27 Июля 2024 Суббота

Трое в глотке
Наталья Журавлева Мединдустрия
12 июля 2015, 13:10
5949

Как «умная капсула» оттесняет другие эндоустройства с пути к человеческим внутренностям

Медицинская техника усложняется, обрастает функциями, механизмами, кабелями, датчиками. Израиль­ский исследователь Гавриэль Иддан пошел противоположным путем: у придуманной им крошечной капсу­лы не было ни гибких трубок, ни видеокабеля, ни монитора, без которых еще недавно сложно было себе представить исследование ЖКТ. Изобретатель‑бизнесмен действовал мудро, правильного момента для вывода изобретения на рынок ждал целое десятилетие. И не прогадал: не так давно при продаже фирма Given Imaging принесла акционерам почти $900 млн.

Эндоскопия – область диагностики с доволь­но долгой историей. Попытки посмотреть, что там внутри, в Европе начали предпринимать еще в XVIII веке, а в 1806 году Филипп Боззи­ни, немец итальянского происхождения, ко­торого называют отцом эндоскопии, разрабо­тал первый аппарат для исследований прямой кишки и матки, включавший в себя свечу как источник света. Инновационное устройство не получило распространения – медицинская комиссия сочла его непригодным для исполь­зования на людях, а сам изобретатель вскоре умер от тифа. Эстафету подхватил француз­ский хирург Антуан Жан Дезормо, использо­вавший для освещения спиртовую лампу (его, кстати, тоже называют отцом эндоскопии). К середине XIX века возникло устройство, сильно напоминавшее современный жесткий эндоскоп, в 1930-х годах появился полугиб­кий, а затем и видеоэндоскоп.

Нынешние их производители, в основном японские компании (подробнее – в матери­але «Отрезанный ЛОМО»), совершенствуют приборы уже несколько десятилетий. Каза­лось бы, новичку сюда не протиснуться. Идет тонкая доработка технологий и материалов. Сферы и клиенты давно поделены, а есте­ственные ограничения метода – отвращение пациента и сложность эндоскопии тонкой кишки, слишком длинного для этого, – неиз­бежны. Но устоявшийся рынок на рубеже ты­сячелетий ждало потрясение.

ЭНДОСКОПЦЫ

Израильский профессор Гавриэль Иддан, специалист в области электронно-оптиче­ских приборов, изначально не был связан с гастроэнтерологией. Все началось в 80-х с длинного творческого отпуска, который он провел в Соединенных Штатах. «Я тогда подружился со своим коллегой, израильским профессором-гастроэнтерологом Эйтаном Скапой, он тоже был в творческом отпуске. Мы много говорили о работе, и именно тогда я впервые услышал про оптические эндоскопы, про их широкое применение и ограничения. В частности, про то, что с их помощью нельзя обследовать тонкую кишку, – рассказывал Иддан в одной из своих статей, посвященных истории эндоскопических капсул. – Профессор Скапа посоветовал мне придумать устройство, с помощью которого можно было бы проводить исследования тонкой кишки. Но в то время я понятия не имел, как это можно было бы осуществить».

Так получилось, что через 10 лет профессо­ра снова встретились в Америке и вернулись к обсуждению темы. Эта вторая встреча под­толкнула Иддана к решительным действиям. Ситуация в технологиях за это время измени­лась кардинальным образом: техника быстро миниатюризировалась. «В 1991 году сенсоры нужного размера уже нашли свое применение у ведущих производителей эндоскопов во всем мире – их использовали в устройствах нового поколения, которые были способны проеци­ровать изображение на монитор и пришли на смену неудобному и сложному в исполнении оптоволоконному методу», – поясняет Иддан.

Он начал думать о возможности избавить каме­ру эндоскопа от трубки, соединяющей ее с при­бором: она могла бы двигаться естественным путем по желудочно-кишечному тракту, соеди­ненная с внешним миром только кабелем для передачи изображения. Но в тонкой кишке та­кая конструкция не работала бы. И тогда Иддан решил обойтись вообще без кабеля. «Я заказал небольшой передатчик и стал с ним экспери­ментировать», – рассказывает он.

Первый работающий прототип устройства нового типа – «умной таблетки», или эндо­скопической капсулы, – появился в 1998 году. Тогда же Иддан вместе с доктором Гавриэлем Эрроном основал компанию Given Imaging, ставшую пионером в области производства эндоскопических капсул. Первым инвестором Given Imaging выступила крупная технологи­ческая израильская компания Elron Electronic Industries: ее доля составляла 15%, затем была увеличена до 28%, сумма инвестиций не разгла­шается. Вторым инвестором инновационной компании, расположившейся в израильской «силиконовой долине» Silicon Wadi, стала изра­ильская же Rafael Advanced Defence System.

Суть капсулы проста. В ней есть камера с LED-подсветкой, устройство, передающее данные, и батарейка. Оболочка состоит из мате­риала, не вступающего в реакцию со слизистой и другими тканями человеческого организма, она не токсична, не разрушается пептида­ми и кислой средой желудка. «Таблетка», тем не менее, является одноразовой и в среднем проходит весь желудочно-кишечный тракт за 24–48 часов. Правда, зарегистрирован случай, когда американский пациент про­жил с капсулой в кишечнике целых пять лет. По степени комфортности метод можно срав­нить с холтеровским исследованием сердца – пациент в течение суток должен носить на себе в специальной сумочке устройство, которое принимает информацию от капсулы. За сут­ки камера в среднем делает 60 тысяч снимков. «Многие пациенты не понимают, как эта капсу­ла работает, – жалуется Виктор Веселов, заведу­ющий отделением эндоскопической хирургии Государственного научного центра колопрок­тологии. – Покупают, глотают, а когда она выходит, приносят нам. На самом деле капсула ничего не записывает, только передает».

За все время разработки идеи Иддан и его команда провели 1 900 испытаний разных видов капсул. Первоначально изобретатель назвал их M2A (Mouth to anus), однако позже, в 2004 году, компания провела ребрендинг, и в США капсулы вышли уже под брендом PillCam. FDA одобрило капсулы для клиниче­ского применения в 2001 году. И в том же году Given Imaging вышла на IPO, разместив свои ценные бумаги на бирже NASDAQ. Выручка компании стабильно и быстро росла из года в год, операционной безубыточности Given достигла к 2004 году – в тот момент количество проданных по всему миру капсул подобралось к 100 тысячам. Сейчас они продаются в более чем 70 странах мира.

ВЗГЛЯД НАЗАД

Given Imaging нашла на рынке совершенно но­вую нишу, поэтому первые годы ее росту ничто не мешало. Но в 2005 году – через четыре года после старта продаж PillCam – появилась аналогичная продукция от Olympus. Сейчас, хотя в целом Olympus гораздо известнее, чем Given Imaging, в капсульной сфере бренды делят рынок примерно поровну. Given Imaging рисковала постепенно растерять преимущества первопроходца, но она не сидела сложа руки. PillCam была разработана для тонкой кишки, но удачный опыт использования показал, что можно подумать и о других отделах ЖКТ – прежде всего о толстой кишке. Так появились PillCam следующего поколения. К 2010 году ко­личество проданных капсул достигло миллиона экземпляров, а в 2012 году компания получила всемирную известность, когда корреспондент BBC Майкл Мосли согласился поучаствовать в представлении в лондонском Музее науки – он проглотил PillCam, изображения с которой транслировались на большом экране.

К 2011 году выручка компании достиг­ла $178 млн, чистая прибыль – $12 млн, количество сотрудников выросло до 800 чело­век. Но рост замедлился – в 2012 году увеличе­ние выручки впервые выразилось однозначной цифрой и составило всего 1%. Самое время собирать урожай: в декабре 2013 года руковод­ство Given Imaging заявило о продаже своего детища, глобальной компании Covidien PLC, занимающейся производством различного медицинского оборудования. Сумма сделки со­ставила $860 млн – покупатель приобрел акции с почти 30%-ной премией к рыночной цене.

Стоимость одноразовой эндоскопической капсулы пока довольно высока – от $500 до $1 000—1 200. Но в ряде стран она уже на рав­ных конкурирует по цене с обычными эндоско­пическими исследованиями, а в США, где цена эндоскопии измеряется тысячами долларов, капсульное исследование может даже считаться бюджетным вариантом. Неудивительно, что аналитики предсказывают рынку эндоскопиче­ских капсул дальнейший рост – в этом году он подобрался к отметке в $500 млн, а к 2017 году должен удвоиться.

В России соотношение цен другое: исследо­вание с помощью капсулы в несколько раз дороже, чем с помощью эндоскопа. Но в буду­щем у капсулы гораздо больше возможностей для снижения цены – по аналогии с тем, что происходило на рынке мобильных телефо­нов. Так что, возможно, судьбу рынка будут в конечном итоге определять сравнительное удобство и медицинская информативность двух методов. Здесь пока нет единодушия. Одни опрошенные VADEMECUM врачи считают капсулу вспомогательным методом, пригодным ско­рее для первого этапа скрининга: взять с ее помощью биопсию невозможно, а в толстой кишке обычный эндоскоп показывает себя лучше. Другие, наоборот, даже при исследова­нии этого отдела кишечника видят в капсуле достоинства по сравнению с эндоскопом. Тот движется снизу вверх и, чтобы разглядеть, что происходит с другой стороны складок киш­ки, должен каждый раз «крутить головой». У капсулы для толстой кишки фотокамеры с обоих концов, поэтому она видит все склад­ки. Кто победит в этой борьбе, покажет время. Olympus, например, пока еще не решила, стоит ли вслед за Given Imaging выводить на рынки капсулу для толстой кишки: компания совету­ется на эту тему с врачами, рассказал VADEMECUM один из таких советчиков.

гастроэнтерология, эндоскопия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении