсолютного большинства игроков. Откровенно неудачным прошлый год был всего для четырех компаний – падение выручки зафиксировали «36,6», розничный дивизион холдинга «Северо-Запад», «Фармакор» и «Старый лекарь»: трудности у этих игроков связаны с внутренней реорганизацией. Безвременно покинула рейтинг только государственная сеть «Приморская краевая аптека». Она утонула.

Отсутствие однозначных лидеров вовсе не означает, что участники ТОП100 просто наслаждаются спокойным ростом, а не борются за долю рынка. Накал борьбы как никогда высок, а поле для маневров все меньше. Свидетельство тому – новый тренд на стратегические альянсы ритейлеров. Фактическую передачу былого лидера – «36,6» – под патронаж собственников A.V.e мы в рейтинге не отражаем. Само событие произошло буквально накануне Нового года, да и процесс интеграции компаний находится на начальном этапе и юридически еще не оформлен. К тому же через банальное сложение (вместе «36,6» и A.V.e наторговали на 20,9 млрд) эффект этой многоуровневой сделки оценить пока трудно. Очевидно, что «36,6» как самостоятельный проект окончательно прекратил свое существование, но вывеска его будет жить и при новых управленцах.

В то же время передачу осенью 2013 года питерских «Озерков» (всего 28 аптек) в управление «Доктору Столетову» мы в зачет приняли. В принципе, благодаря этой сделке межрегиональный игрок вышел на четвертую строчку в ТОП100 и на вторую – в ТОП20 операторов коммерческого розничного рынка.

Тема альянсов набирает популярность и в новом году. Как раз накануне выхода рейтинга новостью о слиянии разразились «Радуга» и «Первая Помощь». Мода на альянсы, между тем, не отменила проверенные способы развития – скупку небольших региональных сетей и органический рост. За счет мелких сделок росли и субрегиональные, и межрегиональные игроки – ≪Здоровые Люди≫, ≪Апрель≫, ≪Твой доктор≫ и A.V.e. Наибольший прирост охвата за счет мелких сделок и самостоятельного расширения сети продемонстрировали ≪Ригла≫ (плюс 187 точек), ≪Фармаимпекс≫ (плюс 147), ≪Мелодия здоровья≫ (плюс 140), A.V.e (плюс 87) и ≪Ладушка≫ (плюс 56).

Куда идут крупные и средние сети? Единых правил как не было, так и нет. Но чаще всего, добившись доминирующего положения на своей территории, сети принимаются завоевывать соседние, а параллельно примеряют свою модель к рынкам крупнейших городов с бездонной емкостью. Любимый полигон региональных ритейлеров – Москва. Здесь экспериментируют и челябинская ≪Классика≫, и пермская ≪Планета здоровья≫, и самарская ≪Имплозия≫. Грань между экспериментом и попыткой завоевания крупного локального рынка остается тонкой. Например, выход ≪Ладушки≫ в Красноярск никто из местных игроков не воспринял как тренировку и заставил остальных действовать сообща против приезжего конкурента. А брянский ≪Мэтр≫ ушел из Воронежа вовсе не под давлением какой-либо системной оппозиции: просто ожидания по выручке не совпали с реальностью и эксперимент был признан неудачным.

Развитием рынка по-прежнему руководит случай. Но желающих управлять своей судьбой и строить действительно большие розничные сети среди фармритейлеров становится все больше.

топ 100 аптечных сетей

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении