Раздавая антикризисные поручения, правительство обязало Минпромторг в срок до 15 февраля обнародовать проект постановления, устанавливающего ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий за рубежом. Чиновников сжатые сроки изготовления регламента, который неформально в отрасли называют «Третий лишний», не встревожили (документ разрабатывался в министерстве два последних года), а подтолкнули к принятию без оглядки на возражения игроков рынка. Постановление правительства №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подписано и действует с 5 февраля, но вот как жить по нему – отрасль не понимает.
Ограничить закупки производимых за рубежом медицинских расходников и оборудования в Минпромторге мечтают с начала 2013 года. Первый вариант документа «Об установлении запрета на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был представлен на обсуждение в марте 2014 года.
В редакции предлагалось перекрыть доступ на рынок госзаказа более чем 60 видам медизделий – от недорогих расходных материалов до бюджетоемких 128-срезовых томографов и перинатального оборудования. Операторы рынка МИ восприняли идею в штыки и заявили об угрозе уничтожения отрасли. Прислушавшись к критическим замечаниям, летом 2014 года в Минпромторге решили перейти к практике ограничений, а не запретов, но оговорились, что будут «настаивать на приоритетных закупках отечественного оборудования». Собственно, после этого и родилась концепция «Третий лишний», которую чиновники рассчитывали реализовать одновременно при госзакупках ЛС и МИ. Теперь ограничение на допуск к закупкам касалось лишь тех изделий, аналоги которых не выпускали хотя бы два производителя, локализованных в России, Белоруссии и Казахстане. Однако пока не начался кризис, с утверждением этой версии регламента никто не спешил.
Ускорение включили одновременно с разработкой пакета антикризисных мер. И тематическое постановление правительства №102, ни с кем особо не советуясь, издали 5 февраля. Естественно, «противопожарная» редакция отличалась от прежних версий документа. Актуальный список МИ, на которые вводятся ограничения, состоит из 46 наименований, при этом протекционизм касается не отдельно взятых позиций товарной номенклатуры, а всех комбинаций, маркированных одним кодом ОКПД.
«Подписанное постановление будет способствовать развитию отечественного производства медизделий, в том числе локализованных, – обосновал решение глава Минпромторга Денис Мантуров. – Принятие таких мер, по сути, является одним из инструментов обеспечения национальной безопасности нашей страны за счет насыщения отечественной системы здравоохранения импортозамещающими медицинскими изделиями, а также будет способствовать достижению показателей присутствия отечественных медицинских изделий на внутреннем рынке до 40% к 2020 году».
В перечне по-прежнему числится широкий спектр медоборудования – от хирургических игл и медицинской одежды до 64-срезовых томографов, рентгендиагностических комплексов и имплантатов для остеосинтеза. Но превалируют в нем лабораторное оборудование и реагенты.
«Две трети продукции, вошедшей в список, относятся к инвитро-диагностике. А сегодня это, пожалуй, единственная область производства на рынке МИ, которая способна действовать с импортерами на равных – в производстве реагентов отечественные производители абсолютно конкурентоспособны», – радуется гендиректор Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагностики (АПСКЛД) Виктор Нечаев. По его мнению, «Третий лишний» скорее поможет здоровой конкуренции, чем уберет с рынка иностранцев. «Раньше, когда проходил какой-то крупный конкурс, было понятно, что выиграет импортер – эта связь между заказчиками и производителями образовывалась более 20 лет», – добавляет Нечаев.
Единственное, что может помешать сбыться мечтам отечественных производителей номенклатуры КЛД – практика закупки МИ по смешанным – до сотни позиций – лотам. В этих случаях определить право на преференцию практически невозможно. Этот упрек вслед за участниками рынка сформулировали в ФАС, выступавшей с критикой проекта:
«Третий лишний» в тендерных реалиях будет работать только на монолотах, каковых в той же инвитро-диагностике практически не бывает.
Впрочем, с той номенклатурой, которая будет разыгрываться по монолотам, может случиться другая неприятность. «Первый риск, который появляется для категории МИ, вошедшей в перечень ограничений, – снижение конкуренции», – уверен директор по вопросам правового регулирования Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Михаил Потапов. По его словам, правило «третий лишний» способно спровоцировать сговор двух отечественных производителей МИ, которые смогут «поделить рынок между собой и диктовать любые условия».
В теорию о картельном сговоре «не лишних» верят не все. Лазеек для иностранцев в постановлении столько, что размыть их долю в закупках будет непросто. «Несколько очевидных недоработок документа нивелируют его ценность для отечественного рынка МИ»,– считает руководитель комиссии по обращению медицинских изделий «Опоры России» Станислав Гольдберг.
Протекционизм был заявлен не единственной целью Минпромторга. Чиновники рассчитывали, что зарубежные игроки теперь заинтересуются глубокой локализацией производства. Обозначен и уровень желаемой локализации – 50% комплектующих. Одномоментно выйти на этот показатель невозможно, а исполнимые этапы локализации принятый в спешке документ не предлагает. Похоже, лоббисты иностранных компаний просто не успели вклиниться в нормотворческий процесс.
Представитель Philips в России и СНГ Назим Турдумамбетов высказывает общую надежду иностранцев: Правительство РФ разработает меры долгосрочного экономического стимулирования развития локального производства МИ и поддержит иностранные инвестиции и развитие рынка.
Российские производители, оценив старания правительства, попытавшегося создать преференции на торгах, тоже не могут пройти мимо непоследовательных и нескоординированных решений регуляторов. С февраля производители почувствовали на себе действие ФЗ №532, усилившего административную и уголовную ответственность за нарушения при производстве и обороте фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных МИ. «Широта формулировок закона позволяет привлечь к ответственности вполне добросовестных участников рынка. В частности, под понятие незарегистрированного МИ подпадают изделия с пороками в регистрационных удостоверениях, возникших, например, из-за ребрендинга или изменения места производства», – поясняет юрист компании Goltsblat BLP LLP Александр Муравин. По его словам, если производитель вовремя не внес изменения в регудостоверение, велик риск привлечения к ответственности: от штрафа в 5 млн рублей до приостановления деятельности на 90 дней.
Станислав Гольдберг из «Опоры России» отмечает, что отраслевые лоббисты готовятся обсудить корректировку только что принятого закона с чиновниками из Минпромторга. «Уже возникают разночтения относительно того, что является медизделием, а что нет; какие расходные материалы ввозить можно, а какие нет; и как они должны быть зарегистрированы,– рассуждает Гольдберг. – А то медучреждения уже начинают отказываться от закупки некоторых МИ».