27 Июля 2024 Суббота

Тощь-в-точь: как избавляются от лишнего веса участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России по выручке за шесть месяцев 2022 года»
Дмитрий Кряжев, Елена Микова, София Прохорчук Фарминдустрия Рейтинг аптечных сетей
5 октября 2022, 15:38
Иллюстрация: Роман Коновалов
11068

«Вера в ненасильственный характер русской экспансии, важная для Карамзина, вытекала именно из мирного призвания варягов. В договорном характере правления <…> и состоит отличие Российской империи от ее соперников», – отмечает филолог Александр Эткинд в книге «Внутренняя колонизация», описывающей опыт расширения России со времен Средневековья до 1917 года. Карамзинское понимание прошлого прочно зашито в наш культурный код. А потому наблюдения Эткинда могут оказаться полезными не только для историков, но и для тех, кто все последние годы занимается вопросами регионального развития, например, лидеров ТОП200 аптечных сетей. Многие из них все еще продолжают разновекторную экспансию в надежде что-то еще выжать из локальных рынков, покуда те не истощали.

Этот рейтинг в истории Vademecum двадцатый по счету. Иначе говоря, вот уже 10 лет мы пристально следим, изучаем, награждаем и ругаем всех тех, кто некогда встал на путь малой и большой экспансии в фармацевтическом ритейле. И мы можем поставить себе в заслугу то, что создали культуру оценки в индустрии. Действительно, коммерческий рынок до нашего появления довольно слабо разбирался в иерархии аптечных сетей и был откровенно близорук. Причины понятны. Ни у кого не было желания разбираться в ворохах дробленого бизнеса, раскладывать структуры по выручкам, выискивать бенефициаров и пытаться их разговорить. Ни у кого до нас. Нам, вернее нашим читателям, был нужен прозрачный рынок с понятными правилами игры, и мы решили посодействовать его становлению. Первый же рейтинг позволил изменить взгляд отрасли на товаропроводящую цепь, разглядеть уникальное содержание внутрицеховых отношений, в общих чертах понятные разве что крупнейшим дистрибьюторам, дать импульс для прямого взаимодействия с производителями, подсветить взлетную полосу амбициозным игрокам розницы, к началу 2010-х годов замахнувшимся на взрослую лигу.

Рейтинг работал как реклама в 90-е. Растущие сети на растущем рынке быстро становились звездами. Отрасль близко сходилась с ними и охотно верила в исполнимость самых бессовестных и фантазийных планов завоевания рынка. Но мы хотели больших перемен – строительства не «пирамид», но устойчивых компаний с продуманной наперед стратегией. И, как могли, прививали ритейлерам чувство ответственности за свою репутацию, ловили их на лжи, публично корили за нарушение партнерских соглашений и нерыночное поведение. Иногда эти меры срабатывали, однако ощущение, что мы все еще имеем дело с беспризорниками, не проходило. Когда на смену росту пришел застой, ребячество никуда не испарилось. Наоборот, подчас ему становились подвержены и дистрибьюторы, до того много лет изображавшие степенных, системных и взрослых. Им, как оказалось, тоже хочется самоутверждаться через противостояние и экспансию и разок-другой-третий повести себя не по правилам.

Локальный рынок локальному рынку рознь, емкость у всех разная, однако во многих случаях агрессивный характер экспансии определялся не явной нуждой, а жестоким азартом. Открытие точек дверь-в-дверь, арендные и ценовые войны на истощение, циничный шпионаж под видом добросовестного due diligence, примитивные и эффективные схематозы выкупа бизнеса с оставлением долгов за товар на компаниях-пустышках – вот неполный перечень инструментария истинного покорителя коммерческого фармрынка последних лет. И это мы еще не коснулись проблематики взаимоотношений сетей с производителями.

Кризисы последних трех лет были подарком, вернее отсрочкой, позволившей не ощутить на себе в полной мере тренда к снижению покупательской способности и отложить на время переоценку собственной эффективности. Аптек в стране по-прежнему слишком много, доходность, с которой весной этого года заранее уж было простились даже самые хитроумные и бывалые, никуда не скрылась вопреки всем мрачным прогнозам. Градус претензий дистрибьюторов к сетям по вопросу просроченной дебиторской задолженности (если верить судебной картотеке) тоже сравнительно невысок, то есть видимого заваливания сколь-нибудь заметных участников рынка еще нет.

Тем не менее именно теперь все чаще крупные операторы сами заговаривают о необходимости выработки строгих правил, отходе от агрессивных практик и даже важности появления некой не руководящей, конечно, но сплачивающей силы над по-прежнему беспризорным (несмотря на огромное число надзирателей) рынком.

Потребность в сплочении обусловлена, вероятно, генетически и питается от советских корней аптечного дела. На этот же запрос делали ставку многие маркетинговые союзы и общественные ассоциации, но, не сумев за годы должным образом его обработать, сами превратились по итогу не в рыночную и лоббистскую силу, а, будем честны, в подобие цыганских балаганов.

Откуда тогда ждать сплочения? Оно может народиться вследствие стремительного развития сегмента E-commerce, молодого, но переживающего бурный рост. Вера в E-comm особенно укрепилась именно в этом году, когда после фактической отмены темы пандемии онлайн в фарме не угас, а только разгорелся: в первом полугодии 2022 года, по данным RNC Pharma, объем сегмента составил 142,5 млрд рублей – это столько же, сколько за весь 2020 год. Собственные маркетплейсы теперь есть у трех ведущих дистрибьюторов и всех топовых сетей. Чем не база для сплочения и создания новой модели управления в индустрии? Правда, важно помнить, что и работать с аптеками нужно гораздо плотнее, вникая в их трудности и заботы, видя в них не жадных тощих комиссионеров или бездушные ПВЗ, а игроков, чье благополучие напрямую влияет на перспективу мирного сосуществования онлайна и офлайна в фармрознице (о том, к какой эволюции E-commerce подтолкнет рынок – в интервью гендиректора «Риглы» Александра Филиппова).

Скачать рейтинг в pdf

Больше данных – в ближайшем номере журнала Vademecum. Подписаться на журнал.

топ200 аптечных сетей, рейтинг
Источник: Vademecum №4, 2022

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении