07 Октября 2024 Понедельник

Стригучий лишних
Татьяна Равинская Мединдустрия
16 февраля 2015, 14:43
4522

Производителей медизделий поразило стремительное нормотворчество Минпромторга

Раздавая антикризисные поручения, правительство обязало Минпромторг в срок до 15 февраля обнародо­вать проект постановления, устанавливающего ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий за рубежом. Чиновников сжатые сроки изготовления регламента, который неформально в отрасли называют «Третий лишний», не встревожили (документ разрабатывался в министерстве два последних года), а подтол­кнули к принятию без оглядки на возражения игроков рынка. Постановление правительства №102 «Об уста­новлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подписано и действует с 5 февраля, но вот как жить по нему – отрасль не понимает.

Ограничить закупки производимых за рубежом медицинских расходни­ков и оборудования в Минпромторге мечтают с начала 2013 года. Первый вариант документа «Об установлении запрета на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осу­ществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был представлен на обсуждение в марте 2014 года.

В редакции предлагалось перекрыть доступ на рынок госзаказа более чем 60 видам медизделий – от недорогих расходных материалов до бюджетоем­ких 128-срезовых томографов и перинатального оборудования. Операторы рынка МИ восприняли идею в штыки и заявили об угрозе уничтожения отрасли. Прислушавшись к крити­ческим замечаниям, летом 2014 года в Минпромторге решили перейти к практике ограничений, а не за­претов, но оговорились, что будут «настаивать на приоритетных закуп­ках отечественного оборудования». Собственно, после этого и родилась концепция «Третий лишний», которую чиновники рассчитывали реализовать одновременно при госзакупках ЛС и МИ. Теперь ограничение на допуск к закупкам касалось лишь тех изделий, аналоги которых не выпускали хотя бы два производителя, локализованных в России, Белоруссии и Казахста­не. Однако пока не начался кризис, с утверждением этой версии регламента никто не спешил.

Ускорение включили одновременно с разработкой пакета антикризисных мер. И тематическое постановление правительства №102, ни с кем особо не советуясь, издали 5 февраля. Естественно, «противопожарная» редакция отличалась от прежних версий документа. Актуальный список МИ, на которые вводятся ограничения, состоит из 46 наиме­нований, при этом протекционизм касается не отдельно взятых пози­ций товарной номенклатуры, а всех комбинаций, маркированных одним кодом ОКПД.

«Подписанное постановление будет способствовать развитию отечествен­ного производства медизделий, в том числе локализованных, – обосновал решение глава Минпромторга Денис Мантуров. – Принятие таких мер, по сути, является одним из инстру­ментов обеспечения национальной безопасности нашей страны за счет на­сыщения отечественной системы здра­воохранения импортозамещающими медицинскими изделиями, а также будет способствовать достижению по­казателей присутствия отечественных медицинских изделий на внутреннем рынке до 40% к 2020 году».

В перечне по-прежнему числится широкий спектр медоборудования – от хирургических игл и медицинской одежды до 64-срезовых томографов, рентгендиагностических комплек­сов и имплантатов для остеосинтеза. Но превалируют в нем лабораторное оборудование и реагенты.

«Две трети продукции, вошедшей в список, относятся к инвитро-диагно­стике. А сегодня это, пожалуй, един­ственная область производства на рын­ке МИ, которая способна действовать с импортерами на равных – в про­изводстве реагентов отечественные производители абсолютно конкурен­тоспособны», – радуется гендиректор Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагности­ки (АПСКЛД) Виктор Нечаев. По его мнению, «Третий лишний» скорее поможет здоровой конкуренции, чем уберет с рынка иностранцев. «Раньше, когда проходил какой-то крупный конкурс, было понятно, что выиграет импортер – эта связь между заказчика­ми и производителями образовывалась более 20 лет», – добавляет Нечаев.

Единственное, что может помешать сбыться мечтам отечественных произ­водителей номенклатуры КЛД – прак­тика закупки МИ по смешанным – до сотни позиций – лотам. В этих случаях определить право на префе­ренцию практически невозможно. Этот упрек вслед за участниками рынка сформулировали в ФАС, высту­павшей с критикой проекта:

«Третий лишний» в тендерных реалиях будет работать только на монолотах, каковых в той же инвитро-диагностике практически не бывает.

Впрочем, с той номенклатурой, которая будет разыгрываться по моно­лотам, может случиться другая непри­ятность. «Первый риск, который появ­ляется для категории МИ, вошедшей в перечень ограничений, – снижение конкуренции», – уверен директор по вопросам правового регулирования Ассоциации международных произво­дителей медицинских изделий IMEDA Михаил Потапов. По его словам, пра­вило «третий лишний» способно спро­воцировать сговор двух отечественных производителей МИ, которые смогут «поделить рынок между собой и дикто­вать любые условия».

В теорию о картельном сговоре «не лишних» верят не все. Лазеек для иностранцев в постановлении столько, что размыть их долю в закупках бу­дет непросто. «Несколько очевидных недоработок документа нивелируют его ценность для отечественного рынка МИ»,– считает руководитель комиссии по обращению медицинских изделий «Опоры России» Станислав Гольдберг.

Протекционизм был заявлен не един­ственной целью Минпромторга. Чинов­ники рассчитывали, что зарубежные игроки теперь заинтересуются глубокой локализацией производства. Обозначен и уровень желаемой локализации – 50% комплектующих. Одномоментно выйти на этот показатель невозможно, а исполнимые этапы локализации принятый в спешке документ не предлагает. Похоже, лоббисты иностранных компаний просто не успели вклиниться в нормотворческий процесс.

Представитель Philips в России и СНГ Назим Турдумамбетов высказывает об­щую надежду иностранцев: Правитель­ство РФ разработает меры долгосроч­ного экономического стимулирования развития локального производства МИ и поддержит иностранные инвестиции и развитие рынка.

Российские производители, оценив старания правительства, попытавше­гося создать преференции на торгах, тоже не могут пройти мимо непосле­довательных и нескоординированных решений регуляторов. С февраля производители почувствовали на себе действие ФЗ №532, усилившего адми­нистративную и уголовную ответствен­ность за нарушения при производстве и обороте фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных МИ. «Широта формулировок закона позволяет привлечь к ответственности вполне добросовестных участников рынка. В частности, под понятие незареги­стрированного МИ подпадают изде­лия с пороками в регистрационных удостоверениях, возникших, напри­мер, из-за ребрендинга или измене­ния места производства», – поясняет юрист компании Goltsblat BLP LLP Александр Муравин. По его словам, если производитель вовремя не внес изменения в регудостоверение, велик риск привлечения к ответственности: от штрафа в 5 млн рублей до приоста­новления деятельности на 90 дней.

Станислав Гольдберг из «Опоры Рос­сии» отмечает, что отраслевые лобби­сты готовятся обсудить корректировку только что принятого закона с чи­новниками из Минпромторга. «Уже возникают разночтения относитель­но того, что является медизделием, а что нет; какие расходные материалы ввозить можно, а какие нет; и как они должны быть зарегистрированы,– рассуждает Гольдберг. – А то медуч­реждения уже начинают отказываться от закупки некоторых МИ».

ограничения, госзакупки, госзакупки медоборудования

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Мединдустрия

Сегодня, 9:00

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare