27 Июля 2024 Суббота

«Страхователям стало нравиться само слово «тендер»
Ольга Гончарова
14 апреля 2014, 16:54
5185

Какие движения на рынке ДМС подмечает заинтересованный посредник

Рынок добровольного медицинского страхования в России продолжает двигаться к стагнации. Темпы роста сегмента по итогам прошлого года оказались ниже, чем предсказывали эксперты, и по сравнению с 2012 го­дом сократились вдвое – до 5,8%. О том, почему замедляет рост рынок ДМС и набирают популярность меди­цинские продукты страхования от несчастных случаев, VM рассказала Светлана Певнева, вице‑президент ЗАО «Марш-страховые брокеры» – российской «дочки» крупнейшего в мире страхового брокера и консуль­танта в области управления рисками компании Marsh.

– Страховщики говорят о том, что из-за кризи­са их клиенты с прошлого года начали снижать расходы на ДМС и отказываться от многих про­грамм. Вы уже почувствовали это на компаниях, с которыми работаете?

– По нашим клиентам мы не замечаем сниже­ния премий – существующий портфель у нас сохранился в том же объеме, что и раньше. Что касается сокращения темпов роста рын­ка, думаю, это связано, скорее, с тем, что сами страховщики перестали увеличивать размер премий и пролонгируют договоры без повы­шения или с минимально возможной индек­сацией тарифов. За последние два года мы не сталкивались со случаями, когда страховые компании повышали бы размер премий больше чем на 10%. При этом еще несколько лет назад ситуация была другой – страховые компании ежегодно повышали объем премий на 30–40%, а в некоторые годы и на 70%. Это было обуслов­лено несколькими факторами: прежде всего, медицинской инфляцией, которая у нас в стра­не превышала 20%, а иногда достигала и 40%, экономической инфляцией, а также показате­лем убыточности договоров с клиентами. Такое повышение тарифов обеспечивало рост всему рынку. Сейчас, с одной стороны, медицинская инфляция уже не так высока, с другой – основ­ные компании уже вышли на рынок, страхов­щики хотят сохранить имеющихся крупных клиентов, и часто им проще не повышать та­риф, чем в очередной раз участвовать в тендере, в ходе которого, скорее всего, все равно придет­ся снизить цену.

– Когда, по вашим наблюдениям, прошел пик активности выхода крупных клиентов на рынок ДМС?

– Примерно в 2000-е годы – до этого рынок ДМС развивался очень медленно. Например, когда мы в середине 90-х годов начинали работать в России, основной задачей было обслуживание на этой территории наших международных клиентов, и мы работали преимущественно со страхованием имущества, личным страхованием, страхованием строительно-монтажных рисков, а ДМС шло как дополнение к этим услугам. Тогда этот рынок только оформлялся – не было сетевых про­грамм ДМС, прикрепление клиентов произво­дилось, как правило, к одной ведомственной клинике, а диспетчерский пульт, 24 часа обе­спечивающий доступность медицинской помо­щи, для страховых компаний был ноу-хау. Всего в Москве работало не больше 10–15 клиник, в которых можно было получить необходимый объем услуг по ДМС. Клиенты не понимали, зачем им тратить деньги на этот вид страхова­ния. Мы убеждали топ-менеджеров компаний, организовывали им экскурсии в клиники, и тендеры тогда проходили более тщательно, чем сейчас, – с обязательным выездом в офис страховой компании.

А в начале 2000-х пришло понимание, что ДМС – необходимая часть соцпакета, появи­лось больше коммерческих клиник. И если в 90-е годы, когда мы только начинали ра­ботать, единицы наших клиентов включали в свой соцпакет ДМС, то в 2000-е в нашем порт­феле было уже 30–40 таких компаний, а сейчас у нас уже около 300 таких клиентов.

– Конкуренция среди страховщиков выросла?

– Выросла, безусловно, – каждый год на рын­ке появляются два-три страховщика, которые начинают формировать портфель клиентов, предоставляют очень интересные условия страхования и готовы серьезно демпинговать. С другой стороны, страхователи становятся более требовательными. Если раньше тендерыпроводились преимущественно среди новых кли­ентов, по новым программам, и мы сами состав­ляли подходящую программу для страхователя, то сейчас клиенты уже знают, чего хотят, и все чаще настаивают на проведении тендера среди страховых компаний при продлении договора. Мы замечаем, например, что проводить тендеры стремятся не только наши крупные партнеры, но даже небольшие компании с количеством за­страхованных от 20 до 60 человек. Можно сказать, что страхователи полюбили тендеры – иногда создается такое ощущение, что им стало нра­виться даже само слово «тендер». И у брокеров, представляющих интересы компаний, конечно, сейчас становится все больше работы, связанной именно с обеспечением корпоративных проце­дур закупки для своих клиентов.

– Как сейчас проходит процедура тендера и вы­бора страховщика по ДМС?

– Иногда клиенту бывает достаточно получить срез рынка и провести сравнительный ана­лиз нескольких предложений страховщиков, в других случаях проводится полноценный тендер. Наша работа начинается, как правило, за шесть-семь месяцев до заключения догово­ра. Мы анализируем статистику убыточности по действующему договору со страховщиком, онлайн-анкетирование сотрудников, после этого составляем тендерное задание, и в со­ответствии с ним страховщики представляют свои предложения. Затем страхователь выбира­ет несколько из всех предложенных вариантов, и они переходят во второй тур. В конце концов определяется «финалист», мы анализируем комплект его документов и подготавливаем договор. Такие тендеры проходят регулярно – многие международные компании по регламен­ту должны каждые два года менять страховщи­ка. Но значительная часть крупных клиентов все-таки предпочитают не менять страховую компанию, поскольку договор ДМС сложно перенести полностью в том же объеме на следу­ющий год – есть большое количество нюансов, которые, как правило, не прописаны ни в основном объеме программы, ни в исключениях. В программу ДМС может входить проведение самого исследования, а материалы, необхо­димые для такого исследования, например, контрастные жидкости, – не включаться.

– Сегмент ДМС известен скандалами и даже судебными разбирательствами между страховы­ми компаниями, клиниками и клиентами как раз из-за отсутствия единых стандартов в договорах страхования. Вы как-то помогаете сторонам урегулировать конфликты уже после заключения договора?

– Обо всех проблемах между страхователями и страховщиками мы узнаем первыми. Ча­сто страхователи предпочитают не звонить на медицинский пульт страховщика, а обращаться напрямую к нам. Поводы могут быть разнообразными. Например, недавно мне позвонил клиент и пожаловался, что в скорой, в которой везли одного из сотрудников, дуло из окна. Но мы стараемся оперативно реаги­ровать и на такие запросы. Если чувствуем, что страсти накалены, стараемся собрать все стороны за столом переговоров и не допустить конфликта. Но до судебных разбирательств в нашей практике еще не доходило.

– Какую долю занимает брокерский канал в про­дажах страховщика по ДМС?

– Все зависит от страховой компании. Для страховщиков, входящих в первую двадцатку, это один из основных каналов продаж. У та­ких компаний уже сформировалась практика работы с нами – есть даже так называемый департамент по работе с брокерами, в котором работают люди, отвечающие за выстраивание отношений с брокерским каналом бизнеса. Исключение составляли до последнего време­ни «кэптивные» [от англ. captive – связанный, присоединенный. – VM] компании, но и они в последние два года начинают работать с бро­керами, расширяя свой корпоративный порт­фель. Однако в целом Россия отстает по раз­витию брокерского бизнеса. Если в западных странах 80% компаний доверяют брокеру управление рисками, в том числе и по личному страхованию, то среди средних и крупных ком­паний, работающих в России, эта доля значи­тельно ниже и пока не превышает 20%.

– Количество брокеров в России значительно вы­росло: если в 2007 году таких компаний было 20, то сейчас больше 160. Работать стало сложнее?

– Мы не чувствуем усиления конкуренции из-за количественного роста. Да, появилось много российских брокеров, но они работа­ют преимущественно в розничном сегменте и с российскими компаниями, а тройка лидеров, сотрудничающих с крупными международными клиентами, остается прежней [по данным ФСФР, в 2012 году крупнейшими брокерами по раз­меру дохода в России стали «Марш-страховые брокеры», «Страховой брокер Виллис СНГ», «Аон Рус – Страховые брокеры». – VM]. Пе­риодически мы сталкиваемся друг с другом на тендерах, которые компании организуют среди брокеров, хотя, честно говоря, считаем, что проведение таких тендеров организовано не очень эффективно. Страховщики давно рабо­тают со всеми крупными брокерами, и у них уже сформировался определенный «политический» аспект взаимоотношений с партнерами. Напри­мер, если у одного и того же страховщика запра­шивают предложение сразу несколько брокеров, предоставив одинаковые документы – страхов­щики не дадут какому-то одному из брокеров приоритетные условия работы. Поэтому выбрать брокера путем сравнения стоимости страхования во время проведения тендера для компании невоз­можно.

– Насколько в сегменте ДМС развито перестра­хование?

– В моей практике было только два догово­ра перестрахования по ДМС. Обычно ДМС полностью размещается на российском рынке и не перестраховывается. Западным страхов­щикам это неинтересно – они понимают, что убыточность по ДМС в России очень высока и составляет от 80% до 150%.

– А какой уровень убыточности в других стра­нах?

– В Европе он значительно ниже. Но здесь сложно сравнивать, поскольку система ДМС в России зна­чительно отличается от европейской. Например, западная модель ДМС подразумевает оказание медицинской помощи по всему миру. В России лицензии ДМС для страховщика действуют только на территории нашей страны, и это ограничива­ет сегмент одной территорией и определенным количеством клиник. Кроме того, западная модель ДМС подразумевает прямое возмещение расходов клиента на медицинские услуги, а также принцип франшизы – когда человек оплачивает часть стои­мости медицинских услуг самостоятельно, а рас­ходы сверх этой минимальной суммы покрыва­ются уже страховой компанией. Конечно, все это снижает убыточность по ДМС. В России сейчас не­которые компании начинают экспериментировать с механизмом франшизы, применяя его в основ­ном в страховках для топ-менеджеров, но в целом российский рынок еще не готов к использованию такого механизма, и такие продукты пока сложно воспринимаются клиентами.

– За счет чего может развиваться российский рынок ДМС в ближайшие годы?

– В последнее время большую активность проявляют российские компании – сейчас в нашем портфеле уже около 10% российских клиентов, с которыми мы работаем по ДМС, а несколько лет назад их не было вообще. Зна­чительное развитие рынка ДМС идет в реги­онах – у международных компаний большой объем производства и филиалы сосредоточены именно там, и мы видим, что страховщики активно работают с ЛПУ на региональных рынках. Однако там есть другая проблема – сложно найти клиники, эффективно работаю­щие по ДМС. Ротация игроков на рынке очень высока: некоторые клиники закрываются, на их место приходят новые, переходят от схе­мы ДМС к ОМС и наоборот. Поэтому во время действия договора со страховщиком в регионах список ЛПУ может несколько раз меняться.

Если говорить о самих программах ДМС, то сейчас, например, все больше компаний просят включить в программу ДМС личного врача в офисе, который может два раза в неделю принимать сотрудников. Многие компании начинают включать в ДМС пре­вентивные мероприятия, в том числе вакцинацию, офтальмологические обследования и так далее.

– Помимо ДМС, все больше страховщиков предлагают медицинские продукты в рамках страхования от несчастных случаев, например, онкострахование. С чем это связано?

– Этот процесс начался еще несколько лет назад. У клиентов росла потребность в страхо­вых продуктах по критическим заболеваниям, таким как онкологические, сердечно-сосу­дистые. У многих компаний уже были реаль­ные случаи, когда сотруднику ставили такой диагноз, и вслед за этим организовывался сбор денег на его лечение. Однако у клиник, работа­ющих в ДМС, как правило, не было лицензий на работу со сложными критическими заболе­ваниями – ими занимались центры, работаю­щие в структуре ОМС. Нужно было заполнить этот пробел. И тогда сразу несколько страхов­щиков вывели на рынок продукты по страхо­ванию от заболеваний в рамках страхования от несчастных случаев. И сейчас востребо­ванность таких страховок растет. Подобные продукты используют 40% наших клиентов – пять-шесть лет назад они были востребованы только у 10% компаний нашего портфеля. Сами программы развиваются – если пять-шесть лет назад в перечень таких программ по сердеч­но-сосудистым заболеваниям входили инсульт, инфаркт, аортокоронарное шунтирование, то сейчас в этих продуктах уже до 24 нозологий.

– Какие еще медицинские страховые продукты сейчас пользуются популярностью у компаний?

– Международные компании стараются при­обрести комплекс страховых услуг – ДМС, страхование от критических заболеваний, страховку для выезжающих за рубеж, страхова­ние по экстренной поликлинической помощи на территории России в случае если сотрудник уехал в командировку. Российские компании пока преимущественно ограничиваются ДМС и в меньшей степени покупают медицинские страховки в рамках страхования от несчастных случаев. Думаю, дело в том, что такие продукты покрывают и реабилитационные мероприятия, а у многих крупных российских компаний есть свои санатории, курортные базы, и как таковая реабилитация по страховке им не нужна.

рынок дмс, дмс, марш-страховые брокеры, marsh

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении