27 Июля 2024 Суббота

Цифра берет числом
Евгения Журавлева Фарминдустрия
8 сентября 2014, 18:17
3937

В Китае интернет-аптеки при поддержке властей теснят традиционный фармритейл

Китайские власти разработали закон, разрешающий интернет‑аптекам продавать лекарства по рецепту. По мнению аналитиков, это приведет к дополнительному оттоку покупателей из обычной фармрозницы, годовой объем продаж которой сейчас составляет свыше $41 млрд, причем до 80% выручки приходится именно на рецептурные препараты. Ожидается, что новое законодательство вступит в силу уже в октябре 2014 года. Правительство явно благоволит интернет‑торговле, а представители офлайновых аптек тем временем сетуют на ужесточение госрегулирования и грозят массовым закрытием разорившихся предприятий.

Современные технологии меня­ют даже устоявшийся мир тради­ционной китайской медицины (ТКМ) – на смену увешанным кореньями и уставленным склянками аптекам приходит онлайн-торговля. В августе компания Yiling Pharmaceutical, один из крупнейших производи­телей лекарств ТКМ с годовой выручкой в $389 млн, полу­чила разрешение регулятора на открытие интернет-аптеки. Предприятие стремится освоить новый канал сбыта, пока его не захватили конкуренты.

В том же месяце китайский гигант интернет-торговли Alibaba Group (капитализация готовящейся к IPO компании оценивается в $150–200 млрд) объявил о дополнительном наборе фармацевтов в свое B2C подразделение Tmall, явно гото­вясь к расширению розничной интернет-торговли лекарствами.

Китайские власти всячески поддерживают интернет-тор­говлю, что неудивительно: Китай, по данным сайта Internet live stats, занимает первое место в мире по коли­честву интернет-пользователей (641,6 млн человек, 46% населе­ния). Для сравнения: в России этот показатель – 84,4 млн чело­век (59%).

Под натиском бурнорастущих онлайн-конкурентов, а также учитывая строгость госрегули­рования (с 2013 года в Китае внедряется новый стандарт работы аптек GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), офлайновой фармроз­нице выживать становится все труднее. Мелкие предприятия и сети уже уходят с рынка (см. материал «Заземление в Под­небесной» в #7 VM от 8 июля 2013 года).

Мало того, в конце мая 2014 года китайский регулятор China Food and Drug Administration (CFDA) опубликовал «для ознакомления и сбора предложений» законо­проект «Методы по контролю и надзору за продажей лекар­ственных средств и продуктов питания в сети Интернет».

В начале июля обсуждение завершилось. Отрасль ожидает, что новый закон будет окон­чательно принят уже в октя­бре – не в правилах китайских чиновников выкладывать такие документы без их предвари­тельного одобрения «на самом верху».

Основное новшество – законо­проект предлагает разрешить интернет-аптекам продавать рецептурные препараты.

По статистике, в 2013 году в КНР насчитывалось 433 873 аптеки и более 3 тысяч аптеч­ных сетей. Объем офлайнового розничного фармрынка, по дан­ным CFDA, в 2013 году составил 255,8 млрд юаней ($41 млрд), причем до 80% этой суммы приходится на рецептурные препараты.

Интернет-аптек пока мень­ше, и выручка их не так вели­ка. По оценке генерального директора интернет-аптеки Guangzhou Qilekang Ши Чжэнья­на, в 2013 году продажи он­лайн-сектора составили 4,2 млрд юаней ($681,2 млн), причем половину этой суммы заработал ТОП5 интернет-аптек.

С ним согласен и генераль­ный директор аптечной сети Guangdong Jinkang Great Pharmacy Чжэн Хаотао. «Только четыре-пять интернет-аптек успешно ведут бизнес, в то время как остальные довольствуются небольшой прибылью», – гово­рит он.

По данным на 31 июля 2014 года, CFDA выдало «Сертификат качества по услугам торговли лекарственными препаратами в интернете» уже 227 интер­нет-аптекам, хотя ровно год назад их было всего 159. Тем не менее представители отрасли отмечают, что выручка только 40–50 интернет-аптек превыша­ет 1 млн юаней ($162 205) в год.

По оценке участников рынка, онлайн-аптека становится рентабельной, если зарабатывает от 30 до 40 тысяч юаней ($4 866– 6 488) в день, но большинство не достигает и этого показателя.

Зато успешные аптеки разви­ваются быстро: как сообщил Ши Чжэньян, возглавляемая им компания Qilekang всего за два года увеличила оборот в 2,5 раза – до 1 млрд юаней ($162,2 млн).

Разумеется, интернет-аптеки только приветствовали но­вый закон, который поможет им привлечь новых клиентов и увеличить обороты, отняв часть рынка рецептурных препа­ратов у офлайнового ритейла.

Традиционные аптечные сети не менее предсказуемо встре­тили законодательную нова­цию в штыки. Они обратились в CFDA с письмом, в котором высказали свои возражения против нового закона. Среди подписавшихся – 10 ассоци­аций и несколько десятков компаний, в том числе аптечная сеть Guoda Drugstore (дочер­няя компания крупнейшего китайского фармхолдинга Sinopharm), сеть LBX Pharmacy, ассоциации China Association of Pharmaceutical Commerce и China Medical Pharmaceutical Material Assoсiation.

По их мнению, интернет-аптеки в силу их особенностей довольно сложно контролировать, а снижение планки для вхождения на рынок фактически до нуля может привести к его наводне­нию фальшивыми ЛС. К тому же большинство рецептурных препаратов имеют побочные и токсические эффекты, поэто­му разрешение на продажу тако­го рода лекарств через интернет может быть опасно для потреби­телей. Авторы обращения также сомневаются, что интернет-ап­теки смогут обеспечить должные условия хранения и логистики рецептурных ЛС, и это поставит под сомнение качество продава­емой продукции.

Секретарь Ассоциации фар­мацевтической розницы про­винции Гуандун Лю Гуэйчунь в целом одобрительно отозвался о законопроекте CFDA, однако напомнил, что условия вхожде­ния на розничный рынок для обычных аптек ужесточаются с каждым годом, поэтому требо­вания GSP следует распростра­нить и на интернет-аптеки.

Специалист из отдела монито­ринга рационального исполь­зования ЛС при Комиссии по делам здравоохранения и пла­нирования семьи Сунь Чжунши вообще заявил, что главным приоритетом является безопас­ность применения лекарств, по­этому принятие закона должно быть отложено до тех пор, пока население не будет достаточно просвещенным в этой области.

Чиновники не стали отмалчи­ваться и ответили на замечания, высказанные отраслью. Представители ведомства упомя­нули о планируемом создании специального надзирающего органа, который станет контро­лировать работу интернет-аптек на ежедневной основе. Будет создан список рецептурных лекарств, разрешенных к про­даже через Сеть. Ведомству пришлось признать, что сбыт особо опасных препаратов придется все же ограничить. По словам главы законотворче­ского департамента при CFDA Сюй Цзинхэ, на данный момент даже традиционные аптеки могут продавать не весь спектр рецептурных ЛС, существуют определенные рамки, то же са­мое будет и с онлайн-ритейлом. Если стационарный аптечный пункт не имеет права продавать какое-то лекарство, значит, интернет-аптека тем более его продавать не будет, а, скорее всего, ассортимент рецептурных ЛС в Сети будет существенно уже, чем в обычных аптеках, заверил чиновник.

В любом случае всем понятно, что инициатива CFDA повлияет на фармацевтическую розни­цу. По оценке представителя интернет-аптеки Kaixinren Лян Юнцяна, в случае принятия законопроекта конкуренция на фармрынке обострится и мо­жет привести к снижению цен ЛС на 20%.

Традиционной фармрознице придется бороться с интер­нет-ритейлом не только за кли­ентов, но и за сотрудников. Со­гласно требованиям GSP, каждая аптека обязана иметь в штате сертифицированного фармацев­та, в которых рынок и так испы­тывает острый дефицит. Новый закон CFDA вводит такие же правила и для интернет-аптек – каждая обязана будет нанять как минимум двух фармацевтов. Это вызовет ожесточенную борьбу за кадры, что, скорее всего, приведет к росту зарплат (и, соответственно, издержек предпринимателей).

Помимо обострения конкуренции с интернет-аптеками, китайскую фармрозницу могут постигнуть и другие неприятности. В кон­це июля власти пятого по вели­чине китайского города Гуанчжоу (11 млн жителей) опубликовали законопроект, запрещающий ап­текам, которые продают китайцам ЛС по страховке, продавать также и немедицинские товары.

Почти все население КНР ис­пользует страховые карточки для подтверждения наличия у них страховки, а также для частич­ной оплаты медуслуг и лекарств. У работников карточка привя­зана к счету в банке, с которого списывается стоимость услуг. Согласно условиям китайского медстрахования, часть средств покрывается государством. К ра­боте с такими картами допуще­ны не все аптеки и больницы, а только специально аккредито­ванные учреждения.

Правительство Гуанчжоу об­наружило неприятный факт: на деньги, предназначенные для покупки лекарственных средств, граждане зачастую закупают вовсе не лекарства, а шампуни, косметику, прохладительные на­питки и прочие немедицинские товары.

Городские власти тут же сочини­ли законопроект, предлагающий запретить аккредитованным аптекам торговать всей этой продукцией.

Всего в городе насчитывается 1 700 аптечных пунктов, кото­рым разрешено продавать лекарственные средства по страховке, и, скорее всего, они сильно пострадают, если законопроект станет законом.

Представители отрасли опаса­ются, что инициатива город­ских властей будет подхвачена по всей стране.

По мнению секретаря Фар­мацевтической ассоциации Гуанчжоу, более эффективным методом борьбы с нарушите­лями стала бы информатиза­ция процесса оплаты лекарств по страховке, что дало бы возможность полного контро­ля за целевым расходованием средств из фондов страхования.

Лю Гуэйчунь считает, что про­блемы розничного сектора могут вылиться в большой кризис, что поставит под вопрос существо­вание многих ритейлеров.

Впрочем, у интернет-аптек тоже не все безоблачно – свыше 80% продаваемых в Китае лекарств по-прежнему сбываются через клиники, которые отнимают доход у всех без исключения фармритей­леров. Кроме того, онлайн-аптеки не имеют права продавать препа­раты, стоимость которых покры­вается государственной медицин­ской страховкой.

Издержки традиционной фарм­розницы довольно стабильны, чего не скажешь об онлайн-продажах, где постоянно меняются правила игры, отмечает поже­лавший остаться неназванным представитель фарминдустрии в своем интервью китайскому изданию NBD.

Еще одной проблемой, на­носящей ущерб развитию онлайн-торговли, являются работающие без аккредитации незаконные интернет-аптеки, которых только за два года было выявлено около 200.

Кроме того, с утверждением, что онлайн-аптеки легко отберут долю рынка у традиционных пунктов продажи лекарств, также можно поспорить, говорят участники рынка. Основная масса клиентов приходит на сай­ты не столько за лекарствами, сколько за контрацептивами, косметикой, медицинским обо­рудованием и парафармацевти­кой. По словам Ши Чжэньяна, товары для планирования семьи занимают лидирующие позиции среди покупок его пятимил­лионной аудитории, на них приходится до 20% всех доходов онлайн-сервиса.

китай, интернет-аптека

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении