Отечественных косметологов можно смело записывать в пионеры рынка медицинских услуг. Платные процедуры по улучшению внешности проводились еще в советских лечебницах, а выстроившиеся затем во всесоюзную сеть косметологические медучреждения действовали по принципу хозрасчета и бились за рентабельность. В 90‑е годы эта вполне жизнеспособная система начала рушиться, косметологические методики кустарно проросли в салонах красоты, парикмахерских и кабинетах частнопрактикующих специалистов. Сейчас рынок вновь стремится к порядку – косметология постепенно локализуется в специализированных медцентрах и многопрофильных клиниках разных форм собственности.
Пренебрежение диагностикой и стремление по максимуму удовлетворить желания пациента до сих пор во многом определяют правила игры на косметологическом рынке. «Работа косметолога имеет одно принципиальное отличие от работы других врачей. Если к хирургу придет человек и попросит отрезать ему 15 см аппендикса, это будет просто смешно, – рассуждает аналитик индустрии красоты, заместитель главного редактора портала 1nep.ru Елена Москвичева. – Но сказать косметологу: «А ну-ка, вколите мне два шприца в губы, да чтобы они вот так потом «стояли», – это в порядке вещей».
Профильные дистрибьюторы называют косметологию самым коммерциализированным сегментом в частном здравоохранении – их контрагенты со знанием дела рассуждают о фармакоэкономике, взвешивают рентабельность услуг и называют посетителей клиник не иначе как клиентами. Такой подход к делу конвертировался в масштабные экономические показатели. По данным Росздравнадзора, сейчас в России лицензиями на оказание медуслуг по профилю «косметология» обладают 7 495 организаций, или примерно 13% от всех учреждений, задействованных в российском здравоохранении. А объем только одного сегмента этого рынка – услуг с использованием инъекционных методик (без учета пилингов, массажей, уходовых процедур и манипуляций с применением косметологического оборудования) составляет, по разным оценкам, 9–11 млрд рублей. Впрочем, как свидетельствуют дистрибьюторы специализированных продуктов и руководители профильных клиник, весь рынок косметологических услуг в России как минимум вдвое больше.
ВЕДУТ В КАБИНЕТ
Отечественный рынок услуг по улучшению внешности начал развиваться в 30-х годах прошлого века и за неполный век успел пережить кризис, индустриальный бум и реформацию.
Отрасль коммерциализовалась с рождения. Первые профильные центры – Институт красоты на Арбате, Институт пластической хирургии и косметологии на Ольховке – задумывались и функционировали как хозрасчетные предприятия. К концу 60-х годов косметология была уже вполне структурированной индустрией: помимо бесчисленных кабинетов врачебной косметики, в стране действовали более 200 средних и крупных медучреждений косметологического профиля. В 1961 году свой институт красоты появился в Ленинграде – бюджетное учреждение со сложным названием «Бальнео-физио-косметологическая поликлиника Ленгорздравотдела» через пять лет фактически и по статусу перешло на хозрасчет.
«В те годы в Ленинграде существовало множество кабинетов, в которых оказываласькосметологическая помощь, но многопрофильного центра явно не хватало, – рассказывает заместитель генерального директора Института красоты на Гороховой, член-корреспондент РАН Александр Щербо. – Так была создана поликлиника, где действовали косметологическое отделение, грязе-, водо-, светолечебницы и даже отделение пластической хирургии на 15 коек».
В 1982-м приказ Минздрава СССР №1290 «О мерах по улучшению косметологической помощи населению» прописал профильные медучреждения в столицах союзных республик и крупных городах страны. В провинции дефицит легальных профильных услуг сохранялся. Но если одни жители глубинки могли себе позволить косметологический «тур» в столицы, то другим приходилось пользоваться «подпольной» косметологией, прижившейся в парикмахерских и домах быта, что в том же минздравовском приказе называлось «недопустимым».
Конъюнктура рынка косметологических услуг кардинально поменялась 28 ноября 1991 года, когда президент Ельцин подписал указ «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения». У медицинских косметологов появились легальные конкуренты – специализированные кабинеты в парикмахерских и салонах красоты.
«Представьте, комбинаты бытового обслуживания приватизированы, помещения освобождаются, а мастера растаскивают по домам дерматиновые парикмахерские кресла и зеркала, – оживляет ретроспективу Елена Москвичева. – Они снимают в спальном районе однокомнатную квартиру, где на кухне работает мастер маникюра, в комнате – два парикмахера. Через какое-то время маникюрша переселяется к парикмахерам, а на кухню въезжает «косметолог». Парикмахерское «родовое проклятие» довлело над косметологией долгие годы».
Поставщики специализированных импортных товаров – первых лазерных аппаратов, биоревитализантов и мезопрепаратов – искали каналы сбыта и, конечно же, не гнушались сотрудничеством с расплодившимися салонами красоты. «Когда в страну хлынуло оборудование для аппаратной косметологии, стало страшно. Привозились мощнейшие приборы, которые даже не регистрировались как медоборудование, мало кто мог ответить за последствия их использования. Результаты некоторых процедур можно было расценивать как уродство. Все считали, что удалить волос очень просто, и удаляли. А у нас, – рассказывает руководитель одного из крупных центров косметологии и пластической хирургии в Москве, – рос и рос поток пациентов с рубцами, оставленными «мастерами» электроэпиляции».
В начале 90-х годов в парикмахерских косметологию практиковали не только спецы со средним медобразованием, но и дипломированные врачи – терапевты, стоматологи. «В поликлиниках им по полгода не платили зарплату. Поэтому устроиться в такой салон делать маски и эпиляцию было куда интереснее, чем идти в челноки», – говорит Елена Москвичева.
ВИТАМИНЫ РОСТА
Идеологами цивилизованного косметологического рынка в 90-е стали дерматологи и пластические хирурги. Впрочем, последние принимали и продвигали косметологию с оговорками. «Когда в 1998 году мы переименовывали наше учреждение, то сознательно назвали его «Институт пластической хирургии и косметологии». Взаимопроникновениеэтих специальностей логично, помощь должна быть комплексной. Часто к нам приходили пациенты других пластических хирургов, которым требовалась реабилитация. С этой задачей успешно справлялись косметологи», – рассказывает бывший директор Института пластической хирургии и косметологии на Ольховке Владимир Виссарионов.
Увлеченность хирургов косметологией заметно возросла, когда «пластики» стали открывать для себя Америку – ездить на стажировки в США. «Мы перенимали не только методики, но и отношение к делу. Если у тебя есть мощный медицинский центр, глупо терять бизнес-возможности, открывающиеся в смежных направлениях», – говорит пластический хирург Алексей Боровиков, приводя в подтверждение высказывание своего американского коллеги Томаса Биггса: «Еще недавно я был высоколобым реконструктором, а сегодня я не гнушаюсь торговать витаминами у себя в офисе».
Синергию специальностей убедительнее прочих продемонстрировал уральский врач и предприниматель Сергей Нудельман, построивший в Екатеринбурге Центр косметологии и пластической хирургии (интервью с ведущими специалистами центра – на стр. 25).
Тем не менее до 2000 года многие пластические хирурги, даже те из них, кто применял косметологию, предпочитали держатьдистанцию – например, не пускали косметологов на свои профильные конференции, старались выбирать разные секции на выставках и других отраслевых мероприятиях.
Заметно дружелюбнее вели себя дерматологи. В 1991 году в Москве открылся медицинский центр косметологической коррекции «ЭКЛАН». Его создателем стала Ольга Панова, которая на протяжении 20 лет заведовала отделением Московского НИИ косметологии, работала заместителем директора по лечебной работе Института красоты на Арбате. На этих площадках Панова развивала новое для отечественной медицинской науки и практики направление – лазерную дерматологию. Потому и специализацией учрежденного Пановой центра «ЭКЛАН» стали лазерные технологии лечения и коррекции кожи. Также здесь развивались онкодерматология, эстетическая дерматология, пластическая хирургия.
В той же лазерной нише обосновалась частная клиника «ПрезидентМед» дерматолога Игоря Пинсона. В 1997 году ему удалось найти инвестора – компанию – производителя лазерного оборудования. «Когда государством был взят курс на коммерциализацию сферы услуг, у нас было все для открытия своей дерматологической клиники – квалификация, помещение, инвестиции. Косметологические услуги мы также оказывали, и со временем их становилось все больше», – вспоминает Пинсон.
Экономический кризис 1998 года жестко затормозил предпринимательскую активность в косметологическом сегменте. В это время, как свидетельствует в своей книге «Прибыльный салон красоты» руководитель консалтингового объединения «Наутилус» Спартак Каюмов, в салонном бизнесе произошли «эволюционные преобразования», а «выжить смогли наиболее приспособленные предприятия индустрии красоты». Впрочем, наметился и встречный тренд – некоторых игроков рынка медицинских услуг кризис подтолкнул к переходу в более рентабельный косметологический сектор.
Центр медицинской косметологии «Петровка Бьюти» обязан своим появлением как раз кризису. Этот частный бизнес начиналсяв 1997 году как стоматологический центр «Дентал Депо», но владельцам пришлось отказаться от первоначальной идеи. «Мы сделали ремонт, запланировали покупку оборудования, но грянул 1998 год. И денег не осталось, – вспоминает генеральный директор «Петровка Бьюти» Наталья Бужинская. – Стоматологическое оборудование тогда стоило гораздо дороже косметологического, а китайских альтернатив не было».
Так и не состоявшаяся стоматологическая клиника начала сотрудничество с пластическими хирургами. «Они искали место в центре города с хорошим ремонтом, чтобы консультировать пациентов, готовить их к операции и реабилитировать с помощью физиотерапевтических процедур. Но потом оказалось, что кроме хирургов такая работа никому больше денег не приносит. В конце концов мы отказались от этого формата и стали заниматься полноценной косметологией, благо к нам на вооружение уже пришли инъекционные методики», – объясняет Бужинская.
ПОДКОЖНЫЙ ЗУД
Появление в России ботулотоксинов и филлеров отозвалось взрывным ростом рынка косметологических услуг (подробнее – в материале «Под кожу на счастье» в VADEMECUM #31 (56) от 29 сентября 2014 года). «Косметология стала выгодной, привлекательной и интересной. Именно для российских предпринимателей, которые не привыкли к «длинным» деньгам, – полагает Елена Москвичева. – Очаровавшись быстрой и крупной выручкой, никто не задумывался, что минимум 50% от этой суммы стоит сам препарат, еще 30% надо отдать за услугу косметологу, а остаток не так уж велик. Честно говоря, косметический уход раз в неделю приносит клинике больше дохода, чем «ботокс» два раза в год».
Для того чтобы делать уколы «ботокса», собственная клиника не нужна, поэтому рынок рос в десятки раз быстрее, чем число специализированных медучреждений. «Многие начали работать в кабинетах при поликлиниках, парикмахерских и даже дома. Это был отличный вариант для ленивых – не надо получать лицензию, арендовать помещение и набирать персонал. К сожалению, такая практика сильно развита до сих пор», – замечает Наталья Бужинская.
Вход в отрасль для непрофессионалов стал сужаться благодаря серии нормативных инициатив Минздравсоцразвития. Приказ ведомства №210н от 23 апреля 2009 года ввел косметологию в номенклатурный перечень медицинских специальностей, а приказом №415н были определены требования к профессиональному косметологу. «Хотите работать косметологом, извольте сначала пройти обучение в ординатуре по дерматовенерологии и профпереподготовку. И сегодня этот барьер работает», – уверен Александр Щербо, который в момент утверждения косметологии в качестве медицинской специальности был проректором Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
Заметно меньший оптимизм звучит в оценке ситуации Игоря Пинсона из клиники «ПрезидентМед»: «К сожалению, попытки государства регулировать отрасль были малоэффективны. Масса организаций работают без лицензии, а соблюдениеминимальных требований не гарантирует грамотности специалистов. Чем больше будет контроля со стороны государства, тем лучше. Надо закрывать инъекционные мероприятия при бане, лазерные процедуры в парикмахерской».
За пять лет, что действует требование об обязательной регулярной переподготовке профильных специалистов, многие ее так и не прошли. «Вы удивитесь, как часто на вакансию косметолога откликаются те же терапевты. Они занимаются косметологией уже много лет, но соответствующего сертификата у них нет. С одной стороны, их можно понять, – рассуждает Наталья Бужинская, – за переподготовку надо отдать 120 тысяч рублей. Но и нам лишние проблемы с контролирующими органами не нужны, поэтому таких специалистов мы на работу не берем».
СТОЛПЫ И САТЕЛЛИТЫ
Откликнувшись на реформу, а может быть, даже предвосхитив внимание регуляторов, косметологический бизнес начал постепенно перетекать из одиночных частных кабинетов в специализированные клиники. В середине «нулевых» косметологической тематикой заинтересовались системные игроки – инвесторы, многопрофильные медицинские центры и даже государственные ЛПУ.
Сначала операторами рынка становились люди, на которых деньги свалились случайно. «Например, врачи-косметологи находили инвестора и делали клинику своей мечты, – говорит Москвичева. Бывший редактор журнала «Салон красоты» (существовал в 2000–2013 годах) Алла Липатова добавляет, что до 2006 года салон красоты мог быть очередным – после шубы и автомобиля – подарком жене или любовнице: «Такое предприятие редко могло приносить прибыль, поэтому, когда у спонсора заканчивались деньги, как правило, оно сразу закрывалось или продавалось».
Однако после кризиса инвестиции в этот бизнес начали направляться осознанно. Группа компаний Bosco di Ciliegi в 2007 году открыла в московском торговом комплексе «Петровский пассаж» салон Articoli, где оказывается полный спектр процедур косметологического профиля. Медиахолдинг PMI Евгения Финкельштейна в 2009 году выкупил Институт красоты на Гороховой. «Индустрия красотыи здоровья – это модно и перспективно», – заявил тогда инвестор. Сейчас заканчивается реконструкция здания «поликлиники Ленгорздравотдела»: как сообщил VADEMECUM генеральный директор института Марк Хачатурян, косметологическое отделение уже работает в полную силу, а в следующем году планируется завершить ремонт в отделении пластической хирургии.
Косметология становится одним из традиционных направлений многопрофильных медицинских центров. Оно эксплуатируется, например, и в Европейском медицинском центре, и в клинике PremierMedica на Новорижском шоссе. Холдинг «СМ-Клиника» три года назад открыл специализированное подразделение «СМ-Косметология». «Мы шли навстречу спросу. Пациенты дерматологов и косметологов, работавших в наших клиниках, активно интересовались косметологическими процедурами, поэтому было принято решение открыть отдельную площадку, – рассказывает директор по развитию клиники «СМ-Косметология» Ольга Трофимова. – Уже через год уровень загруженности специалистов достиг 60–80%, и мы в несколько раз расширили помещение. А сейчас поток пациентов увеличился настолько, что мы планируем открыть вторую клинику этого профиля». Наталья Бужинская из «Петровка Бьюти» считает, что говорить об устойчивом тренде развития косметологии, как выделенного направления деятельности многопрофильных клиник, преждевременно: «Серьезно такие центры в косметологию, как правило, не вкладываются, потому что пациент к ним идет за другим. Но раз уж он пришел, почему бы ему не зайти в косметологическое отделение?»
Активный интерес к косметологии проявляют государственный и муниципальный секторы. Сейчас косметологи, например, работают на базе большинства московских кожно-венерологических диспансеров, появляются профильные позиции и в штате муниципальных медицинских организаций. По словам руководителя отделения косметологии московской поликлиники №220 Владимира Плахотина, подразделение за год работы доказало актуальность развития направления: «В отделении оказываются только платные услуги, для поликлиники это дополнительный доход. Сразу после открытия к нам приходили 150–200 пациентов в месяц, и сейчас мы оказываем не только косметологические услуги, но и делаем пластические операции под местной анастезией».
Пластические хирурги, справляясь с фанаберией, постепенно признают в косметологах коллег. И сейчас профильные специалисты и даже отделения присутствуют почти в каждом центре пластической хирургии. Генеральный директор клиники Parada Алексей Новиков, например, считает, что косметология пока остается для пластики «сателлитом»: «Это нам интересно, но во вторую очередь. В нашем случае на пластическую хирургию ориентированы 90% пациентов и только 10% – на косметологию».
По другой экспертной оценке, аудитории у пластических хирургов и косметологов разные, потому-то универсальные клиники и привлекательны с точки зрения развития бизнеса. «Операционная активность подобных клиник составляет 10%, а основной поток пациентов обращается именно за косметологическими услугами, – считает Алексей Боровиков. – Пластический хирург в штате такой клиники – атрибут солидности, поскольку в представлении многих потребителей салон красоты, как и косметологический салон, – это по-прежнему заведение на первом этаже дома возле метро». Иными словами, пока организация хирургического направления в косметологии – попытка скорректировать небрежение, доставшееся косметологам в наследство от 90-х.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«КОСМЕТОЛОГИЯ ОЧЕНЬ ЗАВИСИМА ОТ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ»
Об этических нормах сосуществования разных эстетических дисциплин
Текст: Ольга Гончарова
К малоинвазивной эстетике пластические хирурги долгое время относились с пренебрежением, и потому интеграция косметологии в практику пластических клиник началась совсем недавно, в середине 2000-х. Главный врач и совладелец клиники «СПИК» (Санкт-Петербургский институт красоты) Артур Рыбакин рассказал VADEMECUM о том, как сблизил «конфликтующие» направления эстетической медицины и монетизировал их примирение.
– СПИК известен, прежде всего, пластическими операциями. Когда вы начали развивать в своей клинике косметологию?
– С момента открытия центра, и даже раньше. В начале 90-х я и мои коллеги-хирурги работали в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова, уже там начали изучать косметологию и практиковать ее отдельные методики. Потом наша команда перешла в легендарный Институт красоты на Гороховой, где появилась возможность применить полученные знания на большом потоке пациентов. На Гороховой функционировало отделение косметологии и физиотерапии, там мы и научились культуре общения и совместной работе с этими специалистами. Когда государство резко сократило финансирование института, мы задумались о создании частной клиники. Я и Валентина Несватова [президент холдинга «Вероника». – VADEMECUM] на собственные средства открыли СПИК, решив, что в центре будут работать два отделения – пластической хирургии и косметологии. Опыт подсказывал, что комплексные услуги смогут привлечь больше клиентов.
– Сколько вложили в клинику?
– По курсу середины 90-х выходило $300 тысяч – без учета затрат на косметологическое отделение, которое мы открыли через год после запуска отделения пластической хирургии, потратив на него сопоставимые средства. Запускать одновременно два отделения на тот момент было для нас слишком дорого.
– Конкуренты на питерском рынке тогда уже появились?
– Крупных частных учреждений эстетической медицины практически не было. Главным нашим конкурентом стал известный специалист в области хирургии кисти, профессор Анатолий Белоусов, который тоже открыл собственную клинику. Но у него был другой подход к ведению эстетического бизнеса: упор делался скорее на пластические и микрохирургические операции. Мы же старались комбинировать серьезные операции с малоинвазивными методиками. Две школы – наша и Анатолия Белоусова, а также несколько хирургов, пожалуй, и сформировали рынок эстетической медицины в Санкт-Петербурге.
– Какое направление все-таки было основным в СПИК?
– Сначала пластическая хирургия заметно доминировала, хотя уже тогда мы совершали широкий спектр вмешательств и малоинвазивных манипуляций, уделяя равноценное внимание всем типам процедур. Но постепенно косметология начала разворачиваться, и сейчас соотношение пластических операций к малоинвазивным процедурам по улучшению внешности в доходах клиники составляет 45–55% [по данным СПАРК-Интерфакс, выручка ООО «СПИК» в 2013 году составила около 200 млн рублей. – VADEMECUM], отделение косметологии смогло развиться в отдельную клинику. В ней работают 12 косметологов, вдвое больше, чем пластических хирургов. А рентабельность этих двух направлений находится примерно на одном уровне – порядка 30% – с небольшим перевесом в пользу пластической хирургии.
– Означает ли это, что косметологи постепенно отбирают хлеб у пластических хирургов?
– Я бы так не сказал. Да, в косметологии появилось заметно больше инвазивных методик – нити, лазерное оборудование, и многое из того, что раньше отдавалось на откуп хирургам, делают сейчас косметологи. Мы, хирурги, не противимся этому, потому что косметологи могут помочь пациентам, которым пока не нужны пластические операции. Если раньше эти специалисты, как правило, не могли предложить пациентам эффективные методики, то теперь у косметологов появился для этого мощный арсенал средств.
– Несколько лет назад вы вышли на московский рынок и открыли клинику на Арбате. В Питере стало тесно?
– В какой-то момент значительное число пациентов СПИК составили жители столицы. И мы решили расширить бизнес, приблизив его к нашей ключевой аудитории. Московский СПИК строился как зеркальное отражение санкт-петербургского, здесь мы открыли два отделения – пластической хирургии и косметологии – и предлагаем клиентам аналогичный набор услуг.
– Экспансия в Москву – попытка развивать сетевой формат. Планируете ли вы открытие центров в других городах-миллионниках?
– Пока это невозможно. Мы ощущаем дефицит кадров в пластической хирургии, поэтому если мы откроем центр в каком-то другом городе, то там просто будет некому работать. Среди косметологов недостатка в кадрах нет, но, на мой взгляд, косметология очень зависит от пластической хирургии и может успешно развиваться, только если работает в связке с ней. Мы хорошо понимаем, как заинтересовать пациентов комплексными услугами, и сомневаемся, что на одну только косметологию пойдет сопоставимая по масштабу аудитория.