27 Июля 2024 Суббота

Темнится сырой
Ольга Макаркина
4 февраля 2014, 14:43
4656

Очередной транш поправок в ФЗ-61 прошел в стороне от отраслевого сообщества

В конце января Минздрав представил на общественное обсуждение седьмую – только за последние 12 месяцев – версию изменений в федеральный закон №61 «Об обращении лекарственных средств» и в Налоговый кодекс. Авторы очередной порции новелл подчеркивали, что привлекали к работе над законопроектом экспертов и лоббистов, игроков рынка, коллег‑регуляторов. Однако большая часть замечаний отраслевого сообщества в проект по традиции не попала.

Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков в этой связи не удержался от упрека: зачем Минздрав декларирует максимальную открытость, если не принимает во внимание мнение отраслевой общественности? Шипков, в частности, ссылается на письмо директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елены Максимкиной, которая в ответ на предложения AIPM заявила, что ассоциация со своими замечаниями опоздала: законопроект уже внесен в правительство.

В действиях Минздрава Владимир Шипков видит и другое нарушение законотворческого регламента: ≪Ведомство представило в конце января на антикоррупционную экспертизу документ, не прошедший публичное обсуждение, то есть фактически речь идет о подмене текстов≫.

Исполнительный директор АОКИ Светлана Завидова предъявляет авторам законопроекта свои претензии – ≪документ лишен стройной концепции, не ясна основная цель принятия поправок≫. По мнению Завидовой, подавляющее большинство предлагаемых изменений носит несущественный, в ряде случаев косметический характер, тогда как ключевые проблемы доступности лекарственных средств остаются нерешенными.

Заместитель генерального директора STADA CIS Иван Глушков полагает, что законопроект, наконец, необходимо принять, а ряд технических нестыковок можно будет нивелировать позже. ≪Минздрав старался устранить существующие пробелы регулирования и уточнить ряд требований. Для отрасли продуктивнее будет принятие закона, а не очередная его доработка≫, – убежден Глушков.

В целом же отклики на документ негативные. Особо жесткой критике подверглась предлагаемая законопроектом трактовка термина ≪препарат сравнения≫. Под ним теперь предлагается понимать ≪зарегистрированный разработчиком лекарственный препарат с доказанными на основании собственных данных доклинических и клинических исследований качеством, эффективностью и безопасностью и используемый для оценки качества, биоэквивалентности, терапевтической эквивалентности, эффективности и безопасности лекарственного препарата≫.

Как замечает Светлана Завидова, принципиальное и крайне значимое для отрасли упущение – выпадение из трактовки понятия ≪препарат сравнения≫ термина ≪воспроизведенный≫.

≪В международной практике, а именно ее в данном случае разработчики пытаются использовать, правда, как обычно, переделав все на собственный лад, есть два понятия ≪препарата сравнения≫: reference medicinal product (≪референсный продукт≫) и comparator (≪препарат сравнения≫), – объясняет Завидова. – Первое используется в регистрации и означает именно препарат, зарегистрированный по полному регистрационному досье, биоэквивалентность которому (а никакие не эффективность, безопасность и качество) должен показать регистрируемый впоследствии дженерик. Второе понятие – comparator – используется в клинических исследованиях и включает в себя как зарегистрированный, так и незарегистрированный (исследуемый) препарат, а также плацебо, используемые как контроль в клиническом исследовании≫. Участники рынка солидарны с главой АОКИ, они прогнозируют, что потеря слова ≪воспроизведенный≫и смешение двух вышеназванных понятий могут привести к тому, что завтра чиновник, прочтя в законе такое определение, запретит использовать в КИ незарегистрированные препараты и плацебо. ≪Доказать, что законодатель на самом деле имел в виду совсем другой ≪препарат сравнения≫, имея такое определение, будет практически невозможно, – убеждена Завидова. – А значит, большая часть ММКИ, имеющих подобный дизайн, не сможет проводиться в России≫.

Впрочем, какие-то замечания отраслевых экспертов авторы ≪седьмой версии≫ все же учли – например, отказались от идеи увеличения сроков выдачи разрешений для КИ. ≪Правда, произошло это лишь после прямого указания министра о том, что сроки в российском законе не должны превышать европейских≫, – уточняет Светлана Завидова.

Крайнее недоумение участников рынка вызвала попавшая в законопроект новелла о запрете производства и ввоза в РФ лекарственного препарата в период подтверждения его государственной регистрации. Как замечает Владимир Шипков, норма предыдущей версии законопроекта, предусматривающая обращение препарата, находящегося на перерегистрации, сроком в 180 дней, была направлена на исключение дефектуры на рынке, поскольку шести месяцев вполне достаточно для организации бесперебойного обращения лекарственных препаратов. ≪Последняя версия, наоборот, создает серьезные предпосылки для образования дефектуры или перебоев в лекарственном снабжении. Как понимать подобную новеллу?≫ – спрашивает Шипков.

Старший юрист ≪Пепеляев Групп≫ Сергей Клименко, пытаясь оправдать регулятора и как-то примирить отраслевое сообщество с жесткой новацией, предлагает выход: компания, готовясь к подаче документов, просто произведет или ввезет препарат с учетом потребности на указанный период, если, конечно, позволяет запас производственных и складских мощностей. У юриста, правда, есть другой вопрос к авторам поправки – Клименко не видит эффективных инструментов контроля за исполнением моратория. ≪С одной стороны, если право на подачу документов возникает не ранее чем за два месяца до прекращения срока действия РУ, то это не такой большой срок для ограничения производства и ввоза, поскольку событие не рядовое и компания будет готовиться к любому исходу событий заранее, – говорит Сергей Клименко. – Если же потребуются дополнительные сведения для экспертизы, то срок ее в любом случае выйдет за пределы действия РУ≫.

Основная же проблема для юристов, по мнению Клименко, – это возможность эффективного оспаривания действий регулятора в условиях существования лишь двух отчетных массивов данных: одного – у компании, другого – у регулятора. В этой ситуации, прогнозирует юрист, могут возникнуть сложности, если сведения будут различаться. По его мнению, ошибка регулятора способна задержать возобновление обращения препарата на рынке после истечения срока РУ. ≪Учитывая различные примеры длительных судебных процессов, нужно принимать во внимание утрату права на возобновление регистрации после трехлетнего отсутствия препарата на рынке≫, – обозначает крайнюю степень риска применения новации Клименко.

Его коллега из ≪Пепеляев Групп≫ юрист Валентина Тиникова считает необходимым обратить внимание на важные и полезные для практики обращения ЛС положения законопроекта. Например, закрепление в законе определения владельца (держателя) регистрационного удостоверения на лекарственный препарат. В соответствии с текущей редакцией документа владельцем может быть только разработчик лекарственного средства, подавший самостоятельно или через уполномоченное им юридическое лицо документы на государственную регистрацию.

Отраслевые эксперты солидарны во мнении о том, что текущая версия поправок практически не учитывает вступления в силу с 1 января 2014 года свода требований о соответствии фармпредприятий стандартам GMP. Параллельно с обновлением ФЗ-61, полагают в отрасли, необходимо разработать и принять нормативы, гармонизирующие практики обращения и производства ЛС. ≪Для этого должен быть принят ряд подзаконных актов, устанавливающих процедуру подтверждения соответствия производства правилам GMP, создание и деятельность инспектората по подтверждению соответствия стандартам GMP, порядок аттестации уполномоченных лиц производителей и иные≫, – резюмирует Валентина Тиникова.

фз-61, закон "об обращении лекарственных средств"

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении