27 Июля 2024 Суббота

«У нас достаточно терпения, чтобы принимать культуру друг друга»
Тимофей Добровольский Фарминдустрия
21 апреля 2016, 18:41
Дмитрий Сокол (слева), Олег Милютин (справа)
Фото: Оксана Добровольская, Олег Милютин
11913

Хедлайнеры «Фармакопейки» и «Твоего доктора» – о сути и принципах партнерства 

Информация о возможном слиянии тульской сети «Твой доктор» и омской «Фармакопейки» впервые прозвучала еще в январе 2016 года. Но поскольку договаривающиеся стороны так и не сделали никаких официальных заявлений, наблюдатели восприняли их союз как формальность, подразумевающую под собой консолидацию исключительно маркетинговых усилий. Основатель управляющего аптечной сетью «Твой доктор» ООО «Здравсервис» Дмитрий Сокол и генеральный директор владеющего брендом «Фармакопейка» ООО «Медэкспорт – Северная звезда» Олег Милютин в эксклюзивном интервью Vademecum опровергли домыслы и раскрыли подробности соглашения.

– Полтора года назад высоко оценивалась вероятность слияния «Фармакопейки» с «Аптекой-Таймер» Николая Шаврина и Андрея Годовалова, но сделка сорвалась. Почему?

Олег Милютин: Слияния сетей, собственно, и не планировалось. Тогда собственники аптечной сети «Фармакопейка» приняли решение продать ее бывшим партнерам. В итоге мы не договорились ни о структуре сделки, ни о цене. Ничего плохого в этом нет. И в отношении бывших партнеров, если вы хотите услышать негатив, то его нет.

– Как же следует расценивать текущую сделку «Твоего доктора» и «Фармакопейки»?

О.М.: Буду говорить за себя. Мы приняли решение развивать бизнес вместе с партнерами из Тулы, потому что считаем, что вместе можем сделать больше, чем поодиночке. Сейчас на рынке конкурируют не организации-одиночки, а сети партнерских фирм.

– Многие считают ваше объединение не более чем маркетинговым союзом.

О.М.: Это уже пройденный этап, мы объединили с «Твоим доктором» закупочную деятельность и развиваем продуктовый портфель совместно. В ближайшее время все закупки будут консолидированы на 100%. Но на этом мы не собираемся останавливаться, и другие звенья товаропроводящей цепочки можно объединить, если найти синергизм.

Дмитрий Сокол: Логистика уже объединена.

О.М.: И она тоже. У нас единая кросс-докинговая площадка, мы являемся клиентами друг друга в логистике. В планах – совместно развивать и розничное звено. Как оно будет называться, я сейчас не комментирую. Пока мы думаем, под какими брендами и на каких рынках работать, но то, что она будет развиваться весьма активно, могу сказать уже сейчас.

– Ваша товаропроводящая сеть предполагает прямые контракты с производителями?

Д.С.: У каждой из наших компаний свои ключевые компетенции. То активное развитие, которое было в розничной сети у «Фармакопейки», – их ключевая компетенция. А наши – работа с производителями, заключение прямых контрактов. И мы будем этого добиваться.

– Вы говорите об объединении усилий, но стиль у компаний разный. «Фармакопейка» развивалась агрессивно, часто лидировала по приросту выручки, тогда как «Твой доктор» демонстрировал степенный рост. Как вы согласовываете стратегию?

О.М.: Думаю, что наши партнеры уже используют наш опыт развития.

Д.С.: За полгода, что идет процесс объединения, мы, взяв пример с коллег из Омска, нарастили скорость открытий, правда, пока остаемся на пути не столько органического развития, сколько сделок по присоединению. Я имею в виду, что мы не столько открываем, сколько присоединяем. Но учитывая, что рынок в большинстве регионов нашего присутствия насыщен розничными точками, мы хотим дать возможность развиваться нашим франчайзи. Пусть они приобретают новые точки, а мы им организуем информационно-логистическое сопровождение.

– Из Тулы в Омск путь неблизкий. Как часто вы встречаетесь для подобных обсуждений?

О.М.: О стратегиях говорим ежемесячно.

Д.С.: Чаще.

О.М.: Наша цель – быть лидерами на своих рынках, задействовать все звенья собственной товаропроводящей цепочки, свои закуп, логистику, свои и партнерские каналы распределения. Мы намерены выходить не только на прямые контракты, но и на интеграцию с производителями.

– Планы обширные, а как обстоят дела с прибыльностью объединения, с долговой нагрузкой? Известно, что «Фармакопейка», например, развивалась в основном на заемные средства.

О.М.: Откуда известно? Это слишком общая фраза: все развиваются на заемные средства. Даже те, кто говорят, что используют собственные средства, как мы знаем, развиваются на заемные.

– Ну, наверное, не все. Тот же «Твой доктор» инвестировал в развитие розницы средства, заработанные через дистрибьютора «Здравсервис».

Д.С.: Я попробую ответить – и по прибыльности, и по долгам. Мы видим отчетность друг друга. Мы видим, что обе компании прибыльны. В противном случае не было бы ни развития «Фармакопейки», ни столь плотных взаимоотношений «Здравсервиса» с производителями. На самом деле производители при заключении контракта внимательно изучают финансовую модель дистрибьютора. Поэтому мы, безусловно, прибыльны. С другой стороны, у нас, конечно, есть долговая нагрузка, но у каждой из компаний достаточно ресурсов, чтобы ее обслуживать. У наших компаний открыты кредитные линии, не знаю, как у Олега Геннадьевича, но мы своей не пользуемся и развиваемся, как вы верно подметили, за счет имеющихся собственных ресурсов.

О.М.: Мы тоже выполняем все обязательства перед контрагентами и на этом фоне имеем текущую прибыль. А за счет интеграции мы намерены ее даже увеличить. Чтобы два плюс два было не четыре, а пять. Или даже семь.

– Если уж заговорили об арифметике, на какие финансовые показатели вы планируете выйти в ближайшие три года?

О.М.: Экономика не позволяет сейчас уверенно говорить о количественных горизонтах. Для нас сегодня важна стратегия, понимание того, как развиваться.

– Но ведь стратегия должна подразумевать конкретную цель...

Д.С.: Конечно, в нашей стратегии присутствуют конкретные цифры. Мы не готовы их объявлять, но скажу, что наша объединенная сеть будет развиваться значительно быстрее роста рынка. Кратно. Результаты I квартала показывают, что мы с целью справляемся.

– Как сделка структурирована юридически?

О.М.: Мы обменяемся долями в акционерном капитале компаний друг друга.

Д.С.: Обмен долями еще не произошел, потому что сегодня мы находимся в стадии юридического урегулирования. Будем обмениваться долями тех юрлиц, которые являются владельцами торговых знаков. Учитывая, что у каждого из нас большое количество франчайзи, необходимо, чтобы этот процесс не повлиял на наши отношения с клиентами. Учитывая «негативный опыт» сделки наших коллег из Омска с партнерством Шаврина и Годовалова, мы юридически двигаемся не торопясь, больше внимания уделяем объединению возможностей на функциональном уровне. Сейчас оцениваем наши доли, чтобы произвести равноценный обмен.

– То есть обмениваться будете долями «Здравсервиса» и «Медэкспорта»?

Д.С.: Да, поскольку «Здравсервис» является владельцем товарного знака «Твой доктор», а «Медэкспорт» – «Фармакопейки», мы сейчас обсуждаем обмен долями именно этих структур.

– Вы продумали пути отступления, в случае если партнерство не сложится?

О.М.: На самом деле объединение зрелых структур с разной организационной культурой – процесс сложный. Однако у нас достаточно терпения для того, чтобы воспринимать культуру друг друга, уважать чужие ценности. Мы нацелены на результат. А по поводу намека, что партнерство может быть разрушено, – все может случиться.

– Это не намек. Вы, как бизнесмены, наверняка просчитываете все возможные варианты.

Д.С.: Это на самом деле абсолютно жизненный вопрос. Наши компании были и остаются самодостаточными, поэтому критические моменты возникают только по тем функциям, которые мы объединяем, и фактическое владение этими бизнес-процессами переходит от наших юрлиц в объединенное юрлицо. При создании этого юрлица и при обсуждении консолидированных функций мы договорились, каким образом функционал будет разделен в случае недопонимания. Этот нас не смущает. Мы хотим совместно развиваться, но если вдруг что-то пойдет не так, раздел активов не будет для нас болезненным. 

фармакопейка, твой доктор, слияние, аптечные сети
Источник: Vademecum №7, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении