Президент США Барак Обама считает проведенную под его руководством реформу здравоохранения, получившую неформальное название Obamacare, одной из своих главных побед. Однако именно эта реформа стала объектом критики со стороны противников нынешнего главы государства. С каждым днем у республиканцев становится все больше поводов позлорадствовать. Скажем, на прошлой неделе страховая компания Aetna, третья по величине в США, объявила, что в 2017 году сузит географию продаж полисов Obamacare. Ранее аналогичное решение приняли другие мейджоры страхового рынка – Humana и UnitedHealth.
Закон о доступном медицинском обслуживании (Affordable Care Act), или Obamacare, вступил в силу в 2010 году. Смысл реформы был прост – сделать медицинскую помощь всеобщей за счет охвата страховкой всего населения США. Полисов на тот момент не имели примерно 15% жителей США – им не оплачивали страховку работодатели, и они не попадали в число получателей федеральных льгот для малоимущих или пожилых. По новому закону страховка для всех американцев стала обязательной.
Чтобы медицинская страховка имелась у наибольшего количества американцев, были предусмотрены субсидии федерального правительства, с помощью которых люди с маленькими или средними доходами могли купить страховку на специальных государственных сайтах. В 2016 году на субсидии в разном размере могут рассчитывать люди с годовым налогооблагаемым доходом от $11 770 до $47 070. При этом американцы получили право до 26 лет быть вписанными в страховку родителей.
Изначально Конгресс предполагал, что у каждого штата будет своя страховая биржа, однако некоторые штаты предпочли, чтобы систему выстраивал Вашингтон. В итоге появился федеральный сайт для покупки обязательной страховки HealthCare.gov. В принципе, октябрь 2014 года, когда заработал сайт, можно считать началом полноценной работы программы Obamacare. Сейчас жители 37 штатов могут приобрести полисы на федеральной «страховой бирже». У всех остальных штатов и Вашингтона есть свои сайты для продажи страховки, например, coveredca.com в Калифорнии или nystateofhealth.ny.gov для штата Нью-Йорк.
За первый полный год работы специальных страховых бирж – 2014-й – 8,8 млн незастрахованных купили там полисы, в 2015-м – больше 7 млн, а в 2016 году – 12,7 млн. По данным The Commonwealth Fund, около 17% пациентов покупают страховку не через госпорталы. Таких становится все меньше, потому что полисы с какими-то льготами можно купить только на специальных сайтах.
Фото: washtimes.com
В марте 2016-го Белый дом объявил, что реформа здравоохранения Obamacare продвигается успешно, и назвал ее «победой» нынешней администрации над критиками, утверждавшими, что новый закон о медстраховании потерпит неудачу и погрязнет в многочисленных судебных процессах. «Благодаря этому закону еще 20 млн американцев теперь знают о защите, предоставляемой медицинской страховкой», – заявил Барак Обама. Число незастрахованных граждан сократилось с 15% до исторического минимума в 9% от населения США.
Затратный механизм
Федеральный интернет-портал для продажи страховок стал одним из главных элементов масштабной реформы здравоохранения Обамы. К июлю 2014 года на HealthCare.gov было потрачено $840 млн, причем, по данным Счетной палаты США, из-за плохой организации работы всех подрядчиков бюджет был превышен на $150 млн. По данным Bloomberg Government, опубликованным в сентябре 2014 года, проект стоил около $2,1 млрд. В июне 2015-го президент назвал проект HealthCare.gov «документально подтвержденной катастрофой». Сейчас, через два года работы, проблемы сайта сведены к минимуму.
По опросам Kaiser Foundation, большая часть застрахованных не очень сетует по поводу того, что при покупке полиса Obamacare выбор клиник и врачей довольно ограничен. Самым большим источником недовольства пациентов является стоимость страховок.
В 2009 году, когда Обама решил провести реформу здравоохранения в разгар финансового кризиса, он оправдывал свое решение тем, что реформа здравоохранения носит экономический смысл. «Мы тратим больше $2 трлн в год на здравоохранение … . И пока, со всеми этими расходами, множество наших граждан не застрахованы», – говорил американский президент, обещая построить «систему, которая предоставит американцам лучшую медпомощь по самой низкой цене». Сделать страховку финансово доступной пока, кажется, не получилось. Основные нарекания пациентов вызывают высокие франшизы (deductibles в английской терминологии).
Держатель полиса должен каждый месяц делать страховой взнос (premium). При этом он платит за все медуслуги из собственного кармана до тех пор, пока в течение года таких платежей не наберется на определенную сумму – франшизу (deductible). По достижении этой суммы страховщик начинает частично или полностью оплачивать застрахованному медпомощь.
Стоимость страховки можно узнать на www.healthcare.gov. Например, для 40-летнего жителя Аризоны с нулевым доходом самая дешевая опция предполагает ежемесячные страховые взносы в размере $84. В этом случае франшиза составляет ни много ни мало $6 850. Пока пациент не потратит на медуслуги эту сумму, страховщик не участвует в оплате его лечения.
Во многих штатах франшизы составляют $3 тысячи и даже больше. В 2016 году по всей стране размеры франшиз выросли на $265 в среднем, или на 8,4%, что и усиливает беспокойство пациентов.
По американской Сети гуляет постер с изображением человека, обхватившего руками голову, и фразой: «До Obamacare он не мог позволить себе медицинскую страховку. После Obamacare он по-прежнему не может позволить себе медицинскую страховку, а налоговая служба еще и штрафует его за то, что он не может себе ее позволить». В 2014 году штраф за отсутствие страховки был $95, или 1% годового дохода на человека (в зависимости от того, что больше). В 2016 году он составит 2,5% от семейного дохода или $695 на человека.
Страховые прения
Сейчас увеличивающаяся стоимость страховок – основной аргумент противников реформы Обамы, большая часть которых являются республиканцами. Это противоречит идее «всеобщности» здравоохранения, говорят они. «Obamacare – это тонущий корабль. Возьмите компании по всей стране, продающие страховки, и вы увидите, что примерно у 25% из них получалось заработать на этом. И единственное, почему у них это получалось, это потому, что они устанавливали такие большие франшизы, что застрахованные так никогда и не доходили до той границы, когда на самом деле могли пользоваться страховкой. Они просто все время платили из своего кармана», – говорит республиканец Джон Баррассо, сенатор США от штата Вайоминг.
Его соратники по партии не раз пытались частично или полностью пытались заблокировать реформу Obamacare. Обама не раз предупреждал, что не допустит отмены закона. Однако в итоге обе палаты Конгресса США одобрили законопроект, отменяющий ряд положений реформы. В январе 2016 года президент наложил на него вето. «Законопроект получил мое вето, потому что он мог принести большой вред охране здоровья и финансовой безопасности миллионов американцев», – заявил Обама.
Однако его решение не убавило энтузиазм республиканцев. «60-ю голосами в сенате нам удалось продемонстрировать, что путь отказа от Obamacare открыт. Так что в следующем году, если мы отправим этот законопроект на рассмотрение президенту-республиканцу, он будет утвержден, – заявил Пол Райан, спикер Палаты представителей. – Этот закон погибнет под своим собственным весом или будет отменен». Для противников реформы первым признаком гибели Obamacare стал частичный отказ крупных страховщиков работать в системе.
Выводной курс
15 августа третья по величине в США страховая компания Aetna заявила, что в 2017 году прекратит продажи страховых полисов Obamacare в 11 из 15 штатов. Ранее аналогичное решение приняли UnitedHealth Group, самый крупный американский страховщик, и еще один гигант Humana. Все дружно говорят, что потеряли сотни миллионов долларов на продажах полисов обязательного медицинского страхования. United Healthcare, например, заявила, что в 2015 году потеряла $720 млн на страховой бирже Obamacare. По данным Bloomberg, в 2016 году UnitedHealth понесет убыток в $850 млн, в то время как Aetna, Anthem и Humana потеряют не менее чем $300 млн каждая.
Убытки страховщиков связаны с тем, что им пришлось смягчить условия предоставления полисов. В частности, страховым компаниям запретили отказывать в страховке или повышать ее стоимость для пациентов с серьезными проблемами со здоровьем. Исключением стали только курильщики. Схема страхования Obamacare, считают эксперты, вступает в противоречие со сложившейся системой частного медицинского страхования, которая предполагает, что страховщик старается избегать больных людей и привлекать здоровых. Obamacare просто высветила существующее на рынке положение вещей. Кроме того, закон заставляет страховщиков держать одни и те же цены весь год.
Фото: Getty Image
Администрация Обамы между тем полагает, что, отказываясь от участия в программе всеобщего страхования Obamaсare, страховщики теряют прекрасные возможности для развития бизнеса. Инвесторы с этим утверждением несогласны: акции крупных компаний опустились на 15–20% с середины 2015 года.
Нужно отметить, что не все игроки покидают Obamacare, некоторые даже увеличивают свое присутствие. В 2017-м Cigna, например, включит в свой список еще три штата.
Однако отсутствием конкуренции на рынке обязательного страхования обеспокоен даже Обама. В июле он предложил Конгрессу подумать о том, чтобы вместо обязательных полисов от частных компаний ввести государственные страховки в тех регионах, где обязательную страховку продают слишком мало страховщиков.
Пока, по данным консалтинговой компании Avalere Health, расклад на 2017 год таков: жители больше половины штатов смогут выбирать между максимум двумя страховыми компаниями. В 2016 году штатов с таким ограниченным выбором было на 33% меньше. В 2017-м, кстати, одному округу предстоит поставить рекорд: в Пинале (Аризона) не останется ни одной страховой компании, которая продавала бы полисы ОМС. Правда, есть небольшая вероятность, что какие-то страховые компании придут на страховую биржу до начала года.
Судьбу Obamacare должны решить выборы, которые состоятся в ноябре. В марте кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп предложил отменить Obamacare, а Хиллари Клинтон яростно отстаивает закон о всеобщем страховании. Опросы Института общественного мнения Гэллапа в мае показали, что 51% американцев вместе с Трампом хотят избавиться от Obamacare, а 48% придерживаются тех же взглядов на реформу здравоохранения, что и Клинтон.