27 Июля 2024 Суббота

Свеча за упакуй
Ольга Макаркина
2 июля 2013, 11:57
4912

Российская «прописка» достанется иностранцам малой ценой

Последняя версия проекта приказа Минпромторга об определении статуса отечественного препарата появилась в марте, но чиновники говорят о желании вновь поправить документ перед тем, как его подпишет министр и зарегистрирует Минюст. Считать стадию первичной и вторичной упаковки препаратов существенным элементом локализации в министерстве готовы лишний год, вплоть до 1 января 2015 года. Как объясняют в Минпромторге, так они идут навстречу строящим свои заводы в России иностранным компаниям. Впрочем, главным образом от перенесения сроков (если существующий больше года проект приказа вообще будет принят) выиграют контрактные российские площадки.

Критерии, по которым препарат, выпущенный на территории России с использованием импортных компонентов, можно считать отечественным, Минпромторг разработал больше года назад. Схема, прописанная в проекте приказа, совсем нехитрая. По сути, она сформирована по тому же принципу, что и некогда в автопроме: каждый этап локализации – от простого к более глубокому – для производителей рассчитан на строго определенное количество лет.

Упакованную на локальных площадках продукцию авторы проекта согласны были считать отечественной вплоть до 1 января 2014 года, т. е. до символической даты перехода всего российского фармпрома на стандарты GMP. После этого срока компаниям следовало для сохранения локального статуса оформить уже полноценную регистрацию в стране – начать производство готовых лекарственных форм или организовать изготовление субстанции.

Последняя версия приказа с критериями локального статуса была представлена в марте, но быстрого принятия документа не последовало. В Минпромторге уже говорят, что будут править указанные в документе дедлайны. О переносе сроков введения в действия нормы, определяющей, что фасовка и упаковка не дают статуса локального продукта, рассказала 20 июня замдиректора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий министерства Ольга Колотилова. В министерстве предлагают пролонгировать ≪упаковочный≫ этап локализации до 1 января 2015 года.

Участники рынка говорят, что предложенный изначально Минпромторгом срок 31 декабря 2013 года показался невыгодным инвесторам, которые начали строительство предприятий в России в последние два года. ≪Эти компании могут не успеть вернуть вложенные на первом этапе локализации инвестиции. И нас не может не беспокоить, как эта ситуация скажется на инвестиционной привлекательности российского фармрынка≫, – говорит генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. Соглашается с ним и генеральный директор Stada CIS Дмитрий Ефимов: ≪Данное решение – компромиссное, и является некоторым шагом государства к западным компаниям, которые жаловались на нерыночные методы регулирования. Данное решение выгодно компаниям, которые позже остальных приступили к строительству своих заводов в России≫. Виктор Дмитриев также расценивает решение о переносе срока на один год как компромисс, хотя полагает, что и оно устроит не всех инвесторов.

Сразу несколько западных компаний завершат строительство своих заводов лишь в 2014 году. Например, Takeda также начнет выпуск продукции с 2014 года. В следующем же году намерены завершить строительство своих заводов Teva и Novartis. Согласно планам Novo Nordisk, выпуск продукции на собственных мощностях также начнется во второй половине следующего года. AstraZeneca перенесла сроки запуска производства своего завода в Калужской области на 2014 год, причем по полному циклу завод начнет работать только в 2016 – 2017 годах. Директор по корпоративным связям и работе с государственными органами ≪АстраЗенека Россия≫ Юрий Мочалин считает позицию регулятора справедливой: ≪Изменение требований и законодательства в ходе начавшегося инвестиционного процесса может негативно повлиять как на продолжение этих инвестиций, так и стать поводом для отказа от них≫.

Но в первую очередь от переноса сроков выиграют локальные контрактные площадки, даже в отсутствии явных преференций для отечественной продукции при тендерных закупках успешно заполняющие свои фасовочные и упаковочные линии продукцией зарубежных производителей. Появление любого дедлайна по статусу отечественного препарата, прописанного в нормативно-правовом акте, тем более всколыхнет спрос на услуги контрактников, уверены участники рынка. 

минпромторг, арфп, stada, колотилова

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении