10 Декабря 2024 Вторник

«У нас достаточно терпения, чтобы принимать культуру друг друга»
Тимофей Добровольский Фарминдустрия
21 апреля 2016, 18:41
Дмитрий Сокол (слева), Олег Милютин (справа)
Фото: Оксана Добровольская, Олег Милютин
12269

Хедлайнеры «Фармакопейки» и «Твоего доктора» – о сути и принципах партнерства 

Информация о возможном слиянии тульской сети «Твой доктор» и омской «Фармакопейки» впервые прозвучала еще в январе 2016 года. Но поскольку договаривающиеся стороны так и не сделали никаких официальных заявлений, наблюдатели восприняли их союз как формальность, подразумевающую под собой консолидацию исключительно маркетинговых усилий. Основатель управляющего аптечной сетью «Твой доктор» ООО «Здравсервис» Дмитрий Сокол и генеральный директор владеющего брендом «Фармакопейка» ООО «Медэкспорт – Северная звезда» Олег Милютин в эксклюзивном интервью Vademecum опровергли домыслы и раскрыли подробности соглашения.

– Полтора года назад высоко оценивалась вероятность слияния «Фармакопейки» с «Аптекой-Таймер» Николая Шаврина и Андрея Годовалова, но сделка сорвалась. Почему?

Олег Милютин: Слияния сетей, собственно, и не планировалось. Тогда собственники аптечной сети «Фармакопейка» приняли решение продать ее бывшим партнерам. В итоге мы не договорились ни о структуре сделки, ни о цене. Ничего плохого в этом нет. И в отношении бывших партнеров, если вы хотите услышать негатив, то его нет.

– Как же следует расценивать текущую сделку «Твоего доктора» и «Фармакопейки»?

О.М.: Буду говорить за себя. Мы приняли решение развивать бизнес вместе с партнерами из Тулы, потому что считаем, что вместе можем сделать больше, чем поодиночке. Сейчас на рынке конкурируют не организации-одиночки, а сети партнерских фирм.

– Многие считают ваше объединение не более чем маркетинговым союзом.

О.М.: Это уже пройденный этап, мы объединили с «Твоим доктором» закупочную деятельность и развиваем продуктовый портфель совместно. В ближайшее время все закупки будут консолидированы на 100%. Но на этом мы не собираемся останавливаться, и другие звенья товаропроводящей цепочки можно объединить, если найти синергизм.

Дмитрий Сокол: Логистика уже объединена.

О.М.: И она тоже. У нас единая кросс-докинговая площадка, мы являемся клиентами друг друга в логистике. В планах – совместно развивать и розничное звено. Как оно будет называться, я сейчас не комментирую. Пока мы думаем, под какими брендами и на каких рынках работать, но то, что она будет развиваться весьма активно, могу сказать уже сейчас.

– Ваша товаропроводящая сеть предполагает прямые контракты с производителями?

Д.С.: У каждой из наших компаний свои ключевые компетенции. То активное развитие, которое было в розничной сети у «Фармакопейки», – их ключевая компетенция. А наши – работа с производителями, заключение прямых контрактов. И мы будем этого добиваться.

– Вы говорите об объединении усилий, но стиль у компаний разный. «Фармакопейка» развивалась агрессивно, часто лидировала по приросту выручки, тогда как «Твой доктор» демонстрировал степенный рост. Как вы согласовываете стратегию?

О.М.: Думаю, что наши партнеры уже используют наш опыт развития.

Д.С.: За полгода, что идет процесс объединения, мы, взяв пример с коллег из Омска, нарастили скорость открытий, правда, пока остаемся на пути не столько органического развития, сколько сделок по присоединению. Я имею в виду, что мы не столько открываем, сколько присоединяем. Но учитывая, что рынок в большинстве регионов нашего присутствия насыщен розничными точками, мы хотим дать возможность развиваться нашим франчайзи. Пусть они приобретают новые точки, а мы им организуем информационно-логистическое сопровождение.

– Из Тулы в Омск путь неблизкий. Как часто вы встречаетесь для подобных обсуждений?

О.М.: О стратегиях говорим ежемесячно.

Д.С.: Чаще.

О.М.: Наша цель – быть лидерами на своих рынках, задействовать все звенья собственной товаропроводящей цепочки, свои закуп, логистику, свои и партнерские каналы распределения. Мы намерены выходить не только на прямые контракты, но и на интеграцию с производителями.

– Планы обширные, а как обстоят дела с прибыльностью объединения, с долговой нагрузкой? Известно, что «Фармакопейка», например, развивалась в основном на заемные средства.

О.М.: Откуда известно? Это слишком общая фраза: все развиваются на заемные средства. Даже те, кто говорят, что используют собственные средства, как мы знаем, развиваются на заемные.

– Ну, наверное, не все. Тот же «Твой доктор» инвестировал в развитие розницы средства, заработанные через дистрибьютора «Здравсервис».

Д.С.: Я попробую ответить – и по прибыльности, и по долгам. Мы видим отчетность друг друга. Мы видим, что обе компании прибыльны. В противном случае не было бы ни развития «Фармакопейки», ни столь плотных взаимоотношений «Здравсервиса» с производителями. На самом деле производители при заключении контракта внимательно изучают финансовую модель дистрибьютора. Поэтому мы, безусловно, прибыльны. С другой стороны, у нас, конечно, есть долговая нагрузка, но у каждой из компаний достаточно ресурсов, чтобы ее обслуживать. У наших компаний открыты кредитные линии, не знаю, как у Олега Геннадьевича, но мы своей не пользуемся и развиваемся, как вы верно подметили, за счет имеющихся собственных ресурсов.

О.М.: Мы тоже выполняем все обязательства перед контрагентами и на этом фоне имеем текущую прибыль. А за счет интеграции мы намерены ее даже увеличить. Чтобы два плюс два было не четыре, а пять. Или даже семь.

– Если уж заговорили об арифметике, на какие финансовые показатели вы планируете выйти в ближайшие три года?

О.М.: Экономика не позволяет сейчас уверенно говорить о количественных горизонтах. Для нас сегодня важна стратегия, понимание того, как развиваться.

– Но ведь стратегия должна подразумевать конкретную цель...

Д.С.: Конечно, в нашей стратегии присутствуют конкретные цифры. Мы не готовы их объявлять, но скажу, что наша объединенная сеть будет развиваться значительно быстрее роста рынка. Кратно. Результаты I квартала показывают, что мы с целью справляемся.

– Как сделка структурирована юридически?

О.М.: Мы обменяемся долями в акционерном капитале компаний друг друга.

Д.С.: Обмен долями еще не произошел, потому что сегодня мы находимся в стадии юридического урегулирования. Будем обмениваться долями тех юрлиц, которые являются владельцами торговых знаков. Учитывая, что у каждого из нас большое количество франчайзи, необходимо, чтобы этот процесс не повлиял на наши отношения с клиентами. Учитывая «негативный опыт» сделки наших коллег из Омска с партнерством Шаврина и Годовалова, мы юридически двигаемся не торопясь, больше внимания уделяем объединению возможностей на функциональном уровне. Сейчас оцениваем наши доли, чтобы произвести равноценный обмен.

– То есть обмениваться будете долями «Здравсервиса» и «Медэкспорта»?

Д.С.: Да, поскольку «Здравсервис» является владельцем товарного знака «Твой доктор», а «Медэкспорт» – «Фармакопейки», мы сейчас обсуждаем обмен долями именно этих структур.

– Вы продумали пути отступления, в случае если партнерство не сложится?

О.М.: На самом деле объединение зрелых структур с разной организационной культурой – процесс сложный. Однако у нас достаточно терпения для того, чтобы воспринимать культуру друг друга, уважать чужие ценности. Мы нацелены на результат. А по поводу намека, что партнерство может быть разрушено, – все может случиться.

– Это не намек. Вы, как бизнесмены, наверняка просчитываете все возможные варианты.

Д.С.: Это на самом деле абсолютно жизненный вопрос. Наши компании были и остаются самодостаточными, поэтому критические моменты возникают только по тем функциям, которые мы объединяем, и фактическое владение этими бизнес-процессами переходит от наших юрлиц в объединенное юрлицо. При создании этого юрлица и при обсуждении консолидированных функций мы договорились, каким образом функционал будет разделен в случае недопонимания. Этот нас не смущает. Мы хотим совместно развиваться, но если вдруг что-то пойдет не так, раздел активов не будет для нас болезненным. 

фармакопейка, твой доктор, слияние, аптечные сети
Источник: Vademecum №7, 2016

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»