"Everybody lies - все врут" говорил доктор Хаус, герой одноименного популярного сериала. Узнать реальный денежный оборот даже одной розничной аптечной сети весьма непросто. Тем более, ста крупнейших в стране. Однако добросовестный исследователь не оставит этот рынок без пристального внимания: аптечные сети растут и по количественному, и по качественному показателям. В 2011 году оборот ста крупнейших сетей составил около 200 млрд рублей, а в 2012-м уже вплотную приблизился к отметке в 300 млрд рублей. Кто входит в «золотую сотню», вы узнаете прямо сейчас из первого рейтинга VM.
Основа рейтинга Vademecum – данные исследования, проведенного нашим собственным геомаркетинговым сервисом "VМ-навигатор".
Если бы речь шла о простом ранжировании на основе неких относительных индикаторов, мы бы вообще за создание такого продукта не взялись, чтобы не быть десятыми в общем ряду вместе с прочими аналитическими компаниями. Мы решили построить наш рейтинг "по гамбургскому счету" – по выручке аптечных сетей. В конце концов, не будем кривить душой, аптека – хоть и специализированный, но все-таки розничный магазин, а значит, подходить к аптечным сетям нужно с той же меркой. Помимо выручки, информация систематизировалась с учетом еще двух основных показателей: количества торговых точек и среднемесячного оборота одного аптечного учреждения сети.
Работая над рейтингом, мы поняли, что если речь идет о конкретных деньгах, статистика очень быстро становится политикой. Мы проверяли и перепроверяли всех участников ТОП100 несколько раз. И часто сталкивались с одной и той же проблемой: слишком уж многие искажали информацию. Совсем нет сомнений в показателях только двух игроков – "Риглы" и "36,6", поскольку они предоставили аудированную отчетность. С остальными все оказалось гораздо сложнее.
Нередко предоставленные компанией данные о выручке заметно отличались (в большую сторону) от того, что тот же игрок указал в налоговой отчетности. Понятная человеческая слабость: хочется и на фоне коллег выглядеть солиднее, и налоги не переплатить, но нам что делать в таком случае? Пришлось действовать сразу в нескольких направлениях: просить объяснений у самой компании, перепроверять данные по всем юрлицам сети, опрашивать бдительных конкурентов – и так по кругу, пока не добивались правды. Это был допрос с пристрастием: респонденты за годы сотрудничества с аналитическими агентствами слишком привыкли, что им просто верят на слово и не утруждаются проверкой данных.
Порой сами сети вообще отказывали нам в предоставлении какой-либо информации. Оказывается, в некоторых организациях даже фамилия генерального директора – коммерческая тайна. Но мы не отчаивались: занимались поиском аффилированных юридических лиц, дозванивались, если было нужно, директорам аптек, изучали данные информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", собирали сведения у дистрибьюторов.
Мы принципиально отказались включать в рейтинг неформальные аптечные объединения и маркетинговые союзы, которые, по сути, не принимают участия в управлении розничным бизнесом, в том числе не имеют прямого доступа к бухгалтерской отчетности своих ассоциированных членов.
После выхода рейтинга мы рискуем оказаться в немилости не только у таких союзов. Мы были беспристрастны в оценках, но хорошо понимаем, что недовольные из числа попавших или, наоборот, не попавших в рейтинг, во-первых, обязательно будут, во-вторых, обязательно выйдут с нами на связь. А мы будем только рады. Только условимся сразу: говорите правду.
Нажмите, чтобы увеличить.