27 Июля 2024 Суббота

«Стоматологи сами создают спрос на этот мусор»
Екатерина Макарова Стоматология
22 апреля 2016, 11:33
Андрей Табаков
12872

Поставщик «зубной» продукции – об источниках и потребителях фальсификата

Дистрибьюторская компания S.T.I.dent, эксклюзивный поставщик в Россию стоматологических брендов Septodont, Ultradent, EMS и других, невольно оказалась в эпицентре нынешнего «складского» скандала. Основатель и директор S.T.I.dent Андрей Табаков рассказал Vademecum о том, как нелегальная продукция попадает в оборот, кто зарабатывает на фальсификате и контрафакте и можно ли в принципе победить «серый» рынок.

– Обнаружение склада с контрафактом, в том числе с номенклатурой поставляемой S.T.I.dent продукции, стало для вас неожиданностью?

– Нет. Еще в ноябре прошлого года мы начали замечать что-то неладное: нам по гарантии стали приносить совершенно «убитую» продукцию EMS. Но реальную поддельную упаковку я взял в руки только в феврале. Мы и раньше боролись с «левыми» поставками, просто никогда это не озвучивали. Тех, кто распространял поддельный товар, вылавливали и объясняли, что так делать не надо. А в этом новом случае я рад, что, наконец, все сделали без нашего участия. Потому что в течение последних 10 лет S.T.I.dent была единственной компанией на рынке, кто отстаивал свои продукты. Все эти годы мы системно отслеживали нелегальные поставки и боролись с ними.

– Многие профильные компании называют нынешнее расследование прецедентом серьезной борьбы правоохранительных органов с нелегальными оборотом медизделий. Вы согласны с коллегами?

– Безусловно, такой резонансной истории на рынке еще не было. Но пока это единичный случай, и я не исключаю, что владельцев этого цеха в конце концов отпустят, и все вернется на круги своя буквально через два-три месяца. Например, компания просто сменит название и переедет в другой район. Ведь пока есть спрос на такой продукт, его будут предлагать. Примечательно, что не все на этом складе было подделкой. Частично эти коммерсанты занималась и официальным бизнесом. Вообще, перемешивание – «самое святое» на этом рынке.

– Как и когда на отечественном рынке появился контрафакт?

– В 90-х все было достаточно просто – сама система регистрации продукции была примитивной, всегда можно было что-то привезти из США и других стран. И к этому все в отрасли относились достаточно спокойно. Позже, когда государство стало закручивать гайки, на рынке появилась некая система: поставщики стали специализироваться на определенном типе продуктов – расходных материалах или оборудовании. Наладился процесс регистрации изделий. Но в это же время появился и «серый» рынок, на котором стали обращаться товары из других стран – Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Белоруссии, Польши, Югославии, Румынии. Мы начали встречаться с «серыми» поставщиками, разговаривать, искать компромиссы.

– То есть они поставляли поддельную продукцию ваших зарубежных партнеров?

– Нет, для нас основной проблемой всегда были даже не подделки, а «серый» импорт, в том числе так называемый реэкспорт, когда поставленные из западных стран в Восточную Европу товары отправляются в Россию. «Серые» поставки по линейке S.T.I.dent не превышают 1-2%. По масштабам нашей компании, это, конечно, немного, но если говорить о России в целом, то совокупная доля реэкспорта очень велика. Не так страшно, когда что-то ввезли один раз, страшно, когда наладили регулярные поставки. Еще хуже, когда привозят просроченный товар. В любой нормальной стране, когда сроки использования материала заканчиваются, он подлежит утилизации. Но есть много предпринимателей, в основном из числа наших бывших соотечественников, которые скупают просроченные материалы у европейских дистрибьюторов, нелегально завозят и продают их в России.

– Дело, похоже, в цене.

– Не только. Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, – продажа продукции, которая изначально не была предназначена для нашего рынка. Некоторые считают, что стоматологические материалы, поставляемые в Россию, в принципе хуже по качеству тех, что поставляются в Европу и Америку. Но это нонсенс: ни одна крупная компания-производитель не будет специально менять состав и качество поставляемого в Россию материала, это просто невыгодно. Представьте, сначала производитель активно занимается регистрацией продукта, затем – его продвижением, а это все – очень немаленькие деньги, и когда достигает успеха, вдруг начинает специально понижать качество, менять состав или размещать производство в других странах. Но это глупо! Изменение состава материала, места производства – это как минимум новое регистрационное удостоверение, или 8–12 тысяч евро. Это никому не нужно.

– Как ваши зарубежные партнеры борются с реэкспортом?

