21 Октября, 10:07

«У нас достаточно терпения, чтобы принимать культуру друг друга»

Тимофей Добровольский
21 Апреля 2016, 18:41
7325
Дмитрий Сокол (слева), Олег Милютин (справа) Фото: Оксана Добровольская, Олег Милютин
Хедлайнеры «Фармакопейки» и «Твоего доктора» – о сути и принципах партнерства 

Информация о возможном слиянии тульской сети «Твой доктор» и омской «Фармакопейки» впервые прозвучала еще в январе 2016 года. Но поскольку договаривающиеся стороны так и не сделали никаких официальных заявлений, наблюдатели восприняли их союз как формальность, подразумевающую под собой консолидацию исключительно маркетинговых усилий. Основатель управляющего аптечной сетью «Твой доктор» ООО «Здравсервис» Дмитрий Сокол и генеральный директор владеющего брендом «Фармакопейка» ООО «Медэкспорт – Северная звезда» Олег Милютин в эксклюзивном интервью Vademecum опровергли домыслы и раскрыли подробности соглашения.

– Полтора года назад высоко оценивалась вероятность слияния «Фармакопейки» с «АптекойТаймер» Николая Шаврина и Андрея Годовалова, но сделка сорвалась. Почему?

Олег Милютин: Слияния сетей, собственно, и не планировалось. Тогда собственники аптечной сети «Фармакопейка» приняли решение продать ее бывшим партнерам. В итоге мы не договорились ни о структуре сделки, ни о цене. Ничего плохого в этом нет. И в отношении бывших партнеров, если вы хотите услышать негатив, то его нет.

– Как же следует расценивать текущую сделку «Твоего доктора» и «Фармакопейки»?

О.М.: Буду говорить за себя. Мы приняли решение развивать бизнес вместе с партнерами из Тулы, потому что считаем, что вместе можем сделать больше, чем поодиночке. Сейчас на рынке конкурируют не организацииодиночки, а сети партнерских фирм.

– Многие считают ваше объединение не более чем маркетинговым союзом.

О.М.: Это уже пройденный этап, мы объединили с «Твоим доктором» закупочную деятельность и развиваем продуктовый портфель совместно. В ближайшее время все закупки будут консолидированы на 100%. Но на этом мы не собираемся останавливаться, и другие звенья товаропроводящей цепочки можно объединить, если найти синергизм.

Дмитрий Сокол: Логистика уже объединена.

О.М.: И она тоже. У нас единая кроссдокинговая площадка, мы являемся клиентами друг друга в логистике. В планах – совместно развивать и розничное звено. Как оно будет называться, я сейчас не комментирую. Пока мы думаем, под какими брендами и на каких рынках работать, но то, что она будет развиваться весьма активно, могу сказать уже сейчас.

– Ваша товаропроводящая сеть предполагает прямые контракты с производителями?

Д.С.: У каждой из наших компаний свои ключевые компетенции. То активное развитие, которое было в розничной сети у «Фармакопейки», – их ключевая компетенция. А наши – работа с производителями, заключение прямых контрактов. И мы будем этого добиваться.

– Вы говорите об объединении усилий, но стиль у компаний разный. «Фармакопейка» развивалась агрессивно, часто лидировала по приросту выручки, тогда как «Твой доктор» демонстрировал степенный рост. Как вы согласовываете стратегию?

О.М.: Думаю, что наши партнеры уже используют наш опыт развития.

Д.С.: За полгода, что идет процесс объединения, мы, взяв пример с коллег из Омска, нарастили скорость открытий, правда, пока остаемся на пути не столько органического развития, сколько сделок по присоединению. Я имею в виду, что мы не столько открываем, сколько присоединяем. Но учитывая, что рынок в большинстве регионов нашего присутствия насыщен розничными точками, мы хотим дать возможность развиваться нашим франчайзи. Пусть они приобретают новые точки, а мы им организуем информационнологистическое сопровождение.

– Из Тулы в Омск путь неблизкий. Как часто вы встречаетесь для подобных обсуждений?

О.М.: О стратегиях говорим ежемесячно.

Д.С.: Чаще.

О.М.: Наша цель – быть лидерами на своих рынках, задействовать все звенья собственной товаропроводящей цепочки, свои закуп, логистику, свои и партнерские каналы распределения. Мы намерены выходить не только на прямые контракты, но и на интеграцию с производителями.

– Планы обширные, а как обстоят дела с прибыльностью объединения, с долговой нагрузкой? Известно, что «Фармакопейка», например, развивалась в основном на заемные средства.

О.М.: Откуда известно? Это слишком общая фраза: все развиваются на заемные средства. Даже те, кто говорят, что используют собственные средства, как мы знаем, развиваются на заемные.

– Ну, наверное, не все. Тот же «Твой доктор» инвестировал в развитие розницы средства, заработанные через дистрибьютора «Здравсервис».

Д.С.: Я попробую ответить – и по прибыльности, и по долгам. Мы видим отчетность друг друга. Мы видим, что обе компании прибыльны. В противном случае не было бы ни развития «Фармакопейки», ни столь плотных взаимоотношений «Здравсервиса» с производителями. На самом деле производители при заключении контракта внимательно изучают финансовую модель дистрибьютора. Поэтому мы, безусловно, прибыльны. С другой стороны, у нас, конечно, есть долговая нагрузка, но у каждой из компаний достаточно ресурсов, чтобы ее обслуживать. У наших компаний открыты кредитные линии, не знаю, как у Олега Геннадьевича, но мы своей не пользуемся и развиваемся, как вы верно подметили, за счет имеющихся собственных ресурсов.

О.М.: Мы тоже выполняем все обязательства перед контрагентами и на этом фоне имеем текущую прибыль. А за счет интеграции мы намерены ее даже увеличить. Чтобы два плюс два было не четыре, а пять. Или даже семь.

– Если уж заговорили об арифметике, на какие финансовые показатели вы планируете выйти в ближайшие три года?

О.М.: Экономика не позволяет сейчас уверенно говорить о количественных горизонтах. Для нас сегодня важна стратегия, понимание того, как развиваться.

– Но ведь стратегия должна подразумевать конкретную цель...

Д.С.: Конечно, в нашей стратегии присутствуют конкретные цифры. Мы не готовы их объявлять, но скажу, что наша объединенная сеть будет развиваться значительно быстрее роста рынка. Кратно. Результаты I квартала показывают, что мы с целью справляемся.

– Как сделка структурирована юридически?

О.М.: Мы обменяемся долями в акционерном капитале компаний друг друга.

Д.С.: Обмен долями еще не произошел, потому что сегодня мы находимся в стадии юридического урегулирования. Будем обмениваться долями тех юрлиц, которые являются владельцами торговых знаков. Учитывая, что у каждого из нас большое количество франчайзи, необходимо, чтобы этот процесс не повлиял на наши отношения с клиентами. Учитывая «негативный опыт» сделки наших коллег из Омска с партнерством Шаврина и Годовалова, мы юридически двигаемся не торопясь, больше внимания уделяем объединению возможностей на функциональном уровне. Сейчас оцениваем наши доли, чтобы произвести равноценный обмен.

– То есть обмениваться будете долями «Здравсервиса» и «Медэкспорта»?

Д.С.: Да, поскольку «Здравсервис» является владельцем товарного знака «Твой доктор», а «Медэкспорт» – «Фармакопейки», мы сейчас обсуждаем обмен долями именно этих структур.

– Вы продумали пути отступления, в случае если партнерство не сложится?

О.М.: На самом деле объединение зрелых структур с разной организационной культурой – процесс сложный. Однако у нас достаточно терпения для того, чтобы воспринимать культуру друг друга, уважать чужие ценности. Мы нацелены на результат. А по поводу намека, что партнерство может быть разрушено, – все может случиться.

– Это не намек. Вы, как бизнесмены, наверняка просчитываете все возможные варианты.

Д.С.: Это на самом деле абсолютно жизненный вопрос. Наши компании были и остаются самодостаточными, поэтому критические моменты возникают только по тем функциям, которые мы объединяем, и фактическое владение этими бизнеспроцессами переходит от наших юрлиц в объединенное юрлицо. При создании этого юрлица и при обсуждении консолидированных функций мы договорились, каким образом функционал будет разделен в случае недопонимания. Этот нас не смущает. Мы хотим совместно развиваться, но если вдруг чтото пойдет не так, раздел активов не будет для нас болезненным. 

фармакопейка, твой доктор, слияние, аптечные сети
Источник Vademecum №7, 2016
Поделиться в соц.сетях
Минздрав утвердит требования к «бережливым» поликлиникам летом 2020 года
Сегодня, 10:00
Глава Амурской области заявил о коррупции при закупках медоборудования
18 Октября 2019, 20:35
Минздрав РФ разъяснил суть рекомендаций по расследованию поствакцинальных осложнений
18 Октября 2019, 20:16
Экс-министра здравоохранения Новгородской области оштрафовали за ошибки в тендерной документации по закупке МИ
18 Октября 2019, 20:10
«ВкусВилл» и «Монастырев» откроют аптеки
8 Октября 2019, 8:44
Выручка крупнейших аптечных сетей страны за шесть месяцев 2019 года выросла до 450 млрд рублей
3 Октября 2019, 20:40
Мединдустрия
Не мчат, не телятся: Как пытаются удержать равновесие и скорость участники ТОП200 аптечных сетей России по выручке в первой половине 2019 года
5087
«Доктор рядом» и «Ниармедик» объединятся
18 Сентября 2019, 9:00
В США суд отказался приостановить процесс против производителей опиоидных препаратов
4 Сентября 2019, 12:19
Amgen выкупит права на препарат Celgene от псориаза за $13,4 млрд
Американские Amgen и Celgene договорились о продаже Otezla (apremilast) за $13,4 млрд. Этот блокбастер принес Celgene в 2018 году $1,6 млрд.
27 Августа 2019, 8:57
Депутаты предложили ввести фиксированную наценку на лекарства
Такое предложение содержится в новой версии технического задания подгруппы межфракционной группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения. Требования по предельной доле рынка, которую могут занимать аптечные сети и фармдистрибьюторы, напротив, предлагается смягчить.
12 Августа 2019, 11:12
В законопроект о дистанционной продаже лекарств добавят БАДы и медтовары
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский внес поправки ко второму чтению законопроекта о дистанционной торговле лекарствами, которые позволят продавать в интернете зарегистрированные БАДы и «сопутствующие медицинские товары» – например, бинты и полоски для измерения уровня сахара.
5 Августа 2019, 12:50
В Японии одобрен первый персонализированный онкопрепарат от Roche
Япония стала первой в мире страной, одобрившей препарат Roche для персонализированной терапии злокачественных новообразований Rozlytrek (entrectinib). Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения (MHLW) утвердило препарат для медицинского применения по результатам второй фазы КИ, в которых он показал эффективность в лечении десяти различных видов онкозаболеваний.
19 Июня 2019, 12:36
Один из виновников опиоидного кризиса в США объявил о банкротстве
Американский производитель обезболивающих Insys Therapeutics, которого американское правительство обвинило наряду с другими компаниями в разжигании опиоидного кризиса, подал заявление о банкротстве. На фоне этого сообщения акции Insys упали на 60%.
11 Июня 2019, 18:05
Группа X5 нашла нового партнера для открытия аптек в «Пятерочках»
X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») и участники партнерства «ИРИС» договорились об открытии до конца 2025 года 950 аптечных пунктов в магазинах «Пятерочка».
3 Июня 2019, 16:22
В «36,6» назначили нового топ-менеджера
Исполняющей обязанности заместителя генерального директора розничного подразделения «Аптечной сети 36,6» назначена директор сети «Горздрав» группы Елена Дердюк. До прихода в «36,6» она работала операционным директором в «Мега Фарм».
28 Мая 2019, 19:57
Bristol-Myers Squibb обменяется акциями с Celgene на сумму $19,85 млрд
Американская компании Bristol-Myers Squibb (BMS) 17 апреля объявила о начале сделки по приобретению Celgene за $74 млрд. Решение о проведении сделки было поддержано 12 апреля 75% акционеров.
18 Апреля 2019, 10:57
Опубликован рейтинг «ТОП200 аптечных сетей по итогам 2018 года»
16 Апреля 2019, 22:15
СП: при строительстве корпуса Института Бехтеревой допущены нарушения на 2,8 млрд рублей
Аудиторы Счетной палаты (СП) РФ при проверке Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой (ИМЧ) и Дирекции единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту (ДЕЗ) обнаружили, что длящееся с 2014 года строительство лечебного корпуса учреждения не соответствовало проектно-сметной документации, а закупка медицинского оборудования производилась с нарушениями. Совокупный объем ущерба СП оценивает в 2,8 млрд рублей.
15 Апреля 2019, 14:42
AliExpress будет продавать в России лекарства и оптику
Маркетплейс Tmall китайского интернет-ритейлера AliExpress с 18 апреля начнет продавать в России лекарства, контактные линзы и косметику. Первыми партнерами площадки стали сеть салонов оптики «Оптик-Сити» и дистрибьюторская компания «Фармакосметика».
12 Апреля 2019, 7:36
Депутаты предлагают крайне жестко регламентировать деятельность аптечных сетей
Возглавляемая депутатом Еленой Паниной подгруппа по совершенствованию порядка торговли лекарственными препаратами межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения подготовила техническое задание к разработке нормативно-правовых актов, которые могут значительно ужесточить требования к работе аптечных организаций. В документе содержатся предложения по введению дополнительных требований по антимонопольному регулированию, территориальной доступности аптек, аптечному ассортименту, правилам торговли и усилению контрольно-надзорных функций.
29 Марта 2019, 15:38
Генеральным директором «Медскана» стал Дмитрий Горнастолев
13 Февраля 2019, 12:51
Валерия Солок
Директор проекта «Здоровье» сети «Магнит»
«Если EBITDA растет, если ROIC растет, мы счастливы»
12 Февраля 2019, 8:22
Яндекс.Метрика