04 Октября 2024 Пятница

Цифра берет числом
Евгения Журавлева Фарминдустрия
8 сентября 2014, 18:17
4007

В Китае интернет-аптеки при поддержке властей теснят традиционный фармритейл

Китайские власти разработали закон, разрешающий интернет‑аптекам продавать лекарства по рецепту. По мнению аналитиков, это приведет к дополнительному оттоку покупателей из обычной фармрозницы, годовой объем продаж которой сейчас составляет свыше $41 млрд, причем до 80% выручки приходится именно на рецептурные препараты. Ожидается, что новое законодательство вступит в силу уже в октябре 2014 года. Правительство явно благоволит интернет‑торговле, а представители офлайновых аптек тем временем сетуют на ужесточение госрегулирования и грозят массовым закрытием разорившихся предприятий.

Современные технологии меня­ют даже устоявшийся мир тради­ционной китайской медицины (ТКМ) – на смену увешанным кореньями и уставленным склянками аптекам приходит онлайн-торговля. В августе компания Yiling Pharmaceutical, один из крупнейших производи­телей лекарств ТКМ с годовой выручкой в $389 млн, полу­чила разрешение регулятора на открытие интернет-аптеки. Предприятие стремится освоить новый канал сбыта, пока его не захватили конкуренты.

В том же месяце китайский гигант интернет-торговли Alibaba Group (капитализация готовящейся к IPO компании оценивается в $150–200 млрд) объявил о дополнительном наборе фармацевтов в свое B2C подразделение Tmall, явно гото­вясь к расширению розничной интернет-торговли лекарствами.

Китайские власти всячески поддерживают интернет-тор­говлю, что неудивительно: Китай, по данным сайта Internet live stats, занимает первое место в мире по коли­честву интернет-пользователей (641,6 млн человек, 46% населе­ния). Для сравнения: в России этот показатель – 84,4 млн чело­век (59%).

Под натиском бурнорастущих онлайн-конкурентов, а также учитывая строгость госрегули­рования (с 2013 года в Китае внедряется новый стандарт работы аптек GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), офлайновой фармроз­нице выживать становится все труднее. Мелкие предприятия и сети уже уходят с рынка (см. материал «Заземление в Под­небесной» в #7 VM от 8 июля 2013 года).

Мало того, в конце мая 2014 года китайский регулятор China Food and Drug Administration (CFDA) опубликовал «для ознакомления и сбора предложений» законо­проект «Методы по контролю и надзору за продажей лекар­ственных средств и продуктов питания в сети Интернет».

В начале июля обсуждение завершилось. Отрасль ожидает, что новый закон будет окон­чательно принят уже в октя­бре – не в правилах китайских чиновников выкладывать такие документы без их предвари­тельного одобрения «на самом верху».

Основное новшество – законо­проект предлагает разрешить интернет-аптекам продавать рецептурные препараты.

По статистике, в 2013 году в КНР насчитывалось 433 873 аптеки и более 3 тысяч аптеч­ных сетей. Объем офлайнового розничного фармрынка, по дан­ным CFDA, в 2013 году составил 255,8 млрд юаней ($41 млрд), причем до 80% этой суммы приходится на рецептурные препараты.

Интернет-аптек пока мень­ше, и выручка их не так вели­ка. По оценке генерального директора интернет-аптеки Guangzhou Qilekang Ши Чжэнья­на, в 2013 году продажи он­лайн-сектора составили 4,2 млрд юаней ($681,2 млн), причем половину этой суммы заработал ТОП5 интернет-аптек.

С ним согласен и генераль­ный директор аптечной сети Guangdong Jinkang Great Pharmacy Чжэн Хаотао. «Только четыре-пять интернет-аптек успешно ведут бизнес, в то время как остальные довольствуются небольшой прибылью», – гово­рит он.

По данным на 31 июля 2014 года, CFDA выдало «Сертификат качества по услугам торговли лекарственными препаратами в интернете» уже 227 интер­нет-аптекам, хотя ровно год назад их было всего 159. Тем не менее представители отрасли отмечают, что выручка только 40–50 интернет-аптек превыша­ет 1 млн юаней ($162 205) в год.

По оценке участников рынка, онлайн-аптека становится рентабельной, если зарабатывает от 30 до 40 тысяч юаней ($4 866– 6 488) в день, но большинство не достигает и этого показателя.

Зато успешные аптеки разви­ваются быстро: как сообщил Ши Чжэньян, возглавляемая им компания Qilekang всего за два года увеличила оборот в 2,5 раза – до 1 млрд юаней ($162,2 млн).

Разумеется, интернет-аптеки только приветствовали но­вый закон, который поможет им привлечь новых клиентов и увеличить обороты, отняв часть рынка рецептурных препа­ратов у офлайнового ритейла.

Традиционные аптечные сети не менее предсказуемо встре­тили законодательную нова­цию в штыки. Они обратились в CFDA с письмом, в котором высказали свои возражения против нового закона. Среди подписавшихся – 10 ассоци­аций и несколько десятков компаний, в том числе аптечная сеть Guoda Drugstore (дочер­няя компания крупнейшего китайского фармхолдинга Sinopharm), сеть LBX Pharmacy, ассоциации China Association of Pharmaceutical Commerce и China Medical Pharmaceutical Material Assoсiation.

По их мнению, интернет-аптеки в силу их особенностей довольно сложно контролировать, а снижение планки для вхождения на рынок фактически до нуля может привести к его наводне­нию фальшивыми ЛС. К тому же большинство рецептурных препаратов имеют побочные и токсические эффекты, поэто­му разрешение на продажу тако­го рода лекарств через интернет может быть опасно для потреби­телей. Авторы обращения также сомневаются, что интернет-ап­теки смогут обеспечить должные условия хранения и логистики рецептурных ЛС, и это поставит под сомнение качество продава­емой продукции.

Секретарь Ассоциации фар­мацевтической розницы про­винции Гуандун Лю Гуэйчунь в целом одобрительно отозвался о законопроекте CFDA, однако напомнил, что условия вхожде­ния на розничный рынок для обычных аптек ужесточаются с каждым годом, поэтому требо­вания GSP следует распростра­нить и на интернет-аптеки.

Специалист из отдела монито­ринга рационального исполь­зования ЛС при Комиссии по делам здравоохранения и пла­нирования семьи Сунь Чжунши вообще заявил, что главным приоритетом является безопас­ность применения лекарств, по­этому принятие закона должно быть отложено до тех пор, пока население не будет достаточно просвещенным в этой области.

Чиновники не стали отмалчи­ваться и ответили на замечания, высказанные отраслью. Представители ведомства упомя­нули о планируемом создании специального надзирающего органа, который станет контро­лировать работу интернет-аптек на ежедневной основе. Будет создан список рецептурных лекарств, разрешенных к про­даже через Сеть. Ведомству пришлось признать, что сбыт особо опасных препаратов придется все же ограничить. По словам главы законотворче­ского департамента при CFDA Сюй Цзинхэ, на данный момент даже традиционные аптеки могут продавать не весь спектр рецептурных ЛС, существуют определенные рамки, то же са­мое будет и с онлайн-ритейлом. Если стационарный аптечный пункт не имеет права продавать какое-то лекарство, значит, интернет-аптека тем более его продавать не будет, а, скорее всего, ассортимент рецептурных ЛС в Сети будет существенно уже, чем в обычных аптеках, заверил чиновник.

В любом случае всем понятно, что инициатива CFDA повлияет на фармацевтическую розни­цу. По оценке представителя интернет-аптеки Kaixinren Лян Юнцяна, в случае принятия законопроекта конкуренция на фармрынке обострится и мо­жет привести к снижению цен ЛС на 20%.

Традиционной фармрознице придется бороться с интер­нет-ритейлом не только за кли­ентов, но и за сотрудников. Со­гласно требованиям GSP, каждая аптека обязана иметь в штате сертифицированного фармацев­та, в которых рынок и так испы­тывает острый дефицит. Новый закон CFDA вводит такие же правила и для интернет-аптек – каждая обязана будет нанять как минимум двух фармацевтов. Это вызовет ожесточенную борьбу за кадры, что, скорее всего, приведет к росту зарплат (и, соответственно, издержек предпринимателей).

Помимо обострения конкуренции с интернет-аптеками, китайскую фармрозницу могут постигнуть и другие неприятности. В кон­це июля власти пятого по вели­чине китайского города Гуанчжоу (11 млн жителей) опубликовали законопроект, запрещающий ап­текам, которые продают китайцам ЛС по страховке, продавать также и немедицинские товары.

Почти все население КНР ис­пользует страховые карточки для подтверждения наличия у них страховки, а также для частич­ной оплаты медуслуг и лекарств. У работников карточка привя­зана к счету в банке, с которого списывается стоимость услуг. Согласно условиям китайского медстрахования, часть средств покрывается государством. К ра­боте с такими картами допуще­ны не все аптеки и больницы, а только специально аккредито­ванные учреждения.

Правительство Гуанчжоу об­наружило неприятный факт: на деньги, предназначенные для покупки лекарственных средств, граждане зачастую закупают вовсе не лекарства, а шампуни, косметику, прохладительные на­питки и прочие немедицинские товары.

Городские власти тут же сочини­ли законопроект, предлагающий запретить аккредитованным аптекам торговать всей этой продукцией.

Всего в городе насчитывается 1 700 аптечных пунктов, кото­рым разрешено продавать лекарственные средства по страховке, и, скорее всего, они сильно пострадают, если законопроект станет законом.

Представители отрасли опаса­ются, что инициатива город­ских властей будет подхвачена по всей стране.

По мнению секретаря Фар­мацевтической ассоциации Гуанчжоу, более эффективным методом борьбы с нарушите­лями стала бы информатиза­ция процесса оплаты лекарств по страховке, что дало бы возможность полного контро­ля за целевым расходованием средств из фондов страхования.

Лю Гуэйчунь считает, что про­блемы розничного сектора могут вылиться в большой кризис, что поставит под вопрос существо­вание многих ритейлеров.

Впрочем, у интернет-аптек тоже не все безоблачно – свыше 80% продаваемых в Китае лекарств по-прежнему сбываются через клиники, которые отнимают доход у всех без исключения фармритей­леров. Кроме того, онлайн-аптеки не имеют права продавать препа­раты, стоимость которых покры­вается государственной медицин­ской страховкой.

Издержки традиционной фарм­розницы довольно стабильны, чего не скажешь об онлайн-продажах, где постоянно меняются правила игры, отмечает поже­лавший остаться неназванным представитель фарминдустрии в своем интервью китайскому изданию NBD.

Еще одной проблемой, на­носящей ущерб развитию онлайн-торговли, являются работающие без аккредитации незаконные интернет-аптеки, которых только за два года было выявлено около 200.

Кроме того, с утверждением, что онлайн-аптеки легко отберут долю рынка у традиционных пунктов продажи лекарств, также можно поспорить, говорят участники рынка. Основная масса клиентов приходит на сай­ты не столько за лекарствами, сколько за контрацептивами, косметикой, медицинским обо­рудованием и парафармацевти­кой. По словам Ши Чжэньяна, товары для планирования семьи занимают лидирующие позиции среди покупок его пятимил­лионной аудитории, на них приходится до 20% всех доходов онлайн-сервиса.

китай, интернет-аптека

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi