Рынок добровольного медицинского страхования в России продолжает двигаться к стагнации. Темпы роста сегмента по итогам прошлого года оказались ниже, чем предсказывали эксперты, и по сравнению с 2012 годом сократились вдвое – до 5,8%. О том, почему замедляет рост рынок ДМС и набирают популярность медицинские продукты страхования от несчастных случаев, VM рассказала Светлана Певнева, вице‑президент ЗАО «Марш-страховые брокеры» – российской «дочки» крупнейшего в мире страхового брокера и консультанта в области управления рисками компании Marsh.
– Страховщики говорят о том, что из-за кризиса их клиенты с прошлого года начали снижать расходы на ДМС и отказываться от многих программ. Вы уже почувствовали это на компаниях, с которыми работаете?
– По нашим клиентам мы не замечаем снижения премий – существующий портфель у нас сохранился в том же объеме, что и раньше. Что касается сокращения темпов роста рынка, думаю, это связано, скорее, с тем, что сами страховщики перестали увеличивать размер премий и пролонгируют договоры без повышения или с минимально возможной индексацией тарифов. За последние два года мы не сталкивались со случаями, когда страховые компании повышали бы размер премий больше чем на 10%. При этом еще несколько лет назад ситуация была другой – страховые компании ежегодно повышали объем премий на 30–40%, а в некоторые годы и на 70%. Это было обусловлено несколькими факторами: прежде всего, медицинской инфляцией, которая у нас в стране превышала 20%, а иногда достигала и 40%, экономической инфляцией, а также показателем убыточности договоров с клиентами. Такое повышение тарифов обеспечивало рост всему рынку. Сейчас, с одной стороны, медицинская инфляция уже не так высока, с другой – основные компании уже вышли на рынок, страховщики хотят сохранить имеющихся крупных клиентов, и часто им проще не повышать тариф, чем в очередной раз участвовать в тендере, в ходе которого, скорее всего, все равно придется снизить цену.
– Когда, по вашим наблюдениям, прошел пик активности выхода крупных клиентов на рынок ДМС?
– Примерно в 2000-е годы – до этого рынок ДМС развивался очень медленно. Например, когда мы в середине 90-х годов начинали работать в России, основной задачей было обслуживание на этой территории наших международных клиентов, и мы работали преимущественно со страхованием имущества, личным страхованием, страхованием строительно-монтажных рисков, а ДМС шло как дополнение к этим услугам. Тогда этот рынок только оформлялся – не было сетевых программ ДМС, прикрепление клиентов производилось, как правило, к одной ведомственной клинике, а диспетчерский пульт, 24 часа обеспечивающий доступность медицинской помощи, для страховых компаний был ноу-хау. Всего в Москве работало не больше 10–15 клиник, в которых можно было получить необходимый объем услуг по ДМС. Клиенты не понимали, зачем им тратить деньги на этот вид страхования. Мы убеждали топ-менеджеров компаний, организовывали им экскурсии в клиники, и тендеры тогда проходили более тщательно, чем сейчас, – с обязательным выездом в офис страховой компании.
А в начале 2000-х пришло понимание, что ДМС – необходимая часть соцпакета, появилось больше коммерческих клиник. И если в 90-е годы, когда мы только начинали работать, единицы наших клиентов включали в свой соцпакет ДМС, то в 2000-е в нашем портфеле было уже 30–40 таких компаний, а сейчас у нас уже около 300 таких клиентов.
– Конкуренция среди страховщиков выросла?
– Выросла, безусловно, – каждый год на рынке появляются два-три страховщика, которые начинают формировать портфель клиентов, предоставляют очень интересные условия страхования и готовы серьезно демпинговать. С другой стороны, страхователи становятся более требовательными. Если раньше тендерыпроводились преимущественно среди новых клиентов, по новым программам, и мы сами составляли подходящую программу для страхователя, то сейчас клиенты уже знают, чего хотят, и все чаще настаивают на проведении тендера среди страховых компаний при продлении договора. Мы замечаем, например, что проводить тендеры стремятся не только наши крупные партнеры, но даже небольшие компании с количеством застрахованных от 20 до 60 человек. Можно сказать, что страхователи полюбили тендеры – иногда создается такое ощущение, что им стало нравиться даже само слово «тендер». И у брокеров, представляющих интересы компаний, конечно, сейчас становится все больше работы, связанной именно с обеспечением корпоративных процедур закупки для своих клиентов.
– Как сейчас проходит процедура тендера и выбора страховщика по ДМС?
– Иногда клиенту бывает достаточно получить срез рынка и провести сравнительный анализ нескольких предложений страховщиков, в других случаях проводится полноценный тендер. Наша работа начинается, как правило, за шесть-семь месяцев до заключения договора. Мы анализируем статистику убыточности по действующему договору со страховщиком, онлайн-анкетирование сотрудников, после этого составляем тендерное задание, и в соответствии с ним страховщики представляют свои предложения. Затем страхователь выбирает несколько из всех предложенных вариантов, и они переходят во второй тур. В конце концов определяется «финалист», мы анализируем комплект его документов и подготавливаем договор. Такие тендеры проходят регулярно – многие международные компании по регламенту должны каждые два года менять страховщика. Но значительная часть крупных клиентов все-таки предпочитают не менять страховую компанию, поскольку договор ДМС сложно перенести полностью в том же объеме на следующий год – есть большое количество нюансов, которые, как правило, не прописаны ни в основном объеме программы, ни в исключениях. В программу ДМС может входить проведение самого исследования, а материалы, необходимые для такого исследования, например, контрастные жидкости, – не включаться.
– Сегмент ДМС известен скандалами и даже судебными разбирательствами между страховыми компаниями, клиниками и клиентами как раз из-за отсутствия единых стандартов в договорах страхования. Вы как-то помогаете сторонам урегулировать конфликты уже после заключения договора?
– Обо всех проблемах между страхователями и страховщиками мы узнаем первыми. Часто страхователи предпочитают не звонить на медицинский пульт страховщика, а обращаться напрямую к нам. Поводы могут быть разнообразными. Например, недавно мне позвонил клиент и пожаловался, что в скорой, в которой везли одного из сотрудников, дуло из окна. Но мы стараемся оперативно реагировать и на такие запросы. Если чувствуем, что страсти накалены, стараемся собрать все стороны за столом переговоров и не допустить конфликта. Но до судебных разбирательств в нашей практике еще не доходило.
– Какую долю занимает брокерский канал в продажах страховщика по ДМС?
– Все зависит от страховой компании. Для страховщиков, входящих в первую двадцатку, это один из основных каналов продаж. У таких компаний уже сформировалась практика работы с нами – есть даже так называемый департамент по работе с брокерами, в котором работают люди, отвечающие за выстраивание отношений с брокерским каналом бизнеса. Исключение составляли до последнего времени «кэптивные» [от англ. captive – связанный, присоединенный. – VM] компании, но и они в последние два года начинают работать с брокерами, расширяя свой корпоративный портфель. Однако в целом Россия отстает по развитию брокерского бизнеса. Если в западных странах 80% компаний доверяют брокеру управление рисками, в том числе и по личному страхованию, то среди средних и крупных компаний, работающих в России, эта доля значительно ниже и пока не превышает 20%.
– Количество брокеров в России значительно выросло: если в 2007 году таких компаний было 20, то сейчас больше 160. Работать стало сложнее?
– Мы не чувствуем усиления конкуренции из-за количественного роста. Да, появилось много российских брокеров, но они работают преимущественно в розничном сегменте и с российскими компаниями, а тройка лидеров, сотрудничающих с крупными международными клиентами, остается прежней [по данным ФСФР, в 2012 году крупнейшими брокерами по размеру дохода в России стали «Марш-страховые брокеры», «Страховой брокер Виллис СНГ», «Аон Рус – Страховые брокеры». – VM]. Периодически мы сталкиваемся друг с другом на тендерах, которые компании организуют среди брокеров, хотя, честно говоря, считаем, что проведение таких тендеров организовано не очень эффективно. Страховщики давно работают со всеми крупными брокерами, и у них уже сформировался определенный «политический» аспект взаимоотношений с партнерами. Например, если у одного и того же страховщика запрашивают предложение сразу несколько брокеров, предоставив одинаковые документы – страховщики не дадут какому-то одному из брокеров приоритетные условия работы. Поэтому выбрать брокера путем сравнения стоимости страхования во время проведения тендера для компании невозможно.
– Насколько в сегменте ДМС развито перестрахование?
– В моей практике было только два договора перестрахования по ДМС. Обычно ДМС полностью размещается на российском рынке и не перестраховывается. Западным страховщикам это неинтересно – они понимают, что убыточность по ДМС в России очень высока и составляет от 80% до 150%.
– А какой уровень убыточности в других странах?
– В Европе он значительно ниже. Но здесь сложно сравнивать, поскольку система ДМС в России значительно отличается от европейской. Например, западная модель ДМС подразумевает оказание медицинской помощи по всему миру. В России лицензии ДМС для страховщика действуют только на территории нашей страны, и это ограничивает сегмент одной территорией и определенным количеством клиник. Кроме того, западная модель ДМС подразумевает прямое возмещение расходов клиента на медицинские услуги, а также принцип франшизы – когда человек оплачивает часть стоимости медицинских услуг самостоятельно, а расходы сверх этой минимальной суммы покрываются уже страховой компанией. Конечно, все это снижает убыточность по ДМС. В России сейчас некоторые компании начинают экспериментировать с механизмом франшизы, применяя его в основном в страховках для топ-менеджеров, но в целом российский рынок еще не готов к использованию такого механизма, и такие продукты пока сложно воспринимаются клиентами.
– За счет чего может развиваться российский рынок ДМС в ближайшие годы?
– В последнее время большую активность проявляют российские компании – сейчас в нашем портфеле уже около 10% российских клиентов, с которыми мы работаем по ДМС, а несколько лет назад их не было вообще. Значительное развитие рынка ДМС идет в регионах – у международных компаний большой объем производства и филиалы сосредоточены именно там, и мы видим, что страховщики активно работают с ЛПУ на региональных рынках. Однако там есть другая проблема – сложно найти клиники, эффективно работающие по ДМС. Ротация игроков на рынке очень высока: некоторые клиники закрываются, на их место приходят новые, переходят от схемы ДМС к ОМС и наоборот. Поэтому во время действия договора со страховщиком в регионах список ЛПУ может несколько раз меняться.
Если говорить о самих программах ДМС, то сейчас, например, все больше компаний просят включить в программу ДМС личного врача в офисе, который может два раза в неделю принимать сотрудников. Многие компании начинают включать в ДМС превентивные мероприятия, в том числе вакцинацию, офтальмологические обследования и так далее.
– Помимо ДМС, все больше страховщиков предлагают медицинские продукты в рамках страхования от несчастных случаев, например, онкострахование. С чем это связано?
– Этот процесс начался еще несколько лет назад. У клиентов росла потребность в страховых продуктах по критическим заболеваниям, таким как онкологические, сердечно-сосудистые. У многих компаний уже были реальные случаи, когда сотруднику ставили такой диагноз, и вслед за этим организовывался сбор денег на его лечение. Однако у клиник, работающих в ДМС, как правило, не было лицензий на работу со сложными критическими заболеваниями – ими занимались центры, работающие в структуре ОМС. Нужно было заполнить этот пробел. И тогда сразу несколько страховщиков вывели на рынок продукты по страхованию от заболеваний в рамках страхования от несчастных случаев. И сейчас востребованность таких страховок растет. Подобные продукты используют 40% наших клиентов – пять-шесть лет назад они были востребованы только у 10% компаний нашего портфеля. Сами программы развиваются – если пять-шесть лет назад в перечень таких программ по сердечно-сосудистым заболеваниям входили инсульт, инфаркт, аортокоронарное шунтирование, то сейчас в этих продуктах уже до 24 нозологий.
– Какие еще медицинские страховые продукты сейчас пользуются популярностью у компаний?
– Международные компании стараются приобрести комплекс страховых услуг – ДМС, страхование от критических заболеваний, страховку для выезжающих за рубеж, страхование по экстренной поликлинической помощи на территории России в случае если сотрудник уехал в командировку. Российские компании пока преимущественно ограничиваются ДМС и в меньшей степени покупают медицинские страховки в рамках страхования от несчастных случаев. Думаю, дело в том, что такие продукты покрывают и реабилитационные мероприятия, а у многих крупных российских компаний есть свои санатории, курортные базы, и как таковая реабилитация по страховке им не нужна.