– Приведу такой пример. По классификации наших партнеров – компании Heraeus Kulzer, одного из крупнейших в мире производителей композитных материалов, Россия относится к региону Восточной Европы. Здесь уровень жизни ниже, чем в Западной Европе, и если вы будете в Восточной Европе продавать продукцию по западным ценам, то никто не будет ее покупать. Но если продавать в Восточную Европу значительно дешевле, чем в Западную, то, учитывая открытость границ ЕС, продукцию начнут перепродавать в Западную. Мои многолетние немецкие партнеры нашли самое элегантное решение – присвоили разные имена одному и тому же продукту. В Западной Европе один из наиболее популярных композитных материалов зарегистрирован ка Venus Diamond, а в Восточной – как Charisma Diamond. Это позволило компании продавать один и тот же продукт с разными наценками для разных рынков: на одном сделать его максимально дорогим, а на другом – доступным. В целом могу сказать, что крупные импортеры стараются контролировать своих дистрибьюторов, да и нормальный дистрибьютор дорожит своим именем. Вообще, практика показывает, что, чем крупнее компания, поставляющая нам товары, тем она надежнее. Особенно когда эта компания проводит какие-то мероприятия (выставки, обучение) и самое главное – не меняет ежегодно свое название.

– Были случаи, когда вы обнаруживали в своем дилерском окружении недобросовестных игроков?

– Конечно, и от сотрудничества с такими компаниями приходилось отказываться. У S.T.I.dent в 2007 году было 64 дистрибьютора, а сейчас 23, и мы никогда не гнались за количеством. Методика отслеживания несложная: на упаковке достаточно информации, чтобы понять, какому дилеру какие партии товаров принадлежат. И когда наш продукт попадает в другую страну, это быстро вычисляется. Поэтому для меня странно слышать от некоторых наших конкурентов, что они не могут понять, откуда поставляется товар. Раньше у нас в регионах было по несколько дистрибьюторов одновременно, сегодня в трех округах с нами работает одна большая дистрибьюторская компания, которая покрывает целый регион, например, в Сибири, на Юге или на Дальнем Востоке.

– Как вы поступаете, сталкиваясь с нелегитимным поведением своих дистрибьюторов?

– Сначала, конечно, выносим «первое предупреждение» – срезаем отсрочки платежа,   например. Если через полгода люди не успокаиваются, то разрываем контракты. Для меня это вопрос неуважения к чужому труду. Я сам несколько лет страдал от реэкспорта и знаю, сколько средств и здоровья тратится на раскрутку продукции. Получается, что человек что-то делает, у него есть фиксированные цены и какие-то обязательства перед производителем, и тут появляется какой-то «умник», который практически залезает к нему в карман. Потому мы крайне внимательны к своим дистрибьюторам.

– А к потребителям своих продуктов – стоматологам?

– Основная проблема, на мой взгляд, как раз в том и состоит, что стоматологи сами создают спрос на этот мусор. Если браться за ее решение, то в первую очередь нужно начинать именно с врачей и объяснять им возможные потери. Риски стоматолога по сравнению с дистрибьютором значительно выше – из-за некачественно оказанной услуги   от него начнут уходить пациенты.

– Врачи этого не понимают?

– Не все и не всегда. Многие экономически безграмотны и считают, что, если купили что-то дешевле, значит, выиграли. Получается, они не догадываются, что никто никогда просто так им не продаст дешевую продукцию. Например, стоматологу говорят: «Возьмите 10 упаковок, а 11-ю получите бесплатно». Врач приобретает 11 упаковок и просто замораживает свободные средства, которые мог бы вложить во что-то более полезное, например, в рекламу или стимулирование своих администраторов. В стоматологии достаточно легко просчитывается спрос: например, в год стоматолог может использовать в среднем четыре пломбировочных набора, но из-за того, что была скидка на 11 коробок, взял больше. Мы стараемся доносить до врача максимум информации, чтобы такого не происходило.

– У врача есть шанс не попасться на недоброкачественный продукт?

– Во-первых, всегда нужно смотреть на список официальных дистрибьюторов продукта – у любой нормальной компании на сайте такой перечень доступен, и официальных дистрибьюторов на самом деле достаточно. Кроме того, всегда можно позвонить в головную компанию, где подскажут. Никто не покупает грибы у метро – страшновато. А со стоматологией разве не так? Если врачу предлагают купить материалы без упаковки, то это заведомо «левый» продукт. За исключением того случая, когда это делает продавец в вашем присутствии, доставая отдельный продукт из набора для демонстрации. В противном случае вам будут рассказывать, что «наборы были разукомплектованы, и поэтому товары продают без упаковок». Но подумайте, куда тогда продавец подевал, например, неходовые цвета пломбировочного материала? Например, вам предлагается купить очень дешево позиции А2 и А3, но где же D3, C3, B3? Кто-то пришел и по максимальной цене купил себе 100 шприцев ненужных цветов? Так не бывает. И к врачам у меня есть вопрос: «Если вы видите, что с продуктом что-то не так, зачем вы вообще его покупаете?» Но это происходит повсеместно. На любой московской выставке зайдешь в первый зал, там все чинно и красиво – реклама, промопродукты и так далее. А потом вдруг окажешься во втором павильоне, за кулисами. И там большое количество фирм создают впечатление, что ты на Черкизовском рынке: ларьки, скотчем обмотанные коробки, неофициально ввезенного товара – половина, если не больше. Бороться с этим, просто закрыв «серые» компании, не получится. Нужно менять менталитет врачей, объяснять, зачем мы нужны друг другу.

s.t.i dent, контрафакт, продукция, фальсификат, андрей табаков
Источник: Vademecum №7, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении