27 Июля 2024 Суббота

Тбилисо обозрения
Александр Братерский Фарминдустрия
20 января 2014, 16:56
5300

Грузинская ССР снабжала весь Союз экстрактами трав

В маленькой Грузии не было крупных месторождений минерального сырья и мощной химической про­мышленности. Пришлось обходиться тем, что есть – свой фармпром республика построила на знаменитых минеральных источниках, лекарственных травах, чае и целебных глинах.

 «Я буду в течение шести недель пить по два раза в день воду и брать ежедневно теплые мине­ральные ванны... Вода очень на­поминает Виши; она щелочная, пропитана углекислотой и очень приятна на вкус», – писал в июне 1887 года своей приятельнице, русской меценатке Надежде фон Мекк композитор Петр Чай­ковский. От доброй знакомой известный композитор не скрыл и причину отъезда – врач сооб­щил ему, что печень его «несколь­ко не в порядке» и ему очень помогут минеральные воды. Речь, разумеется, шла о знаменитом грузинском курорте Боржоми. Курорт и одноименная минераль­ная вода были весьма популярны у русской аристократии: в Боржо­ми регулярно приезжали великие князья с семьями и даже царь Николай II.

После революции лечились боржомской водой и большевики, включая Сталина, а саму воду про­давали в аптеках. Ставшее крыла­тым в СССР циничное выражение «Поздно пить «Боржоми», когда почки отвалились» пародировало популярные врачебные рекомен­дации «попить боржомчик» при обострении почечных заболеваний и болезней печени. В советские времена, по данным Медицинской энциклопедии, завод по производ­ству «Боржоми» разливал около 100 млн бутылок воды в год. Про­дукция не только потреблялась внутри СССР, но и шла на экспорт в десятки стран мира.

Наличие знаменитого минераль­ного источника в сочетании с кли­матическими условиями сделало Грузию излюбленным местом санаторно-курортного лечения со­ветских граждан.

Отцом-основателем фармацевти­ческой науки в Грузинской ССР стал знаменитый ученый-фарма­цевт Иовель Кутателадзе. Он начал свою карьеру в 1901 году учеником аптекаря в городе Кутаиси, затем учился в Одессе на фармацевти­ческом отделении медицинского факультета Новороссийского университета. После окончания университета начал работать в университетской фармакологи­ческой лаборатории, где проводил опыты на кошках, изучая свойства виноградного вина.

«Исследуя химический состав виноградного вина, он устано­вил, что в процессе алкогольного брожения виноградного сока в последнем образуется органи­ческое вещество, относящееся к аминам и обладающее выражен­ным физиологическим действием. Содержание данного амина при выдерживании вина нарастает, что объясняет механизм «старения» вина», – писал украинский журнал «Достижения биологии и медици­ны» в 2011 году.

В 1921 году профессор Кутателадзе переехал в Грузию, где возглавил кафедру фармации в Тифлисском (ныне Тбилисском) университете. В результате ряда преобразований из состава университета в 1932 году выделился Научно-исследователь­ский институт фармакохимии, ко­торый и возглавил Кутателадзе.

К 1937 году институт фармакохи­мии благодаря усилиям именитого ученого и его коллег превратился в ведущий научный центр Грузии и всего СССР.

Основным научным направлени­ем в грузинской фармацевтике стало выявление и изучение расте­ний, содержащих различные био­логически активные соединения, а затем – создание на их основе новых лекарств.

Исследования института послужи­ли научной базой для грузинского объединения «Фармхимпром», куда входили семь организаций, включая ведущий в республике Тбилисский химико-фармацевти­ческий завод.

На предприятии производились такие популярные в СССР медика­менты, как танин, галловая кисло­та, желудочный сок и Дигален-нео – сердечный препарат из листьев наперстянки ржавой, растения се­мейства подорожниковых.

Тбилисский химико-фармацев­тический завод (ТХФЗ) создал немало общесоюзных лекарствен­ных брендов, например, препарат Глюферал, предназначенный для лечения эпилепсии.

К 1940 году фармацевтические заводы, расположенные на тер­ритории Грузии, производили десятки наименований фарма­цевтических препаратов из мест­ных лекарственных трав на сумму 4 млн рублей в год.

Кроме ТХФЗ на фармацевтическую промышленность не только ре­спублики, но и всего СССР работал и расположенный в Грузии Батум­ский кофеиновый завод – един­ственное такого рода предприятие в стране, производившее кофеин из отходов переработки чая.

Продукция батумского завода позволила СССР полностью прекратить закупки импортного натурального кофеина и даже начать экспорт этого алкалоида в другие страны.

На предприятии изготавливались и другие лекарственные препара­ты, например, Танин и Танальбин, которые использовались для лече­ния инфекционных заболеваний кишечника. Сырьем для них слу­жил богатый таннидами местный кустарник Скумпия кожевенная.

Среди советских ветеринарных врачей был хорошо известен грузинский препарат Филиксан, широко применявшийся для лече­ния паразитов у домашнего скота и собак, хотя он и обладал мно­жеством побочных эффектов. Его тоже получали из растительного сырья – корневищ папоротника Щитовника мужского.

Помимо растений, Кутателадзе обратил внимание на Асканское месторождение бентонитовой гли­ны. Она обладает свойством при соприкосновении с влагой раз­бухать в 14–16 раз, превращаясь в гель. На ее основе Кутателадзе разработал абсорбирующий препа­рат Тиха-аскане, применявшийся при энтероколитах и различных формах гастритов. Помимо этого, на основе бентонитовой глины грузинскими учеными в 1949 году была создана противоожоговая мазь Асканкол.

Ученые делали особый упор на то, что грузинская глина может за­менить импортные компоненты лекарств: «Дефицитные жиры и аравийская камедь, применяю­щиеся в качестве основы для мазей и эмульгатора при приготовлении эмульсий, требуются в больших количествах. Описываемый в изо­бретении коллоидный раствор асканской глины в воде вполне за­меняет жиры и аравийскую камедь при приготовлении мазей и эмуль­сий», – писали Кутателадзе и его коллега в пояснительной записке к патенту.

Спустя более 60 лет о глине Ти­ха-аскане и ее целебных свойствах по-прежнему пишут научные работы, а в Грузии на ее основе вы­пускаются таблетки Бентобол для лечения гастритов.

В 1972 году Институт фарма­кохимии возглавила известный советский фармаколог Этери Кемертелидзе, которая также сде­лала упор на развитие грузинской фитохимической науки. Для этого в институте были созданы все условия: в его распоряжении нахо­дились несколько опытных полей, где произрастали различные виды лекарственных растений. С ним тесно сотрудничала и Закавказская опытная станция Всесоюзного на­учно-исследовательского институ­та лекарственных и ароматических растений (ныне ГНУ ВИЛАР).

Кемертелидзе сама стала соавто­ром нескольких патентов на фар­мацевтические средства, включая новое лекарство Трибуспонин для борьбы с атеросклерозом, патент на который был выдан в 1977 году.

Авторы патента утверждали, что в отличие от ранее созданных пре­паратов для лечения атеросклероза Трибуспонин не имеет побочных эффектов. Сырьем для создания препарата стали листья произрас­тающего в Грузии однолетнего рас­тения Якорцев стелющихся.

Кроме больных атеросклерозом, лекарство пришлось по душе со­ветским культуристам, которые использовали Трибуспонин для увеличения мышечной массы из-за присутствия в нем диосге­нина, который имеет сходную со стероидами структуру. Они и сегодня охотятся за ним на раз­личных тематических сайтах. Кроме того, в народной медици­не считалось, что Якорцы сте­лющиеся повышают «мужскую силу», поэтому среди поклон­ников Трибуспонина оказались и грузинские ловеласы. Правда, знатоки утверждали, что для этих целей лучше подходит препарат Трибестан, который делали из тех же якорцев в социалистической Болгарии.

Трибуспонин по сей день произво­дится в Грузии и занимает почетное место среди разработок Института фармакохимии им. И.Г. Кутате­ладзе, который остается ведущим научным фармацевтическим учре­ждением современной Грузии.

Правда, среди партнеров институ­та одни европейские компании – сотрудничество с российскими фармацевтами сошло на нет после войны и разрыва дипломатических отношений с Россией в 2008 году.

Сегодня на фармацевтическом рынке Грузии доминируют между­народные компании – сказалась либерализация правил торговли импортными препаратами, прове­денная при президенте Михаиле Саакашвили.

По оценке исполнительного директора Ассоциации предста­вительств иностранных фарма­цевтических компаний и про­изводителей Грузии Ираклия Маргвелашвили, обнародованной на Фармацевтическом форуме в Москве в феврале 2013 года, объ­ем грузинского фармрынка состав­ляет около $200 млн. По данным Маргвелашвили, на нем сегодня работают 10 грузинских компа­ний с общей долей не более 15%. Остальное – у американских и ев­ропейских производителей.

Россия занимает в рейтинге ино­странных поставщиков лекарств в Грузию лишь 10-е место, хотя до 1998 года позиции нашей стра­ны были лидирующими.

Правда, российские бизнесмены питают надежды на потепление отношений с Грузией – в октябре 2013 года в стране пришел к власти новый президент Георгий Маргве­лашвили, пообещавший восста­новить «конструктивные отноше­ния» с Россией.

И, похоже, эти надежды небез­основательны – запрещенная в 2006 году из-за политических трений между странами минераль­ная вода «Боржоми» уже вернулась на полки российских магазинов, как и грузинские вина.

Российские производители ле­карств надеются на ответную лю­безность грузинских властей. Тем более что главный спонсор нового президента, миллиардер и фак­тический хозяин Грузии Бидзина Иванишвили не чужд фармбизне­су – до 2012 года ему принадлежа­ла крупная российская аптечная сеть «Доктор Столетов».

история

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении