Первому вице-премьеру Игорю Шувалову в конце прошлой недели пришлось столкнуться с трудным выбором. Согласиться с разработанными ФАС поправками в антимонопольное законодательство, которые с незначительными оговорками тот уже поддержал, наотрез отказались главные лоббисты. Они предлагают Шувалову свой, принципиально отличный вариант законопроекта. В процессе перепалки чиновники и представители бизнес-ассоциаций даже перешли на личности. Глава ФАС Игорь Артемьев выявил среди главных критиков «Четвертого антимонопольного пакета» своих персональных недругов.
ПОСТОРОННИМ ВОСПРЕЩЕН
О сути претензий к ФАС со стороны коллег по кабинету министров и делового сообщества VM подробно рассказывал в #18 от 21 октября. Возмущение оппонентов вызвали как суть и объем предлагаемых антимонопольщиками поправок в закон «О защите конкуренции», так и способ их проведения через Госдуму – прицепить их к уже принятому весной в первом чтении блоку поправок, предусматривающих отмену уведомительного контроля за сделками экономической концентрации, не оказывающими влияния на состояние конкуренции.
Вообще у документа на тот момент было два главных критика – Минэк и «Деловая Россия». На устранение разногласий с ними Игорь Шувалов, одобривший документ в целом, дал в конце октября около месяца. 18 ноября ФАС в очередной раз внесла блок поправок в правительство. Однако в Минэке говорят, что документ так и не был до конца согласован: по итогам совещания у директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Натальи Ларионовой, в ФАС готовы были учесть замечание об увеличении срока подготовки торговых практик. Однако проект так и не был полностью согласован с министерством. «Таблица разногласий подписана и 18 ноября направлена в ФАС, после чего ФАС внесла документ в правительство прямо с разногласиями», – объясняют в Минэке.
В доработанном документе не были учтены рекомендации и претензии со стороны не только Минэка, но и других профильных ведомств. «Законопроект обсуждался у первого вице-премьера Игоря Шувалова по существу только один раз. После этого совещания поправки в основном были одобрены, но нас попросили провести их общественное обсуждение, что мы и сделали», – пояснили в ФАС. Критики службы обвиняют регулятора в лукавстве. К участию в дискуссии на тему «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенную главой ФАС Игорем Артемьевым в ноябре, некоторых желающих не допустили.
ПОДПОРКА ПОД «ОПОРУ»
Одним из таких нежеланных гостей стал Алексей Ульянов, бывший начальник управления контроля промышленности ФАС, а ныне сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей России и эксперт «Деловой России». Как объяснили VM в ведомстве, «на круглый стол приглашали представителей малого бизнеса, поскольку ФАС была интересна именно их точка зрения, а не представителей каких-либо других организаций и людей, имеющих личный конфликт интересов с ведомством».
Ульянов действительно один из самых непримиримых критиков поправок, которые деловое сообщество уже успело прозвать «Четвертым антимонопольным пакетом», хотя в самой ФАС предпочитают скромно называть их «хвостом «Третьего пакета». В то же время очевидно, что изменения в действующий закон предлагаются весьма серьезные. Например, разработчики поправок предлагают отменить иммунитет для правообладателей, ограничить заключение хозяйствующими субъектами соглашений о совместной деятельности, даже если они прямо не направлены на ограничение конкуренции, и наделить ФАС полномочиями выдавать предписания компаниям на опубликование правил торговой практики.
Из лоббистских организаций на «круглый стол» к Игорю Артемьеву в итоге попали представители «Опоры России». У этой общественной организации, правда, возражений против поправок в закон не нашлось. Вообще, после ареста в ноябре вице-президента «Опоры» Павла Сигала, заподозренного в махинациях с «материнским капиталом», эта организация не торопится вступать в споры и дискуссии с госструктурами.
В присутствии представителей «Опоры» Артемьев дал отповедь критикам его законотворческой инициативы. К таковым он причислил как «бывших, уволенных сотрудников», так и высших руководителей «Деловой России». «Есть такой гражданин в «Деловой России», у которого я выиграл пять судов – три верховных и два высших арбитражных, доказав тем самым, что он меня оклеветал на заседании у Дмитрия Медведева», – делился с аудиторией Артемьев.
Так, глава ФАС прозрачно намекнул на инцидент, имевший место в феврале 2010 года. Тогда президент ОАО «Триумвират», а ныне член генсовета «Деловой России» и гендиректор НП «Национальная ассоциация институтов закупок» (НАИЗ) Сергей Габестро пожаловался Медведеву на то, что Артемьев якобы объявил победителей конкурса среди операторов площадок электронных торгов еще до его окончания. Медведев дал поручение своей администрации проверить слова Габестро, но информация предпринимателя так и не подтвердилась.
«ФАС всегда находится в состоянии борьбы, покоя у нас нет и быть не должно, потому что в таком случае мы бы были плохим госорганом. А почему вам не дает покоя? Я не понимаю», – вопрошал Артемьев у участников совещания. И, не дожидаясь ответа, продолжал отповедь: «Во время разработки нового документа на нас был совершен грубый наезд со стороны все тех же деятелей, которые специализируются на ФАС не с точки зрения критики, а с точки зрения диффамации и лжи».
НА ПРИМЕРЕ ФАРМБИЗНЕСА
Диспут с участием Игоря Артемьева вопросов к документу не снял. Координационный совет предпринимателей об этом в соответствующем письме уведомил Игоря Шувалова. Обращение подписали глава РСПП Александр Шохин, президент ТПП Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Сергей Генералов и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Риторика лоббистов, правда, в основном сводится к тому, что поправки, которые должны повлечь «масштабные изменения в антимонопольное законодательство», должны рассматриваться как отдельный законопроект, а не «пристегиваться» к другому блоку корректировок в действующий закон. Такой «подход нарушает закрепленный регламентом Госдумы принцип неизменности концепции законопроекта при принятии его во втором чтении, а также сокращает сроки и реальные возможности для полноценного его обсуждения».
Время, действительно, лучший союзник лоббистов. Кое-каких уступок от ФАС за полгода, что идут дебаты вокруг «Четвертого пакета», им удалось добиться. «Процесс идет – ФАС внесла ряд корректировок в свой документ, но они носят скорее технический характер. А одна из серьезнейших проблем, связанная с торговыми практиками, остается», – говорит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.
Остается и положение об отмене так называемого иммунитета для правообладателей. Необходимость этой новеллы в законопроекте пытался обосновать сам глава ФАС в ходе круглого стола. «Были возражения по интеллектуальной собственности. Эта дискуссия «ни о чем», поскольку с точки зрения юриспруденции в этом вопросе не меняется ничего, – пояснил тогда Игорь Артемьев. – Беспокоиться начали западные производители, поскольку Россия – реципиент по интеллектуальной собственности, мы покупаем многое на Западе, а сами мало чего даем. И они вдруг забоялись, что мы сделаем, как в Европе и Америке, где при создании монополии на правах самой интеллектуальной деятельности производители ограничены монопольным законом и в случае его нарушения вас обяжут продать свою лицензию конкуренту».
Глава ФАС уточнил, что служба и сегодня не посягает на права интеллектуальной собственности, до того как обладатель этих прав не запустит товар в оборот или не произойдет первая продажа товара. Как будет действовать новая норма закона, он пояснил на примере фармбизнеса. «Когда представители фармкомпаний, обладающих монополией на инновационный фармпрепарат, без которого человек умирает, приходят в ФАС и говорят, что могут назначить за него любую цену, и мы будем вынуждены платить за него миллиарды, в то же время у себя в стране они будут продавать его за миллионы, у них на лбу написана 10-я статья ФЗ-135 «Злоупотребление доминирующим положением» – в силу своей легальной монополии», – говорит Артемьев. По его заявлению, ФАС не посягает на товар собственника, но в таком случае цена должна либо быть снижена до цены на других рынках, либо будет назначен оборотный штраф.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Лоббисты говорят, что идеи изменений в антимонопольное законодательство, прописанные в принятой в конце прошлого года «Дорожной карте» по развитию конкуренции, за год заметно девальвировались. Из 30 пунктов, предусмотренных в «Дорожной карте», поручений премьер-министра Медведева и рекомендаций ОЭСР, в проекте поправок ФАС в ФЗ-135 учтено 15.
В НП НАИЗ и Национальном союзе защиты прав потребителей посчитали это веским доводом для того, чтобы разработать и вынести на суд общественности свой проект «четвертого антимонопольного пакета». По словам Алексея Ульянова, проект уже разослан всем заинтересованным сторонам, экспертам, ведомствам. «Законопроект очень прост, – утверждает лоббист. – Его суть заключается в том, что мы в точности выполняем все указанные мероприятия – и больше никаких фантазий на тему мирового опыта. Это не какие-то там лоббистские «хотелки», в то время как законопроект ФАС, помимо нечестной формы внесения, представляет собой микс из частичного выполнения «Дорожной карты» (в той части, что им нравится) и как минимум шести коррупциогенных новаций, не имеющих аналогов в мировом опыте».
И если в ФАС пока отказываются комментировать «альтернативный» документ, утверждая, что ведомству ничего о его существовании неизвестно, межотраслевые бизнес-объединения уже называют этот вариант поправок более успешным. Как следует из проекта, компании с маленькой долей рынка получат иммунитет от антимонопольного преследования, контроль за мелкими слияниями будет упразднен, и ФАС, таким образом, сконцентрируется на крупных делах, слияниях, при резком повышении требований к качеству анализа рынка и сбора доказательств.
Частная законотворческая инициатива имеет шанс стать реальной альтернативой проекту ФАС. Габестро и Ульянов уже заручились поддержкой – не только своих коллег, но и думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, который в середине ноября также провел круглый стол, посвященный анализу документа ФАС. Тогда председатель комитета Игорь Руденский подтвердил: «Подготовленные ведомством изменения вызвали широкий резонанс в деловой среде как по сути изменений, так и по форме внесения».
«Необходимо оценить последствия реализации данных предложений для бизнеса и делового климата в стране в целом, ведь состояние конкуренции – это индикатор успешности рыночных преобразований», – настаивал депутат. В дальнейшей работе над изменениями в антимонопольное законодательство он предложил непременно учесть мнение экспертного и бизнес-сообщества, а в самом комитете высказали уверенность, что в существующем виде законопроект ФАС в Госдуме одобрен не будет.
Однако пока предпринимателям, не участвующим в обсуждении законопроектов, вероятность прохождения обоих документов в Госдуме кажется призрачной, поскольку пока что ни регуляторы, ни представители делового сообщества уладить «конфликт интересов» не спешат. Игорь Шувалов должен был решить судьбу законопроекта ФАС в пятницу, 6 декабря, когда этот номер уже ушел в печать. VM продолжит следить за судьбой антимонопольной инициативы.