27 Июля 2024 Суббота

Циклевка пакета
Татьяна Равинская
9 декабря 2013, 18:45
4452

Лоббистские структуры разъехались с ФАС на антимонопольной площадке

Первому вице-премьеру Игорю Шувалову в конце прошлой недели пришлось столкнуться с трудным выбо­ром. Согласиться с разработанными ФАС поправками в антимонопольное законодательство, которые с незна­чительными оговорками тот уже поддержал, наотрез отказались главные лоббисты. Они предлагают Шувало­ву свой, принципиально отличный вариант законопроекта. В процессе перепалки чиновники и представители бизнес-ассоциаций даже перешли на личности. Глава ФАС Игорь Артемьев выявил среди главных критиков «Четвертого антимонопольного пакета» своих персональных недругов.

ПОСТОРОННИМ ВОСПРЕЩЕН

О сути претензий к ФАС со стороны коллег по кабинету министров и делового сообще­ства VM подробно рассказывал в #18 от 21 октября. Возмуще­ние оппонентов вызвали как суть и объем предлагаемых ан­тимонопольщиками поправок в закон «О защите конкурен­ции», так и способ их проведе­ния через Госдуму – прицепить их к уже принятому весной в первом чтении блоку попра­вок, предусматривающих отме­ну уведомительного контроля за сделками экономической концентрации, не оказываю­щими влияния на состояние конкуренции.

Вообще у документа на тот момент было два главных критика – Минэк и «Деловая Россия». На устранение раз­ногласий с ними Игорь Шу­валов, одобривший документ в целом, дал в конце октября около месяца. 18 ноября ФАС в очередной раз внесла блок поправок в правительство. Однако в Минэке говорят, что документ так и не был до конца согласован: по итогам совеща­ния у директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Натальи Ларионо­вой, в ФАС готовы были учесть замечание об увеличении срока подготовки торговых практик. Однако проект так и не был полностью согласован с ми­нистерством. «Таблица разно­гласий подписана и 18 ноября направлена в ФАС, после чего ФАС внесла документ в прави­тельство прямо с разногласия­ми», – объясняют в Минэке.

В доработанном документе не были учтены рекоменда­ции и претензии со стороны не только Минэка, но и других профильных ведомств. «Зако­нопроект обсуждался у первого вице-премьера Игоря Шува­лова по существу только один раз. После этого совещания поправки в основном были одобрены, но нас попросили провести их общественное обсуждение, что мы и сдела­ли», – пояснили в ФАС. Кри­тики службы обвиняют регу­лятора в лукавстве. К участию в дискуссии на тему «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенную гла­вой ФАС Игорем Артемьевым в ноябре, некоторых желающих не допустили.

ПОДПОРКА ПОД «ОПОРУ»

Одним из таких нежеланных гостей стал Алексей Ульянов, бывший начальник управления контроля промышленности ФАС, а ныне сопредседатель Национального союза защи­ты прав потребителей России и эксперт «Деловой России». Как объяснили VM в ведомстве, «на круглый стол приглашали представителей малого бизнеса, поскольку ФАС была интерес­на именно их точка зрения, а не представителей каких-либо других организаций и людей, имеющих личный конфликт интересов с ведомством».

Ульянов действительно один из самых непримиримых критиков поправок, кото­рые деловое сообщество уже успело прозвать «Четвертым антимонопольным пакетом», хотя в самой ФАС предпо­читают скромно называть их «хвостом «Третьего пакета». В то же время очевидно, что изменения в действующий закон предлагаются весьма серьезные. Например, разра­ботчики поправок предлага­ют отменить иммунитет для правообладателей, ограничить заключение хозяйствующими субъектами соглашений о со­вместной деятельности, даже если они прямо не направлены на ограничение конкуренции, и наделить ФАС полномочиями выдавать предписания компа­ниям на опубликование правил торговой практики.

Из лоббистских организаций на «круглый стол» к Игорю Артемьеву в итоге попали представители «Опоры Рос­сии». У этой общественной организации, правда, возраже­ний против поправок в закон не нашлось. Вообще, после ареста в ноябре вице-прези­дента «Опоры» Павла Сигала, заподозренного в махинациях с «материнским капиталом», эта организация не торопится вступать в споры и дискуссии с госструктурами.

В присутствии представителей «Опоры» Артемьев дал отпо­ведь критикам его законотвор­ческой инициативы. К таковым он причислил как «бывших, уволенных сотрудников», так и высших руководителей «Деловой России». «Есть такой гражданин в «Деловой Рос­сии», у которого я выиграл пять судов – три верховных и два высших арбитражных, доказав тем самым, что он меня окле­ветал на заседании у Дмитрия Медведева», – делился с ауди­торией Артемьев.

Так, глава ФАС прозрачно намекнул на инцидент, имев­ший место в феврале 2010 года. Тогда президент ОАО «Триум­вират», а ныне член генсовета «Деловой России» и гендиректор НП «Национальная ассо­циация институтов закупок» (НАИЗ) Сергей Габестро пожа­ловался Медведеву на то, что Артемьев якобы объявил побе­дителей конкурса среди опера­торов площадок электронных торгов еще до его окончания. Медведев дал поручение своей администрации проверить слова Габестро, но информация предпринимателя так и не под­твердилась.

«ФАС всегда находится в со­стоянии борьбы, покоя у нас нет и быть не должно, пото­му что в таком случае мы бы были плохим госорганом. А почему вам не дает покоя? Я не понимаю», – вопрошал Артемьев у участников совеща­ния. И, не дожидаясь ответа, продолжал отповедь: «Во время разработки нового документа на нас был совершен грубый наезд со стороны все тех же деятелей, которые специализи­руются на ФАС не с точки зре­ния критики, а с точки зрения диффамации и лжи».

НА ПРИМЕРЕ ФАРМБИЗНЕСА

Диспут с участием Игоря Артемьева вопросов к доку­менту не снял. Координацион­ный совет предпринимателей об этом в соответствующем письме уведомил Игоря Шу­валова. Обращение подписали глава РСПП Александр Шо­хин, президент ТПП Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Сергей Генералов и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Риторика лоббистов, правда, в основном сводится к тому, что поправки, которые должны повлечь «масштабные изменения в антимонопольное законодательство», должны рассматриваться как отдель­ный законопроект, а не «при­стегиваться» к другому блоку корректировок в действующий закон. Такой «подход нарушает закрепленный регламентом Госдумы принцип неизменно­сти концепции законопроекта при принятии его во втором чтении, а также сокращает сро­ки и реальные возможности для полноценного его обсуждения».

Время, действительно, лучший союзник лоббистов. Кое-каких уступок от ФАС за полгода, что идут дебаты вокруг «Четвертого пакета», им удалось добиться. «Процесс идет – ФАС внес­ла ряд корректировок в свой документ, но они носят скорее технический характер. А одна из серьезнейших проблем, связанная с торговыми прак­тиками, остается», – говорит вице-президент «Деловой Рос­сии» Николай Остарков.

Остается и положение об отме­не так называемого иммунитета для правообладателей. Необходимость этой новеллы в зако­нопроекте пытался обосновать сам глава ФАС в ходе круглого стола. «Были возражения по ин­теллектуальной собственно­сти. Эта дискуссия «ни о чем», поскольку с точки зрения юриспруденции в этом вопросе не меняется ничего, – пояснил тогда Игорь Артемьев. – Бес­покоиться начали западные производители, поскольку Россия – реципиент по интел­лектуальной собственности, мы покупаем многое на Западе, а сами мало чего даем. И они вдруг забоялись, что мы сде­лаем, как в Европе и Америке, где при создании монополии на правах самой интеллектуаль­ной деятельности производите­ли ограничены монопольным законом и в случае его наруше­ния вас обяжут продать свою лицензию конкуренту».

Глава ФАС уточнил, что служба и сегодня не посягает на права интеллектуальной собствен­ности, до того как обладатель этих прав не запустит товар в оборот или не произойдет первая продажа товара. Как будет действовать новая норма закона, он пояснил на примере фармбизнеса. «Когда предста­вители фармкомпаний, обла­дающих монополией на инновационный фармпрепарат, без которого человек умирает, приходят в ФАС и говорят, что могут назначить за него любую цену, и мы будем вынуждены платить за него миллиарды, в то же время у себя в стране они будут продавать его за мил­лионы, у них на лбу написана 10-я статья ФЗ-135 «Злоупо­требление доминирующим положением» – в силу своей легальной монополии», – го­ворит Артемьев. По его заявле­нию, ФАС не посягает на товар собственника, но в таком случае цена должна либо быть снижена до цены на других рынках, либо будет назначен оборотный штраф.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Лоббисты говорят, что идеи изменений в антимонопольное законодательство, прописан­ные в принятой в конце про­шлого года «Дорожной карте» по развитию конкуренции, за год заметно девальвирова­лись. Из 30 пунктов, предусмотренных в «Дорожной карте», поручений премьер-министра Медведева и рекомендаций ОЭСР, в проекте поправок ФАС в ФЗ-135 учтено 15.

В НП НАИЗ и Национальном союзе защиты прав потребителей посчитали это веским доводом для того, чтобы разработать и вынести на суд обществен­ности свой проект «четвертого антимонопольного пакета». По словам Алексея Ульянова, проект уже разослан всем заинтересованным сторонам, экспертам, ведомствам. «Законо­проект очень прост, – утверждает лоббист. – Его суть заключается в том, что мы в точности выпол­няем все указанные мероприя­тия – и больше никаких фан­тазий на тему мирового опыта. Это не какие-то там лоббистские «хотелки», в то время как законо­проект ФАС, помимо нечестной формы внесения, представляет собой микс из частичного вы­полнения «Дорожной карты» (в той части, что им нравится) и как минимум шести коррупци­огенных новаций, не имеющих аналогов в мировом опыте».

И если в ФАС пока отказыва­ются комментировать «альтер­нативный» документ, утверж­дая, что ведомству ничего о его существовании неизвестно, межотраслевые бизнес-объединения уже называют этот ва­риант поправок более успешным. Как следует из проекта, компании с маленькой долей рынка получат иммунитет от антимонопольного пресле­дования, контроль за мелкими слияниями будет упразднен, и ФАС, таким образом, скон­центрируется на крупных делах, слияниях, при резком повышении требований к ка­честву анализа рынка и сбора доказательств.

Частная законотворческая инициатива имеет шанс стать реальной альтернати­вой проекту ФАС. Габестро и Ульянов уже заручились поддержкой – не только своих коллег, но и думского комитета по экономической полити­ке, инновационному разви­тию и предпринимательству, который в середине ноября также провел круглый стол, посвященный анализу доку­мента ФАС. Тогда председатель комитета Игорь Руденский подтвердил: «Подготовленные ведомством изменения вызвали широкий резонанс в деловой среде как по сути изменений, так и по форме внесения».

«Необходимо оценить послед­ствия реализации данных пред­ложений для бизнеса и дело­вого климата в стране в целом, ведь состояние конкуренции – это индикатор успешности рыночных преобразований», – настаивал депутат. В дальней­шей работе над изменениями в антимонопольное законода­тельство он предложил непре­менно учесть мнение экспертного и бизнес-сообщества, а в самом комитете высказали уверенность, что в существую­щем виде законопроект ФАС в Госдуме одобрен не будет.

Однако пока предпринимате­лям, не участвующим в обсуж­дении законопроектов, веро­ятность прохождения обоих документов в Госдуме кажется призрачной, поскольку пока что ни регуляторы, ни предста­вители делового сообщества уладить «конфликт интересов» не спешат. Игорь Шувалов должен был решить судьбу законопроекта ФАС в пятницу, 6 декабря, когда этот номер уже ушел в печать. VM продолжит следить за судьбой антимоно­польной инициативы.

фас, шувалов

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении