27 Июля 2024 Суббота

«Так и оперировали – под стук строительных молотков»
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
15 декабря 2014, 18:20
6747

Как косметологи с Урала выбились в лидеры рынка эстетической медицины

Седьмого декабря 2014 года ушел из жизни основатель крупнейшего в России екатеринбургского Центра косметологии и пластической хирургии Сергей Нудельман. Он начал строить свой бизнес в 90‑е, когда открыл первую на Урале косметологическую клинику, превратившуюся со временем в многопрофильный центр эстетической медицины. Сейчас здесь ежегодно проводится более 7 тысяч операций, что позволяет частному медицинскому предприятию генерировать выручку почти в 600 млн рублей. Заместитель директора центра Марина Шапоренко и пластический хирург Евгений Коморник рассказали VADEMECUM, с чего начинал и как масштабировал свои профессиональные и предпринимательские достижения Сергей Нудельман.

– В 80-е Сергей Нудельман работал в тогда еще Свердловске челюстно-лицевым хирургом. Поче­му он вдруг решил заняться косметологией?

Марина Шапоренко: Идея лежала на поверхно­сти. В городе исторически сложилась очень сильная медицинская школа. Единствен­ное, чего у нас не было, – косметологии. Тем не менее спрос на косметологические услуги присутствовал. В поликлинике при городском шинном заводе работал небольшой кабинет косметолога – там врач удаляла папилломы, а медсестра делала чистки кожи, и даже за этим ограниченным набором услуг выстра­ивались очереди. Городская администрация начала разрабатывать идею создания полно­ценной косметологической лечебницы. Дело надо было начинать с нуля. Рассматривались разные кандидатуры, кто-то отказывался – уж очень все было зыбко и перспективы туман­ны. Молодой доктор Сергей Нудельман к тому времени проявил себя как врач, обладающий, помимо прочих талантов, организаторскими и лидерскими способностями. Он, например, лично руководил перестройкой операционно­го блока в одной из муниципальных больниц и успешно справился с задачей. Его и выбрали на роль директора той самой косметологиче­ской лечебницы.

Сначала Свердловская городская космето­логическая лечебница существовала только на бумаге – помещений не было. Ему выделили крошечный кабинетик в сдаваемом в аренду здании. Потом под будущую клинику предло­жили одноэтажное здание с затапливаемым грунтовыми водами цокольным этажом, прежде занятое туберкулезным диспансером. Главврач диспансера, показывая помещения, искренне сочувствовала Нудельману: «А весной здесь все затапливает водой по самые окна». Клинику решено было строить заново. Старое здание снесли, вырыли котлован… И тут наступил 1991 год. Нудельману сказали: «В стране обвал, какая косметология?! Забудь». Но он не отчаял­ся. Он организовывал бригады докторов и вме­сте с ними ездил на Север, в самую глубинку, где отсутствовали медицинские специалисты, они проводили приемы, консультировали, лечили. Он делал все, что в те времена было разрешено законом, но даже в самые тяжелые моменты не оставлял идеи открыть косметологическую клинику.

Вскоре общая ситуация стала улучшаться, у Сер­гея Нудельмана уже были друзья, занимающиеся бизнесом и не имеющие отношения к медицине. Было решено привлечь частный капитал, для чего пришлось образовать новое предприятие. Но это дало возможность начать и завершить строительство собственного здания для ТОО «Центр косметологии и пластической хирургии». Очевидцы рассказывали, что он лично заку­пал стройматериалы, электрику, техническое оборудование. А он вспоминал, как, лазая то ли по строительным лесам, то ли по крыше, порвал свои единственные китайские джинсы. Затем директор и главврач Нудельман стал подбирать хирургов-единомышленников. Со своим первым врачом-косметологом он съездил в Германию, откуда, кроме новой информации, привез неви­данное на тот момент приобретение – дорогие косметологические комбайны немецкого произ­водства. Врачи центра, которые до этого прини­мали пациентов в крошечном кабинетике, сидя рядом с ними на одной кушетке, почувствовали себя настоящими косметологами. Основнымипроцедурами тогда были чистки кожи, криомас­саж, а также уход. С самого начала подход был сугубо медицинским – это первый и, пожалуй, самый важный принцип косметологического предприятия, созданного доктором Нудельма­ном.

– Когда косметологическая лечебница стала тяго­теть к пластической хирургии?

Евгений Коморник: Практически сразу, как открылся центр. Пластическая хирургия как раз набирала в России популярность. А у нас с Сергеем Владимировичем уже была база работы в челюстно-лицевой хирургии, где часть эстетических проблем, пусть косвен­но, но затрагивалась. Мы попали на курсы пластической хирургии молодого доктора Владимира Виссарионова [Виссарионов с начала 1990-х по 2012 год возглавлял Инсти­тут пластической хирургии и косметологии на Ольховке. – VADEMECUM], который тогда приехал в Екатеринбург. Потом и мы отправились учиться в Москву, в Институт на Ольховке – там в течение месяца практически жили в опе­рационных, наблюдая, как работают коллеги. Нашей первой самостоятельной операцией стала блефаропластика – сначала Нудельман делал операцию на веке, я ему ассистировал, а через полчаса мы поменялись. Первое время у центра не было собственного стационара – оперировали на базе военного госпиталя, а за­тем – в городской больнице №41, да и поток пациентов был нестабильным. Но как только достроили наш стационар и у нас появилась собственная база, количество операций резко возросло. К тому времени мы уже побывали на учебе в Европе и США и знали о пласти­ческой хирургии гораздо больше. И хотя наш уровень был далек от современного, мы счита­лись довольно опытными хирургами.

М.Ш.: Сергей Владимирович начал с того, что было ему близко и базировалось на наработ­ках советской хирургии – с операций на лице. Но очень скоро стал осваивать другие типы вмешательств – например, маммопластику. Он вспоминал, как брал большую сумку, летел в Москву и возвращался с коробками им­плантатов, сначала советских, а вскоре, когда познакомился с Артемьевым [подробнее о пер­вом российском дистрибьюторе американских грудных имплантатов Александре Арте­мьеве – в материале «Жизнь замечательных грудей», VADEMECUM #36 от 10 ноября], начал закупать протезы у него, и количество операций по увеличению груди тоже стало быстро расти.

– Но ведь тогда к пластической хирургии паци­енты вряд ли относились с большим доверием, чем сегодня. Как молодой и, простите, провинци­альной клинике удалось сформировать широкую клиентскую аудиторию?

М.Ш.: У нас было конкурентное преимущество. Нудельман первым в России сделал эндоскопию лица, а клиника начала оперировать по амери­канским, «голливудским» стандартам – делать комплексные омолаживающие операции, вклю­чающие одномоментное проведение эндоскопи­ческого лифтинга лба и SMAS-подтяжки лица и шеи. В Москве такие вмешательства стали хитом омолаживающих вмешательств много лет спустя. А тогда, в 90-е, наши пациенты, приез­жая к нам, говорили, что коллеги, осуждая такой подход, снисходительно поясняли: «Это же Екатеринбург… Они там настолько безжалост­ны, что делают операции на верхней, средней и нижней третях лица и шее одновременно. На самом деле нужно оперировать сначала веки, через полгода – лоб, еще через полгода – сред­нюю зону и так далее». Однако среди тех взыска­тельных пациентов, которых не удовлетворяли возможности старых методов, комплексная омо­лаживающая пластика лица и шеи была очень востребована. В 1997-м мы запустили свой сайт, в том числе и на английском языке. Пациенты из США и Европы, где уже были наслышаны об эндоскопическом лифтинге, находили нас в интернете, знакомились с ценами и призна­вались: «Дешевле прилететь на операцию к вам в Екатеринбург, потому что у нас такое вмеша­тельство стоит в 10 раз дороже».

Е.К.: Еще одно преимущество заключалось в том, что Нудельман в конце 90-х начал па­раллельно с пластической хирургией развивать отделение постоперационной реабилитации. С самого начала структуру центра составля­ли пластическая хирургия, дерматохирургия, косметология и физиотерапия. Сама по себе реабилитация на фоне хирургии выглядела не­выгодной. Пациенты, заплатившие за операцию, не всегда были готовы потратиться еще на что-то в дополнение к ней. Поэтому стоимость сопут­ствующих процедур мы держали на минималь­ном уровне, а в некоторых случаях проводили их бесплатно. И «сарафанное радио» свою роль исполняло – все больше пациентов предпочита­ли делать пластические операции именно у нас, понимая, что здесь ими продолжат заниматься и после хирургического вмешательства.

– Как центр справлялся с общим падением дохо­дов в 1998 году?

М.Ш.: В конце 90-х отделение пластической хи­рургии центра обслуживало 120–130 пациентов ежемесячно, этого хватало на то, чтобы окупитьвсе наши затраты. Год от года, благодаря молве и целевым промомероприятиям, которые мы проводили, постоянному повышению компе­тенции врачей, пациентская аудитория росла в полтора-два раза. Поэтому кризис мы почти не почувствовали. Единственное, что пришлось сделать, так это немного снизить некоторые расходы, но в целом к тому времени у нас уже сформировалась своя аудитория, и потоки пациентов были стабильными. Мы не сокраща­ли сотрудникам зарплату, никого не уволили, конечно, немного потеряли в рентабельности, но очень скоро финансовые показатели удалось выровнять.

– Зачем Нудельману понадобилось добавлять к эстетическим медуслугам флебологию, гинекологию и другие направления?

М.Ш.: Направления развивались параллельно с тем, какие потребности возникали у наших пациентов. С 1997 года Сергей Владимиро­вич начал практиковать в клинике операции остеосинтеза для восстановления кисти. Уже тогда у нас работал хирург-флеболог, вел прием врач-гинеколог, работавший по совместитель­ству. Однако Сергей Владимирович быстро понял, что необходимо полноценное отделение со всем спектром гинекологической помощи. И в 2002 году он его открыл, предварительно поставив перед его руководителем задачу вне­дрения новейших высоких технологий, сокра­щающих время диагностики и период восста­новления после лечебных манипуляций. Такие технологии предлагала Johnson&Johnson. Мы начали работать и скоро получили сертификат J&J на проведение тренингов для гинекологов и урогинекологов по обучению джонсоновским технологиям. И тут, к слову, случился забавный момент: через интернет пришел запрос от груп­пы американских гинекологов с просьбой записать их на тренинг по джонсоновской техно­логии TVT и одновременно на обучение пласти­ке больших половых губ. Стоимость обучения пластике их устраивала, они готовы были ехать, видимо, не очень понимая, где находится Ека­теринбург. Пришлось объяснить, что обучиться у себя, в США, им будет несколько проще.

Е.К.: Дополнительные направления, есте­ственно, добавили пациентов. К середине «нулевых» нам пришлось надстраивать новые этажи. Так и оперировали – под стук строи­тельных молотков.

– На 2000-е годы пришелся пик интереса к инъек­ционным методикам в косметологии. Вы не рас­сматривали возможность снова переключиться на это направление?

М.Ш.: К инъекциям мы отнеслись осторож­но и даже во время всплеска их популярности на рынке делали их в ограниченном объеме, скрупулезно отбирая проверенные препараты и применяя по четко очерченному кругу по­казаний. Наша настороженность и сохранила репутацию клиники, в которой пластическая хирургия – основное направление. Уже в начале 2000-х мы проводили около 3 тысяч эстетиче­ских операций в год. Но на тренд мы, конечно же, отреагировали: в общем количестве меди­цинских специалистов косметологического от­деления стала увеличиваться доля врачей, а ко­личество специалистов, занятых на уходовых процедурах, наоборот, уменьшалось. Но такова, по моим наблюдениям, общая тенденция.

– Сейчас в России работают около 300 клиник пластической хирургии разных масштабов и про­филей. Вам не тесно?

М.Ш.: Конкуренция действительно возросла, но без ложной скромности, замечу, что пока ни одно из ныне действующих учреждений по­добного профиля не может сравниться с нами – ни масштабом, ни ассортиментом медуслуг. Сейчас центр занимает 5,5 тысячи кв. м, в прошлом году мы провели 7 464 операции, из которых 7 тысяч пришлись на пластическую хирургию, а остальные – на гинекологию и дру­гие вмешательства. В отделении косметологии у нас работают 16 врачей, и это для российского рынка тоже довольно значительный показатель. Сейчас мы несколько умерили промоактив­ность, поток пациентов и без того достаточно стабилен – около 50% из них формируют жители других регионов страны и зарубежных стран.

– Что изменится в центре после ухода Сергея Нудельмана?

М.Ш.: Сергею Владимировичу удалось постро­ить механизм, который слаженно работает, и обучить целую команду специалистов и по­следователей, готовых не только поддерживать созданный им бизнес, но и развивать его, идя в ногу с мировыми трендами. Он всегда стоял за безопасность и эффективность, как бы про­давцы технологий и препаратов ни пытались его прельстить коммерческими выгодами. Конеч­но, нам очень тяжело – мы лишились лидера, новатора, учителя, руководителя. Таких как он – единицы по всей стране. И мы намерены сохранить созданное им. Останавливаться мы не собираемся.

врачебная косметология, эстетическая медицина, косметология

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении