Процедуры с использованием нитей стремительно оформляются в обособленную индустрию на российском рынке эстетических медуслуг. В прошлом году российские пластические хирурги больше трети всех подтяжек лица делали с использованием нитевых технологий. А малоинвазивная косметология вообще пережила нитяной бум – манипуляции с использованием так называемых мезонитей, корейских изделий из полидиоксанона, потеснили даже абсолютный хит рынка – инъекции на основе гиалуроновой кислоты. Эксперты отмечают, что мода на нитевые технологии в российской индустрии красоты возникала уже не раз, но всегда длилась недолго.
По данным Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), Россия вошла в число стран – лидеров по применению нитевых технологий в эстетической медицине. Всего в мире в 2013 году было сделано 165,2 тысячи хирургических подтяжек лица с использованием такой методики. Проведенный VM опрос среди 100 российских клиник и отделений пластической хирургии показал, что процедуры с использованием нитей составили 35% от общего объема проведенных в этих учреждениях хирургических подтяжек лица в прошлом году (см. инфографику на стр. 16). Если эстраполировать эти данные на все клиники, то в 2013 году в России было проведено 4,5 тысячи вмешательств, или 3% от мирового нитяного рынка. По этому показателю Россия уступает только лидерам эстетического рынка – США и Бразилии, а также Мексике и Испании, где нитевые технологии особенно популярны, и оставляет далеко позади, например, Германию, Италию, Венесуэлу, Иран и другие страны (см. инфографику на стр. 17).
Аналогичной статистики по применению нитевых методик в косметологических (малоинвазивных, без хирургического вмешательства) процедурах не существует. Однако, по мнению косметологов, здесь позиции России еще более заметны. Например, по данным агентства Emergent Sky, проводившего в прошлом году исследование российского рынка эстетической медицины, нитевые подтяжки лица стали самым быстрорастущим сегментом среди малоинвазивных процедур, с ростом в 35% по отношению к 2012 году. Врачи объясняют такую динамику тем, что два года назад клиники и отдельные специалисты стали активно импортировать новый модный продукт – корейские рассасывающиеся нити из полидиоксанона (ПДО), которые были установлены тысячам пациенток по всей стране.
Врачи и дистрибьюторы эстетических материалов рассказывают, что это уже не первая волна популярности нитевых методик на российском рынке. Однако до сих пор каждый из таких всплесков длился недолго, поскольку временно восполнял нехватку той или иной базовой эстетической технологии.
РАЗРЫВНЫЕ ШВЫ
Экспериментировать с применением нитей в эстетической медицине советские врачи начали еще в конце 80-х. Пластическая хирургия и косметология концентрировались тогда в двух государственных учреждениях: Институте красоты на Арбате и Институте пластической хирургии и косметологии на Ольховке – в то время там проводились, с одной стороны, подтяжки лица, операции по увеличению груди и другие традиционные вмешательства, с другой, неинвазивные косметологические процедуры – массажи, пилинги, лечение косметическими масками и кремами. «Врачи и пациенты ощущали недостаток промежуточной технологии, которая бы давала эффект, аналогичный хирургическому, но сама по себе была бы малоинвазивной, и начинали экспериментировать с шовным материалом, применяя его для эстетических целей», – вспоминает руководитель крупной московской клиники пластической хирургии.
Идеологом нитяного направления в России считается профессор Арнольд Адамян, руководивший в то время Государственным центром перевязочных, шовных и полимерных материалов в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Он первым в своей лаборатории попробовал использовать стандартный шовный хирургический материал во время операции по подтяжке лица.
Но настоящий нитяной бум произошел в середине 90-х, когда в Россию хлынули последние нитяные разработки из стран, где в тот момент они пользовались наибольшей популярностью. Дистрибьюторская компания предпринимательницы Людмилы Антоновой, например, начала поставлять в Россию испанские золотые нити, и появившиеся тогда немногочисленные отечественные косметологические клиники запестрели новыми привлекательными рекламными слоганами: «Красота без операций», «Караты для красоты» (подробнее о золотых нитях читайте в интервью с Людмилой Антоновой на стр. 32). Нитевые технологии российские специалисты привозили и из Бразилии. Президент некоммерческого партнерства «Oбществo врачей-мезотерапевтов» Ольга Селянина вспоминает, что в середине 90-х годов вместе с бывшим мужем и партнером по дистрибьюторской компании «Мартинекс» Михаилом Селяниным привезла из этой страны технологию подтяжки лица силиконовыми нитями. «Мы придумали название этому направлению – Тиссулифт, начали ее разрабатывать в России совместно со специалистами компании – Евгением Сорочинским, а затем – Запиром Лугуевым, которые придумали, как адаптировать эту методику под российских пациенток», – рассказывает Селянина.
Однако первая волна нитевых технологий длилась недолго и схлынула уже к началу 2000-х. Золотые нити уступили место филлерам и другим косметологическим инъекционным методикам. «Мы подавали заявку на регистрацию Тиссулифт в российские патентные органы, но запатентовать данный товарный знак было невозможно из-за тождественности слагаемых названия, – вспоминает Ольга Селянина. – Да и саму технологию было сложно коммерциализировать. Для нее требовался только стандартный шовный материал, а любой хирург мог научиться ставить такие нити за один час мастер-класса».
Тем не менее появление на рынке первых нитевых технологий вызвало научный интерес к этой сфере. Исследование новых материалов начали проводить, например, институты красоты и другие профильные учреждения. А пластический хирург Марлен Суламанидзе даже разработал авторскую методику использования нитей в эстетической медицине – Aptos (подробнее об этой методике читайте в материале «Aptos как Д'Артаньян»). «Заинтересованность российских специалистов в нитевых технологиях была очень высокой. Ни в одной стране мира не было написано столько научных работ на эту тему», – отмечает генеральный директор компании «Нике-Мед» Людмила Антонова.
НИТЕВОЙ ЭПИЦЕНТР
В середине 2000-х на российском рынке началась вторая нитяная волна – сюда пришли сразу несколько западных продуктов, самыми популярными из которых стали французские нити из полимолочной кислоты Resorblift и американская линейка нитей под брендом Silhouette.
Главный врач-косметолог Института красоты Belle Allure (поставщик Resorblift) Елена Радион говорит, что интерес ее компании к нитям спровоцировала большая популярность в России французского полимолочного филлера Sculptra, или New Fill. «В середине 2000-х в области безоперационных подтяжек лица это был продукт №1. Но потом на какое-то время он ушел с рынка, мы стали искать замену. На одной из выставок во Франции обратили внимание на продукт с аналогичным составом и решили попробовать начать его продажи в России», – вспоминает она. А компания Людмилы Антоновой «Нике-Мед» после спада интереса к золотым нитям стремилась расширить ассортимент и вывела на рынок другие продукты из этой же категории – нити из поликапролактона Silhouette Lift, а вслед за ними изделия из полимолочной кислоты Silhouette Soft. Процедуры с новыми нитями сразу вошли в число дорогих услуг клиник – стандартная процедура с такими нитями была дороже многих инъекционных методик, ее стоимость превышала $500.
На рынке остро не хватало недорогого массового продукта, и в начале нового десятилетия он, в полном соответствии с формулой «спрос рождает предложение», появился.
«Если европейские и американские продукты встретили в России спокойный и стабильный спрос, то появившийся вслед за ними новый корейский продукт – дешевые нити из полидиоксанона (ПДО) – просто взорвал рынок», – отмечает руководитель крупного косметологического дистрибьютора.
По наблюдениям врачей и профильных поставщиков, российские клиники начали предлагать клиентам процедуры с использованием изделий из ПДО еще три года назад, хотя первый продукт этой категории был зарегистрирован только в 2012 году. К тому времени Россия стала одним из основных рынков экспорта для корейских производителей нитей – эта продукция активно ввозилась сюда в чемоданах, по схемам «серого» импорта и с применением других законодательных лазеек (подробнее о рынке мезонитей читайте в тексте «Прошивка резидента» на стр. 19). «Европейские страны встретили корейский продукт довольно равнодушно, а российские врачи и косметологи помнили популярность золотых нитей и были заинтересованы в том, чтобы заработать. Поэтому Россия стала эпицентром интереса к новой методике», – считает руководитель Merz Aesthetics Алексей Терехов.
КАКАЯ МЕЗОСТЬ!
Сейчас Россия собрала уже целый спектр нитевых продуктов для эстетической хирургии и косметологии, которые сформировались в отдельный рынок со своими нишами. Российский рынок пластической хирургии, например, делят примерно в равной пропорции Silhouette Lift и отечественные хирургические нити Aptos. В косметологии премиальную нишу занимают предложения из линейки Silhouette и Resorblift, а основу массового сегмента формируют корейские мезонити из ПДО и несколько европейских брендов. Даже родоначальники этого направления – золотые нити – нашли свой стабильный спрос у хирургов. «Я впервые начал применять золотые нити еще в 2000 году и использую их до сих пор как хороший метод профилактики старения кожи», – отмечает заместитель главного врача по пластической хирургии клиники «К+31» Рубен Адамян (однофамилец Арнольда Адамяна).
Вместе с увеличением ассортиментной линейки расширяется и область применения нитей. «Нитевая коррекция используется не только с целью улучшения эстетики внешности, но и во многих других направлениях: в неврологии – при заболевании лицевого нерва, в оториноларингологии – при проблеме храпа, когда вместо серьезной операции имплантируется нить из полимолочной кислоты, которая обеспечивает свободное дыхание, – и пациент избавляется от храпа», – заявляла на своей пресс-конференции в сентябре главный пластический хирург России Наталья Мантурова.
В то же время специалисты пока расходятся во мнениях относительно эффективности нитевых методик в малоинвазивной косметологии. «Нитевой лифтинг по эффективности не сопоставим с эффектом пластической операции, особенно в зрелом возрасте с выраженным птозом мягких тканей, но в любом случае пациенты после него выглядят значительно лучше», – отмечает главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева. Заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии Российской медицинской академии постдипломного образования Александр Неробеев более категоричен: «На кафедре мы провели исследования целого ряда нитей, состоящих из разных материалов, и поняли, что они одинаково малоэффективны. Для того чтобы добиться эстетического результата, нужно поставить пациентке много единиц таких изделий с применением правильной методики. Если делать все по правилам, то стоимость такой процедуры будет равна стоимости хирургической подтяжки, которая превосходит ее по эффективности. Но наши специалисты часто стремятся сэкономить и ставят недостаточное количество нитей, что не приводит к необходимому результату. Поэтому 90% этого рынка сейчас – чистый маркетинг».
По словам Неробеева, через полтора-два года его кафедра планирует завершить исследование всех нитей, присутствующих на российском рынке, после чего можно будет сделать вывод о результативности методики в целом. Пока идет исследование, VM решил провести собственный мониторинг разных ниш этого рынка.