27 Июля 2024 Суббота

Торг здесь не у местных
Кирилл Седов
17 июня 2014, 14:14
3628

Горбольница решает в областном арбитраже проблему федерального масштаба – кто должен оплачивать лечение незастрахованных пациентов

Переход муниципальных медучреждений в собственность регионов может подтолкнуть клиники к выяснению финансовых отношений с бывшими учредителями. В Тольятти продолжается судебная тяжба мэрии с горбольницей, вынужденно расходующей около 3% своего бюджета на лечение иностранцев. Участники процесса разбираются, кто именно должен оплачивать оказание неотложной медпомощи в случае, если пациент не имеет полиса ОМС. Вопрос непраздный и, как выясняется, выходящий далеко за рамки бюджетирования отдельного ЛПУ. Депутат Госдумы Ирина Яровая едва ли была в курсе административно‑финансовых коллизий самарского здравоохранения, когда в конце мая предложила федеральным законом обязать гастарбайтеров оформлять медстраховку.

До 2013 года ГБУЗ Самарской области ≪Тольяттинская городская клиническая больница №5≫ подчинялось мэрии Тольятти и, как выяснилось позже, успело накопить к своему прежнему учредителю претензии финансового характера. ГКБ обвиняет мэрию в уклонении от оплаты расходов на экстренную медпомощь, которая на протяжении 2011 года исправно оказывалась горбольницей пациентам, не имеющим полиса ОМС, – всего на сумму чуть более 16,21 млн рублей. В декабре 2013 года, уже после смены учредителя, руководство ГКБ приняло решение взыскать потраченные деньги с мэрии в судебном порядке. Областной арбитраж посчитал, что указанные расходы действительно должна нести администрация муниципального образования.

Политическую значимость конфликту горадминистрации и больницы придает то, что главврач ГКБ №5 Николай Ренц занимает пост председателя комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской губернской думы, а заодно возглавляет тольяттинское отделение≪Единой России≫. Как уточнил главврач в интервью VM, больница рассчитывает взыскать расходы на лечение не иностранных, а именно российских граждан.

В доступных документах по делу гражданство поступавших в ГКБ №5 пациентов не уточнялось. Впрочем, в своей парламентской деятельности Ренц вопросы лечения мигрантов поднимал неоднократно. Около 2,5–3% бюджета возглавляемой им больницы идет на лечение иностранцев, признался Ренц коллегам-депутатам на заседании профильного комитетаоблдумы в ноябре 2013 года (то есть незадолго до подачи иска к мэрии Тольятти). Решать эти проблемы самарские депутаты вознамерились путем корректировки федерального законодательства, предложив обязать всех иностранных граждан на въезде в РФ предъявлять погранслужбе медполис, действующий на территории России. Впрочем, до конкретной нормотворческой инициативы в виде направленного в Госдуму законопроекта дело пока так и не дошло.

В суде представители мэрии ссылались на отсутствие у городской власти обязательств по оплате оказанных ГКБ услуг, а также на то, что доказательств предоставления медуслуг конкретным гражданам и соответствующего расчета затрат истец так и не представил. На этом основании мэрия готовится оспорить решение арбитража.

≪Мы поддерживаем точку зрения больницы, а больница полагает, что эти медуслуги должны быть оплачены за счет городского бюджета≫, – заявили VM в информационном управлении ТФОМС Самарской области. На вопрос, как часто областные больницы не могут добиться компенсации расходов на оказанную экстренную медпомощь, в ФОМС сообщили, что такие ситуации возникают ≪не часто, но периодически≫. В областном Минздраве к моменту сдачи номера подготовить комментарий не успели.

Закон №323-ФЗ ≪Об основах охраны здоровья граждан≫ провозглашает право граждан, не имеющих полиса ОМС, в том числе иностранцев, на получение бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, требующей неотложного вмешательства, но не указывает, каким именно образом эти расходы должны возмещаться, объясняет суть самарского конфликта управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. ≪Если полиса ОМС у пациента нет, то на практике, в случае оказания ему экстренной помощи, обязанности государства возлагаются на хозяйствующие субъекты – то есть на больницы, – говорит юрист. – Это их расходы, которые им не компенсируются. В программу госгарантий может быть включена статья о том, чтоподобные случаи требуют дополнительного финансирования из бюджета, но, насколько я знаю, регионы крайне редко прописывают эту норму≫.

В соответствии с действующим законодательством, муниципальный бюджет является плательщиком за медуслуги, которые оказываются клиниками муниципалитета гражданам, не застрахованным в ФОМС, говорит управляющий партнер Адвокатской группы ≪Онегин≫ Ольга Зиновьева, замечая, что такие расходы отнесены законодательством к бюджетным рискам. ≪Никаких законодательных пробелов здесь нет, вопрос с точки зрения законодательства достаточно урегулирован, – считает эксперт. – Проблема заключается, скорее, в отсутствии обязательных взносов в систему ОМС с иностранных граждан, что не позволяет осуществлять финансирование требующейся им медпомощи. Речь о введении обязательных отчислений, аналогичных приобретению медицинской страховки для выезжающих за рубеж российских граждан, идет несколько лет, однако практических шагов к этому не предпринимается. В связи с безусловной необходимостью оказания медпомощи иностранным гражданам наряду с российскими проблема отсутствия финансирования их лечения будет сохраняться. В свете этого формирование судебной практики по данной проблеме имеет прикладное значение≫.

Параллельно с развитием тольяттинского сюжета тема финансирования экстренной медпомощи иностранцам была актуализирована на федеральном уровне: 30 мая группа депутатов во главе с Ириной Яровой внесла в Госдуму законопроект, запрещающий юридическим лицам нанимать на работу мигрантов без патентов установленного образца. Одним из условий получения разрешительного документа должно стать наличие у гастарбайтера страховки. ≪Договор (полис) медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать иностранному гражданину предоставление первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной и экстренной формах≫, – говорится в законопроекте.

Председатель правления Лиги азербайджанцев Самарской области Ширван Керимов инициативу введения обязательного медстрахования для иностранцев поддерживает, отмечая при этом, что многие жители ближнего зарубежья приезжают в Самару специально для получения бесплатной неотложной помощи. ≪Иногда иностранные граждане сами признаются, что за аналогичную медицинскую помощь на исторической родине они заплатили бы суммы в виде взятки, в разы превышающие их расходы здесь, в Самарской области, – поясняет Керимов. – Многие женщины-мигранты из Средней Азии приезжают к нам только для того, чтобы бесплатно получить акушерскую помощь, а после родов возвращаются на родину. Российский налогоплательщик не должен из своего кармана компенсировать лечение иностранцев≫.

Переход муниципальных учреждений здравоохранения в областное подчинение, по прогнозам экспертов, умножит количество имущественных споров ЛПУ с прежними учредителями. ≪В апелляционной инстанции принятое судебное решение, видимо, устоит, – говорит о тольяттинской арбитражной тяжбе Алексей Панов. – И даже в отсутствие прецедентного права, вполне возможно, что о подобных процессах мы еще узнаем. Если бы больница сейчас по-прежнему находилась в подчинении города, то никакого иска подано бы не было≫. К слову, в том же Тольятти похожий случай был: в июне 2013 года взыскать с местной мэрии 2,89 млн рублей удалось ГКБ №1. В 2011 году она также оказывала экстренную медпомощь пациентам, не имеющим полисов ОМС, и тоже вовремя не получила денежной компенсации за оказанные услуги. В 2012 году ГКБ №1 перешла в подчинение Минздрава Самарской области.


ИСТЕЦ

«У японцев, которых много в Тольятти, с полисами все нормально»

Главврач и депутат – в поиске социальной и бюджетной справедливости

Переход тольяттинской ГКБ №5 в ведение Минздрава Самарской области финансовых проблем больницы не решил. Оплачивать расходы на экстренную помощь не застрахованным в системе ОМС пациентам по-прежнему некому. Главврач больницы и председатель комитета по здравоохранению Самарской губернской думы Николай Ренц рассказал VM о борьбе за материальное благополучие подчиненного ему ЛПУ.


– Насколько распространена проблема, поднятая вами в арбитраже?

– В Самарской области – повсеместно. Ведь пациент, не имеющий страхового полиса, – это не обязательно бомж. Этот человек может работать, но он не застрахован.

– В случае с вашей больницей, о ком идет речь – о мигрантах?

– Это люди, скажем так, в массе своей социально не адаптированные. Есть среди них и иностранцы. Дело в том, что, согласно закону «Об ОМС», человек не имеет права на оплату медпомощи за счет страховой компании, если у него нет полиса. А с другой стороны, в Российской Федерации всем, подчеркиваю, гражданам гарантирована экстренная помощь. Что касается иностранцев, то там несколько иная ситуация – они за медпомощь должны платить, но даже им неотложная медпомощь должна оказываться. И отсутствие полиса не может быть причиной отказа. Но после того как угроза жизни миновала, мы должны предъявить счет «принимающей стороне» – тому, кто сюда этого иностранца пригласил. Как вы догадываетесь, этой «стороны» чаще всего нет, и счет за лечение мы пытаемся предъявить самому пациенту, но получить деньги удается крайне редко.

В ситуации с лечением иностранцев требовать деньги с мэрии мы, по большому счету, не вправе – потому что мэрия их сюда не приглашала и оплачивать их лечение не обязана. А вот за лиц без определенного места жительства и других российских граждан без полиса ОМС, на наш взгляд, местная власть должна платить. А кто ж еще? Эти люди здесь живут.

– Ваша больница в прошлом году перешла в областное подчинение. Насколько велика вероятность, что другие больницы, сменившие собственника, последуют вашему примеру и попытаются взыскать потраченные денежные суммы с бывшего учредителя?

– Выигрывать в суде непросто. Надо еще и решиться на конфликт с властью. Опять же – прийти к мэру, постараться его убедить. Такая невнятная позиция местной власти вынудила нас, по сути, забрать эти деньги у наших горожан, у самих себя. Ведь у нас единственная строка бюджета, из которой мы можем компенсировать эти затраты, – фонд оплаты труда. Потому что медикаментов и расходных материалов мы не можем закупить меньше, чем положено.

– Сейчас, после переподчинения региону, у вас остались проблемы с оплатой расходов на оказание медпомощи пациентам, не имеющим полиса?

– Ничего не изменилось. К сожалению, в областном бюджете также нет строчки, позволяющей направить нам дополнительные средства. Фонд ОМС и страховые компании тоже не могут нам за таких пациентов заплатить.

– Поскольку проблема не снята, вы предполагаете, что придется вести подобные судебные споры с нынешним учредителем?

– Надо сначала выиграть суд у мэрии. Иначе получается: мы как будто вышли на охоту, кабана еще не застрелили, а уже думаем, как бы нам завтра опять на охоту пойти. Мэрия подала апелляцию – если выиграет, нам придется обжаловать решение в следующей судебной инстанции.

– Депутаты Самарской думы выступили с инициативой сделать оформление медполиса обязательной процедурой для всех иностранцев. Но законопроект пока так и не подготовлен.

– Да, мы дважды говорили об этом на слушаниях в Госдуме, и наши коллеги пообещали, что они эту инициативу поддержат. Но сложность вот в чем. У нас нет проблем со страхованием немцев, финнов или французов, которые к нам приезжают. И у японцев, которых много в Тольятти, с полисами все нормально. А вот с мигрантами из ближнего зарубежья – Молдавии, Закавказья, Средней Азии – проблемы. Многие из них по 10–15 лет живут в Тольятти, а полиса не имеют. Речь у нас шла о том, чтобы при въезде в Россию пограничники проверяли наличие полиса. Но эта инициатива наталкивается на серьезные препятствия в виде действующих соглашений России с другими странами – с Таджикистаном, Киргизией, не говоря уже о Казахстане и Белоруссии. Поэтому пока этот вопрос далек от решения.

– Ваши коллеги из Госдумы предложили обязать иностранных работников получать патенты, для оформления которых нужно иметь медполис. Этот законопроект готовился по инициативе самарских депутатов?

– Мне хотелось бы сказать, что это мы их на это сподвигли, но нет, я так не скажу. Наши слушания в Госдуме закончились тем, что мы договорились оценить ситуацию с разных точек зрения. Скорее всего, сейчас наши товарищи в Госдуме решили привязать к получению патента и получение медицинского полиса – с учетом нашей предыдущей дискуссии. На наш взгляд, предложенное ими решение на сегодняшний день оптимально. Единственная проблема, которую я тут вижу – появление кучи «серых» компаний, этот полис за определенное вознаграждение предоставляющих. Хотя сейчас у страховых компаний серьезные требования к основному капиталу, а потому этот риск минимален.

иностранцы, система омс, омс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении