«Вера в ненасильственный характер русской экспансии, важная для Карамзина, вытекала именно из мирного призвания варягов. В договорном характере правления <…> и состоит отличие Российской империи от ее соперников», – отмечает филолог Александр Эткинд в книге «Внутренняя колонизация», описывающей опыт расширения России со времен Средневековья до 1917 года. Карамзинское понимание прошлого прочно зашито в наш культурный код. А потому наблюдения Эткинда могут оказаться полезными не только для историков, но и для тех, кто все последние годы занимается вопросами регионального развития, например, лидеров ТОП200 аптечных сетей. Многие из них все еще продолжают разновекторную экспансию в надежде что-то еще выжать из локальных рынков, покуда те не истощали.
Этот рейтинг в истории Vademecum двадцатый по счету. Иначе говоря, вот уже 10 лет мы пристально следим, изучаем, награждаем и ругаем всех тех, кто некогда встал на путь малой и большой экспансии в фармацевтическом ритейле. И мы можем поставить себе в заслугу то, что создали культуру оценки в индустрии. Действительно, коммерческий рынок до нашего появления довольно слабо разбирался в иерархии аптечных сетей и был откровенно близорук. Причины понятны. Ни у кого не было желания разбираться в ворохах дробленого бизнеса, раскладывать структуры по выручкам, выискивать бенефициаров и пытаться их разговорить. Ни у кого до нас. Нам, вернее нашим читателям, был нужен прозрачный рынок с понятными правилами игры, и мы решили посодействовать его становлению. Первый же рейтинг позволил изменить взгляд отрасли на товаропроводящую цепь, разглядеть уникальное содержание внутрицеховых отношений, в общих чертах понятные разве что крупнейшим дистрибьюторам, дать импульс для прямого взаимодействия с производителями, подсветить взлетную полосу амбициозным игрокам розницы, к началу 2010-х годов замахнувшимся на взрослую лигу.
Рейтинг работал как реклама в 90-е. Растущие сети на растущем рынке быстро становились звездами. Отрасль близко сходилась с ними и охотно верила в исполнимость самых бессовестных и фантазийных планов завоевания рынка. Но мы хотели больших перемен – строительства не «пирамид», но устойчивых компаний с продуманной наперед стратегией. И, как могли, прививали ритейлерам чувство ответственности за свою репутацию, ловили их на лжи, публично корили за нарушение партнерских соглашений и нерыночное поведение. Иногда эти меры срабатывали, однако ощущение, что мы все еще имеем дело с беспризорниками, не проходило. Когда на смену росту пришел застой, ребячество никуда не испарилось. Наоборот, подчас ему становились подвержены и дистрибьюторы, до того много лет изображавшие степенных, системных и взрослых. Им, как оказалось, тоже хочется самоутверждаться через противостояние и экспансию и разок-другой-третий повести себя не по правилам.
Локальный рынок локальному рынку рознь, емкость у всех разная, однако во многих случаях агрессивный характер экспансии определялся не явной нуждой, а жестоким азартом. Открытие точек дверь-в-дверь, арендные и ценовые войны на истощение, циничный шпионаж под видом добросовестного due diligence, примитивные и эффективные схематозы выкупа бизнеса с оставлением долгов за товар на компаниях-пустышках – вот неполный перечень инструментария истинного покорителя коммерческого фармрынка последних лет. И это мы еще не коснулись проблематики взаимоотношений сетей с производителями.
![](/upload/setka-editor/7b6/lzduv83ozzy0bldld30jmq32echi84w2.jpg)
Кризисы последних трех лет были подарком, вернее отсрочкой, позволившей не ощутить на себе в полной мере тренда к снижению покупательской способности и отложить на время переоценку собственной эффективности. Аптек в стране по-прежнему слишком много, доходность, с которой весной этого года заранее уж было простились даже самые хитроумные и бывалые, никуда не скрылась вопреки всем мрачным прогнозам. Градус претензий дистрибьюторов к сетям по вопросу просроченной дебиторской задолженности (если верить судебной картотеке) тоже сравнительно невысок, то есть видимого заваливания сколь-нибудь заметных участников рынка еще нет.
Тем не менее именно теперь все чаще крупные операторы сами заговаривают о необходимости выработки строгих правил, отходе от агрессивных практик и даже важности появления некой не руководящей, конечно, но сплачивающей силы над по-прежнему беспризорным (несмотря на огромное число надзирателей) рынком.
Потребность в сплочении обусловлена, вероятно, генетически и питается от советских корней аптечного дела. На этот же запрос делали ставку многие маркетинговые союзы и общественные ассоциации, но, не сумев за годы должным образом его обработать, сами превратились по итогу не в рыночную и лоббистскую силу, а, будем честны, в подобие цыганских балаганов.
Откуда тогда ждать сплочения? Оно может народиться вследствие стремительного развития сегмента E-commerce, молодого, но переживающего бурный рост. Вера в E-comm особенно укрепилась именно в этом году, когда после фактической отмены темы пандемии онлайн в фарме не угас, а только разгорелся: в первом полугодии 2022 года, по данным RNC Pharma, объем сегмента составил 142,5 млрд рублей – это столько же, сколько за весь 2020 год. Собственные маркетплейсы теперь есть у трех ведущих дистрибьюторов и всех топовых сетей. Чем не база для сплочения и создания новой модели управления в индустрии? Правда, важно помнить, что и работать с аптеками нужно гораздо плотнее, вникая в их трудности и заботы, видя в них не жадных тощих комиссионеров или бездушные ПВЗ, а игроков, чье благополучие напрямую влияет на перспективу мирного сосуществования онлайна и офлайна в фармрознице (о том, к какой эволюции E-commerce подтолкнет рынок – в интервью гендиректора «Риглы» Александра Филиппова).
![](/upload/setka-editor/876/fbnjtmfyruwjt728fqaaahuviyh7q0qg.jpg)
![](/upload/setka-editor/a6f/9cfgmxg2cnak8wt3309o3pgxoedypdol.jpg)
![](/upload/setka-editor/c92/pw98b4oevfmryc2b25axfhc4tk4g2va4.jpg)
![](/upload/setka-editor/eee/9mmbqawbyfnz2fi7q0c0z7e1raql3oit.jpg)
Скачать рейтинг в pdf
![](/upload/setka-editor/016/nutzvc5chic2boxh5ntq6vbeohp2qq3m.jpg)
![](/upload/setka-editor/b13/7zqnlwwg7sbzlgtkv9mydl17z5c6cpiu.jpg)
![](/upload/setka-editor/10e/lc4zel6zxrbeoyq6gs86zd9k1rr1a3wt.jpg)
![](/upload/setka-editor/bf7/hx2dshkwgyqdffkyr2vkc9dbc0kufdzd.jpg)
![](/upload/setka-editor/309/imznx0wuue5ikvxt9bxtk6a1eu3obxeg.jpg)
![](/upload/setka-editor/b54/oynqqsbevtx8oiuj43a6sdmrwxjvc5td.jpg)
![](/upload/setka-editor/d2b/89cve9s38qq9pfpocwt5galra31shc3u.jpg)
![](/upload/setka-editor/4a9/76q6ew3r1lzoxjmhb2gkioiskalyo00h.jpg)
![](/upload/setka-editor/96d/duu7jb6d819kph0nn0cr8b5lve5czpp6.jpg)
![](/upload/setka-editor/236/kdaew8fdgkoenbc7npzb0xipokwtagxh.jpg)
![](/upload/setka-editor/e77/wqo5jtgu9b9ony4y071u4t55rnglo407.jpg)
![](/upload/setka-editor/139/40ucrgh7lnvz80o556q3zw7yr0y2ppmr.jpg)
![](/upload/setka-editor/c21/m5igputpiqlhbr1u469vn29b2eloaa6e.jpg)
![](/upload/setka-editor/b77/fzux4s4wevx7u7ub68315j4hmdqu5odd.jpg)
![](/upload/setka-editor/52d/lcvwjz2nfev8unulvxrkfzjk20b3ngax.jpg)
![](/upload/setka-editor/31c/gq39k6pho1evw18feutavzxqpmtq0zlp.jpg)
![](/upload/setka-editor/cfe/leo10po743scs8e9ujwu2n36mt3i0yra.jpg)
![](/upload/setka-editor/7d1/vr51m2cgyco8x3gn81h96s8w3daf9i3d.jpg)
![](/upload/setka-editor/129/cik0w921tyx37jgdzog7x3tkqardwdno.jpg)
![](/upload/setka-editor/0b2/kykxyg0wjmyxv71lcai1ouegx2uwf49p.jpg)
![](/upload/setka-editor/801/b8tjx27fgrgelp71dg6zw1l0um3rk5e4.jpg)
![](/upload/setka-editor/13b/j7woymt9lgys12vuvtxx778mg5so49zi.png)
Больше данных – в ближайшем номере журнала Vademecum. Подписаться на журнал.