ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

25 Июля, 7:57
25 Июля, 7:57
59,66 руб
69,47 руб

Цифра берет числом

Евгения Журавлева
8 Сентября 2014, 18:17
2408
В Китае интернет-аптеки при поддержке властей теснят традиционный фармритейл

Китайские власти разработали закон, разрешающий интернет‑аптекам продавать лекарства по рецепту. По мнению аналитиков, это приведет к дополнительному оттоку покупателей из обычной фармрозницы, годовой объем продаж которой сейчас составляет свыше $41 млрд, причем до 80% выручки приходится именно на рецептурные препараты. Ожидается, что новое законодательство вступит в силу уже в октябре 2014 года. Правительство явно благоволит интернет‑торговле, а представители офлайновых аптек тем временем сетуют на ужесточение госрегулирования и грозят массовым закрытием разорившихся предприятий.

Современные технологии меня­ют даже устоявшийся мир тради­ционной китайской медицины (ТКМ) – на смену увешанным кореньями и уставленным склянками аптекам приходит онлайн‑торговля. В августе компания Yiling Pharmaceutical, один из крупнейших производи­телей лекарств ТКМ с годовой выручкой в $389 млн, полу­чила разрешение регулятора на открытие интернет‑аптеки. Предприятие стремится освоить новый канал сбыта, пока его не захватили конкуренты.

В том же месяце китайский гигант интернет‑торговли Alibaba Group (капитализация готовящейся к IPO компании оценивается в $150–200 млрд) объявил о дополнительном наборе фармацевтов в свое B2C подразделение Tmall, явно гото­вясь к расширению розничной интернет‑торговли лекарствами.

Китайские власти всячески поддерживают интернет‑тор­говлю, что неудивительно: Китай, по данным сайта Internet live stats, занимает первое место в мире по коли­честву интернет‑пользователей (641,6 млн человек, 46% населе­ния). Для сравнения: в России этот показатель – 84,4 млн чело­век (59%).

Под натиском бурнорастущих онлайн‑конкурентов, а также учитывая строгость госрегули­рования (с 2013 года в Китае внедряется новый стандарт работы аптек GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), офлайновой фармроз­нице выживать становится все труднее. Мелкие предприятия и сети уже уходят с рынка (см. материал «Заземление в Под­небесной» в #7 VM от 8 июля 2013 года).

Мало того, в конце мая 2014 года китайский регулятор China Food and Drug Administration (CFDA) опубликовал «для ознакомления и сбора предложений» законо­проект «Методы по контролю и надзору за продажей лекар­ственных средств и продуктов питания в сети Интернет».

В начале июля обсуждение завершилось. Отрасль ожидает, что новый закон будет окон­чательно принят уже в октя­бре – не в правилах китайских чиновников выкладывать такие документы без их предвари­тельного одобрения «на самом верху».

Основное новшество – законо­проект предлагает разрешить интернет‑аптекам продавать рецептурные препараты.

По статистике, в 2013 году в КНР насчитывалось 433 873 аптеки и более 3 тысяч аптеч­ных сетей. Объем офлайнового розничного фармрынка, по дан­ным CFDA, в 2013 году составил 255,8 млрд юаней ($41 млрд), причем до 80% этой суммы приходится на рецептурные препараты.

Интернет‑аптек пока мень­ше, и выручка их не так вели­ка. По оценке генерального директора интернет‑аптеки Guangzhou Qilekang Ши Чжэнья­на, в 2013 году продажи он­лайн‑сектора составили 4,2 млрд юаней ($681,2 млн), причем половину этой суммы заработал ТОП5 интернет‑аптек.

С ним согласен и генераль­ный директор аптечной сети Guangdong Jinkang Great Pharmacy Чжэн Хаотао. «Только четыре‑пять интернет‑аптек успешно ведут бизнес, в то время как остальные довольствуются небольшой прибылью», – гово­рит он.

По данным на 31 июля 2014 года, CFDA выдало «Сертификат качества по услугам торговли лекарственными препаратами в интернете» уже 227 интер­нет‑аптекам, хотя ровно год назад их было всего 159. Тем не менее представители отрасли отмечают, что выручка только 40–50 интернет‑аптек превыша­ет 1 млн юаней ($162 205) в год.

По оценке участников рынка, онлайн‑аптека становится рентабельной, если зарабатывает от 30 до 40 тысяч юаней ($4 866– 6 488) в день, но большинство не достигает и этого показателя.

Зато успешные аптеки разви­ваются быстро: как сообщил Ши Чжэньян, возглавляемая им компания Qilekang всего за два года увеличила оборот в 2,5 раза – до 1 млрд юаней ($162,2 млн).

Разумеется, интернет‑аптеки только приветствовали но­вый закон, который поможет им привлечь новых клиентов и увеличить обороты, отняв часть рынка рецептурных препа­ратов у офлайнового ритейла.

Традиционные аптечные сети не менее предсказуемо встре­тили законодательную нова­цию в штыки. Они обратились в CFDA с письмом, в котором высказали свои возражения против нового закона. Среди подписавшихся – 10 ассоци­аций и несколько десятков компаний, в том числе аптечная сеть Guoda Drugstore (дочер­няя компания крупнейшего китайского фармхолдинга Sinopharm), сеть LBX Pharmacy, ассоциации China Association of Pharmaceutical Commerce и China Medical Pharmaceutical Material Assoсiation.

По их мнению, интернет‑аптеки в силу их особенностей довольно сложно контролировать, а снижение планки для вхождения на рынок фактически до нуля может привести к его наводне­нию фальшивыми ЛС. К тому же большинство рецептурных препаратов имеют побочные и токсические эффекты, поэто­му разрешение на продажу тако­го рода лекарств через интернет может быть опасно для потреби­телей. Авторы обращения также сомневаются, что интернет‑ап­теки смогут обеспечить должные условия хранения и логистики рецептурных ЛС, и это поставит под сомнение качество продава­емой продукции.

Секретарь Ассоциации фар­мацевтической розницы про­винции Гуандун Лю Гуэйчунь в целом одобрительно отозвался о законопроекте CFDA, однако напомнил, что условия вхожде­ния на розничный рынок для обычных аптек ужесточаются с каждым годом, поэтому требо­вания GSP следует распростра­нить и на интернет‑аптеки.

Специалист из отдела монито­ринга рационального исполь­зования ЛС при Комиссии по делам здравоохранения и пла­нирования семьи Сунь Чжунши вообще заявил, что главным приоритетом является безопас­ность применения лекарств, по­этому принятие закона должно быть отложено до тех пор, пока население не будет достаточно просвещенным в этой области.

Чиновники не стали отмалчи­ваться и ответили на замечания, высказанные отраслью. Представители ведомства упомя­нули о планируемом создании специального надзирающего органа, который станет контро­лировать работу интернет‑аптек на ежедневной основе. Будет создан список рецептурных лекарств, разрешенных к про­даже через Сеть. Ведомству пришлось признать, что сбыт особо опасных препаратов придется все же ограничить. По словам главы законотворче­ского департамента при CFDA Сюй Цзинхэ, на данный момент даже традиционные аптеки могут продавать не весь спектр рецептурных ЛС, существуют определенные рамки, то же са­мое будет и с онлайн‑ритейлом. Если стационарный аптечный пункт не имеет права продавать какое‑то лекарство, значит, интернет‑аптека тем более его продавать не будет, а, скорее всего, ассортимент рецептурных ЛС в Сети будет существенно уже, чем в обычных аптеках, заверил чиновник.

В любом случае всем понятно, что инициатива CFDA повлияет на фармацевтическую розни­цу. По оценке представителя интернет‑аптеки Kaixinren Лян Юнцяна, в случае принятия законопроекта конкуренция на фармрынке обострится и мо­жет привести к снижению цен ЛС на 20%.

Традиционной фармрознице придется бороться с интер­нет‑ритейлом не только за кли­ентов, но и за сотрудников. Со­гласно требованиям GSP, каждая аптека обязана иметь в штате сертифицированного фармацев­та, в которых рынок и так испы­тывает острый дефицит. Новый закон CFDA вводит такие же правила и для интернет‑аптек – каждая обязана будет нанять как минимум двух фармацевтов. Это вызовет ожесточенную борьбу за кадры, что, скорее всего, приведет к росту зарплат (и, соответственно, издержек предпринимателей).

Помимо обострения конкуренции с интернет‑аптеками, китайскую фармрозницу могут постигнуть и другие неприятности. В кон­це июля власти пятого по вели­чине китайского города Гуанчжоу (11 млн жителей) опубликовали законопроект, запрещающий ап­текам, которые продают китайцам ЛС по страховке, продавать также и немедицинские товары.

Почти все население КНР ис­пользует страховые карточки для подтверждения наличия у них страховки, а также для частич­ной оплаты медуслуг и лекарств. У работников карточка привя­зана к счету в банке, с которого списывается стоимость услуг. Согласно условиям китайского медстрахования, часть средств покрывается государством. К ра­боте с такими картами допуще­ны не все аптеки и больницы, а только специально аккредито­ванные учреждения.

Правительство Гуанчжоу об­наружило неприятный факт: на деньги, предназначенные для покупки лекарственных средств, граждане зачастую закупают вовсе не лекарства, а шампуни, косметику, прохладительные на­питки и прочие немедицинские товары.

Городские власти тут же сочини­ли законопроект, предлагающий запретить аккредитованным аптекам торговать всей этой продукцией.

Всего в городе насчитывается 1 700 аптечных пунктов, кото­рым разрешено продавать лекарственные средства по страховке, и, скорее всего, они сильно пострадают, если законопроект станет законом.

Представители отрасли опаса­ются, что инициатива город­ских властей будет подхвачена по всей стране.

По мнению секретаря Фар­мацевтической ассоциации Гуанчжоу, более эффективным методом борьбы с нарушите­лями стала бы информатиза­ция процесса оплаты лекарств по страховке, что дало бы возможность полного контро­ля за целевым расходованием средств из фондов страхования.

Лю Гуэйчунь считает, что про­блемы розничного сектора могут вылиться в большой кризис, что поставит под вопрос существо­вание многих ритейлеров.

Впрочем, у интернет‑аптек тоже не все безоблачно – свыше 80% продаваемых в Китае лекарств по‑прежнему сбываются через клиники, которые отнимают доход у всех без исключения фармритей­леров. Кроме того, онлайн‑аптеки не имеют права продавать препа­раты, стоимость которых покры­вается государственной медицин­ской страховкой.

Издержки традиционной фарм­розницы довольно стабильны, чего не скажешь об онлайн‑продажах, где постоянно меняются правила игры, отмечает поже­лавший остаться неназванным представитель фарминдустрии в своем интервью китайскому изданию NBD.

Еще одной проблемой, на­носящей ущерб развитию онлайн‑торговли, являются работающие без аккредитации незаконные интернет‑аптеки, которых только за два года было выявлено около 200.

Кроме того, с утверждением, что онлайн‑аптеки легко отберут долю рынка у традиционных пунктов продажи лекарств, также можно поспорить, говорят участники рынка. Основная масса клиентов приходит на сай­ты не столько за лекарствами, сколько за контрацептивами, косметикой, медицинским обо­рудованием и парафармацевти­кой. По словам Ши Чжэньяна, товары для планирования семьи занимают лидирующие позиции среди покупок его пятимил­лионной аудитории, на них приходится до 20% всех доходов онлайн-сервиса.

китай, интернет-аптека
Поделиться в соц.сетях
Медицинские стартапы привлекли 1,6 млрд рублей за полтора года
24 Июля 2017, 18:45
Количество мест в российских больницах сократилось в 2016 году на 23 тысячи
24 Июля 2017, 18:28
На подключение государственных клиник к интернету требуется 20 млрд рублей
24 Июля 2017, 15:53
ГБУ «Ритуал» хочет бесплатно получить площади в столичных моргах
24 Июля 2017, 15:09
В Китае пресекли нелегальный бизнес по определению пола будущих детей
13 Июля 2017, 8:03
В Ульяновске создадут международный медкластер за $1,5 млрд
11 Июля 2017, 13:26
Акции Fosun Pharma упали на фоне слухов об исчезновении главы компании
Слухи о пропаже председателя совета директоров китайской корпорации Fosun Pharma Го Гуанчана, которые появились в интернете, привели к падению акций дочерних компаний Fosun более чем на 8%. В корпорации слухи об исчезновении руководителя опровергают.

10 Июля 2017, 7:29
На территории бывшего аэродрома Тушино построят медцентр
5 Июля 2017, 12:21
Китайские инвесторы могут вложиться в производство лекарств в Свердловской области
19 Июня 2017, 17:41
В России появится система онлайн-бронирования лекарств в аптеках
30 Марта 2017, 23:06
Китай планирует сократить сроки одобрения импортных лекарств
Китайское управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарств (CFDA) намерено упростить правила и сократить сроки одобрения импортных лекарств, чтобы ускорить появление современных препаратов на внутреннем рынке страны.
22 Марта 2017, 8:02
На таможне изъяли более 400 кг искусственных зубов из Китая
7 Февраля 2017, 15:45
Продавцы нелегальных вакцин в Китае осуждены на 19 и 6 лет
24 Января 2017, 19:25
Снижение заболеваемости ВИЧ связали с продажей аналогов Трувады
11 Января 2017, 14:45
66% онкобольных в Китае покупают лекарства нелегально

Из-за высоких цен на оригинальные препараты две трети китайских пациентов с онкологическими заболеваниями вынуждены покупать необходимые лекарства нелегально. 

28 Декабря 2016, 11:38
Павел Ильин
медицинский кибернетик
«Симуляторы пока не могут вытеснить трупы»
19 Декабря 2016, 10:16
Индийский фармрынок может вырасти до $300 млрд к 2030 году
25 Ноября 2016, 19:08
Назначен новый руководитель китайского подразделения GSK

Британская фармкомпания GlaxoSmithKline (GSK) назначила новым руководителем своего китайского подразделения Томаса Виллемсена, ранее занимавшего в GSK China должность коммерческого директора. Эрве Гиссерот, два года приводивший подразделение в порядок после грандиозного коррупционного скандала, завершившегося рекордным штрафом, пойдет на повышение – он станет главой фармацевтического бизнеса GSK в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

18 Ноября 2016, 14:56
Merck вложит 170 млн евро в строительство завода в Китае
9 Ноября 2016, 11:45
Pfizer вновь выведет вакцину от пневмококка на рынок Китая

Управление по продуктам и лекарствам Китая (CFDA) разрешило к применению пневмококковую вакцину Превенар-13 производства Pfizer. В фармгиганте считают такое решение прорывом, поскольку доступ на рынок для иностранных фармпроизводителей затруднен, а самой Pfizer пришлось в 2015 году прекратить продажи предыдущей версии вакцины после того, как истек срок действия лицензии.  

3 Ноября 2016, 19:21
Основатель Sun Pharma вошел в рейтинг богатейших людей планеты
2 Ноября 2016, 7:00
Яндекс.Метрика