Реформировать лабораторную службу в последние пару лет начали в десятке регионов. Модернизация ведется разными методами, в том числе с использованием общепринятых механизмов ГЧП. Но особенно нестандартно к амбициозной задаче подошли в Волгоградской области, где в июле будет завершен уже второй этап реформы: состоится открытие новой централизованной микробиологической и молекулярно‑биологической лаборатории, в оснащение которой, сообщили участники рынка и подтвердили в Комитете здравоохранения региона, вкладывались частные инвесторы. Однако обнаружить партнера областного правительства по данному ГЧП – компанию «ОМБ», принадлежащую основателям группы «Инвитро», – оказалось непросто. Еще сложнее понять, как частник собирается отбивать вложения.
Созданием в Волгоградской области современной централизованной лабораторной службы губернатор Бочаров озаботился в 2015 году, когда подобный проект взялись реализовывать в Краснодарском крае. Долго завидовать кубанцам, правда, не пришлось, ибо те далеко ускакать в деле реформирования своей службы не успели: на созданный при ДГКБ №1 города Краснодара единый лабораторный центр вот уже год сыплются жалобы, а выполняет он, по данным Минздрава Краснодарского края, лишь 8% от общего объема исследований в регионе. В Волгограде, изучив чужой опыт, решили не спешить и не брать на себя весь груз ответственности за создание единого лабораторного комплекса, а разделить риски с частным инвестором. Комитет по здравоохранению Волгоградской области предложил провести реформу лабораторной службы в три этапа: сначала запустить основную лабораторию, затем – микробиологическую, а к 2018 году ввести в эксплуатацию дополнительное исследовательское подразделение в отдаленном районе области. И вот в начале 2016 года на базе консультационно-диагностической поликлиники №2 в Волгограде открылась главная лаборатория. «Созданный за счет частных инвестиций единый диагностический лабораторный центр (182 млн рублей) был в 2015 году подготовлен к открытию и заработал в январе 2016 года», – подвел итог губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров в годовом отчете. Известно, что центр принимает биоматериал из всех поликлиник Волгограда, Волжского и 22 районных больниц – всего из 62 учреждений. Мощность действующего в лабораторном центре оборудования – 12 тысяч исследованных пробирок в день, а общее количество завершенных исследований за 2016 год – 5,3 млн, уточнили по просьбе Vademecum в комитете здравоохранения Волгоградской области. Впрочем, ни из официального отчета губернатора, ни из комментария комитета невозможно узнать, кто были те инвесторы, что потратили 182 млн рублей на реализацию первого этапа реформы. Никаких соглашений о подобном ГЧП в открытых источниках Vademecum обнаружить не удалось. В комитете не видят в этом ничего странного: «Основой создания централизованной лаборатории Волгоградской области стало государственно-частное партнерство. Между частным инвестором и администрацией области подписано Соглашение о намерениях, в соответствии с которым разработан проект технологического решения централизации. В соответствии с проектом технологического решения инвестор осуществил ремонтные работы в помещениях лаборатории и установил оборудование, необходимое для выполнения лабораторных исследований <…> На текущий момент времени централизованная лаборатория не является объектом концессии».
Частным инвестором проекта, как выяснил Vademecum, стал крупнейший поставщик реагентов для лабораторных исследований – ООО «ОМБ». Основные владельцы структуры, согласно данным СПАРК-Интерфакс, – это учредители холдинга «Инвитро» Валентин Дороничев, Владимир Куликовский и Александр Островский, каждому из которых принадлежит 31% компании. Еще 7% ООО владеет гендиректор «ОМБ» Михаил Кузовлев (он также выступает бизнес-партнером основателей «Инвитро» по компании «Нейропроджект», занимающейся поставками расходных материалов и оборудования для нейрохирургических вмешательств в госучреждения). Общий объем вложений «ОМБ» в волгоградскую лабораторную службу может достичь 600 млн рублей.
Замдиректора департамента по специальным проектам «ОМБ» Валерия Третьякова говорит, что компания заключила с администрацией области инвестиционный контракт, по которому поставляет в регион оборудование, и организует его сервисное обслуживание. Ответные обязательства правительства области Третьякова не раскрывает. Впрочем, отдельные детали контракта Vademecum смог обнаружить в презентации «Проекта централизации лабораторной службы региона» главного внештатного специалиста по КЛД Волгоградской области Алексея Воронкова. На одном из слайдов он указал, что частный инвестор отдает области автоматические анализаторы на условиях безвозмездной аренды на пять лет и чинит в случае поломки. Опрошенные Vademecum эксперты указывают, что подобная форма проекта централизации лабораторной службы к ГЧП, претенденты на которое проходят обязательный конкурсный отбор, никакого отношения не имеет. «Скорее всего, частный инвестор мог получить за оснащение центральной лаборатории право на поставку лабораторных реагентов под предлогом их уникальности либо на период гарантийного срока, – рассуждает медицинский директор B.Braun Avitum Russland Clinics Валерий Шило. – Вообще подобные схемы продажи были популярны лет пять назад, но сегодня сошли на нет, потому что никакой безвозмездной аренды не существует. Если вы обратитесь в Федеральную антимонопольную службу с вопросом, возможна ли безвозмездная аренда оборудования со стороны государства на условиях бесконкурсной закупки расходных материалов для этих аппаратов, ФАС ответит: «Нет».
В ФАС России Vademecum подтвердили, что возможные параметры подобного соглашения содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Выгода «ОМБ» от партнерства с волгоградской администрацией с виду кажется еще более эфемерной хотя бы потому, что данная компания с запуском первой очереди центральной лаборатории в 2016 году так и не стала ее официальным поставщиком, хотя прежде в других регионах регулярно участвовала в подобных государственных торгах. Реагенты и расходные материалы в ЦКЛД в прошлом году поставляли две компании – «Волгомед» и «Биолайн». В первый же год эти поставщики выдавили с рынка бывшего реагентного монополиста ГУП «Волгофарм», поделив на двоих весь «лабораторный» госзаказ на сумму 165 млн рублей. В 2017 году снабжением Центральной лаборатории занялись уже трое – в компанию «Волгомеда» и «Биолайна» затесалось еще одно ООО – «Биохиммед». У трех структур неожиданно нашлось много общего. Например, у «Биолайна» и «Биохиммеда» один и тот же генеральный директор – Вероника Шумигай, а у «Биохиммеда» и «Волгомеда» – идентичные электронные адреса и номера телефонов в учетных карточках ЕГРЮЛ.
В Комитете здравоохранения Волгоградской области, тем не менее, считают, что частный партнер внакладе не остался. «Одна из важных преференций для инвестора – демонстрация эффективной работы службы и качественной работы оборудования в целях дальнейшего масштабирования проекта на другие регионы», – говорится в официальном ответе региональных чиновников на запрос Vademecum.