27 Июля 2024 Суббота

Сто, кто идет
Ольга Макаркина Рейтинг аптечных сетей Фарминдустрия
20 мая 2013, 16:26
13154

"Золотая сотня" аптечных сетей России-2012

"Everybody lies - все врут" говорил доктор Хаус, герой одноименного популярного сериала. Узнать реальный денежный оборот даже одной розничной аптечной сети весьма непросто. Тем более, ста крупнейших в стране. Однако добросовестный исследователь не оставит этот рынок без пристального внимания: аптечные сети растут и по  количественному, и по качественному показателям. В 2011 году оборот ста крупнейших сетей составил около 200 млрд рублей, а в 2012-м уже вплотную приблизился к отметке в 300 млрд рублей. Кто входит в «золотую сотню», вы узнаете прямо сейчас из первого рейтинга VM.

Основа рейтинга Vademecum – данные исследования, проведенного нашим собственным геомаркетинговым сервисом "VМ-навигатор".

Если бы речь шла о простом ранжировании на основе неких относительных индикаторов, мы бы вообще за создание такого продукта не взялись, чтобы не быть десятыми в общем ряду вместе с прочими аналитическими компаниями. Мы решили построить наш рейтинг "по гамбургскому счету" – по выручке аптечных сетей. В конце концов, не будем кривить душой, аптека – хоть и специализированный, но все-таки розничный магазин, а значит, подходить к аптечным сетям нужно с той же меркой. Помимо выручки, информация систематизировалась с учетом еще двух основных показателей: количества торговых точек и среднемесячного оборота одного аптечного учреждения сети.

top100_2013_Zmeya.jpg

Работая над рейтингом, мы поняли, что если речь идет о конкретных деньгах, статистика очень быстро становится политикой. Мы проверяли и перепроверяли всех участников ТОП100 несколько раз. И часто сталкивались с одной и той же проблемой: слишком уж многие искажали информацию. Совсем нет сомнений в показателях только двух игроков – "Риглы" и "36,6", поскольку они предоставили аудированную отчетность. С остальными все оказалось гораздо сложнее.

Нередко предоставленные компанией данные о выручке заметно отличались (в большую сторону) от того, что тот же игрок указал в налоговой отчетности. Понятная человеческая слабость: хочется и на фоне коллег выглядеть солиднее, и налоги не переплатить, но нам что делать в таком случае? Пришлось действовать сразу в нескольких направлениях: просить объяснений у самой компании, перепроверять данные по всем юрлицам сети, опрашивать бдительных конкурентов – и так по кругу, пока не добивались правды. Это был допрос с пристрастием: респонденты за годы сотрудничества с аналитическими агентствами слишком привыкли, что им просто верят на слово и не утруждаются проверкой данных.

Порой сами сети вообще отказывали нам в предоставлении какой-либо информации. Оказывается, в некоторых организациях даже фамилия генерального директора – коммерческая тайна. Но мы не отчаивались: занимались поиском аффилированных юридических лиц, дозванивались, если было нужно, директорам аптек, изучали данные информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", собирали сведения у дистрибьюторов.

Мы принципиально отказались включать в рейтинг неформальные аптечные  объединения и маркетинговые союзы, которые, по сути, не принимают участия в управлении розничным бизнесом, в том числе не имеют прямого доступа к бухгалтерской отчетности своих ассоциированных членов.

После выхода рейтинга мы рискуем оказаться в немилости не только у таких союзов. Мы были беспристрастны в оценках, но хорошо понимаем, что недовольные из числа попавших или, наоборот, не попавших в рейтинг, во-первых, обязательно будут, во-вторых, обязательно выйдут с нами на связь. А мы будем только рады. Только условимся сразу: говорите правду.

Нажмите, чтобы увеличить.

top100_2013_01.jpg

розница, аптечная сеть, рейтинг
Источник: Vademecum №1, 2013

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении