Операция Интерпола PANGEA VI, проходившая в середине лета одновременно в 99 странах мира, подтвердила статистику ВОЗ : более 50% лекарственного контрафакта реализуется через интернет. С помощью представителей провайдеров и компаний‑операторов электронных платежных систем следователи Интерпола выявили и закрыли более 10 тысяч интернет‑аптек, силовые подразделения конфисковали поддельные ЛС на сумму свыше $40 млн и арестовали 58 человек, причастных к нелегальному онлайн‑бизнесу. Нарастающее внимание к проблеме со стороны международных правоохранительных институтов всколыхнула активность национальных регуляторов лекарственного обращения. Власти и участники рынка в Китае и во Франции практически одновременно выступили с инициативами по пресечению нелегальной интернет‑торговли лекарствами.
Кликни в Поднебесной
В июле 2013 года китайский регулятор CFDA на специальной рабочей конференции по проблемам нелегального производства и оборота фальшивых лекарственных препаратов посвятил отдельную сессию вопросам регулирования торговли фармпродукцией в интернете. По итогам консультаций с экспертами и участниками рынка CFDA пообещал в течение полугода навести порядок в онлайн-сегменте, являющемся, по мнению спикера агентства, «сосредоточением всего, что претит китайскому закону».
Первыми инициативу центральной власти подхватили столичные чиновники, которые решили отрегулировать не только интернет-торговлю медикаментами, но и все прочие ресурсы, продвигающие товары и услуги медицинского назначения. Только под юрисдикцию столицы, подсчитали местные регуляторы, подпадает порядка 1 тысячи медицинских сайтов, большинство которых распространяет всевозможный «чудодейственный» контрафакт.
Пекинский Минздрав издал документ, согласно которому каждый медико-оздоровительный интернет-ресурс, прежде чем подавать заявление в отдел управления коммуникациями на получение бизнес-лицензии, будет обязан получить его, Минздрава, специальное разрешение. Выдаваться такая «справка» будет лишь тем интернет-компаниям, в штате которых будут состоять не менее двух специалистов, имеющих среднее медицинское образование и разбирающихся в законах управления здравоохранением, а также как минимум один высококвалифицированный врач. Кроме того, регулятор запретил использовать в названиях медицинских ресурсов слова «китайский», «национальный», «всекитайский» и т. п. Для нарушителей этих требований пекинские власти разработали систему штрафов: некоммерческим сайтам, в зависимости от тяжести содеянного, придется уплатить от 3 до 10 тысяч юаней ($485–1616), коммерческим – от 10 до 30 тысяч юаней ($1616–4850).
К 20 августа свои регуляторные инициативы, наконец, сформулировала центральная власть. CFDA, Национальное интернет-информационное бюро, Министерство общественной безопасности, Государственное бюро промышленности и торговли выпустили совместное коммюнике, объявившее войну незаконной продаже ЛС в интернете. А уже 26 августа 2013 года регулятор опубликовал документ, в котором были поименованы 159 компаний, получивших «Сертификат качества по услугам торговли лекарственными препаратами в интернете». Причем только 101 компания из этого списка наделялась правом осуществлять прямые продажи фармпродукции. Публикуя эти сведения, власти, естественно, рассчитывают на благоразумие и бдительность самих получателей онлайн-услуг. Для того чтобы узнать, имеет ли интернет-аптека необходимую лицензию, пользователям нужно зарегистрироваться на сайте CFDA и тут же получить доступ к информации о текущем статусе продавца, номенклатуре легальных товаров, которым присвоен особый регистрационный номер. Нельзя сказать, что государство внедрило это ноу-хау безопасности интернет-оборота ЛС одномоментно.
Лицензии на онлайн-торговлю фармпродукцией выдавались и раньше. Да и список легальных онлайн-аптек в августе 2013-го не сократился, а, напротив, вырос – на 64 позиции. Однако такого массированного удара по нелегальной торговле медикаментами в сети пока не случалось. Синергетический эффект еще не проявился: набрав в любом китайском поисковике запрос «интернет-аптека», пользователь получает около 9 млн ссылок.
Замеры этого рынка местными маркетологами показывают, что, несмотря на все регуляторные усилия и малую прибыльность веб-драгсторов, объем онлайн-продаж ЛС постепенно растет. По заявлению заместителя начальника CFDA Инь Ли, в 2012 году совокупная выручка интернет-аптек увеличилась по сравнению с 2011 годом в четыре раза и составила 1,6 млрд юаней ($259 млн). По словам чиновника, рост онлайн-продаж обусловлен прежде всего более конкурентной ценой (лекарства в сети в среднем на четверть дешевле, чем в оффлайн-ритейле) и доступностью как таковой. В случае если препарат невозможно приобрести в своем регионе, всегда можно обратиться к интернет-продавцам, которые доставят необходимые ЛС заказчику из любой точки страны. Впрочем, по свидетельству профессора Университета Цинхуа Чай Юэтина, общий объем продаж интернет-аптек – капля в море китайской онлайн-торговли, совокупный оборот которой за 2012 год составил 1,3 трлн юаней ($210,4 млрд). Соответственно, онлайн-торговля ЛС составляет лишь 1% от всех продаж в китайском интернете.
Некоторые специалисты объясняют незначительные доходы сектора запретом на продажу в интернете рецептурных препаратов, которые составляют 70% всего лекарственного обращения в Китае. Ассортимент рядовой онлайн-аптеки традиционно наполняют ОТС-препараты, товары для здоровья и гигиены, изделия медназначения, простейшее медоборудование и др. Однако некоторые ресурсы до сегодняшнего дня умудрялись действовать на грани (или за гранью) закона: они предлагали рецептурные препараты, которые нельзя было приобрести, просто положив в корзину, а лишь после контакта с клиентской поддержкой и отправления на факс продавца копии рецепта.
Необходимо упомянуть и о том, что цена легального выхода в фарм-интернет достаточно высока: для начала нужно уже иметь оффлайновую аптечную сеть, состоящую как минимум из пяти аптек, а это – инвестиции в объеме 2-3 млн юаней ($323 тысячи – 485 тысяч) и нанять штат из 100-200 сотрудников. Судя по тому, с какой регулярностью на сайте CFDA обновляются списки нарушающих лицензионные требования интернет-аптек, к серьезным тратам мелкие предприниматели не готовы, зато не робеют «срезать дорогу» в онлайн. Такие попытки, признают эксперты, часто удаются, поскольку в КНР до сих пор нет единого органа, который глобально контролирует лекарственное обращение. Производство и дистрибуцию ЛС регулирует CFDA, госпитальный сегмент – Минздрав, мелкий опт и ритейл – Министерство торговли, оно же, кстати, в последние два года пыталось «рулить» и онлайн-аптеками. Получается, без особых успехов.
Интернет-мошенники тоже не дремлют, отвечая на новые регуляционные барьеры своими новациями. Пока у властей есть лишь один инструмент – закрыть интернет-ресурсы, полулегально сбывающие ЛС. Но он весьма ненадежен. «Закрыть сайт не составляет труда, однако и снова его открыть тоже не очень сложно, минимум затрат, сутки времени, и новый сайт снова в работе», – признает научный сотрудник центра права на интеллектуальную собственность при Китайском университете политики и права Чжао Чжаньлин.
Орден марлевой повязки
Во Франции 27 августа 2013 года представители объединения фармацевтов L’Ordre national des pharmaciens выступили с предложением создать, наконец, сайт, содержащий перечень легальных интернет-аптек. Цель организации ресурса, которому инициаторы предлагают присвоить доменное имя «pharma-france.fr», утилитарная – оградить рынок и пользователей от распространяемого через сеть контрафакта.
Легально продавать лекарства через интернет во Франции стали совсем недавно – со 2 января 2013 года. До этого момента французы пользовались онлайн-аптеками, зарегистрированными в других странах – Бельгии, Швейцарии, России и пр. Понятно, что гарантировать качество приобретаемой таким путем фармпродукции никто не брался. Первые изменения в регламентах деятельности онлайн-сегмента начали действовать спустя полгода: с 12 июля 2013 года интернет-аптекам поставили ассортиментную планку – 4 тысячи наименований ОТС-препаратов.
Продажей лекарств через интернет изначально разрешили заниматься только предприятиям оффлайнового фармритейла. Если аптека закрывается, то ее интернет-представительство ликвидируется автоматически. Ответственность за качество продукции, предлагаемой на сайте, естественно, несет сам фармацевт (во Франции открыть аптеку может только фармспециалист). Для организации интернет-аптеки фармацевту необходимо получить разрешение агентства регионального здравоохранения (L’Agence régionale de santé – ARS), получив которое, нужно проинформировать L’Ordre national des pharmaciens об открытии сайта.
Оборот лекарств обеспечивается фармацевтом, который обязан снабдить сайт всеми техническими опциями, позволяющими поддерживать обратную связь с пользователем. В частности, в момент первичного обращения, прежде чем сделать заказ, клиент заполняет анкету, которая содержит вопросы о его здоровье. При каждом последующем заказе система клиентской поддержки будет автоматически предлагать пользователю скорректировать его «амбулаторную карту».
Доставка заказа осуществляется из обычной аптеки под контролем фармацевта. Продукция должна соответствовать нормативам качества и, естественно, снабжаться традиционной инструкцией по применению. При желании клиент сам может забрать свой заказ из аптеки.
Регуляторы рассматривают возможность снабжения всех клиентов интернет-аптек специальным устройством, которое подтверждает целостность упаковки. Пока же клиентам рекомендуется самим внимательно осматривать упаковку товара и в случае малейших сомнений обращаться к фармацевту.
На сайте легальной интернет-аптеки должны быть указаны юридическое название предприятия, имя, фамилия владельца и номер в реестре сотрудников здравоохранения RPPS (Répertoire Partagé des Professionnels de Santé), где содержится профессиональная информация о фармацевте или фармацевтах, управляющих аптекой. Также на сайте должен быть размещен номер лицензии аптеки, ее фактический адрес, номер телефона, факса и помимо этого – контактная информация хостера, представителя местного ARS и др. В настоящее время Еврокомиссия разрабатывает логотип, который должен будет размещаться на каждой странице сайта, продающего медицинскую продукцию.
При несоблюдении положений, регулирующих деятельность интернет-аптеки, глава местного ARS может потребовать устранения нарушений и даже временно (максимум на пять месяцев) закрыть сайт, наложив на владельца административный штраф. Если несоответствия не ликвидированы, пока сайт находится на карантине, представитель ARS может снова приостановить деятельность интернет-аптеки.
Заядлые рецидивисты автоматически выпадают в уголовное правовое пространство, весьма некомфортное для нарушителей национального законодательства. Производство, посредничество по купле-продаже, распространение, предложение о продаже, продажа, ввоз/вывод поддельных лекарственных средств из/во Францию карается лишением свободы сроком на пять лет, а также штрафом в размере 375 тысяч евро.
Если контрафактная продукция может нанести вред здоровью человека, то срок ограничения свободы увеличивается до семи лет, а штраф – до 750 тысяч евро. Хранение поддельных лекарственных средств на территории Франции карается тремя годами тюремного заключения и 75 тысячами евро штрафа, если контрафакт опасен для здоровья – пятью годами лишения свободы и 375 тысячами евро штрафа.