Россия продолжает относиться к странам с тяжелым бременем туберкулеза. О том, что нам мешает избавиться от чахоточного статуса, в интервью VM размышляет главный фтизиатр Минздрава РФ, руководитель отдела фтизиатрии ФГБУ «Центральный научно‑исследовательский институт туберкулеза» РАМН Ирина Васильева.
– Еще во времена СССР была создана обширная сеть специализированных противотуберкулезных учреждений, и тем не менее в начале 90-х годов произошел всплеск заболеваемости и смертности. Чем это было обусловлено?
– Сеть противотуберкулезных диспансеров, выполняющих не только диагностическую и лечебную функции, но и организационно-методологическую работу по профилактике, раннему выявлению и деятельности в очагах туберкулезных инфекций, функционирует по-прежнему. Первые противотуберкулезные препараты были открыты еще в 1944 году, а чуть позже стали использоваться в терапии, и с 60-х годов туберкулез стремительно пошел на убыль. Но эта тенденция споткнулась о социальные потрясения. Дело в том, что перерождение латентной инфекции в заболевание связано со снижением иммунитета, а наибольший провокатор тут – стресс. Что и случилось в начале 90-х – социально-экономический коллапс, развал Союза, активные миграционные процессы. Мигранты попадали в Россию недолечившимися или больными. Эти факторы на фоне резкого снижения финансирования противотуберкулезных служб и острого дефицита препаратов способствовали распространению эпидемии. Заболеваемость по сравнению с благополучными годами в СССР выросла в три раза. Изменить ситуацию удалось только в конце 90-годов – были приняты федеральные программы, стало наращиваться финансирование. Но лишь сейчас мы ощущаем результаты этой работы: туберкулез – болезнь медленная, не грипп и не вирусная инфекция, которая быстро дает и эпидемию, и ее спад. Таковы особенности и самого возбудителя – медленно растет, размножается, длительно протекает. Для ремиссии требуется время. Да, заболеваемость и смертность от туберкулеза сегодня существенно снижаются, но параллельно нарастают другие проблемы – распространение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и туберкулеза с ВИЧ.
– Диагностика и терапия этих форм дополнительно финансируются?
– Конечно, причем на федеральном уровне. Но дело даже не всегда в деньгах. Скрининговое флюорографическое обследование – и это закреплено законодательно – должно проводиться раз в два года среди всего населения. В группах риска – еще чаще. Все легальные мигранты проходят обследование. С нелегалами сложнее, особенно с учетом эпидемиологической обстановки в регионах, откуда они прибывают. К сожалению, труднее всего привлечь к обследованию неработающих людей, социально дезориентированных – именно эта категория остается недообследованной.
– Может быть, тут противотуберкулезная служба недорабатывает?
– Структура противотуберкулезной службы налажена хорошо, и здесь ничего не надо менять. Сети районных диспансеров и больниц работают слаженно, в последние годы активно внедряются современные методы ускоренной диагностики МЛУ-ТБ. Минздрав субсидирует закупку современного оборудования: какие-то регионы уже полностью оснащены, другие – пока недостаточно. Ситуация неравномерная, но работа не прекращается.
– ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» 1 января 2013 года завершилась, а часть закупок противотуберкулезных препаратов перешла в зону ответственности регионов. Можно ли уже оценить последствия децентрализации?
– На неотложные мероприятия федеральным центром и регионами средств выделяется достаточно. Но с учетом нарастания случаев туберкулеза с МЛУ и ВИЧ-инфекцией и на эти аспекты, на мой взгляд, должна быть направлена целевая программа с дополнительным финансированием. В отношении децентрализации делать выводы преждевременно, единственное, о чем стоит сказать: к сожалению, не все регионы умеют правильно оценивать свои лекарственные потребности.
В целом ситуация такова: из федерального бюджета выделяются средства на закупку дорогостоящих препаратов второго ряда, а региональными бюджетами финансируются поставки препаратов первого ряда. Перечни оптимальны, правда, с одной поправкой – у нас есть уже достаточно много случаев с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ). Это категория больных, которым необходимы препараты уже третьего ряда – рекомендованные ВОЗ антибиотики широкого действия с противотуберкулезной активностью. Этот список желательно дополнить. Но здесь существует нормативная проблема. У нас в стране препараты третьего ряда недостаточно изучены в отношении туберкулеза, и автоматически внести их в номенклатуру закупок невозможно. Сначала профессиональное сообщество должно включить их в перечень препаратов для лечения туберкулеза, в стандарты лечения, которые тоже пока в стадии разработки. Правда, мы уже включили эти препараты в федеральные клинические рекомендации, разработанные Российским обществом фтизиатров. И специализированные научно-исследовательские институты, и региональные противотуберкулезные центры за счет своего бюджета могут их использовать.
– За чей счет приобретаются препараты третьего ряда?
– Вся терапия туберкулеза по закону должна обеспечиваться фтизиатрической противотуберкулезной службой. На мой взгляд, препараты третьего ряда на сегодняшний день могут и должны закупаться региональными службами. У них, я считаю, для этого есть все основания. В ряде территорий так и происходит: где-то выявлены один-два больных с ШЛУ-ТБ, и регионы выделяют средства конкретно на них. Все зависит от понимания местными администрациями проблемы и, увы, от финансовой возможности. Как правило, больные с ШЛУ лечатся в научно-исследовательских институтах. Мы, например, покупаем препараты второго и третьего ряда за счет своего бюджета в большом количестве. В нашем институте сосредоточены самые тяжелые пациенты.
Еще одна проблема – недостаточная приверженность больных лечению, преждевременное прерывание терапии. Удивительно, что такую безответственность позволяют себе даже социально благополучные, грамотные люди. Почему? Заболевание длительное, при обычной форме необходимо принимать несколько препаратов по полгода, при МЛУ – два года ежедневного применения как минимум четырех препаратов. При хорошем лечении пациент себя хорошо чувствует уже через месяц терапии. Психологическая ловушка: пациент себя считает выздоровевшим и бросает лечение. В итоге обязательно будет рецидив, как правило, сопровождаемый лекарственной устойчивостью. Так пополняется резервуар МЛУ-ТБ.
– Судя по практике применения инновационных препаратов, противотуберкулезной нормативной базе требуется обновление?
– Нам надо актуализировать приказ Минздрава №109, описывающий организацию службы, диагностику и лечение туберкулеза по состоянию на 2003 год. Естественно, с тех пор диагностика и лечение ушли далеко вперед. Мы разработали федеральные клинические рекомендации, сопряженные с 323-м законом. Но старый приказ пока существует. Поэтому мы взяли на себя обязательство – отдельные инструкции приказа превратить в новые порядки по диагностике, по лечению и так далее. Стандарты лечения разрабатывались аж в 2006 году, но и тогда были описаны не все клинические варианты: МЛУ-ТБ там, естественно, нет. Порядок организации медицинской помощи больному туберкулезом был издан не так давно – в 2012 году, но на этапе внедрения в практику стало понятно, что и «свежий» документ требует доработки, сейчас вносим изменения. Существуют нормативные проблемы и в сфере мониторинга, который тоже пока ведется с использованием устаревших учетных форм. Надеюсь, что регистр больных, который в нынешнем году апробируется на пилотных территориях, уже через год сможет охватить всю страну. Крайне необходимо внедрение в России референс-лабораторий, которые должны быть во всех странах с высоким уровнем туберкулеза.
– В каких регионах страны наиболее сложная ситуация?
– Самая высокая заболеваемость традиционно в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Там больше всего территорий, где заболеваемость и смертность в два раза выше среднероссийских. Проблемный участок – Тыва, где отмечены самые высокие в стране показатели смертности и заболеваемости. После – Иркутская область, где туберкулез активен еще и в связи с большим числом ВИЧ-инфицированных больных. В любом случае, отсутствие тенденций к снижению заболеваемости и смертности свидетельствует о слабой региональной противотуберкулезной службе. Например, в том же СФО, в Томской области, смертность от туберкулеза вдвое ниже среднероссийского показателя, в четыре раза ниже смертности в целом по Сибири. С конца 90-х годов региональная противотуберкулезная служба участвовала в разнообразных международных программах, что позволило значительно – со 120 больных на 100 тысяч населения до 60 – снизить заболеваемость, в четыре раза – смертность. И это говорит лишь о том, что региональные власти понимают приоритеты и видят направление движения.