05 Октября 2024 Суббота

Удар кастаньеты
Дарья Никулина Мединдустрия
14 октября 2013, 15:34
7644

Мадридское здравоохранение сопротивляется переходу в частные руки

Стремление сэкономить на здравоохранении может обернуться для властей Мадрида новыми убытками. В начале октября испанские компании Ribera Salud и Sanita заявили о намерении предъявить правительству города финансовые претензии. Эти фирмы в союзе с пуэрториканской HIMA San Pablo выиграли конкурс на управление шестью городскими больницами и даже успели внести залоговые платежи, однако процесс был приостановлен Верховным судом Мадрида по иску Социалистической партии (PSM). Здравоохранение Испании в основном государственное, и попытка передать его в управление частных компаний натолкнулась на резкое неприятие как со стороны врачей, так и пациентов.

В конце 2012 года власти Мадрида объявили о намерении передать в концессию частным фирмам шесть из 20 государственных больниц испанской столицы – Hospital Infanta Leonor, Hospital Infanta Sofía, Hospital Infanta Cristina, Hospital del Henares, Hospital del Sureste, Hospital del Tajo.

Такое решение было продиктовано, прежде всего, тяжелой экономической ситуацией в Испании в целом и Мадриде, в частности. Выбор именно этих медицинских учреждений неслучаен – все они были построены в 2008 году, отличаются относительно малым количеством койко-мест и высокой стоимостью содержания, что делает их нерентабельными. Средняя стоимость содержания одного койко-места в этих больницах приближается к 547 тысячам евро в год, что значительно выше по сравнению с другими больницами Мадрида – в среднем на 30–50%. Передав их в управление частных компаний, правительство рассчитывало крупно сэкономить.

По подсчетам министра здравоохранения Мадрида Хавьера Фернандеса Ласкетти, сейчас обслуживание одного человека обходится бюджету города в среднем в 500 евро. Частные компании, по его мнению, смогли бы снизить эту цифру до 400 евро, и, таким образом, даже если добавить к этой сумме оговоренную в контракте 20%-ную прибыль коммерсантов, каждый пациент будет обходиться государственной системе ОМС на 20 евро дешевле. Кроме того, бюджет снимет с себя расходы на содержание этих шести больниц, которые ежегодно выливаются в колоссальную сумму – 662 млн евро (примерно 20% городского бюджета на здравоохранение).

В июне 2013 года три компании – Ribera Salud, Sanita и HIMA (Пуэрто-Рико) – изъявили желание взять «невыгодные» больницы в управление и даже успели внести в городскую казну гарантийные платежи – 11,7 млн евро, 4 млн евро и 12,2 млн евро соответственно. Всего сумма сделки должна была составить свыше 400 млн евро.

В середине августа деньги перевели, но процесс приватизации был заморожен Верховным судом Мадрида по иску Социалистической партии о неправомочности действий властей. В свою очередь, 4 октября компании-концессионеры заявили о том, что они сами являются жертвами и пригрозили предъявить требования о возмещении понесенных убытков и упущенной выгоды.

Ситуация может обернуться не в пользу городских властей – свидетельством тому служит неудачный опыт испанских автономий Каталонии и Валенсии, которые, дав зеленый свет приватизации больниц, не только не преодолели кризис, но и усугубили его.

После глобального финансового кризиса 1998 года перед правительством Валенсии стояли точно такие же проблемы, как и сейчас – сбалансировать бюджет, сократить государственные расходы. С этой целью и было создано так называемое частно-государственное партнерство по модели Alzira I – объединение компаний UTE решило взять в управление городскую больницу города Аликанте. В объединение вошли управляющая частными клиниками компания Adeslas (51%), сберегательный банк Bancaja y la CAM (45%), крупные строительные компании ACS-Dragados и Lubasa (по 2% соответственно).

По данным Антиприватизационного координационного совета Мадрида (CAS-Madrid), концессия была предоставлена UTE на 10 лет, исходный объем инвестиций в развитие больницы планировался на уровне 41 млн евро, однако в конечном счете превысил 72 млн евро. Но этого все равно не хватило – в 2003 году правительству Валенсии пришлось в буквальном смысле спасать больницу: консорциум UTE более не имел возможности содержать ее. По данным CAS-Madrid, к тому моменту убытки UTE составили 5,24 млн евро. Более того, правительству пришлось возмещать компаниям упущенную прибыль, недополученную за шесть лет досрочно прекращенной концессии. В итоге Валенсия, вместо того чтобы снизить нагрузку на казну, потеряла более 70 млн евро: ей пришлось вернуть частным компаниям вложенные в больницу чистые инвестиции в размере 44 млн евро и упущенную выгоду в размере 26,4 млн евро.

Народная партия Испании (Partido Popular), в данный момент находящаяся у власти после выборов 2011 года, активно поддерживает инициативу Мадрида, в то время как ее главный оппонент – Социалистическая партия – выступает резко против, называя подобные предложения «временным решением вечной проблемы».

Основной причиной недовольства испанской общественности является распространенное мнение о том, что «власти продали наше здоровье». На пресс-конференции PSM председатель партии Томас Гомес заявил, что приватизация приведет лишь к ухудшению качества предоставляемых услуг, исключению из системы здравоохранения наименее экономически защищенных слоев населения, а также к ограничению доступа к медицинским услугам. «Простые граждане опасаются того, что врачи, позабыв о данной ими клятве Гиппократа, будут всецело посвящать себя гонке за прибылью, а не заботам о здоровье пациентов», – считает он.

Медицинских работников передача больниц в концессию тоже пугает – по закону управляющая компания должна заключить новые трудовые договоры со всеми сотрудниками учреждения, но имеет при этом право снизить их оклады на 10%. У врачей не вызывает сомнений факт, что компании такой возможностью обязательно воспользуются.

По мнению члена Федерации ассоциаций защиты здравоохранения Луисы Лорес, высказанному в ее авторской статье для nuevatribuna.es, упорство, с которым правительство Мадрида стремится как можно быстрее приватизировать шесть больниц, при этом выступая против общественности и профсоюзов, «вызывает подозрения». «Оправдания министра здравоохранения Ласкетти и президента Мадрида Игнасио Гонсалеса фальшивы и не решают тех проблем и конфликтов, которые вызовет такое решение», – возмущается она.

КАК ВСЕ УСТРОЕНО

Почти полный социализм

Государственная система здравоохранения Испании (Sistema Nacional de Salud – SNS) по праву считается одной из самых эффективных в Европе. В соответствии с действующим законодательством, SNS обеспечивает медицинское обслуживание всех категорий населения. Большая часть медицинских учреждений (около 85%) относится к бюджетной сфере, то есть их деятельность финансируется за счет налоговых сборов. Медицинская помощь оказывается бесплатно в момент обращения, при этом часть стоимости выписанных лечащим врачом медикаментов также финансируется из бюджета. С конца 2002 года полномочия в сфере охраны здоровья были переданы автономным сообществам – во всех 17 регионах Испании были образованы собственные министерства здравоохранения, ответственные за организацию и оказание медицинской помощи на вверенной территории.

Минимальными организационными единицами испанской системы здравоохранения являются медицинские зоны. В основу деления на зоны положены участки обслуживания врачей первого звена. При этом пациент может получить специализированную помощь только по направлению врача общей практики. К каждому медицинскому округу могут быть приписаны не менее 200 и не более 250 тысяч жителей.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) играет незначительную роль в системе здравоохранения Испании, хотя постепенно его значение возрастает. ДМС функционирует независимо от государственного сектора и носит дополнительный характер – полный отказ от обязательного медицинского страхования (ОМС) невозможен, как и следует из названия. Данный вид страхования (ДМС) используется преимущественно для предоставления услуг, на которые по ОМС существует очередь, или для получения помощи, которая лишь частично оказывается бесплатно (например, стоматологические услуги для взрослых). В целом ДМС охватывает около 13% населения, при значительных различиях в цифрах по регионам.

Лечебные учреждения в Испании делятся на несколько типов. В поликлиниках оказывается только первичная медицинская помощь, которая не требует привлечения специалистов узкого профиля. Медицинские центры оказывают пациентам услуги амбулаторного лечения. Следующим звеном являются больницы, в которых предоставляется стационарное лечение. Также существуют специализированные центры, которые предоставляют узкий спектр медицинских услуг, например, диагностические, стоматологические, психиатрические центры и другие. 

испания, мадрид, испанское здравоохранение

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»