09 Октября 2024 Среда

Циклевка пакета
Татьяна Равинская
9 декабря 2013, 18:45
4524

Лоббистские структуры разъехались с ФАС на антимонопольной площадке

Первому вице-премьеру Игорю Шувалову в конце прошлой недели пришлось столкнуться с трудным выбо­ром. Согласиться с разработанными ФАС поправками в антимонопольное законодательство, которые с незна­чительными оговорками тот уже поддержал, наотрез отказались главные лоббисты. Они предлагают Шувало­ву свой, принципиально отличный вариант законопроекта. В процессе перепалки чиновники и представители бизнес-ассоциаций даже перешли на личности. Глава ФАС Игорь Артемьев выявил среди главных критиков «Четвертого антимонопольного пакета» своих персональных недругов.

ПОСТОРОННИМ ВОСПРЕЩЕН

О сути претензий к ФАС со стороны коллег по кабинету министров и делового сообще­ства VM подробно рассказывал в #18 от 21 октября. Возмуще­ние оппонентов вызвали как суть и объем предлагаемых ан­тимонопольщиками поправок в закон «О защите конкурен­ции», так и способ их проведе­ния через Госдуму – прицепить их к уже принятому весной в первом чтении блоку попра­вок, предусматривающих отме­ну уведомительного контроля за сделками экономической концентрации, не оказываю­щими влияния на состояние конкуренции.

Вообще у документа на тот момент было два главных критика – Минэк и «Деловая Россия». На устранение раз­ногласий с ними Игорь Шу­валов, одобривший документ в целом, дал в конце октября около месяца. 18 ноября ФАС в очередной раз внесла блок поправок в правительство. Однако в Минэке говорят, что документ так и не был до конца согласован: по итогам совеща­ния у директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Натальи Ларионо­вой, в ФАС готовы были учесть замечание об увеличении срока подготовки торговых практик. Однако проект так и не был полностью согласован с ми­нистерством. «Таблица разно­гласий подписана и 18 ноября направлена в ФАС, после чего ФАС внесла документ в прави­тельство прямо с разногласия­ми», – объясняют в Минэке.

В доработанном документе не были учтены рекоменда­ции и претензии со стороны не только Минэка, но и других профильных ведомств. «Зако­нопроект обсуждался у первого вице-премьера Игоря Шува­лова по существу только один раз. После этого совещания поправки в основном были одобрены, но нас попросили провести их общественное обсуждение, что мы и сдела­ли», – пояснили в ФАС. Кри­тики службы обвиняют регу­лятора в лукавстве. К участию в дискуссии на тему «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенную гла­вой ФАС Игорем Артемьевым в ноябре, некоторых желающих не допустили.

ПОДПОРКА ПОД «ОПОРУ»

Одним из таких нежеланных гостей стал Алексей Ульянов, бывший начальник управления контроля промышленности ФАС, а ныне сопредседатель Национального союза защи­ты прав потребителей России и эксперт «Деловой России». Как объяснили VM в ведомстве, «на круглый стол приглашали представителей малого бизнеса, поскольку ФАС была интерес­на именно их точка зрения, а не представителей каких-либо других организаций и людей, имеющих личный конфликт интересов с ведомством».

Ульянов действительно один из самых непримиримых критиков поправок, кото­рые деловое сообщество уже успело прозвать «Четвертым антимонопольным пакетом», хотя в самой ФАС предпо­читают скромно называть их «хвостом «Третьего пакета». В то же время очевидно, что изменения в действующий закон предлагаются весьма серьезные. Например, разра­ботчики поправок предлага­ют отменить иммунитет для правообладателей, ограничить заключение хозяйствующими субъектами соглашений о со­вместной деятельности, даже если они прямо не направлены на ограничение конкуренции, и наделить ФАС полномочиями выдавать предписания компа­ниям на опубликование правил торговой практики.

Из лоббистских организаций на «круглый стол» к Игорю Артемьеву в итоге попали представители «Опоры Рос­сии». У этой общественной организации, правда, возраже­ний против поправок в закон не нашлось. Вообще, после ареста в ноябре вице-прези­дента «Опоры» Павла Сигала, заподозренного в махинациях с «материнским капиталом», эта организация не торопится вступать в споры и дискуссии с госструктурами.

В присутствии представителей «Опоры» Артемьев дал отпо­ведь критикам его законотвор­ческой инициативы. К таковым он причислил как «бывших, уволенных сотрудников», так и высших руководителей «Деловой России». «Есть такой гражданин в «Деловой Рос­сии», у которого я выиграл пять судов – три верховных и два высших арбитражных, доказав тем самым, что он меня окле­ветал на заседании у Дмитрия Медведева», – делился с ауди­торией Артемьев.

Так, глава ФАС прозрачно намекнул на инцидент, имев­ший место в феврале 2010 года. Тогда президент ОАО «Триум­вират», а ныне член генсовета «Деловой России» и гендиректор НП «Национальная ассо­циация институтов закупок» (НАИЗ) Сергей Габестро пожа­ловался Медведеву на то, что Артемьев якобы объявил побе­дителей конкурса среди опера­торов площадок электронных торгов еще до его окончания. Медведев дал поручение своей администрации проверить слова Габестро, но информация предпринимателя так и не под­твердилась.

«ФАС всегда находится в со­стоянии борьбы, покоя у нас нет и быть не должно, пото­му что в таком случае мы бы были плохим госорганом. А почему вам не дает покоя? Я не понимаю», – вопрошал Артемьев у участников совеща­ния. И, не дожидаясь ответа, продолжал отповедь: «Во время разработки нового документа на нас был совершен грубый наезд со стороны все тех же деятелей, которые специализи­руются на ФАС не с точки зре­ния критики, а с точки зрения диффамации и лжи».

НА ПРИМЕРЕ ФАРМБИЗНЕСА

Диспут с участием Игоря Артемьева вопросов к доку­менту не снял. Координацион­ный совет предпринимателей об этом в соответствующем письме уведомил Игоря Шу­валова. Обращение подписали глава РСПП Александр Шо­хин, президент ТПП Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Сергей Генералов и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Риторика лоббистов, правда, в основном сводится к тому, что поправки, которые должны повлечь «масштабные изменения в антимонопольное законодательство», должны рассматриваться как отдель­ный законопроект, а не «при­стегиваться» к другому блоку корректировок в действующий закон. Такой «подход нарушает закрепленный регламентом Госдумы принцип неизменно­сти концепции законопроекта при принятии его во втором чтении, а также сокращает сро­ки и реальные возможности для полноценного его обсуждения».

Время, действительно, лучший союзник лоббистов. Кое-каких уступок от ФАС за полгода, что идут дебаты вокруг «Четвертого пакета», им удалось добиться. «Процесс идет – ФАС внес­ла ряд корректировок в свой документ, но они носят скорее технический характер. А одна из серьезнейших проблем, связанная с торговыми прак­тиками, остается», – говорит вице-президент «Деловой Рос­сии» Николай Остарков.

Остается и положение об отме­не так называемого иммунитета для правообладателей. Необходимость этой новеллы в зако­нопроекте пытался обосновать сам глава ФАС в ходе круглого стола. «Были возражения по ин­теллектуальной собственно­сти. Эта дискуссия «ни о чем», поскольку с точки зрения юриспруденции в этом вопросе не меняется ничего, – пояснил тогда Игорь Артемьев. – Бес­покоиться начали западные производители, поскольку Россия – реципиент по интел­лектуальной собственности, мы покупаем многое на Западе, а сами мало чего даем. И они вдруг забоялись, что мы сде­лаем, как в Европе и Америке, где при создании монополии на правах самой интеллектуаль­ной деятельности производите­ли ограничены монопольным законом и в случае его наруше­ния вас обяжут продать свою лицензию конкуренту».

Глава ФАС уточнил, что служба и сегодня не посягает на права интеллектуальной собствен­ности, до того как обладатель этих прав не запустит товар в оборот или не произойдет первая продажа товара. Как будет действовать новая норма закона, он пояснил на примере фармбизнеса. «Когда предста­вители фармкомпаний, обла­дающих монополией на инновационный фармпрепарат, без которого человек умирает, приходят в ФАС и говорят, что могут назначить за него любую цену, и мы будем вынуждены платить за него миллиарды, в то же время у себя в стране они будут продавать его за мил­лионы, у них на лбу написана 10-я статья ФЗ-135 «Злоупо­требление доминирующим положением» – в силу своей легальной монополии», – го­ворит Артемьев. По его заявле­нию, ФАС не посягает на товар собственника, но в таком случае цена должна либо быть снижена до цены на других рынках, либо будет назначен оборотный штраф.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Лоббисты говорят, что идеи изменений в антимонопольное законодательство, прописан­ные в принятой в конце про­шлого года «Дорожной карте» по развитию конкуренции, за год заметно девальвирова­лись. Из 30 пунктов, предусмотренных в «Дорожной карте», поручений премьер-министра Медведева и рекомендаций ОЭСР, в проекте поправок ФАС в ФЗ-135 учтено 15.

В НП НАИЗ и Национальном союзе защиты прав потребителей посчитали это веским доводом для того, чтобы разработать и вынести на суд обществен­ности свой проект «четвертого антимонопольного пакета». По словам Алексея Ульянова, проект уже разослан всем заинтересованным сторонам, экспертам, ведомствам. «Законо­проект очень прост, – утверждает лоббист. – Его суть заключается в том, что мы в точности выпол­няем все указанные мероприя­тия – и больше никаких фан­тазий на тему мирового опыта. Это не какие-то там лоббистские «хотелки», в то время как законо­проект ФАС, помимо нечестной формы внесения, представляет собой микс из частичного вы­полнения «Дорожной карты» (в той части, что им нравится) и как минимум шести коррупци­огенных новаций, не имеющих аналогов в мировом опыте».

И если в ФАС пока отказыва­ются комментировать «альтер­нативный» документ, утверж­дая, что ведомству ничего о его существовании неизвестно, межотраслевые бизнес-объединения уже называют этот ва­риант поправок более успешным. Как следует из проекта, компании с маленькой долей рынка получат иммунитет от антимонопольного пресле­дования, контроль за мелкими слияниями будет упразднен, и ФАС, таким образом, скон­центрируется на крупных делах, слияниях, при резком повышении требований к ка­честву анализа рынка и сбора доказательств.

Частная законотворческая инициатива имеет шанс стать реальной альтернати­вой проекту ФАС. Габестро и Ульянов уже заручились поддержкой – не только своих коллег, но и думского комитета по экономической полити­ке, инновационному разви­тию и предпринимательству, который в середине ноября также провел круглый стол, посвященный анализу доку­мента ФАС. Тогда председатель комитета Игорь Руденский подтвердил: «Подготовленные ведомством изменения вызвали широкий резонанс в деловой среде как по сути изменений, так и по форме внесения».

«Необходимо оценить послед­ствия реализации данных пред­ложений для бизнеса и дело­вого климата в стране в целом, ведь состояние конкуренции – это индикатор успешности рыночных преобразований», – настаивал депутат. В дальней­шей работе над изменениями в антимонопольное законода­тельство он предложил непре­менно учесть мнение экспертного и бизнес-сообщества, а в самом комитете высказали уверенность, что в существую­щем виде законопроект ФАС в Госдуме одобрен не будет.

Однако пока предпринимате­лям, не участвующим в обсуж­дении законопроектов, веро­ятность прохождения обоих документов в Госдуме кажется призрачной, поскольку пока что ни регуляторы, ни предста­вители делового сообщества уладить «конфликт интересов» не спешат. Игорь Шувалов должен был решить судьбу законопроекта ФАС в пятницу, 6 декабря, когда этот номер уже ушел в печать. VM продолжит следить за судьбой антимоно­польной инициативы.

фас, шувалов

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare