27 Июля 2024 Суббота

Третье пришействие
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Пластическая хирургия Мединдустрия
20 октября 2014, 18:53
6900

Как нити разного происхождения и состава латают пробелы на рынке эстетической медицины

Процедуры с использованием нитей стремительно оформляются в обособленную индустрию на россий­ском рынке эстетических медуслуг. В прошлом году российские пластические хирурги больше трети всех подтяжек лица делали с использованием нитевых технологий. А малоинвазивная косметология вообще пережила нитяной бум – манипуляции с использованием так называемых мезонитей, корейских изделий из полидиоксанона, потеснили даже абсолютный хит рынка – инъекции на основе гиалуроновой кисло­ты. Эксперты отмечают, что мода на нитевые технологии в российской индустрии красоты возникала уже не раз, но всегда длилась недолго.

По данным Международного общества эстети­ческой пластической хирургии (ISAPS), Россия вошла в число стран – лидеров по применению нитевых технологий в эстетической меди­цине. Всего в мире в 2013 году было сделано 165,2 тысячи хирургических подтяжек лица с использованием такой методики. Проведен­ный VM опрос среди 100 российских клиник и отделений пластической хирургии показал, что процедуры с использованием нитей соста­вили 35% от общего объема проведенных в этих учреждениях хирургических подтяжек лица в прошлом году (см. инфографику на стр. 16). Если эстраполировать эти данные на все кли­ники, то в 2013 году в России было проведено 4,5 тысячи вмешательств, или 3% от мирового нитяного рынка. По этому показателю Россия уступает только лидерам эстетического рынка – США и Бразилии, а также Мексике и Испании, где нитевые технологии особенно популярны, и оставляет далеко позади, например, Герма­нию, Италию, Венесуэлу, Иран и другие страны (см. инфографику на стр. 17).

Аналогичной статистики по применению ни­тевых методик в косметологических (малоин­вазивных, без хирургического вмешательства) процедурах не существует. Однако, по мнению косметологов, здесь позиции России еще более заметны. Например, по данным агентства Emergent Sky, проводившего в прошлом году исследование российского рынка эстетиче­ской медицины, нитевые подтяжки лица стали самым быстрорастущим сегментом среди ма­лоинвазивных процедур, с ростом в 35% по от­ношению к 2012 году. Врачи объясняют такую динамику тем, что два года назад клиники и отдельные специалисты стали активно им­портировать новый модный продукт – корей­ские рассасывающиеся нити из полидиоксано­на (ПДО), которые были установлены тысячам пациенток по всей стране.

Врачи и дистрибьюторы эстетических материа­лов рассказывают, что это уже не первая волна популярности нитевых методик на российском рынке. Однако до сих пор каждый из таких всплесков длился недолго, поскольку времен­но восполнял нехватку той или иной базовой эстетической технологии.

РАЗРЫВНЫЕ ШВЫ

Экспериментировать с применением нитей в эстетической медицине советские врачи начали еще в конце 80-х. Пластическая хирур­гия и косметология концентрировались тогда в двух государственных учреждениях: Инсти­туте красоты на Арбате и Институте пластиче­ской хирургии и косметологии на Ольховке – в то время там проводились, с одной стороны, подтяжки лица, операции по увеличению груди и другие традиционные вмешательства, с другой, неинвазивные косметологические процедуры – массажи, пилинги, лечение косметическими масками и кремами. «Врачи и пациенты ощущали недостаток промежуточ­ной технологии, которая бы давала эффект, аналогичный хирургическому, но сама по себе была бы малоинвазивной, и начинали экспери­ментировать с шовным материалом, применяя его для эстетических целей», – вспоминает руководитель крупной московской клиники пластической хирургии.

Идеологом нитяного направления в Рос­сии считается профессор Арнольд Адамян, руководивший в то время Государственным центром перевязочных, шовных и полимер­ных материалов в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Он первым в своей лабора­тории попробовал использовать стандартный шовный хирургический материал во время операции по подтяжке лица.

Но настоящий нитяной бум произошел в сере­дине 90-х, когда в Россию хлынули последние нитяные разработки из стран, где в тот момент они пользовались наибольшей популярностью. Дистрибьюторская компания предпринима­тельницы Людмилы Антоновой, например, начала поставлять в Россию испанские золотые нити, и появившиеся тогда немногочисленные отечественные косметологические клиники запестрели новыми привлекательными ре­кламными слоганами: «Красота без операций», «Караты для красоты» (подробнее о золотых нитях читайте в интервью с Людмилой Антоно­вой на стр. 32). Нитевые технологии российские специалисты привозили и из Бразилии. Прези­дент некоммерческого партнерства «Oбществo врачей-мезотерапевтов» Ольга Селянина вспо­минает, что в середине 90-х годов вместе с быв­шим мужем и партнером по дистрибьюторской компании «Мартинекс» Михаилом Селяниным привезла из этой страны технологию подтяжки лица силиконовыми нитями. «Мы придумали название этому направлению – Тиссулифт, начали ее разрабатывать в России совместно со специалистами компании – Евгением Соро­чинским, а затем – Запиром Лугуевым, кото­рые придумали, как адаптировать эту методику под российских пациенток», – рассказывает Селянина.

Однако первая волна нитевых технологий дли­лась недолго и схлынула уже к началу 2000-х. Золотые нити уступили место филлерам и дру­гим косметологическим инъекционным мето­дикам. «Мы подавали заявку на регистрацию Тиссулифт в российские патентные органы, но запатентовать данный товарный знак было невозможно из-за тождественности слагаемых названия, – вспоминает Ольга Селянина. – Да и саму технологию было сложно коммерциа­лизировать. Для нее требовался только стан­дартный шовный материал, а любой хирург мог научиться ставить такие нити за один час мастер-класса».

Тем не менее появление на рынке первых нитевых технологий вызвало научный интерес к этой сфере. Исследование новых материалов начали проводить, например, институты кра­соты и другие профильные учреждения. А пла­стический хирург Марлен Суламанидзе даже разработал авторскую методику использова­ния нитей в эстетической медицине – Aptos (подробнее об этой методике читайте в мате­риале «Aptos как Д'Артаньян»). «Заинтересо­ванность российских специалистов в нитевых технологиях была очень высокой. Ни в одной стране мира не было написано столько науч­ных работ на эту тему», – отмечает генераль­ный директор компании «Нике-Мед» Людмила Антонова.

НИТЕВОЙ ЭПИЦЕНТР

В середине 2000-х на российском рынке нача­лась вторая нитяная волна – сюда пришли сразу несколько западных продуктов, самыми попу­лярными из которых стали французские нити из полимолочной кислоты Resorblift и американ­ская линейка нитей под брендом Silhouette.

Главный врач-косметолог Института красоты Belle Allure (поставщик Resorblift) Елена Радион гово­рит, что интерес ее компании к нитям спровоци­ровала большая популярность в России француз­ского полимолочного филлера Sculptra, или New Fill. «В середине 2000-х в области безоперацион­ных подтяжек лица это был продукт №1. Но по­том на какое-то время он ушел с рынка, мы стали искать замену. На одной из выставок во Франции обратили внимание на продукт с аналогичным составом и решили попробовать начать его про­дажи в России», – вспоминает она. А компания Людмилы Антоновой «Нике-Мед» после спада интереса к золотым нитям стремилась расширить ассортимент и вывела на рынок другие продукты из этой же категории – нити из поликапролактона Silhouette Lift, а вслед за ними изделия из полимо­лочной кислоты Silhouette Soft. Процедуры с но­выми нитями сразу вошли в число дорогих услуг клиник – стандартная процедура с такими нитями была дороже многих инъекционных методик, ее стоимость превышала $500.

На рынке остро не хватало недорогого массо­вого продукта, и в начале нового десятилетия он, в полном соответствии с формулой «спрос рождает предложение», появился.

«Если европейские и американские продукты встретили в России спокойный и стабильный спрос, то появившийся вслед за ними новый корейский продукт – дешевые нити из полидиок­санона (ПДО) – просто взорвал рынок», – отме­чает руководитель крупного косметологического дистрибьютора.

По наблюдениям врачей и профильных поставщи­ков, российские клиники начали предлагать клиен­там процедуры с использованием изделий из ПДО еще три года назад, хотя первый продукт этой категории был зарегистрирован только в 2012 году. К тому времени Россия стала одним из основных рынков экспорта для корейских производителей ни­тей – эта продукция активно ввозилась сюда в чемо­данах, по схемам «серого» импорта и с применением других законодательных лазеек (подробнее о рынке мезонитей читайте в тексте «Прошивка резидента» на стр. 19). «Европейские страны встретили ко­рейский продукт довольно равнодушно, а россий­ские врачи и косметологи помнили популярность золотых нитей и были заинтересованы в том, чтобы заработать. Поэтому Россия стала эпицентром ин­тереса к новой методике», – считает руководитель Merz Aesthetics Алексей Терехов.

КАКАЯ МЕЗОСТЬ!

Сейчас Россия собрала уже целый спектр нитевых продуктов для эстетической хирургии и косме­тологии, которые сформировались в отдельный рынок со своими нишами. Российский рынок пластической хирургии, например, делят примерно в равной пропорции Silhouette Lift и отечественные хирургические нити Aptos. В косметологии преми­альную нишу занимают предложения из линейки Silhouette и Resorblift, а основу массового сегмента формируют корейские мезонити из ПДО и несколь­ко европейских брендов. Даже родоначальники этого направления – золотые нити – нашли свой стабильный спрос у хирургов. «Я впервые начал применять золотые нити еще в 2000 году и исполь­зую их до сих пор как хороший метод профилактики старения кожи», – отмечает заместитель главного врача по пластической хирургии клиники «К+31» Рубен Адамян (однофамилец Арнольда Адамяна).

Вместе с увеличением ассортиментной линейки расширяется и область применения нитей. «Ни­тевая коррекция используется не только с целью улучшения эстетики внешности, но и во мно­гих других направлениях: в неврологии – при заболевании лицевого нерва, в оториноларин­гологии – при проблеме храпа, когда вместо серьезной операции имплантируется нить из полимолочной кислоты, которая обеспечи­вает свободное дыхание, – и пациент избавля­ется от храпа», – заявляла на своей пресс-кон­ференции в сентябре главный пластический хирург России Наталья Мантурова.

В то же время специалисты пока расходятся во мнениях относительно эффективности ните­вых методик в малоинвазивной косметологии. «Нитевой лифтинг по эффективности не со­поставим с эффектом пластической операции, особенно в зрелом возрасте с выраженным птозом мягких тканей, но в любом случае пациенты после него выглядят значительно лучше», – отмечает главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева. Заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии Российской меди­цинской академии постдипломного образования Александр Неробеев более категоричен: «На ка­федре мы провели исследования целого ряда нитей, состоящих из разных материалов, и по­няли, что они одинаково малоэффективны. Для того чтобы добиться эстетического результата, нужно поставить пациентке много единиц таких изделий с применением правильной методики. Если делать все по правилам, то стоимость такой процедуры будет равна стоимости хирургической подтяжки, которая превосходит ее по эффектив­ности. Но наши специалисты часто стремятся сэкономить и ставят недостаточное количество нитей, что не приводит к необходимому резуль­тату. Поэтому 90% этого рынка сейчас – чистый маркетинг».

По словам Неробеева, через полтора-два года его кафедра планирует завершить исследование всех нитей, присутствующих на российском рынке, после чего можно будет сделать вывод о результа­тивности методики в целом. Пока идет исследо­вание, VM решил провести собственный монито­ринг разных ниш этого рынка.

нитевой лифтинг, эстетическая хирургия, эстетическая медицина, косметология

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении