27 Июля 2024 Суббота

Терпение и труп
Алексей Каменский Мединдустрия
4 декабря 2015, 11:58
9759

Как дистрибьютор холодильников для моргов замахнулся на их собственное производство

На рынке холодильных камер для хранения трупов зреет революция. Последний раз более‑менее серьезное обновление оборудования было здесь 20 лет назад – это больше стандартного срока жизни холодильника, а ведь поменяли тогда далеко не все, что требовалось. Сейчас Департамент здравоохранения Москвы готовит модернизацию в этой сфере, а Минстрой России разрабатывает программу создания по всей стране похоронных домов, первый из них скоро откроют в столице. Похоронные дома будут оказывать полный комплекс профильных услуг, а значит, им тоже понадобятся холодильники. Грех не воспользоваться новыми возможностями.  Компания "БиоВитрум2 решила сделать это под модной маркой импортозамещения.

За последние полвека медицинская техника довольно заметно изменилась, а российские морги по-прежнему работают по правилам, утвержденным президиумом ЦК Профсоюза медицинских работников в 1964 году. Правила, по сути, довольно просты. Они предписывают практически любой потенциальный источник инфекции засыпать хлорной известью, а по поводу хранения тел требуют: в помещении должна работать специальная холодильная установка, размер лежаков должен составлять 1,8 х 0,6 м. Морги в развитых странах почти полностью перешли на холодильники с индивидуальными камерами, но в России просторные «холодильные комнаты» сохранились даже во многих столичных моргах, рассказывает VM сотрудница похоронного агентства. До сих пор случается, что места не хватает и в комнатах, утверждает она. Так было, например, летом 2010 года, когда под Москвой горели торфяники, мэр уехал в отпуск, а уровень смертности в столице вырос более чем в полтора раза. Трупы тогда складывали просто в коридорах моргов, свидетельствует похоронный агент: «Что же поделаешь, если больше некуда было их класть. К тому же если человек умер после долгой болезни и очень исхудал, он обычно очень медленно разлагается».

Температурный вопрос

Еще хуже ситуация в судебных моргах, куда привозят трупы для судебно-медицинской экспертизы в связи с уголовным производством, рассказывает сотрудница агентства: «Не знаю, как сейчас, но еще совсем недавно в 5-й «судебке» трупы нередко складывали прямо во дворе, под навесом. И не только зимой». «В моргах дела сравнительно неплохи, – считает Дмитрий Старчик, известный специалист по пластификации (методу сохранения трупов в научных и просветительских целях путем введения в них специальных полимеров). – А в учебных заведениях холодильников не хватает просто катастрофически. В лучшем случае есть холодильные комнаты, но это устаревшая концепция». В мире изготовлением холодильников для трупов обычно занимаются компании – производители медицинского оборудования. Причем холодильники в их программе оказываются включенными в широкий спектр оборудования для моргов и патолого-анатомического – хирургических инструментов и столов для проведения вскрытия, другой медицинской мебели и прочего. Германская Kugel Medical, одна из крупнейших в стране в этой сфере, добавляет к перечисленному аналогичное оборудование для работы с трупами животных. А, например, итальянская Ceabis расширяет сферу своей деятельности за счет косметики для трупов, а также крестов, лампадок, фигурок святых. В России еще сравнительно недавно местных производителей холодильников не было вовсе.

«Когда в 90-х в Москве была реализована программа замены холодильного оборудования и обновилось большое количество моргов при больницах и судебных моргов, основным поставщиком техники стала британская компания Leec», – рассказывает Егор Майстренко, специалист по оборудованию для моргов компании «БиоВитрум». Причем Leec, вспоминают участники рынка, хоть и осуществила большую поставку, своих представителей в России не имела, так что техобслуживание новых холодильников стало большой проблемой. А кроме того, поменяли тогда далеко не все. Патолого-анатомические морги, в отличие от судебных, располагаются обычно на территории лечебных учреждений и финансируются через те же каналы, что и больницы. И в результате получают средства по остаточному принципу: сначала все же удовлетворяются интересы живых. Сейчас основная замена в других больничных подразделениях уже прошла, подходит очередь моргов. «Ходят слухи, что готовится массовая замена холодильного оборудования то ли в Москве, то ли в Московской области», – говорит Ольга Прохорова, отвечающая в петербургской компании «Поркка» за продажи холодильников для моргов. (Эти камеры «Поркка» разработала и производит на своем петербургском заводе самостоятельно, без участия финской компании Porkka.) В Москве слухи звучат конкретнее. «Сам я там не присутствовал, но знакомые из патолого-анатомической сферы рассказывали, что на коллегии Департамента здравоохранения этой осенью обсуждался вопрос обновления холодильного оборудования моргов», – рассказывает руководитель московского офиса «БиоВитрума» Олег Кокотов. Департамент здравоохранения Москвы не смог оперативно ответить на запрос VM.

Может появиться и новый класс покупателей. В Минстрое уже давно обсуждается программа создания в России похоронных домов, которые бы сосредоточили в своих руках все профильные услуги, работая по системе «одного окна». У министерства уже готов проект стандартов деятельности предприятий в ритуальной сфере, который участники рынка считают первым шагом к созданию похоронных домов. А домам этим, уверен Кокотов, без покупки холодильников никак не обойтись. В Москве созданием похоронных домов занимается ГБУ «Ритуал». Первый, площадью 3 тысячи кв.м, должен открыться в середине следующего года на Сущевском валу, сообщил недавно журналистам руководитель «Ритуала» Артем Екимов. Частные похоронные бюро не очень-то рады всем этим изменениям: монополист может запросто выдавить с рынка тех, кто не захочет с ним сотрудничать. Но производителям оборудования для моргов появление похоронных домов определенно выгодно. Вопрос – как всеми этими обнадеживающими предпосылками воспользоваться.

Телу – время

Исследовательские компании рынком медицинских холодильников не занимаются и едва ли займутся в ближайшем будущем: даже производители почти ничего не знают о своих конкурентах, структуре рынка, его объеме. В отсутствие таких данных очень приблизительно рынок можно оценить на основе демографии. За год в России умирает примерно 1,9 млн человек. Обычный срок пребывания тела в морге – три дня. Но, говорят агенты похоронных бюро, доходит и до семи дней. Если тело необходимо долго хранить для судебных процедур, его перевозят из морга в специальное трупохранилище, туда же попадают не востребованные родственниками тела. В таких трупохранилищах другие условия – глубокая заморозка, а не температура около нуля, как в моргах. Итак, возьмем среднюю цифру – пять дней. Среднее время пребывания тел в морге, скорее всего, поменьше, но ведь этот поток невозможно организовать без простоев. Итог – 9,5 млн «труподней» в год. Для размещения такого количества тел требуется 26 тысяч мест в холодильниках (9,5 млн /365). Из-за неравномерности загрузки моргов нужен, очень приблизительно, хотя бы двукратный запас – 52 тысячи мест. Что дальше? Срок службы холодильника, говорят продавцы, составляет 10–15 лет. Чтобы за этот срок произошло обновление всех мест, в год нужно закупать холодильники общей вместимостью от 3,5 до 5 тысяч мест.

Одноместные холодильники скорее исключение. Обычно в один общий корпус объединяется по вертикали от двух до пяти ячеек с общей холодильной установкой. Секции могут, в свою очередь, объединяться по горизонтали в большие блоки. Понятно, что в пятиместной камере одно место существенно дешевле, чем в одноместной. Камеры на два, три, пять, десять мест – самые распространенные, место в них стоит, в зависимости от производителя и вместимости камеры, от 60 до 400 тысяч рублей, так что ежегодный оборот рынка может вплотную подойти к 1 млрд рублей. Но эта арифметика описывает идеальный случай, когда никаких «холодильных комнат» уже не осталось и требуется только ежегодно докупать новые холодильники взамен отслуживших свой срок. По оценке Егора Майстренко из «БиоВитрума» – единственного представителя отрасли, который попытался такую оценку сделать, – годовой объем рынка сейчас составляет 150 млн рублей. Морги недополучают холодильники. Но если начнется масштабное обновление, притом что во многих моргах холодильников в современном понимании нет вовсе, обороты отрасли могут легко превысить и 500 млн рублей. Тотальное обновление, впрочем, отрасли в ближайшее время не грозит. Еще в 80-х годах, рассказывает один из продавцов, многие морги строились с расчетом на использование «холодильных комнат». Если устанавливать в них холодильники с отдельными камерами, надо переделывать все здание, иначе холодильники просто не поместятся.

Если за рубежом за подобное производство берутся в основном медицинские компании, то у нас в эту область чаще заходят с другого конца, через производство обычных холодильников. Примеров множество. МНПП «Инициатива» из Александрова Владимирской области занимается холодильными камерами для торговли пищевыми продуктами и цветами, делает оборудование для переработки мяса, копчения и вяления рыбы, даже строит небольшие бани (там ведь тоже теплоизоляция), а заодно предлагает покупателям камеры для моргов вместимостью от 2 до 15, по заказу и до 20 трупов. Двухместная александровская камера стоит 340,6 тысячи рублей, 15-местная – 806 тысяч. Компания создана выходцами из ВПК, присутствует на рынке уже 26 лет, а начинала с производства пищевого холодильного оборудования.

«ХолодПрофи» из подмосковного Талдома помоложе, создана в 2008 году, делает «все для оснащения цехов, магазинов, баров и ресторанов», а также камеры для моргов. Цены похожи – около 400 тысяч за два места, около 950 тысяч – за 15. По тому же принципу действуют Екатеринбургский завод торгового машиностроения, «Техпромторг» из Коврова, петербургская компания «Энерготрансхолод».

Производителей много, но большинство из них очень малы. Некоторые даже не имеют регистрационных удостоверений и вынуждены торговать под чужой маркой –через дилера, сумевшего оформить документы. Представитель одной из небольших компаний сообщил VM, что им приходится действовать именно таким образом, хотя в дальнейшем они собираются получить регудостоверение. Большинство игроков не раскрывают объемы своих продаж, только в компании Criodor из Санкт-Петербурга VM рассказали, что продают в год всего 10–12 камер самых ходовых размеров. Даже у самых крупных продавцов обороты не превышают нескольких десятков миллионов рублей в год. Самые крупные – это импортеры. Иностранная продукция в России представлена главным образом тремя марками – немецкой Kugel, французской Hygeco и недавно пришедшей в Россию после перерыва Leec. Продажей немецкой продукции в России последние девять лет занимается компания «Тантек». Leec продает ГК «Биолайн». А холодильниками Hygeco торгует «БиоВитрум» – единственный из импортеров, решивший наладить собственное производство.

Камерный хор

Хорошие импортные установки – это прежде всего холодильные камеры именно для моргов, а не «какие-то мультифункциональные устройства», говорит Майстренко. Некоторые российские изготовители, полагает он, исходят из предпосылки, что ничего сложного в таком производстве нет: «Берут строительные сэндвич-панели, собирают из них короб и навешивают холодильный агрегат. Свою функцию такой холодильник выполняет, но по красоте и долговечности сильно отстает от импортных аналогов». К тому же, подчеркивает Майстренко, такие холодильники часто бывают неразборные: раз смонтировав в нужном месте, разобрать их – например, чтобы вынести на время ремонта – уже очень сложно. А европейские установки, уверяет Майстренко, «собираются и разбираются как конструктор». Вот только стоят импортные холодильники более чем вдвое дороже российских, не меньше 1,9 млн за 10-местную камеру. Речь здесь идет о холодильниках европейских компаний, давно занимающихся этим бизнесом. Помимо них на рынке огромный выбор китайских холодильников для моргов, которые стоят даже дешевле российских, но покупать которые специалисты настоятельно не советуют.

«БиоВитрум» решил найти золотую середину между качественным импортом и местной продукцией. Он организовал собственное производство в Петербурге, на Васильевском острове. Это не первый производственный проект компании, медицинскую мебель она делает уже давно. Но производство холодильников – проект технологически гораздо более сложный, требуется много дополнительного оборудования. В общей сложности в проект было вложено 70 млн рублей, говорит глава столичного офиса компании Олег Кокотов. Сборка холодильников под маркой «Танартис» уже идет, но продажи еще не начались: регистрационные документы, говорит Майстренко, будут готовы до весны 2016 года. «Танартис» расположится в ценовой нише между российскими и импортными холодильниками – например, 10-местный холодильник будет стоить 950 тысяч рублей. Зато продукту не придется начинать с нуля.

«Сложившаяся репутация на рынке и хороший маркетинговый ресурс помогут «БиоВитруму» наладить продажи», – считает Майстренко. Дистрибуцию Hygeco компания будет постепенно сокращать за счет собственного производства, в перспективе останется только сервис. До кризиса весь план импортозамещения выглядел проще, признается Майстренко, но компания большую часть подготовки успела сделать до повышения курса, так что сейчас «дефицит хоть и есть, но не критичный». С учетом новой реальности компания теперь работает над снижением издержек за счет комплектующих и более широкого спектра производимого оборудования. Майстренко возлагает большие надежды на разборность своих камер. «Я сам проверял, осуществлял сборку и разборку. Особой подготовки для этого не требуется: если табуретку хоть раз в своей жизни человек собрал, сможет и холодильник, там панели с шипами, и на каждой запорное устройство с эксцентриком», – поясняет он. Олег Кокотов сообщил, что мощность завода составляет до одной многотельной холодильной камеры в день. То есть от 600 до 3,5 тысячи мест в год. Вторая из этих цифр превышает нынешнюю годовую потребность рынка, но Кокотов надеется на его рост. «БиоВитрум» – один из немногих игроков, специализирующихся именно на медицинской технике, а морги обычно заказывают не просто холодильник, а целый набор оборудования, включающий столы, каталки, хирургические инструменты. Это может помочь продажам. Но коллеги оценивают начинание критически. Импортные холодильные камеры выглядят более эстетично, чем сделанные в России, говорит Прохорова, но при этом холодильные камеры отечественного производства с функциональной точки зрения практически не уступают импортным: «Москва покупает импорт, а регионы, судя по статистике, вполне довольны камерами российского производства».

Гендиректор компании «Тантек» Андрей Дёмшин считает план «БиоВитрума» с налаживанием собственного производства довольно рискованным: «Это серьезные инвестиции, на таком маленьком рынке их трудно окупить, ведь есть и другие поставщики этой продукции, и с ними нужно будет бороться за каждого покупателя». Но если государство и правда затеет перестройку в этой сфере, импортозамещающий проект имеет неплохие шансы в нее вписаться. 

морг, импортозамещение, россия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении