27 Июля 2024 Суббота

≪Тузы в руках у дистрибьюторов≫
Екатерина Макарова Фарминдустрия
27 апреля 2015, 14:15
7280

VADEMECUM помог ведущим игрокам российского фармрынка раскрыть карты

Участники товаропроводящей цепочки требуют друг от друга искренности, а от рынка в целом – игры по понятным правилам. Правда, сами сделать шаг к транспарентности и соблюдению общих договоренностей не спешат. Этот конфликт и стал основным мотивом ежегодного заседания Первого Аптечного Конгресса, главной дискуссионной площадки журнала VADEMECUM. 21 апреля в конференц‑зале Lotte Hotel Moscow собственники и управленцы крупнейших аптечных сетей России, топ‑менеджеры дистрибьюторских и производственных фармкомпаний собрались, чтобы закрепить традицию прямого нерегламентированного общения между игроками единого бизнес‑пространства.

В повестке нынешнего заседания Первого Аптечного Конгресса, проходившего при спонсорской поддержке компаний AstraZeneca, ≪Акрихин≫, Boehringer Ingelheim, RePharma, АСА и ≪Зелдис-Фарма≫ (предоставившей всем участникам мероприятия сувенирную продукцию), были заявлены четыре показавшиеся организаторам наиболее актуальными темы. Все они продиктованы кризисным декабрем, когда дистрибьюторы, прежде баловавшие сети большими отсрочками, внезапно начали лимитировать отгрузку и требовать быстрых расчетов. 

Участникам дискуссии VADEMECUM предложил обсудить обновленную политику взаимоотношений сетей и дистрибуции в условиях консолидации розничного рынка; выяснить, на чем ритейл намерен зарабатывать в кризис; определить, как производители и ритейлеры собираются преодолевать взаимное недоверие, и, наконец, разобраться, что могут дать рынку маркетинговые союзы. 

Вопросом об эмоциональных и структурных противоречиях между дистрибьюторами и аптечными сетями открыл первую сессию конгресса председатель совета директоров группы компаний ≪Здравсервис≫, владелец аптечной сети ≪Твой Доктор≫ Дмитрий Сокол. Высказанный им тезис о существующем на фармрынке кризисе доверия развили другие участники дискуссии, предложившие свое видение обновленных взаимоотношений промышленников, оптовиков и ритейлеров.

С идеей разобраться в понятиях эластичности спроса и цены выступил модератор второй сессии конгресса – генеральный директор ГК ≪Апрель≫ Вадим Анисимов. Нынешнее состояние фармрынка страны он свел к трем ≪К≫ – кризис, конкуренция, консолидация, – от которых Анисимов и предложил отталкиваться в поиске равновесия интересов продавца и покупателя. Драйверами доходности, по его мнению, в ближайшем будущем станут безрецептурные лекарства и парафармацевтика.

Тот же баланс, но применительно к Rx-номенклатуре, пытался обнаружить на следующем витке дискуссии независимый эксперт, а в недавнем прошлом один из ключевых управленцев группы ≪Протек≫ Виталий Смердов. Поддержавшие тему топ-менеджеры крупнейших производственных компаний вынуждены были согласиться с тезисом: без четкого понимания, что сегодня представляют собой аптечные сети, полноценное развитие канала прямых продаж невозможно. Неорганизованная розница – мелкие сети и одиночные игроки – явление еще менее понятное производителям и оптовикам, но все же представляющее собой серьезную силу.

Модератор заключительной сессии конгресса, гендиректор сети ≪Нео-Фарм≫ Евгений Нифантьев оценил совокупную выручку независимых игроков в 420 млрд рублей в 2014 году. Однако эта совокупность слишком условна для того, чтобы строить на ней единую бизнес-стратегию. Вариантов построения маркетинговых союзов на столь зыбкой почве существует несколько. А выигрывает, по сути, один формат – квазисеть, состоящая из десятков де-юре независимых аптек, а де-факто завязанных на одном собственнике, единой системе управления, ценовой и ассортиментной политике.

первый аптечный конгресс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении