Китайские власти разработали закон, разрешающий интернет‑аптекам продавать лекарства по рецепту. По мнению аналитиков, это приведет к дополнительному оттоку покупателей из обычной фармрозницы, годовой объем продаж которой сейчас составляет свыше $41 млрд, причем до 80% выручки приходится именно на рецептурные препараты. Ожидается, что новое законодательство вступит в силу уже в октябре 2014 года. Правительство явно благоволит интернет‑торговле, а представители офлайновых аптек тем временем сетуют на ужесточение госрегулирования и грозят массовым закрытием разорившихся предприятий.
Современные технологии меняют даже устоявшийся мир традиционной китайской медицины (ТКМ) – на смену увешанным кореньями и уставленным склянками аптекам приходит онлайн-торговля. В августе компания Yiling Pharmaceutical, один из крупнейших производителей лекарств ТКМ с годовой выручкой в $389 млн, получила разрешение регулятора на открытие интернет-аптеки. Предприятие стремится освоить новый канал сбыта, пока его не захватили конкуренты.
В том же месяце китайский гигант интернет-торговли Alibaba Group (капитализация готовящейся к IPO компании оценивается в $150–200 млрд) объявил о дополнительном наборе фармацевтов в свое B2C подразделение Tmall, явно готовясь к расширению розничной интернет-торговли лекарствами.
Китайские власти всячески поддерживают интернет-торговлю, что неудивительно: Китай, по данным сайта Internet live stats, занимает первое место в мире по количеству интернет-пользователей (641,6 млн человек, 46% населения). Для сравнения: в России этот показатель – 84,4 млн человек (59%).
Под натиском бурнорастущих онлайн-конкурентов, а также учитывая строгость госрегулирования (с 2013 года в Китае внедряется новый стандарт работы аптек GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), офлайновой фармрознице выживать становится все труднее. Мелкие предприятия и сети уже уходят с рынка (см. материал «Заземление в Поднебесной» в #7 VM от 8 июля 2013 года).
Мало того, в конце мая 2014 года китайский регулятор China Food and Drug Administration (CFDA) опубликовал «для ознакомления и сбора предложений» законопроект «Методы по контролю и надзору за продажей лекарственных средств и продуктов питания в сети Интернет».
В начале июля обсуждение завершилось. Отрасль ожидает, что новый закон будет окончательно принят уже в октябре – не в правилах китайских чиновников выкладывать такие документы без их предварительного одобрения «на самом верху».
Основное новшество – законопроект предлагает разрешить интернет-аптекам продавать рецептурные препараты.
По статистике, в 2013 году в КНР насчитывалось 433 873 аптеки и более 3 тысяч аптечных сетей. Объем офлайнового розничного фармрынка, по данным CFDA, в 2013 году составил 255,8 млрд юаней ($41 млрд), причем до 80% этой суммы приходится на рецептурные препараты.
Интернет-аптек пока меньше, и выручка их не так велика. По оценке генерального директора интернет-аптеки Guangzhou Qilekang Ши Чжэньяна, в 2013 году продажи онлайн-сектора составили 4,2 млрд юаней ($681,2 млн), причем половину этой суммы заработал ТОП5 интернет-аптек.
С ним согласен и генеральный директор аптечной сети Guangdong Jinkang Great Pharmacy Чжэн Хаотао. «Только четыре-пять интернет-аптек успешно ведут бизнес, в то время как остальные довольствуются небольшой прибылью», – говорит он.
По данным на 31 июля 2014 года, CFDA выдало «Сертификат качества по услугам торговли лекарственными препаратами в интернете» уже 227 интернет-аптекам, хотя ровно год назад их было всего 159. Тем не менее представители отрасли отмечают, что выручка только 40–50 интернет-аптек превышает 1 млн юаней ($162 205) в год.
По оценке участников рынка, онлайн-аптека становится рентабельной, если зарабатывает от 30 до 40 тысяч юаней ($4 866– 6 488) в день, но большинство не достигает и этого показателя.
Зато успешные аптеки развиваются быстро: как сообщил Ши Чжэньян, возглавляемая им компания Qilekang всего за два года увеличила оборот в 2,5 раза – до 1 млрд юаней ($162,2 млн).
Разумеется, интернет-аптеки только приветствовали новый закон, который поможет им привлечь новых клиентов и увеличить обороты, отняв часть рынка рецептурных препаратов у офлайнового ритейла.
Традиционные аптечные сети не менее предсказуемо встретили законодательную новацию в штыки. Они обратились в CFDA с письмом, в котором высказали свои возражения против нового закона. Среди подписавшихся – 10 ассоциаций и несколько десятков компаний, в том числе аптечная сеть Guoda Drugstore (дочерняя компания крупнейшего китайского фармхолдинга Sinopharm), сеть LBX Pharmacy, ассоциации China Association of Pharmaceutical Commerce и China Medical Pharmaceutical Material Assoсiation.
По их мнению, интернет-аптеки в силу их особенностей довольно сложно контролировать, а снижение планки для вхождения на рынок фактически до нуля может привести к его наводнению фальшивыми ЛС. К тому же большинство рецептурных препаратов имеют побочные и токсические эффекты, поэтому разрешение на продажу такого рода лекарств через интернет может быть опасно для потребителей. Авторы обращения также сомневаются, что интернет-аптеки смогут обеспечить должные условия хранения и логистики рецептурных ЛС, и это поставит под сомнение качество продаваемой продукции.
Секретарь Ассоциации фармацевтической розницы провинции Гуандун Лю Гуэйчунь в целом одобрительно отозвался о законопроекте CFDA, однако напомнил, что условия вхождения на розничный рынок для обычных аптек ужесточаются с каждым годом, поэтому требования GSP следует распространить и на интернет-аптеки.
Специалист из отдела мониторинга рационального использования ЛС при Комиссии по делам здравоохранения и планирования семьи Сунь Чжунши вообще заявил, что главным приоритетом является безопасность применения лекарств, поэтому принятие закона должно быть отложено до тех пор, пока население не будет достаточно просвещенным в этой области.
Чиновники не стали отмалчиваться и ответили на замечания, высказанные отраслью. Представители ведомства упомянули о планируемом создании специального надзирающего органа, который станет контролировать работу интернет-аптек на ежедневной основе. Будет создан список рецептурных лекарств, разрешенных к продаже через Сеть. Ведомству пришлось признать, что сбыт особо опасных препаратов придется все же ограничить. По словам главы законотворческого департамента при CFDA Сюй Цзинхэ, на данный момент даже традиционные аптеки могут продавать не весь спектр рецептурных ЛС, существуют определенные рамки, то же самое будет и с онлайн-ритейлом. Если стационарный аптечный пункт не имеет права продавать какое-то лекарство, значит, интернет-аптека тем более его продавать не будет, а, скорее всего, ассортимент рецептурных ЛС в Сети будет существенно уже, чем в обычных аптеках, заверил чиновник.
В любом случае всем понятно, что инициатива CFDA повлияет на фармацевтическую розницу. По оценке представителя интернет-аптеки Kaixinren Лян Юнцяна, в случае принятия законопроекта конкуренция на фармрынке обострится и может привести к снижению цен ЛС на 20%.
Традиционной фармрознице придется бороться с интернет-ритейлом не только за клиентов, но и за сотрудников. Согласно требованиям GSP, каждая аптека обязана иметь в штате сертифицированного фармацевта, в которых рынок и так испытывает острый дефицит. Новый закон CFDA вводит такие же правила и для интернет-аптек – каждая обязана будет нанять как минимум двух фармацевтов. Это вызовет ожесточенную борьбу за кадры, что, скорее всего, приведет к росту зарплат (и, соответственно, издержек предпринимателей).
Помимо обострения конкуренции с интернет-аптеками, китайскую фармрозницу могут постигнуть и другие неприятности. В конце июля власти пятого по величине китайского города Гуанчжоу (11 млн жителей) опубликовали законопроект, запрещающий аптекам, которые продают китайцам ЛС по страховке, продавать также и немедицинские товары.
Почти все население КНР использует страховые карточки для подтверждения наличия у них страховки, а также для частичной оплаты медуслуг и лекарств. У работников карточка привязана к счету в банке, с которого списывается стоимость услуг. Согласно условиям китайского медстрахования, часть средств покрывается государством. К работе с такими картами допущены не все аптеки и больницы, а только специально аккредитованные учреждения.
Правительство Гуанчжоу обнаружило неприятный факт: на деньги, предназначенные для покупки лекарственных средств, граждане зачастую закупают вовсе не лекарства, а шампуни, косметику, прохладительные напитки и прочие немедицинские товары.
Городские власти тут же сочинили законопроект, предлагающий запретить аккредитованным аптекам торговать всей этой продукцией.
Всего в городе насчитывается 1 700 аптечных пунктов, которым разрешено продавать лекарственные средства по страховке, и, скорее всего, они сильно пострадают, если законопроект станет законом.
Представители отрасли опасаются, что инициатива городских властей будет подхвачена по всей стране.
По мнению секретаря Фармацевтической ассоциации Гуанчжоу, более эффективным методом борьбы с нарушителями стала бы информатизация процесса оплаты лекарств по страховке, что дало бы возможность полного контроля за целевым расходованием средств из фондов страхования.
Лю Гуэйчунь считает, что проблемы розничного сектора могут вылиться в большой кризис, что поставит под вопрос существование многих ритейлеров.
Впрочем, у интернет-аптек тоже не все безоблачно – свыше 80% продаваемых в Китае лекарств по-прежнему сбываются через клиники, которые отнимают доход у всех без исключения фармритейлеров. Кроме того, онлайн-аптеки не имеют права продавать препараты, стоимость которых покрывается государственной медицинской страховкой.
Издержки традиционной фармрозницы довольно стабильны, чего не скажешь об онлайн-продажах, где постоянно меняются правила игры, отмечает пожелавший остаться неназванным представитель фарминдустрии в своем интервью китайскому изданию NBD.
Еще одной проблемой, наносящей ущерб развитию онлайн-торговли, являются работающие без аккредитации незаконные интернет-аптеки, которых только за два года было выявлено около 200.
Кроме того, с утверждением, что онлайн-аптеки легко отберут долю рынка у традиционных пунктов продажи лекарств, также можно поспорить, говорят участники рынка. Основная масса клиентов приходит на сайты не столько за лекарствами, сколько за контрацептивами, косметикой, медицинским оборудованием и парафармацевтикой. По словам Ши Чжэньяна, товары для планирования семьи занимают лидирующие позиции среди покупок его пятимиллионной аудитории, на них приходится до 20% всех доходов онлайн-сервиса.