
В повестке нынешнего заседания Первого Аптечного Конгресса, проходившего при спонсорской поддержке компаний AstraZeneca, ≪Акрихин≫, Boehringer Ingelheim, RePharma, АСА и ≪Зелдис‑Фарма≫ (предоставившей всем участникам мероприятия сувенирную продукцию), были заявлены четыре показавшиеся организаторам наиболее актуальными темы. Все они продиктованы кризисным декабрем, когда дистрибьюторы, прежде баловавшие сети большими отсрочками, внезапно начали лимитировать отгрузку и требовать быстрых расчетов.
Участникам дискуссии VADEMECUM предложил обсудить обновленную политику взаимоотношений сетей и дистрибуции в условиях консолидации розничного рынка; выяснить, на чем ритейл намерен зарабатывать в кризис; определить, как производители и ритейлеры собираются преодолевать взаимное недоверие, и, наконец, разобраться, что могут дать рынку маркетинговые союзы.
Вопросом об эмоциональных и структурных противоречиях между дистрибьюторами и аптечными сетями открыл первую сессию конгресса председатель совета директоров группы компаний ≪Здравсервис≫, владелец аптечной сети ≪Твой Доктор≫ Дмитрий Сокол. Высказанный им тезис о существующем на фармрынке кризисе доверия развили другие участники дискуссии, предложившие свое видение обновленных взаимоотношений промышленников, оптовиков и ритейлеров.
С идеей разобраться в понятиях эластичности спроса и цены выступил модератор второй сессии конгресса – генеральный директор ГК ≪Апрель≫ Вадим Анисимов. Нынешнее состояние фармрынка страны он свел к трем ≪К≫ – кризис, конкуренция, консолидация, – от которых Анисимов и предложил отталкиваться в поиске равновесия интересов продавца и покупателя. Драйверами доходности, по его мнению, в ближайшем будущем станут безрецептурные лекарства и парафармацевтика.
Тот же баланс, но применительно к Rx‑номенклатуре, пытался обнаружить на следующем витке дискуссии независимый эксперт, а в недавнем прошлом один из ключевых управленцев группы ≪Протек≫ Виталий Смердов. Поддержавшие тему топ‑менеджеры крупнейших производственных компаний вынуждены были согласиться с тезисом: без четкого понимания, что сегодня представляют собой аптечные сети, полноценное развитие канала прямых продаж невозможно. Неорганизованная розница – мелкие сети и одиночные игроки – явление еще менее понятное производителям и оптовикам, но все же представляющее собой серьезную силу.
Модератор заключительной сессии конгресса, гендиректор сети ≪Нео‑Фарм≫ Евгений Нифантьев оценил совокупную выручку независимых игроков в 420 млрд рублей в 2014 году. Однако эта совокупность слишком условна для того, чтобы строить на ней единую бизнес‑стратегию. Вариантов построения маркетинговых союзов на столь зыбкой почве существует несколько. А выигрывает, по сути, один формат – квазисеть, состоящая из десятков де‑юре независимых аптек, а де‑факто завязанных на одном собственнике, единой системе управления, ценовой и ассортиментной политике.