В провинции Гуандун 25 октября заработала первая онлайн‑больница, одобренная на высшем уровне – Комиссией по делам здравоохранения и планирования семьи (до 2013 года – китайский Минздрав). По оценкам исследования, проведенного BBC, мировой рынок телемедицины при ежегодном росте 17,7% к 2019 году достигнет $43,4 млрд, из них на удаленные услуги больниц придется до $19,5 млрд, и китайские власти не хотят оказаться на обочине прогресса.
Возраст китайской телемедицины уже превысил четверть века – в 1988 году посредством спутника впервые был установлен телемост между главной китайской военной больницей The general hospital of Chinese People's Liberation Army и немецкой клиникой для консультации по поводу сложного случая в сфере нейрохирургии. Однако в то время технология не получила широкого применения из-за скудости технической базы, а также отсутствия соответствующего госрегулирования.
Сейчас ситуация изменилась коренным образом: Китай стал крупнейшей страной в мире по количеству пользователей интернета. Согласно данным China Internet Network Information Center (CNNIC), их количество достигло 632 млн, и эта цифра продолжает стремительно расти.
В правительстве КНР решили, что настала пора заняться дистанционной медициной вплотную, для чего в конце августа 2014 года Комиссия по делам здравоохранения и планирования семьи опубликовала постановление, в котором дала определение телемедицины, а также описала, кто именно имеет право оказывать такого рода услуги.
Китайские власти полагают, что право проводить онлайн-консультации должны иметь только больницы, частнопрактикующие врачи его лишены.
Такую трактовку подтвердил адвокат из юридической компании Zhongwen Ли Бинь, которыйподчеркнул, что по факту телемедицина в КНР представляет сейчас в основном удаленное общение между больницами: если местные врачи не способны поставить точный диагноз или сомневаются в своем решении, то они обращаются за советом к более опытным специалистам из крупных медучреждений.
Услуги удаленной помощи для частных лиц должны, согласно новому закону, оказываться только из аккредитованного медучреждения, и ответственным лицом в случае ошибки врача будет именно медучреждение.
Что касается консультаций врачей на базе различных мобильных сервисов, социальных сетей, то эти вопросы в документе не отражены, видимо, китайские власти полагают, что время регулирования этого сегмента еще не настало. Все равно процесс личного осмотра пациента врачом на данном этапе развития технологий исключить невозможно, считает эксперт китайской государственной радиостанции CNR – Business Radio Фань Юань.
Тем не менее действия регулятора должны позитивно сказаться на развитии сектора, что поможет решить ряд проблем китайского здравоохранения, рассчитывают чиновники. 28 октября при поддержке American Telemedicine Association в Китае прошла первая выставка, посвященная вопросам телемедицины, где бывший заместитель министра торговли Вэй Цзяньго выразил надежду, что, в случае успешного развития в течение пяти–восьми лет, эта отрасль сформируется в крупный рынок. Для этого есть несколько предпосылок, в частности наличие в Китае регионов, где медуслуги труднодоступны ввиду сложных географических условий.
К тому же в качественной медпомощи нуждаются сельские жители, проживающие вдали от крупных городских медучреждений. Наличие в каждой деревне хотя бы одной точки доступа к интернету плюс развитая система дистанционных консультаций могли бы серьезно облегчить работу сельских врачей. Впрочем, в городах доступ пациентов к врачебным консультациям благодаря телемедицине тоже мог бы существенно упроститься и удешевиться, полагает Вэй Цзяньго.
Телемедицина может облегчить жизнь не только китайским медикам, но и больницам с иностранным капиталом, которому недавно был разрешен доступ на рынок медуслуг КНР (см. материал ≪Будда готов≫, VM #30 от 22 сентября 2014 года). Дело в том, что привезти врача-иностранца в Китай довольно сложно, необходимо оформить много разрешений и ежегодно их обновлять. Налаженная система дистанционных консультаций с иностранными специалистами помогла бы отчасти решить эту проблему. Поэтому и китайские, и иностранные специалисты с повышенным интересом наблюдают за недавно запущенным в провинции Гуандун проектом ≪Онлайн-больница≫: Вторая народная больница третьего уровня начала вести дистанционный прием пациентов.
По мнению генерального директора исследовательской компании iiMedia Research Group Чжан И, запуск этого проекта – прорыв в телемедицине. Проект ≪Онлайн-больница≫ представляет собой фактически интернет-медучреждение, запущенное на информационной платформе, разработанной Shenzhen Huatuo Online Network Ltd.
По замыслу, основной аудиторией интернет-больницы должны стать пациенты с часто встречающимися и хроническими заболеваниями, которых после первичного обследования можно амбулаторно ≪вести≫ через интернет. Обследование пациенты могут пройти в одном из 30 медицинских пунктов, расположенных в сетевых аптеках и жилых кварталах. Не так много для провинции с населением более 100 млн человек, но ведь это лишь первые шаги.
По данным одного из приемных пунктов, во время обкатки проекта за 18 дней услугами ≪онлайн-больницы≫ решили воспользоваться 84 пациента, в среднем, по плану, пропускная способность одного такого пункта должна достигать 100 человек в день. В дальнейшем пациент сможет посредством видеосвязи пройти амбулаторный прием у врача, после чего специалист либо назначит дальнейшую диагностику, либо выпишет рецепт на лекарственное средство. Для оказания консультаций в ≪онлайн-больнице≫ в интервалах с 9.00 до 12.00, с 14.30 до 17.30 и с 19.00 до 21.00 всегда дежурят четыре-пять врачей.
Планируется, что проект поможет решить проблему длительного ожидания приема специалиста, пациенту ≪онлайн-больницы≫ приходится ждать врача максимум 10 минут. Если врач выписал какие-то лекарства, после приема пациент может распечатать свой электронный рецепт и обратиться с ним в любую аптеку. Это намного удобнее, чем стоять в очередях в реальной больнице – сначала за талоном, а потом и на прием к врачу, к тому же не нужно просить отгул на работе, так как вся процедура онлайн-приема происходит на дому, приводит местная пресса слова китаянки по фамилии Ли, которая воспользовалась услугами проекта. Прием специалиста и консультации в ≪онлайн-больнице≫ пока бесплатные.
По данным совместного исследования, проведенного в 2014 году Ruder Finn и Ipsos, 60% врачей материкового Китая поддерживают развитие онлайн-медицины, а на Тайване и в Гонконге этот показатель еще выше – 86% и 91% соответственно.
По мнению экспертов, вслед за развитием таких сервисов, как ≪онлайн-больница≫, появятся и другие телемедицинские услуги, в том числе основанные на социальных сетях и мобильных приложениях, что только увеличит рынок и откроет новые возможности. По прогнозам исследовательской компании CCW Research, уже в этом году рынок мобильных услуг, так или иначе связанных со здоровьем, достигнет в КНР отметки в 2,99 млрд юаней ($484,8 млн).